Октябрь 2020 / Хешван 5781

Уроки 95-99

95 Глас взывает (III)

Кто столь мудр, чтобы постичь возвышенность человека, разделяющего бедствия Общины Израиля? Даже о несчастье одного из нас мудрецы Талмуда сказали: «Когда человек страдает, какие слова произносит Б-жественное присутствие? – Тяжело Моей голове, тяжело Моей руке»[1]. Писание прямо говорит об этом: «Не вмещает Его душа тягот Израиля»[2], и Раши объясняет: «Всевышний содрогается от страдания, которое испытывает из-за бедствий Израиля»[3]. Вдумайтесь в эти потрясающие слова – ведь они – источник высказывания наших мудрецов: «Когда человек страдает, какие слова произносит Б-жественное присутствие? – Тяжело Моей голове, тяжело Моей руке»[4]. И вот, это было уже после их раскаяния, – как говорится в книге Судей, – и их тяготы были только телесными, а не духовными. Отсюда мы можем заключить сколь тяжко страдание Б-га, если только можно такое сказать, когда Его сыновья грешат и не задумываются о раскаянии, а тем более, если грех охватил многих в Израиле.

Как велика любовь Всевышнего к Общине Израиля! Самое упрощенное сравнение, которое приходит на ум, – это любовь отца к своему дорогому сыну. Однако в действительности Б-жественную любовь к людям ничему нельзя уподобить, поскольку качества Всевышнего безграничны: «Любовью великой Ты возлюбил нас, Г-сподь, Б-г наш, милосердием великим и безграничным окружил нас»[5].

Из этого следует, что тот, кто содеял благо Общине Израиля, если только можно такое сказать, оказал добро Всевышнему, облегчив Его страдания. Поэтому мы находим в книге Судей: «И был на нем (Отниэле) дух Б-га, и судил он Израиль…»[6] Раши объясняет: «Отниэль удостоился величия, в заслугу защиты еврейского народа»[7].

И вот, заступаться за Общину Израиля необходимо именно так, как это сделал Моше рабейну в час пробуждения Б-жественного гнева после греха золотого тельца. Сказал ему Всевышний: «И ныне оставь Меня, и воспылает Мой гнев на них, и Я истреблю их, и сделаю тебя великим народом. И обратился Моше к лику Г-спода, Б-га своего, и сказал: почему, Г-сподь, воспылает Твой гнев на Твой народ, который Ты вывел из земли египетской великой силой и крепкой рукой?»[8] Благодаря этой заслуге Моше удостоился возглавлять еврейский народ на протяжении сорока лет. И то же самое мы находим в книге Судей о Гидеоне: «И обратился к нему Г-сподь, и сказал: иди с этой силой твоей и спаси Израиль от рук мидьянитян, ведь Я посылаю тебя»[9]. Раши объясняет: «В заслугу твоего стремления оправдать Моих сыновей»[10]. И наделенному мудростью этого достаточно, чтобы понять, сколь важно сочувствие даже к одному человеку в его беде, а тем более – ко многим, поскольку этим мы, если только можно такое сказать, оказываем милость Самому Всевышнему.

Нам уже случалось говорить об удивительном рассуждении нашего учителя, благословенной памяти, о величайших мудрецах Мишны: «Они сохранили всю Тору…»[11] Из этого следует, что если невозможно помочь в обретении заслуг всей Общине, иногда добро, оказанное отдельным людям, становится заботой обо всем народе. Поэтому если мы прислушиваемся один к другому и волнуемся друг о друге, и «когда один упадет, другой его поднимет», – кто может оценить значимость нашего доброго отношения к ближнему? Ведь тем самым, если только можно такое произнести, человек оказывает милость Самому Всевышнему[12]!

И об этом сказано: «Тогда говорили друг с другом трепещущие перед Г-сподом; и внимал Г-сподь, и слушал, и записаны были их слова в книгу памяти пред Ним для трепещущих перед Г-сподом и чтущих имя Его»[13]! Всевышний не только слушает праведников, но и записывает их слова в книгу памяти, и более того, сказано «пред Ним», то есть, если только можно такое сказать, слова вознесенных людей остаются навечно перед глазами Г-спода. Об этом говорится и в нашей недельной главе Мишпатим: «И узрели они Б-га Израиля, и под ногами Его подобие кирпича из сапфира, и как сами Небеса в чистоте»[14]. Раши разъясняет этот стих Торы: «Кирпич из сапфира был перед глазами Всевышнего все время рабства в Египте для напоминания Себе о страданиях Его народа, стонущего от тяжкого труда по изготовлению кирпичей»[15], и вспомните, что мы говорили об этом[16].

Я обрадовался тому, что смог записать данное рассуждение именно сейчас, при изучении текущей недельной главы. Удивителен смысл этого стиха Торы, и теперь ты сможешь понять, сколь велика идея «Тогда говорили друг с другом трепещущие перед Г-сподом…»[17]

Существуют ли границы радости для желающих нам добра с возвышенным намерением? Но нужно очень опасаться, чтобы, упаси Б-г, не проявить небрежность в служении Небесам. Ведь ленивый причиняет вред не только себе, но и вводит в грех многих других, аналогично тому, как препятствие в обретении заработка приравнивается к нанесению ущерба. И такой человек, упаси Б-г, многих толкает на преступление.

Необходимо предельно стремиться к тому, чтобы наши деяния освящали имя Творца, и тогда, если только можно так сказать, мы удостоимся оказать Ему милость. И тем более следует неустанно и внимательно следить за тем, чтобы, упаси Б-г, не осквернить имя Всевышнего, как это разъясняется в Талмуде в трактате Йома: «Что такое осквернение имени Г-спода? – Ситуация, когда товарищи стыдятся поступка своего ближнего. Сказал Абайе: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим»[18] – еврею заповедовано сделать все от него зависящее для того, чтобы творения любили Б-га. Если он изучает Письменную и Устную Тору, прислуживает мудрецам, честно ведет дела с людьми и желает им добра, – что о нем говорят творения? – Счастье его отцу, учившему его Торе, счастье его учителю, учившему его Торе! Горе людям, которые не учат Тору! Этот человек изучает Тору, и посмотрите, сколь красивы его пути и насколько возвышенны деяния! О нем сказано в Писании: «Ты – раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!»[19] Тот же, кто не изучает Тору Письменную и Устную, не прислуживает мудрецам, не честен в делах и не желает добра людям, – что творения говорят о нем? Горе его отцу, учившему его Торе, горе его учителю, учившему его Торе! Этот человек изучает Тору, но посмотрите, как порочны его деяния и сколь ужасны его пути! О нем сказано в Писании: «И пришли они к народам, куда были изгнаны, и осквернили имя святое Мое, ибо говорили о них: народ Г-спода – они, и из Земли Его вышли»[20]»[21]. И поступающий так не только приносит зло людям, но и причиняет страдание Б-жественному присутствию, если только можно такое сказать: «Тяжело Моей голове, тяжело Моей руке»[22]. Да одарит меня Милосердный и да приблизит меня к служению Себе, чтобы мы освятили Его имя и наступил покой в высших и в нижних мирах!

