Негативные высказывания, имеюшие позитивную цель. Семь условий (дни 43-50)
Негативные высказывания, имеюшие позитивную цель. Семь условий (дни 43-50)
День 43. Предварительные условия
(13 хешвана - 13 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Предварительные условия
Сама по себе ситуация, относящаяся к одной из вышеперечисленных категорий, еще не определяет конструктивность обсуждения. Для критического суждения о человеке необходимо соблюдение не менее семи условий.
Условие 1. Факты следует проверить. Запрещено критически отзываться о человеке на основании слухов. Только информация из первых рук может свидетельствовать о характере или поведении еврея.
Исключением является лишь желание человека защитить другого от возможного ущерба. В таких случаях разрешается полагаться на информацию из вторых рук (но предупреждая, что она не из первых рук). Это мы будем обсуждать ниже.
Условие 2. Даже очевидец явно неприемлемого поступка не должен сразу выносить суждение о том, что произошло. Оценка события вне контекста может привести к заблуждению и по поводу характера человека, и по поводу правомерности его действий. Обстоятельства следует тщательно выяснить, чтобы убедиться в правильности понимания ситуации. Кроме всего, вывод о том, что человек нарушил еврейский закон, может делать лишь тот, кто знает соответствующие алахот.
"Сефер Шмират а-лашон"
Нищета
Вместо цараат на виновного в злословии налагается наказание бедностью.
Выше мы рассмотрели вопрос о том, почему в наше время закоренелый сплетник не наказывается цараат, и ответ рава Азулая на этот вопрос. Другое объяснение предлагает Сефер давар кдуша:
Страдание от бедности заменяет цараат, потому что, завися в средствах на жизнь от других людей, бедняк избавляется от гордыни - первой причины лашон а-ра. Более того, он боится отозваться о ком-то неуважительно, потому что, если об этом узнают, его могут перестать поддерживать.
Тикуней Зоар также утверждает, что грех злословия может повести к бедности. Поэтому тот, кто хочет избежать материальных затруднений, должен тщательно следить за чистотой речи.
День 44. Достижимость цели
(14 хешвана -14 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Достижимость цели
Подобало бы скрыть эпизод с цараат Мирьям. Но Тора велит нам помнить его, чтобы подчеркнуть серьезность греха лашон а-ра.
Прежде чем передавать негативную информацию ле-тоэлет, для пользы дела, следует хорошо обдумать, приведут ли слова к желаемой цели. Такое сообщение оправдано лишь в том случае, если вероятность достижения желаемого результата достаточно высока.
Это особенно важно, когда человек хочет разрушить потенциально вредную дружбу, деловую связь или шидух (сватовство). Если партнерами уже принято окончательное решение, негативный отзыв об одной из сторон уже не конструктивен.
"Сефер Шмират а-лашон"
Наказание Мирьям
Тора рассказывает (Бемидбар, 12), что Мирьям неодобрительно отозвалась о своем брате Моше, который после получения Торы на горе Синай отдалился от своей жены, отказался от близости с ней. Осуждая поступок брата, Мирьям не сознавала, что Моше, человек исключительной скромности и бескорыстия, не стал бы подчеркивать свое особое положение таким образом. Если он так поступил, то лишь потому, что Всевышний повелел ему находиться в постоянной готовности к пророчеству. За свои слова Мирьям была наказана цараат. Потом, по молитве Моше, Творец ее исцелил.
Сказано в Торе: «Будь осторожен с язвой проказы, строго соблюдай и исполняй то, что укажут вам коэны и левиты...» (Дварим, 24:8). А следующий стих говорит: «Помни, что сделал Г-сподь, твой Б-г, с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта». Древний комментарий Сифре разъясняет:
Почему соседствуют эти два стиха? Чтобы научить, что Мирьям была наказана (цараат) за лашон а-ра. (По правилу) каль ва хомер (тем более): если Мирьям, которая критически отозвалась о младшем брате, была наказана (так сурово), насколько суровее наказание человеку, злословящему о том, кто значительнее него. И если так наказана Мирьям, чьи слова услышал только Творец, как сказано: «И услышал Всевышний» (Бемидбар, 12:2), насколько строже наказание тому, кто осуждает ближнего публично.
