В сборник мидрашей «Пиркей де-раби Элиэзер» (или «Барайта раби Элиэзера») включены комментарии к событиям, о которых рассказывается в Торе, – от Сотворения мира до Исхода евреев из Египта. Это важнейшее агадическо-мидрашистское произведение толкует книгу Берешит (Бытие), часть книги Шмот (Исход) и некоторые места из книги Ваикра (Левит).
Каждый год, между праздниками Песах и Шавуот, великий учитель еврейского народа, главный сефардский раввин Израиля О. Йосеф, посвящал свои уроки изучению важнейшей книги еврейской традиции «Пиркей Авот». После многочисленных просьб учеников и слушателей этих уроков рав Овадья
Йосеф согласился собрать эти уроки в книгу «Анаф Эц Авот» («Ветвь древа отцов»). Книга неоднократно переиздавалась на различных языках, на русском впервые опубликована СТМЭГИ в 2019 году
Подробному разбору законов о чтении Мегилы в праздник Пурим посвящен этот трактат Мишны. Кроме того, он рассматривает тему о чтении Торы и гафтары в субботы, праздники и прочие времена. Законам о чтении Торы и гафтары посвящены главы 3-4 этого трактата Мишны, а в качестве введения к ним сообщаются также законы о святости синагоги и о различных принадлежностях Б-гослужения.
Истинный характер иудаизма невозможно оценить без близкого знакомства с Устным Законом. Уникальность нашей веры заключается в устной традиции. Именно она служит подлинным ключом к пониманию тех письменных текстов, которые мы называем Торой.
Как родилась эта книга? Вначале автор дал цикл лекций по классическому трактату Пиркей Авот. Через несколько лет повторил его на более глубоком уровне. Пожелание слушателей получить лекции в письменном виде подтолкнуло к созданию книги, которая явилась третьим существенно отличающимся вариантом.
Этот трактат состоит из восьми глав. Семь из них излагают последовательность служения первосвященника в Храме в Йом-Кипур,а последняя, восьмая глава трактата рассматривает законы о посте в Йом-Кипур, а также темы тшувы и искупления. Трактат называется «Йома», что по-арамейски значит «Этот День», а в других источниках этот трактат Мишны так и называется: «Йом-гаКипурим».
Седьмой год семилетнего цикла, то есть год шмита, в Мишне называется сокращенно: швиит, «седьмой». Отсюда - название этого трактата Мишны. С годом швиит связаны три заповеди: запрет обрабатывать землю, заповедь о святости плодов седьмого года, отмена денежных долгов.
Это издание трактата "Брахот", первого из трактатов Мишны, с комментариями р. П. Кегати в переводе на русский язык. Тора — как вода: одна капля, другая капля — и возникает река, две галахи сегодня, две галахи завтра — и вот уже знания бьют неиссякаемым ключом.
Главная тема трактата Мишны «Моэд катан» - законы о праздничных буднях, называющихся хол-гамоэд. Поскольку весь этот раздел Мишны также называется «Моэд», для того, чтобы внести различие, последний назвали «Моэд катан» («Малый моэд»). Трактат «Хагига» в своей первой части обсуждает заповеди, связанные с предписанием «показываться» в Храме и с принесением вышеупомянутых жертв. Далее, во второй части, он занимается законами о ритуальной нечистоте и ритуальной чистоте.
Эта мишна посвящена процессу судопроизводства. С комментариями раби Пинхаса Кегати. Каждый трактат мишны снабжен словарем терминов, указателем названий книг и имен, причем текст каждой мишны приводится также и на иврите. Ценное учебное пособие для тех, кто серьезно изучает Мишну, особенно для занимающихся самостоятельно.
В этом трактате изложены законы, связанных с принесением бикурим. Глава первая говорит о трех видах людей: о тех, которые приносят первые плоды в Храм и читают Тору, которые приносят бикурим, но не читают, которые не приносят бикурим вообще. В главе второй перечисляется общее для трумы, бикурим и маасера, и их отличия. Глава третья описывает отделения бикурим, принесение их в Храм. Во второй своей половине эта глава сообщает дополнительные подробности законов о чтении видуя, и о приносимых в Храм бикурим.
Этот трактат называется «Бейца» («Яйцо») по первому слову мишны, которой он начинается, но иногда ему дают иное название «Праздник» - так как в нем подробно изложены законы относящиеся ко всем праздникам времен Храма, а так же к видам разрешенных и запрещенных работ и пищи.