Этой мысли необходимо отвести особое место в молитве, что в действительности сделать не сложно, и именно по этой причине вся молитва составлена во множественном числе: дабы напомнить каждому, что он должен ощущать единство со своим народом и заботиться о нем, по словам наших мудрецов: «Пусть человек всегда будет связан с Общиной Израиля»[23]. Это означает, что забота о людях должна стать для него первичной задачей, а собственные нужды – второстепенными.

И даже если из-за множества наших грехов мы далеки от такого духовного уровня, все же необходимо понимать, что в этом сущность всей мудрости.

96 Глас взывает (IV)

Послушайте, мои дорогие и верные друзья, с которыми мы сблизились, следуя путями Торы и укореняя в наших сердцах Учение Мусар! И в Доме Учения в Кельме, и в Гробине, и в Ковно прекрасные молодые люди с юности изучают Тору в духе Мусара. Да благословит вас Б-г и да дарует вам успех и в этом, и в Грядущем мире!

Путник, идущий по многолюдной мощеной дороге, не нуждается в попутчиках. Но в незаселенных местах, где немало разбойников и грабителей, нельзя выходить в путь одному. Следует присоединиться к большому каравану, и чем больше в нем будет людей, тем лучше. В последнее время, и в особенности в нашем поколении, пути Торы стали заброшенными и опасными. Поэтому я решил: пойду я к своим верным с давних времен товарищам, и мы соберем наше знание воедино, поможем друг другу, пусть даже находясь вдалеке, изучать Тору в духе Мусара, и вместе спасемся от грабителей и разбойников, подстерегающих нас на пути.

Девятого Ава при чтении «Кинот» меня взволновала мысль о том, чему посвящены все оплакивания, собранные в этой книге. Великие в своей мудрости скорбели о разрушении Храма, вспоминая произошедшие там бедствия. Но сейчас мне не по силам подробно рассказывать об этом из-за моего нездоровья, да не случится такого с вами. Да смилуется над нами Б-г и да приблизит нас к служению Себе. Поэтому я буду краток, и изучающий вникнет и поймет, что я хочу сказать.

Нам была показана разрушительная сила греха – пределы, до которых доходит его способность притягивать наказание, когда переполняется чаша преступления, совершаемого, упаси Б-г, без жалости и милосердия, в жестокости гнева. Мы должны понять: если даже в этом мире, где свойство Суда Всевышний опередил качеством Милосердия, все же так велика мощь греха и его способность навлечь наказание на нарушающих Б-жественную волю, каким же карающим оно проявится в мире Воздаяния! Что случится с теми, чей приговор, упаси Б-г, будет к обвинению, а не к оправданию? Ведь не щадят грешника при исполнении приговора! Ужас охватит того, кто задумается о разрушительной силе греха. И если так строго была наказана вся Община, то кара отдельному человеку, упаси Б-г, тем более будет ужасной[24].

И второе, о чем следует задуматься при чтении «Кинот»: насколько внимательно каждый должен следить за тем, чтобы не дать воли своим желаниям, ибо из-за этого он более не будет причислен к человечеству и исчезнет навек[25]. Проклятый злодей Тит, да будет стерто из памяти его имя, был охвачен непреодолимым желанием разрушить Б-жественный Храм, и с Небес ему позволили это сделать. Этому нечестивцу стоило задуматься, почему именно в тот час ему не воспрепятствовали в этом с Небес, ведь «Не верили цари земли и все обитатели вселенной, что неприятель и враг войдет во врата Иерусалима»[26]. Очевидно, что причиной бедствия Святой Земли стал грех!

Однако непреодолимая мощь желания Тита, подобного понесшей лошади, заставила его сделать то, на что не решился бы даже самый большой глупец. «Если слабый наверху, а сильный внизу, то сильный боится слабого, – тем более следует страшиться слабому, если сильный наверху»[27]! Невозможно поверить, что этот проклятый злодей, да будет стерто его имя, занес свою нечестивую руку на Небеса в гневе и злобе, совершенно утратив человеческий облик! Упиваясь мыслями о воплощении своей мечты, он решил, что причина всему этому – его собственные силы. Поэтому нужно научиться усмирять желания и избегать страшного заблуждения: «И скажешь ты в сердце своем: сила моя и мощь моей руки принесли мне это богатство»[28]. Это следовало бы разъяснить намного более подробно, но наделенный разумом поймет, что я имею в виду.

И вот, мудрецы Талмуда сказали в трактате Йома: «Что явилось причиной разрушения Первого Храма? Три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А из-за чего был разрушен Второй Храм, – ведь в те дни еврейский народ изучал Тору, соблюдал заповеди и отличался милосердием к ближнему? – Из-за беспричинной ненависти друг к другу. Рабби Йоханан и рабби Элиэзер сказали: во времена Первого Храма преступления были явными, и потому был известен срок завершения изгнания. Но в период Второго Храма грех не был очевиден, а потому не был определен и срок окончания изгнания. Это сообщает тебе, что беспричинная ненависть – столь же тяжкое преступление, как идолопоклонство, разврат и убийство вместе взятые»[29]. Этому есть исчерпывающее и глубочайшее объяснение, но сейчас я не в силах много писать.

Из-за множества наших грехов это преступление все еще совершается в нашей среде, и даже обладающие возвышенными духовными качествами, стремящиеся быть милосердными и помогать ближнему и избегающие гордыни, все же не могут уберечься от тяжкого преступления – радоваться неудаче товарища. Им досадно, когда другой достигает величия и почета и удостаивается благословения. А ведь Тора напрямую повелевает: «И возлюби ближнего своего, как самого себя»[30]. И это – основа всех возвышенных духовных качеств – «великий принцип в Торе»[31] и путь к ее трепетному исполнению[32]. И если мы не утруждаем себя стараниями обрести любовь к ближнему, то несомненно, упаси Б-г, падем в преисподнюю ненависти к людям, ибо к этому человек склонен по своей природе, и в особенности если его характер не отличается добрыми чертами. Влекомые ненавистью, такие люди все свои дни проводят в идолопоклонстве, разврате, кровопролитии и других тяжких грехах!

