Бурштейн Х. «Книга Иегошуа»

Книга пророка Иегошуа является первой книгой Танаха и повествует о вступлении еврейского народа в Землю Израиля и завоевании Эрец Исраэль от семи канаанских народов. Весь Израиль оказался свидетелем великих чудес и откровений во время войны с народами, населявшими Эрец Канаан, когда наш народ находился в таком духовном состоянии, что был достоин чуда. Начался долгий и непростой период перехода Земли Канаанской в состояние Земли Израиля, куда после египетского изгнания возвратился народ, видящий своё предназначение в служении единому Б-гу. Земля Израиля начинает процесс приобретения гармонии и связи со своим народом и Творцом.

Бурштейн Х. «Книга Судей»

Период Судей продолжался примерно 400 лет. Тринадцать судей правили и возглавляли еврейский народ в течение этого времени. Тринадцать исторических эпох с их особенными испытаниями, трудностями и подчинением народам мира пришлось пройти нашему народу. Суть проблемы сводилась к тому, что народ разбрелся по Земле Израиля, поделив ее между коленами. Пропало то состояние ясного видения Б-га, как это было при исходе из Египта и во время пути в пустыне. Великие учителя, которые были в те времена, не могли охватить все просторы Святой Земли, чтобы передать знания и свет Торы ее жителям. Начинаются духовные сбои. В каждом поколении суть этих сбоев и посланных в связи с этим испытаний была своя. В своем милосердии Всевышний посылает народу Израиля тринадцать судей для их обучения и возвращения к свету Торы.

Бурштейн Х. «Книга пророка Ирмиягу»

Пророк Ирмиягу – великий пророк периода правления пяти последних царей Иудеи, потомков царя Давида. Ирмиягу удостоился стать великим пророком Израиля в заслугу праотцов. Его отец, Хилкиягу, был пророком и первосвященником Иерусалимского Храма во время жизни праведного царя Иошиягу. Ирмиягу стал пророком в 3124 г. от сотворения мира (626 г. до н. э.) и пророчествовал именем Б-га 40 лет вплоть до разрушения Иерусалима и Первого Иерусалимского Храма, после чего пропал дар пророчества в Израиле и мир погрузился во тьму. Пророк указывал на грех и духовный сбой глубоко поразивший сердце и душу человека. Он предвидел в своих пророчествах, что это приведет к разрушению Иерусалима и Божественного Храма, а еврейский народ будет уведен в вавилонское изгнание. Пророк призывал евреев к тшуве (раскаянию) и возвращению к надлежащей духовной форме человека, и это цель, которой мы не достигли до сего дня. Пророк Ирмиягу обращается к Израилю со словами убеждения, увещевания, произносит свои пророчества возле ворот Храма, возле царского дворца, плачет о будущем разрушении священного города Иерусалима и Божественного Храма.

Бурштейн Х. «Книга пророка Йехезкеля»

Пророк Йехезкель бен Бузи был Главой поколения Вавилонского пленения. Он был изгнан из Иерусалима Невухаднецаром – царем Вавилона за одиннадцать лет до разрушения Храма вместе с царем Йехинией и духовными руководителями народа Израиля. Пророк Йехезкель начал свою книгу за семь лет до разрушения Храма в Иерусалиме, когда увидел как над рекой Квар пронеслась Б-жественная Колесница – Престол Правления для того, чтобы забрать Шехину (Б-жественное присутствие) из Иерусалима и бросить на священный город угли будущего пожара. Его пророчества не были обращены к жителям Иерусалима. Главой поколения на Святой Земле в те времена был пророк Ирмеягу, который пытался увещевать уцелевших в Сионе оставить пути греха и спасти от уничтожения великий город и Б-жественный Храм. Поколение вавилонского изгнания, Главой которого был пророк Йехезкель, смогло исполнить свою задачу – «вернуть былую красоту» – связь между Б-гом и человеком и удостоилось основания Второго Храма.