Рамбан комментирует слова Торы так. Нам заповедано передать (случай с Мирьям) нашему потомству и будущим поколениям. Подобало бы скрыть этот эпизод, чтобы не говорить плохо о праведных людях. Но Тора повелевает нам сделать его известным, чтобы мы хорошо понимали, как велик грех запрещенной речи, который приводит ко многим пагубным последствиям, особенно когда это преступление повторяют часто.
День 45. Прямое порицание
(15 хешвана - 15 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Прямое порицание
От цараат нельзя избавиться никакими материальными (медицинскими, например) способами. Единственная надежда мецоры на исцеление - тшува, раскаяние.
Условие 3. Прежде чем высказаться о ком-то, надо обсудить вопрос с ним самим: приложить все силы, чтобы повлиять на грешника и чтобы он изменил свое поведение. И только при неудаче можно сообщить сведения о нем другим людям. (Это условие действительно лишь в том случае, если нет опасений, что состоявшийся разговор - при неудаче - затруднит или сделает вообще невозможным достижение желаемого результата другими способами.)
"Сефер Шмират а-лашон"
Напоминание
Помни, что Г-сподъ, твой Б-г, сделал с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта (Дварим, 24:9).
Этот стих Торы учит нас помнить о четырех факторах, присутствующих в эпизоде с согрешившей и наказанной Мирьям:
1. Помни, что Г-сподь, твой Б־г, сделал - помни, что Он наказывает.
2. Помни, кому было вынесено наказание, - Мирьям.
3. Помни, где это произошло, - в пути.
4. Помни, когда это было, - вы шли из Египта.
Каждый из этих моментов важен для понимания заповеди, мы всегда должны помнить о них и учитывать их в своем поведении. Итак, Мирьям была наказана цараат за то, что плохо отозвалась о брате.
Мецора, после того, как коэн объявит, что он исцелился, должен пройти процесс очищения, в котором, кроме прочего, должен принести в Храм двух птиц. Одну птицу режут, а другую выпускают на волю. Мидраш так объясняет эти символы: как зарезанная птица не может вернуться к жизни, так и мецора не может естественным образом выздороветь, его единственная надежда - тшува (раскаяние). Как птица, выпущенная на волю, может вернуться к прежнему образу жизни, так и мецора после раскаяния полностью исцеляется и может вернуться к нормальной жизни среди своих братьев.
Мы уже говорили, что тума (нечистота) болезни цараат чрезвычайно тяжела. Мецора должен жить в одиночестве, его одежды следует порвать, а волосы не причесывать, как у скорбящего о смерти близкого родственника, в отличие от всех других тамэ (нечистых) по иной причине. И всякий находящийся под одной крышей с мецора становится нечист. Более того, мудрецы сравнивают мецору с мертвецом (Недарим, 64б).
Помни, что Г-сподь, твой Б-г, сделал с Мирьям.
День 46. Последнее средство
(16 хешвана -16 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Последнее средство
Условие 4. При наличии какой-то иной возможности достичь нужной цели, помимо порицания и негативных высказываний о человеке, надо предпочесть ее. Негативная речь, даже для конструктивной цели, - недостойна, если ее можно избежать.
Если отрицательный отзыв все-таки нужен, взвесьте, насколько он поможет достичь желаемого результата. Передавать негативную информацию, если она бесполезна, - это лашон а-ра. Сообщая о человеке что-то негативное, следует найти для этого наименее резкую форму. Подсказать, где можно получить нужную информацию, предпочтительнее, чем говорить самому.
Сравнивая, скажем, двух кандидатов на один пост, лучше подчеркнуть сильные стороны одного, ничего плохого не говоря о другом. Обычно этого бывает достаточно. Во всех случаях самый мягкий способ достижения цели - наилучший.