И вот, сейчас приближаются дни Суда и вынесения приговора. И мы уже сказали, что по опасным дорогам нужно продвигаться не одному, а вместе с караваном. Поэтому на весь предстоящий год нам надлежит принять решение как можно внимательнее исполнять предписывающую заповедь Торы «И возлюби ближнего своего, как самого себя»[33]. Сделав это, мы станем частью Общины Израиля, а это самый надежный караван!

Дорогие мои братья и друзья! Я нашел тому простое и легкое средство, и надеюсь, что оно будет полезным. Однако врач прописывает лекарства, только если полностью убедится в том, что они действительно помогают. И вот, я открыл для себя книгу святого человека «Томер Двора». И хотя я и раньше изучал ее, но тогда мое сердце не было понимающим, а глаза –  прозорливыми, как сказано: «И не дал вам Г-сподь сердца, чтобы понять, и глаз, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать, до сего дня»[34]. Ведь если мы недостаточно вникаем в изучаемое, то не осознаем того, что видим, и не задумываемся над тем, что слышим.

Но когда мои глаза раскрылись для восприятия этой книги, я осознал несомненную пользу от ее постоянного изучения в одно и то же время, которое нельзя пропускать. И также необходимо размышлять о предписывающей заповеди Торы «И возлюби ближнего своего, как самого себя»[35], обдумывать все мысли, возникающие в связи с этой заповедью, и уделить этому внимание в молитве, например: «…и Твои законы…», связать с повелением: «На всех твоих путях знай Его, и Он выпрямит твои стези»[36]; «…и Твое милосердие…», – представить Б-жественное управление миром: «И встанет (Машиах), и править будет силой Г-спода, величием Г-спода, Б-га своего, и жить будет, ибо ныне возвеличен Он будет до краев земли»[37]; слова «…и Твою Тору и Твои слова поместит на сердце свое…» воспринять как требование следовать путями благословенного Б-га. Произнося благословение «Отстраивающий Иерусалим», следует задуматься о причине разрушения Святого Города, – и об этом говорилось выше. Каждому необходимо размышлять над тем, что он может исправить, как ему углубить изучение Торы и усилить любовь к людям. Я советую внимательно изучать книгу «Томер Двора» на постоянном уроке, который ни в коем случае нельзя пропускать – и результаты этого не заставят себя долго ждать.

Если мы объединим наши усилия и пойдем одним караваном, занимаясь этим все вместе, каждый – там, где он находится, то надеюсь, это будет огромной заслугой для всех нас, и мы удостоимся записанного и запечатанного оправдательного приговора в Дни Суда, приходящие к нам для нашего блага, среди всей Общины Израиля.

Моим дорогим друзьям от меня, вашего доброго товарища…

Я был предельно краток в изложении, хотя даже это мне было очень трудно сделать, но я все же записал свои размышления, поскольку они могут привести к грандиозным результатам. И если Дарующий милосердие удостоит меня, то, не давая твердого обещания, я напишу об этом более подробно.

97 Пробуждение в нижнем мире (I)

Что до состояния моего здоровья, то, благодарение Г-споду, я радуюсь моему уделу, ибо Его милосердие неиссякаемо, и не сетую, упаси Б-г, на мою болезнь, ибо «На что жаловаться человеку живому? Пусть негодует на себя за свои грехи»[38]. Мудрецы Талмуда объясняют: «Зачем человеку обижаться на решения Всевышнего – достаточно и того, что ему была дарована жизнь. Разве он искупил свой грех?»[39] Это изречение имеет не тот смысл, который обычно в него вкладывают люди: пусть радуется тому немногому, что дал ему Всевышний, ибо и этого слишком много. Слово «достаточно» означает здесь то же, что в изречении: «Если бы мы удостоились приветствовать своего Отца, Который на Небесах, хотя бы один раз в месяц, то нам и этого было бы достаточно»[40]. То есть, даже если бы все наше служение сводилось только к этому, нам была бы уготована огромная награда[41].

И когда наши мудрецы говорили о том, что человек должен быть благодарен Б-гу за дарованную ему жизнь, они вложили в свое изречение именно этот смысл: «Жизнь, которую Я дал тебе, – это бесценный дар, ведь ничто так не важно, как время». Поэтому, когда я пишу о своем нездоровье, да не случится такого с вами, я хочу только оправдать себя и объяснить, почему не в состоянии писать так подробно, как вы, уважаемый, того заслуживаете, а также, чтобы показать, насколько для меня важны рассуждения, которые я записываю, преодолевая все трудности. Ведь при этом исполняются слова пророка: «Тогда говорили друг с другом трепещущие перед Г-сподом; и внимал Г-сподь, и слушал, и записаны были их слова в книгу памяти пред Ним для трепещущих перед Г-сподом и чтущих имя Его»[42]. Для разговора с тем, кто рядом, используют речь, а для общения с тем, кто далеко, прибегают к письму. И вот, я посылаю эти рассуждения в Святой Город Иерусалим с благословением его жителям, ибо в нашем поколении поддержка веры и Учения Мусар очень важна и гораздо более значима, чем можно себе представить. Это станет яснее, когда я запишу немного из того, о чем мы говорили в прошлый шаббат недельной главы Вайехи.

Баал Атурим пишет в своем комментарии: «Яаков прожил на тридцать три года меньше своего отца, поскольку сказано: «Проклятие напрасное настигнет самого проклинающего»[43]. И все потому, что неосторожные слова, произнесенные Яаковом, привели к смерти праматери Рахели. Яаков сказал Лавану: «Тот, у кого ты найдешь своих богов, не будет жить… И не знал Яаков, что Рахель похитила их»[44], – за это у него было отнято столько лет жизни, сколько составляет гематрия (числовое значение) слова «יחיה» – «будет жить» на Святом языке – тридцать три года его жизни»[45].

Как строг суд на Небесах! Ведь наш праотец Яаков не знал, что Рахель забрала истуканов своего отца, и ее намерение заключалось в том, чтобы отдалить Лавана от служения идолам. Яакову следовало принять в расчет, что их могла взять одна из его жен, завернуть в попону верблюда, сесть сверху и сказать отцу: «Я не могу встать перед тобой, поскольку у меня обычное для женщин»[46]. И за то, что Яаков об этом не подумал, он был столь сурово наказан – его жизнь сократилась на тридцать три года! Трудно поверить, что такая непредсказуемая ошибка привела к столь тяжким последствиям. Горе нам в День Суда, горе нам в День Упрека!