Бурштейн Х. «Книга Даниэля»

Повествование Книги Даниэля начинается с того, что Невухаднецар, царь Вавилонии, повелел разыскать среди изгнанников юношей смышленых во всякой мудрости, обладающих знанием и понятливых в науке, из потомков царя Иудеи – царя Хизкиягу, об особом величии которого знал Невухаднецар, чтобы избрать из их числа советников царя Вавилонии. Невухаднецар пожелал использовать интеллектуальный, духовный и религиозный потенциал царства Израиля в интересах народов мира. Впервые в истории святость Израиля начинает питать "оболочки" народов мира. Книга Даниэля повествует о четырех царствах – четырех изгнаниях, через которые должен был пройти еврейский народ для завершения испытания и исправления на пути к дереву жизни, – приходу Машиаха.

Бурштейн Х. «Последние пророки Иудеи»

Последние пророки Иудеи: Хагай, Зехария, Малахи жили в одно и то же время, написали очень короткие, но необычайно емкие книги пророчества. Пророк Хагай заложил духовную основу для строительства II Храма, пророк Зехария предупреждал, что II Храм будет разрушен и лишь III Храм приведет мир к Дням Машиаха. Пророк Малахи во мраке вавилонского изгнания раскрыл нам далекое будущее III Храма. И в этих пророчествах суть и смысл нашего существования и бессмертия наших душ.

Бурштейн Х. «Книга пророка Иешаягу»

"Хазон Иешаягу" – видение исторического процесса 4 изгнаний Израиля, которые завершатся приходом Машиаха и воцарением Всевышнего в сотворенном Им мире, который у Него украли люди... У пророка Иешаягу были две основные последовательные задачи. Привести мир к Концу Дней – помазанию на вечное царство царя Хизкиягу, чтобы нашествие царя Ассирии Санхерива стало последней войной в истории человеческого общества – Санхерив стал Гогом, царем Магога, а царь Хизкиягу – Машиахом, помазанником на царство Всевышнего на земле. Когда этого не получилось, у пророка осталась одна задача: утешение Израиля на многие поколения изгнания и пленения в четырех царствах.

Бурштейн Х. «Цари Израиля I»

Книга пророка Шмуэля охватывает исторический период конца эпохи Судей и начала царства Израиля - перехода от старейшин к пророкам. После исхода из Египта, перехода по расступившемуся морю и явных чудес, которые сопровождали наш народ во время сорокалетнего странствия по Синайской пустыне, после завоевания и разделения земли Израиля между коленами Израилевыми начинается период Судей. Пророк Шмуэль написал книгу, изучению которой и посвящены 20 лекций этого труда. Я рекомендую сначала внимательно прочитать книгу пророка Шмуэля, а затем слушать лекции по порядку, ибо без предыдущей лекции будет трудно понять следующую.

Бурштейн Х. «Цари Израиля II»

Книга Царей охватывает исторический период царства Иудеи и Израиля, начиная с царя Шломо, который построил Иерусалимский Храм, и заканчивая царем Цидкиягу, в дни которого за наши грехи Храм был разрушен и еврейский народ изгнан в Вавилон. Цари Иудеи в своем большинстве были праведными, и каждый из них внес особый, неповторимый вклад в нашу историю. Иначе сложилась судьба 10 колен Северного царства Израиля, во главе которого, за исключением царя Егу, стояли нечестивые цари. Они привели народ Израиля к изгнанию в Ассирию в дни царя Гошеа и полному исчезновению до собрания изгнанных в период Машиаха. Пророк Ирмиягу записал Книгу Царей, изучению которой и посвящены 25 лекций этого труда, цель которого раскрыть великие образы Танаха и научить слушателя глубокому и рациональному подходу к изучению Священного Писания. Я рекомендую сначала внимательно прочитать Книгу Царей, а затем слушать лекции по порядку, ибо без предыдущей лекции будет трудно понять следующую.