"Сефер Шмират а-лашон"
Память на все времена
Намерения Мирьям были чисты, она действовала «ради Небес». Но это не спасло ее от наказания за дурной отзыв о брате.
Помни, кто был наказан цараат!
Сама праведная Мирьям, благодаря заслугам которой народ Израиля сорок лет - с момента выхода из Египта и до ее смерти -мог черпать воду из сопровождавшего его в странствиях чудесного источника.
Мирьям была пророчица, как сказано: «Мирьям-пророчица, сестра Аарона...» (Шмот, 15:20).
Мирьям критиковала брата, которого любила как самое себя. Ради него в свое время она рисковала жизнью, стоя у Нила, где на воде в тростниках лежал в корзине ее брат-младенец (там же, гл. 2).
Мирьям не сказала о Моше ничего плохого, только сравнила его с другими пророками (которые не отделялись от жен).
Мирьям не говорила о Моше ни в его присутствии, что могло бы его смутить, ни на публике. Все, что она сказала, осталось между ней и их праведным братом Аароном.
Намерения Мирьям были чисты, слова сказаны «ради Небес».
Когда Моше узнал о словах сестры, он не обиделся на нее, как сказано: «А Моше был очень скромным человеком...» (Бе-мидбар, 12:1).
И, несмотря на все это, Мирьям была наказана цараат.
Помни, кому было вынесено это наказание!
Тора рассказывает: «И была в изоляции Мирьям вне стана семь дней; народ же не отправлялся в путь, пока Мирьям (не исцелилась и) не возвратилась» (Бемидбар, 12:15). Исключительных достоинств Мирьям оказалось недостаточно, чтобы отложить ее наказание до последней стоянки народа, где ее состояние не привлекло бы такого внимания. Она была наказана в пути, и ее унижение стало известно всем.
Помни, где Мирьям постигло наказание!
День 47. Будь точен
(17 хешвана - 17 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Будь точен
Условие 5. Для конструктивной цели негативную информацию разрешается сообщить, но клевета не может быть оправдана ни при каких обстоятельствах. И для конструктивной цели человек не имеет права извращать факты, преувеличивать или опускать детали, которые смягчают тяжесть проступков.
Неоправданное использование таких усилительных выражений как «очень» легко может исказить картину. Это, пожалуй, самая распространенная форма клеветы, к которой люди бессознательно прибегают.
Правдивые детали, которые еще усугубляют дело, следует опустить, если цели можно достичь и без них.
"Сефер Шмират а-лашон"
Учиться на ошибках Мы обязаны извлечь урок из эпизодов с Мирьям и разведчиками.
Помни, в какой момент нашей истории была наказана Мирьям, - когда мы шли из Египта.
Слова, принесшие ей наказание, Мирьям произнесла в начале второго года пребывания евреев в пустыне, когда евреи еще не знали обо всей серьезности греха лашон а-ра. Наказание, постигшее Мирьям, объяснило всему народу, как следует относиться к чистоте речи, и теперь евреи уже несли за нее ответственность. Поэтому грех разведчиков, которые плохо отозвались о Земле Израиля (почему это произошло, рассмотрим ниже, в Дни 49-52), и вина тех, кто поверил их словам, намного больше - они не сделали вывода из истории с Мирьям.
Мы не можем сравнивать себя с праведницей Мирьям. Тем яснее мы должны понимать, что даже выдающиеся заслуги не спасли ее от наказания. Мы должны извлечь урок из обоих случаев: и с Мирьям, и с разведчиками. Мы должны знать, что если человек виноват в таком грехе, как грех Мирьям, или, того хуже, если он намеренно порочит другого человека, то он, безусловно, не избегнет самого сурового наказания - и оно последует скоро, как было с Мирьям.
Помни, что сделал Г-сподь, твой Б-г, с Мирьям в пути, когда вы шли из Египта.