И если так страшно наказание даже за случайную незначительную ошибку, то какая же суровая кара предопределена за последствия промаха, который можно было предвидеть, и тем более за неоднократный проступок. Отсюда мы можем заключить, сколь велика награда, даруемая тому, кто старается сделать нечто хорошее, даже если в итоге ему это не удалось. Как щедро ему воздаст Всевышний – ведь Его благодеяния намного превышают наказания! И тем более, если человек по своей воле задумал некий поступок, осуществить который не приходит в голову большинству людей.

В этом и состоит суть сказанного Всевышним царю Давиду, о чем я писал вам, уважаемый: «Везде, где Я ходил со всем Израилем, говорил ли Я хоть одному из судей Израиля, которым Я повелел вести мой народ: почему вы не возвели Мне Дом из кедрового дерева»[47]. Смысл этих слов таков: Всевышний не повелел никому из судей построить Храм, и никто из них сам не подумал о совершении столь уникального деяния. Но царь Давид всем сердцем возжелал этого, и его награду невозможно переоценить.

Так и вы, уважаемый, – велика ваша заслуга[48]! Уже много лет вам принадлежит значительная доля в поддержке нашего Дома Учения. Ваше сердце волнует то, о чем другие и не помышляют. А ведь качество Милосердия Б-га намного превышает свойство Его Суда! Если наш праотец Яаков был так тяжко наказан за то, что всего лишь однажды не предвидел чего-то крайне маловероятного, значит, тот, кто думает о хорошем и не очевидном для других, заслуживает небывалой награды. Ваша заслуга, уважаемый, очень велика, поскольку вы задумались об исполнении этой важнейшей заповеди, – ведь в основанном вами Доме Учения праведные евреи будут изучать Тору! «Каждый, кто помогает многим обрести заслуги, – не станет причиной греха»[49]. Кроме того, все, от мала до велика, кто узнают, что один щедрый и достойный человек решил совершить выдающийся поступок, увидят в нем великое освящение имени Б-га, а «ревность учителей приумножает мудрость»[50], и ваша награда за это уникальна.

Не давая твердого обещания, я отправлю вам послание нашего учителя, благословенной памяти, великого мудреца, осветившего глаза всего изгнания. Моя душа рвется наружу лишь при упоминании его имени, когда я рассказываю о его знании Торы и трепете перед Небесами! Да поможет вам, уважаемый, заслуга нашего учителя расширить ваши дела и совершить еще множество праведных деяний во имя Г-спода.

Можно ли представить заслугу того, кто задумывает и осуществляет нечто хорошее? Ведь наш праотец Яаков произнес эти роковые слова, когда было совершенно невозможно предположить, что они приведут к беде, но, поскольку из-за них пострадала Рахель, он был за это тяжко наказан. Однако качество Милосердия Всевышнего намного превышает свойство Его Суда, и поэтому можно быть уверенным, что если к добру для ближнего привел даже случайный поступок человека, награда ему будет велика.

Теперь мы можем понять, сколь большим благом Всевышний воздает тому, кто оказывает помощь не только отдельному человеку, но и всему миру, делая это намеренно и осознанно! И это относится даже к тем, кого к доброму делу пробудили другие. Сколь же бесценно благодеяние Всевышнего по отношению к человеку, который сам задумал совершить доброе дело! Мы уже доказали это словами Б-га, обращенными к царю Давиду: насколько Он возрадовался, когда царь Давид решил возвести Храм! Человеческий разум не в силах охватить этого, поскольку наш мир не может вместить награды за исполнение заповедей. Благ удел того, кто удостоился задумать такое[51]!

И вот, во многих источниках приводится изречение книги Зоар: «Высшие миры пробуждаются вследствие пробуждения в нижнем мире»[52]. Если бы наш праотец Яаков не решил вернуться туда, где молились его отцы, он не заслужил бы всех благословений, которые получил в Доме Г-спода, во Вратах Небес!

Ваш восхитительный замысел сподвиг меня на написание трех посланий, которые я назвал «Пробуждение в нижнем мире»[53] – ведь они представляют собой единое цельное рассуждение и несут в мир жизнь, и «Из Цийона выйдет Тора и слово Г-спода – из Иерусалима»[54]. Амен, да будет такова Его воля!

98 Пробуждение в нижнем мире (II)

Несколько дней назад я имел честь ответить вам, уважаемый, сразу же, как только получил ваше драгоценное письмо. Я был восхищен тем, что вы решились на столь великое дело, за которое не взялся ни один человек: основать Дом Учения, вбить колышек в надежном месте, в Святом Городе Иерусалиме, во Вратах Небес, и возвести там Малый Храм, согласно выражению мудрецов Талмуда: ««Так сказал Г-сподь Б-г: хотя Я удалил их к народам и рассеял по землям, но Я стал для них Малым Храмом в странах, куда пришли они»[55] – Сказал рабби Ицхак: это Дома Молитвы и Дома Учения в Вавилоне (в изгнании)»[56], ибо «Со дня разрушения Храма у Всевышнего не осталось в этом мире ничего, кроме четырех локтей Закона»[57].

Это особо проявляется, когда Тора и трепет перед Небесами соединяются воедино, как сказано: «Трепет перед Г-сподом – сокровище Его»[58]. Раши разъясняет в комментарии на трактат Шаббат: «Трепет перед Небесами – внешние врата, через которые проходят во внутренние ворота. Если человек обладает трепетом, он устремляется соблюдать и исполнять, если же нет – он не воспринимает Учение своей душой»[59]. И вот, самую большую любовь Б-г испытывает к тем, о ком говорит пророк: «Тогда говорили друг с другом трепещущие перед Г-сподом; и внимал Г-сподь, и слушал, и записаны были их слова в книгу памяти пред Ним для трепещущих перед Г-сподом и чтущих имя Его»[60] – даже если их двое и тем более – если их больше десяти и они проживают в Святом Иерусалиме!

И вот, хотя сейчас мне очень тяжело писать, да не случится такого с вами, все же я был настолько переполнен добрыми чувствами к вам, что безостановочно восхвалял и благословлял вас, уважаемый, за ваш святой замысел, который не может не восхитить! Ведь подобному деянию посвящена целая глава книги пророка: «И было, когда Давид жил в доме своем, сказал Давид пророку Натану: вот, сам я живу в доме из кедра, а Ковчег Завета Б-га ютится под тканевым полотном! И сказал Натан Давиду: все, что в сердце твоем, сделай, ибо Б-г с тобой»[61]. И далее: «И было в ту же ночь слово Б-га к Натану. Пойди и скажи Давиду, рабу Моему: так сказал Г-сподь: не ты построишь Мне Дом для пребывания Моего»[62].

