Рав Яаков Кранц, более известный как Магид из Дубно, десятилетиями собирал и придумывал притчи, которые находили кратчайшую дорогу к сердцам самых разных слушателей. Это был устный жанр, но, к счастью, у него нашлись последователи и ученики, которые собрали эти притчи-жемчужины в прекрасное ожерелье, которое и предлагается русскоязычному читателю.
Внимаю читателя предлагается второй том (продолжение) основополагающей книга еврейского мировоззрения «Мусар Дома Учения в Кельме», состоящую из рассуждений великого учителя, мудреца Торы – рава Симхи Зисселя Бройде Зива, широко известного в еврейском народе как Саба из Кельма – ближайшего ученика основателя Учения Мусар рава Исраэля Салантера.
Глубокое и всеобъемлющее объяснение духовной подоплеки еврейских праздников и других знаменательных дат еврейского года, различных тем торанического мировоззрения, мусара и каббалы в стиле «еврейского мышления», на основе Талмуда, Зоара, мидрашей, а также из трудов учителей более поздних поколений
Каждый год, между праздниками Песах и Шавуот, великий учитель еврейского народа, главный сефардский раввин Израиля О. Йосеф, посвящал свои уроки изучению важнейшей книги еврейской традиции «Пиркей Авот». После многочисленных просьб учеников и слушателей этих уроков рав Овадья
Йосеф согласился собрать эти уроки в книгу «Анаф Эц Авот» («Ветвь древа отцов»). Книга неоднократно переиздавалась на различных языках, на русском впервые опубликована СТМЭГИ в 2019 году
Небольшая книга, в которой, с опорой на РАМБАМа и иные источники, даётся обзор представлений ортодоксального иудаизма и приходе Машиаха и событиях, предваряющих и последущих за его приходом.
Книга пророка Иегошуа является первой книгой Танаха и повествует о вступлении еврейского народа в Землю Израиля и завоевании Эрец Исраэль от семи канаанских народов. Весь Израиль оказался свидетелем великих чудес и откровений во время войны с народами, населявшими Эрец Канаан, когда наш народ находился в таком духовном состоянии, что был достоин чуда. Начался долгий и непростой период перехода Земли Канаанской в состояние Земли Израиля, куда после египетского изгнания возвратился народ, видящий своё предназначение в служении единому Б-гу. Земля Израиля начинает процесс приобретения гармонии и связи со своим народом и Творцом.
Период Судей продолжался примерно 400 лет. Тринадцать судей правили и возглавляли еврейский народ в течение этого времени. Тринадцать исторических эпох с их особенными испытаниями, трудностями и подчинением народам мира пришлось пройти нашему народу. Суть проблемы сводилась к тому, что народ разбрелся по Земле Израиля, поделив ее между коленами. Пропало то состояние ясного видения Б-га, как это было при исходе из Египта и во время пути в пустыне. Великие учителя, которые были в те времена, не могли охватить все просторы Святой Земли, чтобы передать знания и свет Торы ее жителям. Начинаются духовные сбои. В каждом поколении суть этих сбоев и посланных в связи с этим испытаний была своя. В своем милосердии Всевышний посылает народу Израиля тринадцать судей для их обучения и возвращения к свету Торы.
Пророк Ирмиягу – великий пророк периода правления пяти последних царей Иудеи, потомков царя Давида. Ирмиягу удостоился стать великим пророком Израиля в заслугу праотцов. Его отец, Хилкиягу, был пророком и первосвященником Иерусалимского Храма во время жизни праведного царя Иошиягу. Ирмиягу стал пророком в 3124 г. от сотворения мира (626 г. до н. э.) и пророчествовал именем Б-га 40 лет вплоть до разрушения Иерусалима и Первого Иерусалимского Храма, после чего пропал дар пророчества в Израиле и мир погрузился во тьму. Пророк указывал на грех и духовный сбой глубоко поразивший сердце и душу человека. Он предвидел в своих пророчествах, что это приведет к разрушению Иерусалима и Божественного Храма, а еврейский народ будет уведен в вавилонское изгнание. Пророк призывал евреев к тшуве (раскаянию) и возвращению к надлежащей духовной форме человека, и это цель, которой мы не достигли до сего дня. Пророк Ирмиягу обращается к Израилю со словами убеждения, увещевания, произносит свои пророчества возле ворот Храма, возле царского дворца, плачет о будущем разрушении священного города Иерусалима и Божественного Храма.