День 48 . Эмоциональное отношение
(18 хешвана - 18 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Эмоциональное отношение
Если слово стоит монету, то молчание - две.
Условие 6. Если вы убедились, что 1) негативная информация верна; 2) у нарушения нет смягчающих обстоятельств; 3) порицание не имело успеха; 4) иначе повлиять на ход событий невозможно; 5) информация будет изложена со всей точностью, то - прежде чем сообщать информацию - необходимо соблюсти еще два условия.
Повторим: ле-тоэлет, в полезных целях, негативную информацию разрешается сообщить. Но если человек знает, что, если опорочит другого, это доставит ему удовольствие, он не должен передавать эти сведения, даже если никаким другим способом цепи достичь нельзя.
Радоваться оскорбительным словам низко, даже если их произносят с позитивной, в общем-то, цепью.
Особая проблема - необходимость высказаться о человеке, которого не любишь. Сначала необходимо избавиться от всех плохих чувств к этому человеку, и только тогда можно дать о нем нужную информацию.
"Сефер Шмират а-лашон"
Лучшее лекарство Царь Шломо учил:
Пусть не навлекут твои уста вину (грех) на твою плоть, и не говори посланцу, что это была ошибка. Зачем, чтобы гневался Б-г из-за слова твоего и губил, дело твоих рук? (Коэлет, 5:5)
Мудрецы объясняют его слова (Коэлет раба, 5:3):
«Пусть не навлекут твои уста вину на твою плоть»: не позволяй своим устам злословить, потому что этот грех принесет страдание (цараат) всему твоему телу.
«Пусть не навлекут твои уста вину на твою плоть»: это относится к Мирьям, как сказано: «...смотри!Мирьям была поражена цараат как снегом» (Бемидбар, 12:10).
«... и не говори посланцу» - Моше, о котором сказано: «И послал Он посланца, и вывел нас из Египта» (там же, 12:11).
«... что это была ошибка»: как сказано: «И Аарон сказал Моше: прошу, господин мой, не сочти нам за грех, что мы поступили глупо и согрешили» (12:11).
«Зачем, чтобы гневался Б-г из-за слова твоего»: из-за лашон а-ра о Моше, как сказано: «И возгорелся гнев Б-га на них, и Он отошел» (там же, 9).
«...и губил дело твоих рук». Рае Йоханан сказал: она (Мирьям) согрешила устами, но поражены были все ее члены, как сказано: «И отошло облако от Шатра, и вот: Мирьям покрылась цараат как снегом» (там же, 10).
Р. Йеошуа учил: «Если слово стоит монету, то молчание -две». Раби (Йеуда а-Наси) сказал: «Лучшее лекарство - молчание», как сказано (Авот, 1:17) от имени рабана Шимона бен Гамлиэля: «Все мои дни я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для себя, чем молчание».
День 49. Информация, чреватая ущербом
(19 хешвана - 19 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Информация, чреватая ущербом
Условие 7. Выше мы говорили: негативный отзыв допустим, когда цель конструктивна.
Это правило относится только к сообщениям, которые умаляют достоинство. А те, что приносят ущерб, запрещено передавать и для позитивной цели. Единственное исключение из этого правила - ситуация, когда алаха позволяет нанести человеку определенный ущерб.
"Сефер Шмират а-лашон"
Грех разведчиков
Злое побуждение использует самые разные подходы, чтобы склонить людей к греху.
На второй год странствий евреев в пустыне Моше послал двенадцать выдающихся людей, по одному из каждого колена, на разведку в Страну Кнаан. Возвратившись, десять из них дали негативный, деморализующий отчет о Стране и выразили уверенность, что евреям не под силу ее завоевать. Народ не усомнился в их словах. Евреи плакали всю ночь.
Раби Йоханан сказал: Разведчики вернулись вечером в Тиша бе-ав. И сказал Творец: «Вы плакали напрасно. Я установлю ее (эту ночь) для вас как время плача во всех поколениях» (Таанит, 28б).