Рамбан объясняет: «Б-жественный Храм должен быть построен качеством Милосердия, что мог осуществить только сын царя Давида – царь Шломо, поскольку сам царь Давид не знал покоя в течение всей своей жизни, ведя войны во славу Б-га: «И было мне слово Б-га сказано: много крови пролил ты и войны великие вел, ты не должен строить Дом имени Моему…»[63] И хотя речь идет о гибели злодеев, все же царю Давиду не было предначертано возвести Храм в Иерусалиме, суть которого – раскрытие качества Милосердия, но не свойства Суда».

Мы не способны проникнуть в сокровенные Б-жественные тайны, но все же разве не царь Давид в действительности заложил основание Храма? Ведь только после того как он пробудился к исполнению этой заповеди, царь Шломо удостоился его построить! В прошлом письме я объяснил вам, уважаемый, эту идею на примере нашего праотца Яакова, ссылаясь на комментарий Раши[64].

И вот что Всевышний сказал царю Давиду, как это приводится в книге Диврей Аямим: «Везде, где Я ходил со всем Израилем, говорил ли Я хоть одному из судей Израиля, которым Я повелел вести народ Мой: почему вы не построили Мне Дом из кедрового дерева?»[65] Поскольку они сами не пробудились к исполнению этой заповеди, Храм не был построен прежде. Теперь же, когда царь Давид задумал это, он удостоился того, чтобы Храм возвел его сын – царь Шломо. Писание прямо говорит о том, насколько Всевышний любит людей, полных решимости осуществить что-то хорошее, и подчеркивает великую заслугу царя Давида, чтобы представить нам ее в качестве непреложного правила[66]. Мы могли бы еще много об этом сказать, но мне трудно дальше писать.

Своим святым замыслом царь Давид удостоился бесценных благословений от Всевышнего, вплоть до царского престола, который навсегда сохранится у его потомков: он стал царем, царствовали его сыновья, и Машиах, которого все мы так ожидаем, тоже будет потомком царя Давида!

То же самое можно сказать о нашем праотце Яакове. Если бы он не решил вернуться в место молитвы его отцов, чтобы обратиться к Б-гу, то не заслужил бы благословения, данного ему во Вратах Небес. Мы видим, насколько дорого Всевышнему духовное пробуждение человека в нижнем мире. – И как же мне не восторгаться вашим решением?!

Сколь бесценно любое доброе дело, к которому человек пробуждается самостоятельно, в особенности, если важность его замысла осознают лишь немногие. Это верный признак отзывчивости сердца, и безмерно велика его награда! Ведь «Всевышний испытывает сердца»[67], «…ибо человек смотрит в глаза, а Г-сподь видит, что в сердце»[68].

И вот, у меня есть подробное рассуждение, составленное, уважаемый, в вашу честь, ибо сейчас я почитаю вас еще больше, чем прежде. Однако, поскольку мне трудно писать, оно еще не полностью завершено. Тем временем я пошлю вам, достопочтенный, копию письма, которое я не так давно отправил одному известному меценату. И хотя мне нелегко писать, я не могу считать себя свободным от обязанности ответить тому, кто оказал благодеяние всем нам. Уверяю вас, что это послание полно важнейших мыслей. Оно посвящено высказыванию мудрецов Талмуда: «Захотел Яаков, избранный из праотцов, покоя. – Сказал ему Всевышний: недостаточно праведникам благоденствия в Грядущем мире, они еще хотят покоя в этом мире?»[69]

Меня всегда поражало: неужели наш праотец не заслуживал доли в обоих мирах? И вот, во время написания первого письма тому щедрому меценату я удостоился понимания сказанного в главе «Вайешев», и мои сомнения рассеялись. Благодарение Б-гу, все вопросы получили исчерпывающее разъяснение, так что на всех мудрых сердцем, пребывающих вместе с нами в нашем Доме Учения, эти слова произвели впечатление и оставили в их душах неизгладимый след. И я решил, что не стану лишать блага тех, кому оно принадлежит по праву, и пошлю вам, уважаемый, копию этого письма. Я увидел огромную пользу этих рассуждений, ибо они учат отказу от притягательных низменных удовольствий этого мира и способствуют принятию человеком царства Небес. Я попросил одного из учеников переписать для вас это письмо. Мне кажется, такие прекрасные слова придутся по сердцу и молодым людям – вашим сыновьям, да будут они жить долго и счастливо[70]!

И вот, теперь я немного добавлю о приближающемся празднике Ханука. Автор «Байт Хадаш» пишет: «Поскольку тогда служению Израиля недоставало трепета, на Небесах было принято решение о прекращении приношения Постоянной жертвы. А после того как евреи раскаялись, отдавая свои жизни ради исполнения воли Творца, Он спас их руками коэнов, осуществляющих служение»[71]. Мы видим, что благодаря лишь одному Матитьягу и его сыновьям, Хашмонаим, которые, жертвуя своими жизнями, устремились к служению Б-гу, удивительное чудо было явлено не только им, но и всему Израилю. И в заслугу этих праведников мы тоже удостоились светлого праздника Ханука. Таким образом, мы видим, что если даже один человек самостоятельно решает сделать нечто хорошее, он приносит благо всей Общине.

Вот слова любящего и благословляющего вас от всего сердца, желающего телесного и духовного добра, постоянно увеличивающегося счастья и радости. Да вознесется ваша мощь с почетом, и да сохранится ваша праведность навечно.

99 Пробуждение в нижнем мире (III)

Мудрому раввину, уважаемому… Да вознесется ваше благоденствие в недосягаемые дали!