Шнайдер И. «Внутреннее противоречие в традициях Девятого Ава»

Речь, произнесенная по поводу бар-мицвы сына рава И.Шнайдера - Йеуды Лейба (в Шабат 10-го ава 5775-го года)

Шнайдер И. «Амалек, совет Билама и суть праздника Шавуот»

Сборник статей рава И. Шнайдера об Амалеке, празднике Шавуот и совете Билама, о некоторых деталях связанных с этими темами заповедей и их глубинном смысле.

Шерман Н. «Вечность и суета»

Обзорные очерки-комментарии к пяти книгам Танаха - Мегилот, читаемым в особые дни года: Шир гаширим, Рут, Эйха, Коэлет, Эстер. Эти очерки, написанные известным американским раввином Носсоном Шерманом, помогают читателю сориентироваться в сложном и необычном мире Танаха.

Вайс Г., Каплан А. «Шимшон - судья Израиля»

Шимшон - вместо привычного Самсон. Это больше, чем просто семантика. В имени Шимшон заключено еврейское понимание Б-жественного атрибута “крепости и защиты” (Шемеш умаген). Филистимляне, вполне возможно, видели в нем того Самсона, расхожее представление о котором бытует среди большинства европейцев, но его тайна заключалась в том, что в действительности он был Шимшоном.

Плискин З. «Если хочешь жить достойно»

Сборник традиционных комментариев и высказываний хасидских цаддиков о недельных главах Торы.

Вейсман М. (сост.) «Мидраш рассказывает Дварим»

Книга составлена как единое повествование состоящее из мидрашей – древних философских притч и этических наставлений, объясняющих самые "непонятные" места Торы. В форме преданий, загадок и таинственных изречений еврейские мудрецы зафиксировали глубочайшие тайны бытия. Часть пятая – мидраши по главам книги Дварим.

Вейсман М. (сост.) «Мидраш рассказывает Ваикра»

В конце дней, во время Суда, когда Ашем будет решать судьбы всех людей, в долине Иеошафат, Он спросит каждого изучавшего Тору, все ли разделы тот превзошел. Человек, признавшийся, что он не учил книгу Ваикра, услышит слова упрека: "Сын мой, почему же ты не изучал книгу Ваикра, содержащую законы о нечистоте, причиняемой пресмыкающимися, о ритуально нечистых, о прокаженном, о проказе на стенах домов, о служении, совершаемом в Йом-Кипур, о других важнейших делах?"

Вейсман М. (сост.) «Мидраш рассказывает Шмот»

Пребывание нашего народа в рабстве на заре его истории наделило его способностью испытывать сочувствие и сострадание к чужим мучениям. Многие стихи Торы заканчиваются словами "ты будешь помнить, что был рабом в Египте". Тора требует сочувствия и понимания униженных и угнетаемых, напоминая нам, что когда-то мы были в таком же положении.

Вейсман М. (сост.) «Мидраш рассказывает Берейшит»

Книга составлена как единое повествование состоящее из мидрашей – древних философских притч и этических наставлений, объясняющих самые "непонятные" места Торы. В форме преданий, загадок и таинственных изречений еврейские мудрецы зафиксировали глубочайшие тайны бытия.

Швут Ами «Суккот, Песах, Шавуот»

Сборник посвящен трем еврейским праздникам - Шалош Регалим. В книге сделан акцент на глубинносущностной стороне этих праздников, что позволяет увидеть причинно-следственные связи и духовные реалии, которые выводятся из Письменной Торы только в результате глубокого изучения Торы Устной.

Швут Ами «Тора на все времена»

В этой книге собраны некоторые из материалов рубрики «Недельный раздел Торы», которая публикуется в «Еврейском камертоне», приложении к израильской русскоязычной газете «Новости недели» Помимо классических еврейских источников, включающих Раши, Рамбама, Рамбана, Виленского Гаона, Хафеца Хаима и других, в очерках использованы материалы из современных изданий на темы недельных разделов Пятикнижия.