Из-за этого греха Всевышний на сорок лет оставил евреев в пустыне и постановил, что все взрослые мужчины этого поколения умрут там и не войдут в Эрец-Исраэль (Бемидбар, 13-14).
Как могли эти посланцы, каждый из которых был лидером своего колена, так согрешить? И в чем заключался их грех, в чем они были не правы?
Злое побуждение использует разные подходы, чтобы склонить людей к греху. Иногда наполняет сердце человека гордыней и тот верит, что праведен и поистине любит Б-га, а потому не видит необходимости совершенствоваться и довольствуется невысоким уровнем служения Творцу.
Или пользуется противоположным методом. Оно побуждает человека все время думать о прошлых грехах, хотя он давно раскаялся и не повторяет их, и держит его в постоянном отчаянии. Так что когда ему предоставляется возможность выполнить мицву, человек говорит себе: «Такие поступки подобают праведным людям, а не грешникам вроде меня».
В этом и коренилась ошибка разведчиков, как объясняется ниже.
День 50. Обобщение
(20 хешвана - 20 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Обобщение
Итак, разрешено говорить негативно о человеке, чтобы:
1. помочь ему, или
2. помочь тому, кто может стать его жертвой, или
3. разрешить большие споры, или
4. помочь другим научиться на ошибках этого человека.
При этом необходимо соблюсти все следующие условия:
1. Сказанное основано на информации из первых рук и тщательной проверке.
2. Совершенно очевидно, что тот, о ком говорят, не прав.
3. С данным человеком беседовали, но он отказывается изменить свое поведение.
4. Информация будет изложена с безупречной точностью.
5. Тот, кто передает информацию, руководствуется исключительно конструктивными намерениями и считает достаточно большой вероятность того, что его слова помогут делу.
6. Нет иного способа для достижения нужного результата.
7. Сказанное не причинит тому, о ком говорится, никакого не оправданного алахой ущерба.
Примеры, разъясняющие применение этих условий на практике, приведены ниже.
"Сефер Шмират а-лашон"
Отчаяние и злословие
Разведчики прибегли к клевете на Святую Землю.
Возвратившиеся из Кнаана разведчики были преисполнены отчаяния. Они говорили себе: «Чтобы покорить эту страну, нужны огромные заслуги. У нашего поколения, которое сделало Золотого Тельца и совершило много грехов, таких заслуг, конечно, нет». Разведчики убедили себя в том, что Творец обещал даровать народу Землю Израиля на определенных условиях. Для этого евреи должны быть цадиким, праведными людьми. А они чувствовали, что они не такие.
Тора рассказывает: «Калев успокаивал народ перед Моше и сказал: непременно взойдем и завладеем ею, это в наших силах» (Бемидбар, 13:30).
Наши мудрецы объясняют, что Калев вначале представился союзником разведчиков, чтобы все его выслушали. Он начал: «И это все сделал для нас сын Амрама (т.е. Моше)». Ожидая, что он будет осуждать Моше, люди замолчали. Тогда Калев продолжил: «Он вывел нас из Египта, рассек море, дал нам ман и собрал для нас перепелов» (Раши к Сота, 35а). Калев имел в виду: если бы Творец вел евреев по суду и по справедливости, они бы не стали свидетелями всех этих чудес, которые принесли им столько благ. Ведь даже когда море расступилось, кое-кто из евреев проявил слабость веры, как написано: «И бунтовали они у моря, у Красного Моря» (Теилим, 106:7). Люди жаловались и до ниспослания мана, и потом. Калев уверял их: как они удостоились сострадания в прошлом, так и теперь станут свидетелями Его обещания безопасно привести их в Эрец-Исраэль.
Но разведчиков это не убедило. И чтобы люди не прислушались к словам Калева, разведчики прибегли к клевете, злословя на святую Землю, которая должна была стать вечным наследием народа.