Я запишу продолжение моего предыдущего рассуждения. Если бы наш праотец Яаков не решил вернуться в место, где молились его отцы, он не заслужил бы всех благословений, полученных им в Доме Г-спода, во Вратах Небес, когда гора Мориа устремилась ему навстречу! И, по-видимому, если бы он не пробудился к этой мысли, то, упаси Б-г, не был бы возведен Б-жественный Храм, о котором говорили мудрецы Талмуда: ««И пойдут народы многие и скажут: давайте взойдем на гору Г-спода – в Дом Б-га Яакова…»[72] Но почему Писание подчеркивает: Дом «Б-га Яакова», а не Б-га Авраама и Ицхака? Авраам назвал место Б-жественного Храма «горой», как сказано: «…на горе Господа зримо будет»[73]. Ицхак определил его как «поле»: «И вышел Ицхак молиться в поле…»[74] Но Яаков назвал гору Мориа «домом», как сказано: «И он дал имя месту тому Дом Б-га…»[75]»[76]. Отсюда следует, что, благодаря духовному пробуждению Яакова в нижнем мире, в результате которого он нарек это место «Домом Б-га», мы удостоились Храма. Яаков заложил основу Храма, затем его строительство продолжил Моше рабейну, когда вывел евреев из Египта и спустил им Тору с Небес, дабы они узнали путь приближения к их Отцу, Который на Небесах. И завершил возведение основ Храма царь Давид.

И вот, Моше рабейну удостоился обрести эту заслугу только после того, как выступил в защиту сынов Израиля и разделил с ними их страдание. Начало жизненного пути Моше описано в главе Шмот: «И вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяготы…»[77] Раши объясняет: «Он направил к ним свои глаза и обратил сердце, сочувствуя их страданиям»[78]. И это не были лишь естественные человеческие эмоции, – ведь людям свойственно сочувствие к ближним в трудных для них ситуациях, которое, однако, очень скоро проходит. Моше направил глаза своего разума на мучения евреев, и его сердце наполнилось такой же болью за них, как за самого себя. Это и означает «и увидел их тяготы»: он создал в своем разуме картину, позволяющую постоянно ощущать беды своего народа, и воспринимал их как собственные. Это приводится в трактате Авот как одна из ступеней обретения Торы: «Разделить с другим его ношу»[79] – чувствовать себя так, как будто ты сам ее несешь[80].

Это и является защитой народа Израиля. Мы встречаем похожую идею в книге Судей: ««И обратился к нему (к Гидеону) Г-сподь, и сказал: иди с этой силой твоей и спаси Израиль от рук мидьянитян – ведь Я посылаю тебя»[81]. Раши объясняет: «В заслугу твоего желания защитить Моих сыновей»[82]. Но в чем же заключалась его защита? Ведь Гидеон ни слова не произнес в оправдание Израиля – он только сочувствовал евреям в их бедствиях и за это обрел все упомянутые заслуги.

То же самое было и с Моше рабейну: разделив ношу со всей Общиной Израиля, переживая их страдание как свое собственное, он удостоился приблизить евреев к их Отцу, Который на Небесах, привести их к горе Синай, получить Тору с Небес, о чем Всевышний сказал ему: «Я буду с тобой, и это знак тебе, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Египта, будете служить Б-гу на этой горе»[83]. Благодаря этому сыны Израиля удостоились унаследовать Святую Землю и построить Храм. Пробуждение Моше в нижних мирах – «И увидел их тяготы» – привело к пробуждению в высших мирах, как рассказывается в той же главе Торы: «И увидел Б-г сыновей Израиля, и узнал Б-г…»[84], и Раши объясняет: «Обратил к ним Свое сердце и не отводил от них Своего взгляда»[85]. Рамбан пишет об этом: «Вначале Он скрывал от них Свое лицо[86], но тогда услышал их стенание»[87].

И вот, высказывание о том, что Моше увидел их тяготы, означает, что он постоянно сохранял картину их бедствий перед своим мысленным взором. В этом и состояла защита Израиля, благодаря которой он добился помощи из высших миров, когда Б-г увидел их стенание и больше не отвращал от них Своего лица. Безгранично воздействие пробуждения снизу на верхние миры! Не произойди оно у Яакова и Моше – к каким бы, упаси Б-г, ужасным последствиям это могло привести! А отсюда мы приходим к выводу о милости, которой благословенный Б-г одаривает человека, когда тот пробуждается самостоятельно! И в первую очередь здесь имеется в виду трепет перед Небесами – сокровище Б-га. Это подробно разъяснено в рассуждении «Тогда говорили»[88], и непосредственно подтверждается стихом Писания: «…а Б-г сделал так, чтобы трепетали перед Ним»[89]. Цель мироздания и смысл всего Творения – в трепете перед Б-гом, поэтому Учение Мусар поддерживает существование мира.

Счастлив ваш удел, уважаемый, – ведь вы решили основать Шатер Торы в Святом Иерусалиме, чтобы приумножить в нем Знание Б-га и трепет перед Небесами! У меня есть подробное рассуждение, составленное в вашу честь, но я придержу его у себя до тех пор, пока ваш замысел не будет осуществлен полностью. И благодаря этой заслуге ваша праведность сохранится навечно и ваша мощь вознесется с почетом, и счастье и богатство пребудет в вашей семье все дни вашей жизни. Так словами простого человека благословляет вас любящий вас…

Я запишу вам еще немного из того, что мы говорили об этом. Сказано в книге Судей: «И явился ангел Г-спода, а Гидеон, сын Йоаша, молотит пшеницу в давильне для винограда, чтобы бежать от Мидьяна»[90]. Раши объясняет: «Вначале пшеницу молотил его отец. Гидеон сказал ему: отец, ты стар, если нападут мидьянитяне, ты не сможешь бежать. Вернись домой, а я останусь молотить зерно»[91]. Вот, мы видим, что Гидеон разделял ношу со своим отцом и ради его спасения подверг себя опасности. И сразу же после этого, в следующем стихе книги Судей, сказано: «И явился ему ангел Г-спода, и сказал ему: Г-сподь с тобой, человек мужественный!»[92] Когда Гидеон реальным поступком доказал, что способен разделить с другим его ношу, рискуя собственной жизнью, то удостоился стать судьей Израиля. Ведь если он так заботится даже об одном человеке, то сможет многое сделать и для всего народа Израиля. Сопереживание заставит его задуматься: как же случилось, что мидьянитяне смогли их одолеть? Это произошло только из-за греха, как сказано там же: «И стали сыновья Израиля делать зло перед очами Г-спода, и предал их Г-сподь в руки мидьянитян на семь лет»[93]. А Гидеон способен руководить народом так, чтобы евреи больше не грешили, поэтому он достоин стать судьей и спасти их от несчастий[94].