Аминов А. «Живой Источник»

Книга задумана как путешествие по некоторым страницам Письменной Торы, вместе с праотцами и праматерями еврейского народа, и их потомками, вышедшими из Египта и получившими Тору на горе Синай.

РАМБАМ «Книга заповедей»

Из Устной Традиции нам известно только число заповедей - 613: 248 предписывающих заповедей «Делай» и 365 запрещающих заповедей «Не делай». Знание же заповедей чрезвычайно существенно для еврея, ибо они представляют собой конструкционные элементы величественного здания нашего служения Б-гу. Книга Заповедей представляет собой перечень этих заповедей, выполненный Рабби Моше бен Маймоном.

Айзенберг Й. «Что такое Тора?»

Книга рассказывает о том, как Тора передавалась из поколения в поколение с момента ее получения еврейским народом на горе Синай и до наших дней. Автор приводит сведения о структура Письменной Торы, а также Торы Устной, начиная с Мишны и Талмуда, трудов выдающихся средневековых комментаторов, и кончая работами так называемых "поздних поским"

Айзенберг Р. «В конце дней»

Детальный анализ пророчеств ТАНАХА: возвращение к вере, собрание рассеянных, войны Машиаха. В еврейской мысли может быть так, что к одному вопросу существует несколько подходов. Представленные в книге отбор комментариев и комментарии самого автора - выражение одного из них.

Зильбер И. «Беседы о Торе»

Сын раввина, получивший «подпольно» традиционное еврейское воспитание, рав Ицхак приехал в Израиль, когда ему было уже за 50. Издание основано на публикациях заметок к недельным главам Торы в русскоязычном журнале "Алеф". Собственно религиозный комментарий дополнен интересными сообщениями из сферы науки и примерами из современной жизни.

«Мишлей»

Книга "Мишлей" (Притчей) в переводе Давида Йосифона

«Мегилат Рут»

Смысл чтения книги «Рут» в праздник Шавуот в том, что посредством исполнения Торы сыны Израиля собирают искры Святости, рассеянные среди народов мира. Приход (к еврейству) Итро подобен дарованию Письменной Торы, и именно благодаря Итро возвысился Моше, учитель наш, источник всей Торы. А приход Рут сходен с дарованием Торы Устной, соотносимый с ней царь Давид появился на свете благодаря Рут. Так же как сыны Израиля сотворены для того, чтобы свидетельствовать о Творце, да будет благословенно Имя Его, — как написано: «Вы — Мои свидетели», — так же представители иных народов, приходящих благодаря величию поступков праведников, — свидетели сынов Израиля.

Вайс Д. «Коэлет - книга царя Соломона (лекции рава Вайса)»

Книга "Коэлет" - одна из трех книг, которые оставшихся нам от царя Шломо. Нужно помнить, что царь Шломо жил в то время, когда еще не писали книги. Конечно, было пять книг Торы, и были книги пророков. Нельзя сказать, что в его время было много книг, написанных пророками, но три книги пророков во время жизни Шломо уже были. Это были " Книга Иегошуа", "Книга Судей" и " Книги Шмуэля". Книги царя Шломо не принадлежат к числу книг пророков. Можно сказать, что у нее есть статус книг, в которых есть «руах акодеш» (дух святости), но не пророческих.

«Мегилат Эстер»

Все законы Пурима можно разделить на четыре части: чтение «Свитка Эстер», подарок другу, подарки бедным, и, наконец, праздничная трапеза с нетипичным, скажем так, для верующего еврея количеством вина.

Малкин Д. «Король Шаул»

Роман о первом древнееврейском короле. В его основе — сочетание летописей Танаха („Ветхого Завета") и открытий cовременных историков и археологов: Все персонажи книги взяты из Библии, и сюжет развивается в точном соответствии с Книгой Судей. В книгу включены рассказы об обычаях,- религии и истории древнееврейских племен и их соседей.