Во времена гаонов этот трактат разделили на два. Первый из этих трактатов называли "Песах ришон", то есть "Первый [трактат о] Песахе", а второй - "Песах шейни", "Второй [трактат о] Песахе". Когда же их вновь объединили вместе, то весь трактат в целом стали называть "Псахим", во множественном числе.
Этот трактат Мишны излагает законы о постах, причем большая часть его посвящена тем постам, которые бейт-дин обязывает соблюдать общество в случае засухи. Этим объясняется то, что трактат начинается с законов, связанных с упоминаниями о дожде в молитве "Шмонэ-эсрэ".
Этот трактат мишны посвящен всем видам "даров беднякам", и называется он "Пеа" — ибо именно об этом "даре беднякам" говорится в его первых четырех главах. С конца четвертой главы и в пятой главе излагаются законы о лекете; с конца главы пятой до начала седьмой — законы исполнения заповеди шихха; в главах седьмой и восьмой излагаются законы исполнения заповедей перет и олелот, после этого следуют законы о маасере бедняков и о заповеди цдака.
Трактат "Сука" состоит из пяти глав. В двух первых говорится о законах, связанных с постройкой суки и пребыванием в ней. Третья глава посвящена заповеди арбаа миним. Четвертая глава рассматривает законы о нетилат-лулав и заповеди праздника Сукот, исполнявшиеся в Храме - обрамление жертвенника ветвями аравы и возлияние на него воды. Пятая глава описывает веселье, сопровождавшее возлияние воды на храмовый жертвенник, а также сообщает о некоторых деталях храмового служения.
Вокруг сюжетов Библии еще в древности сложилась целая литература: всевозможные легенды, притчи, нравоучительные истории — все то, что называется аггадой. Воспользовавшись популярным сравнением, можно сказать, что аггада украшает библейский рассказ подобно тому, как зеленеющая крона украшает дерево.
Книга рассказывает о том, как Тора передавалась из поколения в поколение с момента ее получения еврейским народом на горе Синай и до наших дней. Автор приводит сведения о структура Письменной Торы, а также Торы Устной, начиная с Мишны и Талмуда, трудов выдающихся средневековых комментаторов, и кончая работами так называемых "поздних поским"
Детальный анализ пророчеств ТАНАХА: возвращение к вере, собрание рассеянных, войны Машиаха. В еврейской мысли может быть так, что к одному вопросу существует несколько подходов. Представленные в книге отбор комментариев и комментарии самого автора - выражение одного из них.
Небольшая иллюстрированная брошюра посвящённая истории и традициям празднования праздника Песах
Заповедь рассказывать Агаду сыну своему в Пасхальную ночь актуальна и сегодня, потому что у каждого поколения есть свои сыновья и своя Агада.
В разговорном иврите слова “отдых” и “свобода” — синонимы. Мы видим, что празднику Песах — празднику весны и празднику опресноков — дано дополнительное название — праздник свободы.
Зогар (Зоар) - одна из великих книг в человеческой культуре, основная и самая известная книга из многовекового наследия каббалистической литературы. Зогар ("Сияние") имеет свою собственную драматическую судьбу. Считается, что книга написана была в XIII веке, хотя соотносят время ее появления со II веком н. э. и связывают с именем рабби Шимона Баром Йохая (РаШБИ). Текст этой реликвии в течение многих столетий был скрыт.
Рамбан писал: "Всегда старайся читать Тору с намерением выполнять ее. Вставая от учения, спрашивай себя, узнал ли ты что нибудь такое, что можно исполнить. Каждое утро и каждый вечер тщательно исследуй свои поступки. Так проведешь ты свои дни в постоянном самосовершенствовании". Мы надеемся, что именно с этими помышлениями вы будете читать мидраши на книгу Бемидбар и на другие книги Пятикнижия.
Не относись к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина.
В этом трактате Мишны четыре главы. В двух первых обсуждается тема освящения месяца, а в двух последних - законы о трублении в шофар в Рош-Гашана и о благословениях Малхийот, Зихронот и Шофарот, связанных с трублением в шофар.
Как иудаизм относится к астрологии и знакам времён, к зодиакальным созвездиям? Книга отвечает на этот вопрос. Автор не занимается астрологией как таковой, а лишь касается ее, в рассказе о Времени, его периодичности и поворотных моментах.
Книга рассказывает об истории траурных дней 17 Тамуза и 9 Ава, днях разрушения Храма и мученической смерти 10 мудрецов
Рав Герман Вук в своей книге предлагает читателю подробный и обстоятельный рассказ об иудаизме - его истории, основных духовных ценностях, традициях и ритуалах, направлениях и перспективах