То же самое произошло и с Моше рабейну. Ради избавления одного еврея он убил египтянина, подвергнув себя столь большой опасности, что ему пришлось бежать в Мидьян. И благодаря этому он удостоился откровения Г-спода, Который заповедовал ему вывести народ Израиля из Египта, спустить для него Тору с Небес и возглавлять его все дни своей жизни. Моше был внимателен к тому, чтобы они не грешили и не были за это наказаны. То же качество отличало и царя Давида. Из всего этого можно заключить, как велика заслуга того, кто посвящает себя другим людям. Во-первых, он спасает их от греха и, как следствие, от наказания. А во-вторых, он доставляет огромную радость нашему Отцу, Который на Небесах, поскольку теперь Ему не придется наказывать Своих детей, – этому нас учит повествование о Гидеоне: Б-г приблизил Гидеона к Себе в заслугу того, что он защищал Израиль и заботился о его благе. А ведь нет большего счастья, чем избежать греха!

 

[1] Хагига 16б.

[2] Судьи 10:16.

[3] Раши, там же.

[4] Хагига 16б.

[5] Утренняя молитва, Благословение перед «Шма Исраэль».

[6] Судьи 3:10.

[7] См. Раши, там же.

[8] Шмот 32:10-11.

[9] Судьи 6:14.

[10] Раши, там же.

[11] Йевамот 62б. «Двенадцать тысяч пар учеников было у рабби Акивы от Гивы до Антипатриса, и все они скончались в один промежуток времени, поскольку недостаточно почитали друг друга. Мир пребывал в запустении, пока рабби Акива не пошел к мудрецам юга и не начал их учить. Это были рабби Меир, рабби Йеуда, рабби Йосей, рабби Шимон и рабби Элазар бен Шамуа, которые в то время сохранили Знание Торы в еврейском народе».

[12] «Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» изучает слова пророка Йешаягу: «Ибо не вечно Я буду ссориться и не бесконечно гневаться, когда станут изнемогать передо Мной дух и души, которые Я сотворил» (Йешаягу 57:17). Пророк раскрывает нам, что царь более жалостлив к своим министрам, видящим лицо царя и сидящим первыми в царстве, чем к презренным рабам, проживающим в деревнях, и благословенный Б-г тоже больше жалеет душу, изнемогающую от скорби и страдания, чем тело, страдающее от боли и болезней. Хотя тело – тоже творение Его рук, все же душу, которая принадлежит к высшим мирам и близка к Нему, Он жалеет больше, чем страдающее тело. Наши мудрецы имели в виду нечто подобное, когда сказали, что словесная обида – более тяжкое преступление, чем обман в деньгах, и что все Небесные Врата заперты, кроме Врат обиды. Причина именно в том, что обида вызывает страдание души». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 39).

[13] Малахи 3:16.

[14] Шмот 24:10.

[15] Раши, там же.

[16] См. гл. 1 этой книги.

[17] Малахи 3:16.

[18] Дварим 6:5.

[19] Йешаягу 49:3.

[20] Йехезкель 36:20.

[21] Йома 86а.

[22] Хагига 16б.

[23] Брахот 30а.

[24] «Есть и еще одна причина молиться прежде, чем наступила беда. Несчастья насылаются на человека, как правило, для того чтобы смирить его сердце, принизить дух, дабы не возгордилась его душа. А если человек пребывает в страхе, что из-за его грехов ему будет ниспослано несчастье, и молится об избавлении, он очищает свое сердце, как если бы беда уже произошла. Ведь когда он решает, что должен молиться, то раскаивается в грехе и исправляет свои пути и поступки! А значит, его сердце уже смирилось, и цель, ради которой посылалось несчастье, достигнута. Достаточно того, что уже свершилось, зачем же теперь испытывать его бедой? Об этом сказал пророк: «Ведь не по своеволию Своего сердца Он причиняет страдания и печалит сыновей человека, попирая ногами всех узников земли, неправедно судя человека перед лицом Всевышнего, несправедливо осуждая человека, – не приемлет этого Г-сподь» (Йешаягу 57:16)». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 45). 

[25] См. гл. 94 этой книги.

[26] Эйха 4:12.

[27] Раши, Коэлет 5:1.

[28] Дварим 8:17.

[29] Йома 9б.

[30] Ваикра 19:18.

[31] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 24.

[32] «Если человек трепещет перед Небесами, то и его ощущение обязанности по отношению к людям проистекает из более возвышенного источника, – оно связано с его долгом перед Б-гом. Для него обе эти обязанности – перед людьми и перед Б-гом – вместе определяют его поступки. Кроме того, вера смягчает сердце, заставляя человека более утонченно воспринимать и чувствовать страдание ближнего». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Мудрость, Понимание, Знание»).

[33] Ваикра 19:18.

[34] Дварим 29:3.

[35] Ваикра 19:18.

[36] Мишлей 3:6.

[37] Миха 5:3.

[38] Эйха 3:39.

[39] Кидушин 80б.

[40] Сангедрин 42а.

[41] См. гл. 61 этой книги.

[42] Малахи 3:16.

[43] Мишлей 26:2.

[44] Берешит 31:32.

[45] Бааль Атурим, Берешит 47:28. Наш праотец Яаков прожил 147 лет (См. Берешит 47:28), на 33 года меньше, чем его отец Ицхак, который жил 180 лет (См. Берешит 35:28). – Примечание редактора.

[46] Берешит 31:35.

[47] Диврей Аямим (I) 17:6.

[48] По всей видимости, Саба из Кельма адресует эти слова Шмуэлю Штраусу – банкиру из Карлсруэ (Германия), который в те дни был одним из главных спонсоров распространения Учения Мусар во всем мире. Сердце сподвигло его основать в Иерусалиме Дом Учения Мусара, где была открыта ешива «Ор Хадаш». Это место так и называлось «Хацер Штраус» – «Двор Штрауса». Туда переехали из Литвы несколько ближайших учеников рава Исраэля Салантера, в том числе рав Ицеле Петербургер, рав Нафтали Амстердам и рав Цви Левитан, и начали преподавание Торы в духе Мусара для жителей Святого Города. – Примечание редактора.

[49] Авот 5:18.

[50] Бава Батра 21а.

[51] «Все миры с множеством их составляющих связаны с душой человека, которая служит ключом ко всему Творению. Состояние души каждого из нас определяет воздействие всех сил Б-жественного влияния на мир сверху вниз, ибо пробуждение сверху зависит от пробуждения снизу. Поэтому каждое чувство, возникающее в человеке, вызывает то же самое чувство и во всех высших мирах – с самого низа до самого верха. Если это праведное чувство, оно пробуждается во всем мироздании, и тогда усиливается сторона святости. А если, упаси Б-г, пробуждается дурное чувство, то оно тоже наполняет все мироздание, и усиливается сторона зла». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «По образу и подобию»). 

[52] Зоар, часть 1.

[53] См. гл. 98 и 99 этой книги.