Пророк Йехезкель бен Бузи был Главой поколения Вавилонского пленения. Он был изгнан из Иерусалима Невухаднецаром – царем Вавилона за одиннадцать лет до разрушения Храма вместе с царем Йехинией и духовными руководителями народа Израиля. Пророк Йехезкель начал свою книгу за семь лет до разрушения Храма в Иерусалиме, когда увидел как над рекой Квар пронеслась Б-жественная Колесница – Престол Правления для того, чтобы забрать Шехину (Б-жественное присутствие) из Иерусалима и бросить на священный город угли будущего пожара. Его пророчества не были обращены к жителям Иерусалима. Главой поколения на Святой Земле в те времена был пророк Ирмеягу, который пытался увещевать уцелевших в Сионе оставить пути греха и спасти от уничтожения великий город и Б-жественный Храм. Поколение вавилонского изгнания, Главой которого был пророк Йехезкель, смогло исполнить свою задачу – «вернуть былую красоту» – связь между Б-гом и человеком и удостоилось основания Второго Храма.
Повествование Книги Даниэля начинается с того, что Невухаднецар, царь Вавилонии, повелел разыскать среди изгнанников юношей смышленых во всякой мудрости, обладающих знанием и понятливых в науке, из потомков царя Иудеи – царя Хизкиягу, об особом величии которого знал Невухаднецар, чтобы избрать из их числа советников царя Вавилонии. Невухаднецар пожелал использовать интеллектуальный, духовный и религиозный потенциал царства Израиля в интересах народов мира. Впервые в истории святость Израиля начинает питать "оболочки" народов мира. Книга Даниэля повествует о четырех царствах – четырех изгнаниях, через которые должен был пройти еврейский народ для завершения испытания и исправления на пути к дереву жизни, – приходу Машиаха.
Последние пророки Иудеи: Хагай, Зехария, Малахи жили в одно и то же время, написали очень короткие, но необычайно емкие книги пророчества. Пророк Хагай заложил духовную основу для строительства II Храма, пророк Зехария предупреждал, что II Храм будет разрушен и лишь III Храм приведет мир к Дням Машиаха. Пророк Малахи во мраке вавилонского изгнания раскрыл нам далекое будущее III Храма. И в этих пророчествах суть и смысл нашего существования и бессмертия наших душ.
"Хазон Иешаягу" – видение исторического процесса 4 изгнаний Израиля, которые завершатся приходом Машиаха и воцарением Всевышнего в сотворенном Им мире, который у Него украли люди... У пророка Иешаягу были две основные последовательные задачи. Привести мир к Концу Дней – помазанию на вечное царство царя Хизкиягу, чтобы нашествие царя Ассирии Санхерива стало последней войной в истории человеческого общества – Санхерив стал Гогом, царем Магога, а царь Хизкиягу – Машиахом, помазанником на царство Всевышнего на земле. Когда этого не получилось, у пророка осталась одна задача: утешение Израиля на многие поколения изгнания и пленения в четырех царствах.
Цель этого цикла лекций – показать слушателям тайны Торы и то, каким образом достаточно сложные на первый взгляд и неясные тексты обогащают нас ясным и конкретным знанием о Б-ге. Те, кто ожидают от Танаха описания общей картины мира - географии, истории, этнографии в стиле западной культуры, могут разочароваться. Священное Писание вообще не предназначено для этих целей. Наши мудрецы сказали: "Если бы евреи не грешили, то Всевышний дал бы нам только Тору и книгу Иегошуа, раскрывающую святость и особенность Земли Израиля". Это означает, что Книги Пророков предназначены спасти Израиль от греха, показав истинную картину мира и Творца, скрывающегося за занавесом постоянства законов природы.
В Танахе сказано: "Счастлив человек, боящийся Всевышнего и страстно любящий Его заповеди" (Теилим 112:1). Слова "боящийся Всевышнего" относятся к запрещающим заповедям Торы, в то время как слова "страстно любящий Его заповеди" относятся к заповедям повелительным. Автор книги - рабби Исраэль Меир Акоэн, более известный по названию его главной книги - Хефец Хаим.
Речь, произнесенная по поводу бар-мицвы сына рава И.Шнайдера - Йеуды Лейба (в Шабат 10-го ава 5775-го года)
Сборник статей рава И. Шнайдера об Амалеке, празднике Шавуот и совете Билама, о некоторых деталях связанных с этими темами заповедей и их глубинном смысле.
Удивительно, как много открытий, до которых наука дошла лишь сейчас благодаря применению современнейшей техники, были описаны в Торе, дарованной еврейскому народу больше трех тысяч лет назад. Замечательно и то, что в Торе о них сказано предельно ясно, кратко и точно. Собранные в этой брошюре факты убеждают, что Тора не могла быть создана человеком. Открытия даже самого выдающегося ученого, вооруженного новейшими методами и приборами, все-таки скоро устаревают. Неподвластно времени лишь слово Творца мира.
Религиозные идеи зачастую сложны и представляются недоступными обычному пониманию. Именно на таких идеях и сосредотачивает свое внимание рабби Каплан. Будучи выдающимся ученым ”талмид хахам”, — сведущим во всех областях Торы, он понимал образ мыслей обычного человека и умел переводить глубокие и сложные понятия на язык повседневности.
Обзорные очерки-комментарии к пяти книгам Танаха - Мегилот, читаемым в особые дни года: Шир гаширим, Рут, Эйха, Коэлет, Эстер. Эти очерки, написанные известным американским раввином Носсоном Шерманом, помогают читателю сориентироваться в сложном и необычном мире Танаха.
Библиотека иудаики на русском языке содержит в подавляющем большинстве книги переводные. Исключения наперечет. Семьдесят лет советская власть остервенело трудилась над искоренением всего еврейского и преуспела во многом. И по этой причине знаток Торы, владеющий русским языком, сегодня большая редкость.
Стандартный путь советского еврея к Торе пролегал через еврейский национализм, интерес к государству Израиль, сионизм (есть и такие, кто остановились на полпути). Но и заново обретя веру в Б-га, далеко не все смогли переоценить свое отношение к сионизму и Государству Израиль, теперь уже с позиций Торы.
Перед читателем первая в истории оригинальная книга в русле «еврейской мысли», написанная по-русски.
Она основана на Талмуде, Мидраше и традиции тайного учения: Рамхаля (раби Моше Хаим Луццато из Италии), Гаона из Вильно (18 век) и Маараля из Праги (16 век, Прага).
Эпоха, которую мы сейчас переживаем, уникальна, и в особенности это касается жизни еврейского народа. Мы - свидетели неожиданных явлений. События врываются в нашу жизнь с быстротой молнии, оставляя нас пораженными и непонимающими. "И ты сойдешь с ума от того, что откроется твоим глазам" (Дварим28:34).
Грех и наказание за него рождаются одновременно. Никакой грех не проходит безнаказанно; будь то земной или небесный суд — кара неизбежна. Вера в возмездие и наказание — фундамент иудаизма. «Человек, который говорит, что Священный, да будет Он благословен, оставляет грех безнаказанным, да лишится внутренностей своих, ибо сказано: "Он — Скала и Его творение совершенно, ибо все Его пути — пути правосудия"
По своей природе человек отличается от других существ тем, что он всегда что-то ищет, вечно находится в поиске, будто ему чего-то недостает. Все прочие живые существа, стоит им удовлетворить свои жизненные потребности, сразу же прекращают свой поиск, пока их что-то вновь не потревожит.
Как родилась эта книга? Вначале автор дал цикл лекций по классическому трактату Пиркей Авот. Через несколько лет повторил его на более глубоком уровне. Пожелание слушателей получить лекции в письменном виде подтолкнуло к созданию книги, которая явилась третьим существенно отличающимся вариантом.
Шимшон - вместо привычного Самсон. Это больше, чем просто семантика. В имени Шимшон заключено еврейское понимание Б-жественного атрибута “крепости и защиты” (Шемеш умаген). Филистимляне, вполне возможно, видели в нем того Самсона, расхожее представление о котором бытует среди большинства европейцев, но его тайна заключалась в том, что в действительности он был Шимшоном.
Сборник посвящен трем еврейским праздникам - Шалош Регалим. В книге сделан акцент на глубинносущностной стороне этих праздников, что позволяет увидеть причинно-следственные связи и духовные реалии, которые выводятся из Письменной Торы только в результате глубокого изучения Торы Устной.
В этой книге собраны некоторые из материалов рубрики «Недельный раздел Торы», которая публикуется в «Еврейском камертоне», приложении к израильской русскоязычной газете «Новости недели» Помимо классических еврейских источников, включающих Раши, Рамбама, Рамбана, Виленского Гаона, Хафеца Хаима и других, в очерках использованы материалы из современных изданий на темы недельных разделов Пятикнижия.
Книга задумана как путешествие по некоторым страницам Письменной Торы, вместе с праотцами и праматерями еврейского народа, и их потомками, вышедшими из Египта и получившими Тору на горе Синай.