[54] Йешаягу 2:3.

[55] Йехезкель 11:16.

[56] Мегила 29а.

[57] Брахот 8:1.

[58] Йешаягу 33:6.

[59] Шаббат 31б.

[60] Малахи 3:16.

[61] Диврей Аямим (I) 17:1-2.

[62] Диврей Аямим (I) 17:3-4.

[63] Диврей Аямим (I) 22:8.

[64] Берешит 28:17.

[65] Диврей Аямим (I) 17:6.

[66] «Сказано в Торе: «И сделают Мне Храм, и Я буду обитать среди них» (Шмот 25:8). Так этот стих Торы объясняют наши мудрецы, благословенной памяти: «в сердце каждого из них». Если человек раскроет свое сердце для восприятия воли Творца, то ту малость, которой ему недостает, он получит благодаря непосредственной Б-жественной помощи». (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Вехи человечества»). 

[67] Сангедрин 106б.

[68] Шмуэль (I) 16:7

[69] Раши, Берешит 37:2.

[70] «Желание покоя привело сыновей Израиля к спуску в Египет. Поговорим о наказании, которое Всевышний определил Яакову: «Тут же его настигло горе – пропажа Йосефа». Наши мудрецы учат, что Всевышний управляет миром и творениями по принципу «мера за меру» – награда и наказание всегда соответствуют сути поступка. Этот принцип проявился и в наказании страданием из-за утраты Йосефа. Мидраш повествует: ««Веревками, что у людей, Я их влек, узами любви» (Ошеа 11:4). Сказал рабби Йеуда бе-рабби Симон: нашему праотцу Яакову надлежало спуститься в Египет закованным в кандалы. Сказал Всевышний: «Он – Мой сын-первенец, а Я спущу его туда с позором?! Вначале Я направлю туда его сына». Об этом говорит Тора: «…а Йосеф был спущен в Египет» (Берешит 39:1). Это можно сравнить с коровой, которую гонят к мяснику, а она упирается. Тогда перед ней ведут ее теленка, и ей приходится идти против воли» (Ялкут Шимони, Ошеа, 11; Мидраш Рабба, Берешит, гл. 86).

Этот Мидраш, если его воспринимать буквально, очень труден для понимания. Что нового мы узнаем из примера о корове, которую ведут на убой? Ведь любой конкретный пример всегда используется для разъяснения некой трудной для понимания идеи. Но мы и так знаем, что наш праотец Яаков спустился в Египет вслед за своим сыном Йосефом, и пример с коровой, на первый взгляд, ничего не добавляет!

Но, вдумавшись, мы восхитимся мышлением наших мудрецов и видением их глаз, проникающим в самые глубины сердец. Среди множества расчетов и побуждений, заставивших нашего праотца Яакова спуститься в Египет к своему сыну Йосефу, они обнаружили и инстинкт, окончательно предопределивший его решение. Наши мудрецы сказали: если спуститься в Египет его заставила любовь к Йосефу, то это сродни ситуации с коровой, послушно идущей к мяснику вслед за своим теленком! Иначе бы он не отправился в Египет. Ведь Яаков понимал, что Египет – нечистое место, но все же сошел туда!

Даже если он знал, что потомкам Авраама предопределено египетское изгнание, все же человек не должен проникать в Б-жественные тайны! Пока Яаков мог оставаться в Кенаане – земле своих отцов – ему не следовало спускаться в Египет иначе, как «закованным в кандалы», но уж никак не по своей воле! Так что именно природный инстинкт привязанности коровы к своему теленку, ведущий ее к мяснику, в какой-то мере пробудился и в Яакове, заставив его спуститься в Египет. Наказание Яакову в точности соответствовало принципу «мера за меру», – ведь он был наказан именно за пробуждение этой природной наклонности – желания покоя уже в этом мире.

Разумеется, это проявилась в нем лишь в самой малой степени, почти неощутимой для нас. Но Всевышнему, исследующему сердца, открыты все, даже тончайшие душевные порывы человека. И за это проявление слабости Яаков был наказан потерей любимого сына и был безутешен двадцать два года, а когда узнал, что Йосеф жив, то сразу же последовал за ним. Итак, чтобы заставить Яакова спуститься в Египет, не потребовалось ни оков, ни цепей – его привел туда природный зов. Отсюда мы видим, как трудно человеку подчинить свое естество разуму и сколь неустанно он должен над этим работать. Его постоянно подстерегает опасность, каждую минуту какое-нибудь мимолетное ощущение может отклонить его сердце от решений разума, и он последует за своим естеством». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Сила Знания»). 

[71] Тур, «Орах Хаим», гл. 670.

[72] Йешаягу 2:3.

[73] Берешит 22:14.

[74] Берешит 24:63.

[75] Берешит 28:19.

[76] Псахим 88а.

[77] Шмот 2:11.

[78] Раши, там же.

[79] Авот 6:8.

[80] См. гл. 1 и 2 этой книги.

[81] Судьи 6:14.

[82] Раши, там же.

[83] Шмот 3:12.

[84] Шмот 2:25.

[85] Раши, там же.

[86] См. Дварим 31:17.

[87] Рамбан, так же.

[88] См. гл. 216 этой книги.

[89] Коэлет 3:14.

[90] Судьи 6:11.

[91] Раши, там же.

[92] Судьи 6:12.

[93] Судьи 6:1.

[94] «Каждого, наделенного разумом и чувством, не могут не взволновать слова рабейну Йоны в книге «Шаарей Тшува», где он объясняет стих Писания: «Милосердием и истиной будет искуплен грех» (Мишлей 16:6), – речь идет об обязанности человека стремиться к милосердию и к истине, дабы спастись от сурового приговора Суда и исправить грех осквернения имени Б-га, вызванный совершенными преступлениями. Нельзя остаться равнодушным к его объяснению стиха Писания: «Загрязненный родник и непригодный источник – праведник, падающий перед злодеем» (Мишлей 25:26). Рабейну Йона пишет, что если человек взбаламутит родник, вода на какое-то время помутнеет, а затем отстоится и вновь станет прозрачной, как прежде. Таков же и праведник, который падает перед злодеем, – его уровень не понизится, даже если в какой-то момент вода и помутнела, – «Ибо семь раз упадет праведник и поднимется, а нечестивые падут во зло!» (Мишлей 24:16). Как прекрасны и удивительны эти слова! И сколько еще важнейших наставлений можно найти в святых речениях мудрецов, жизненный опыт которых подтверждает их истинность!» (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Путь изучения Мусара»).