Выслушивание негативных высказываний с позитивной целью (дни 98-105)
Выслушивание негативных высказываний с позитивной целью (дни 98-105)
День 98. Уместная информация
(8 тевета - 9 тамуза)
"Сефер Хафец хаим"
Выслушивание негативных высказываний с позитивной целью Уместная информация
Запрет «Не разноси ложного слуха» (см. День 91) учит нас: лашон а-ра нельзя слушать и нельзя ему верить. Но если информация нужна для конструктивных целей, чтобы выполнить миц-ву, она заслуживает внимания. Сообщать нечто негативное ле-тоэлет не означает лашон а-ра. И выслушивание с такой целью считается правильным и достойным.
Разрешается слушать все, что может предотвратить или возместить несправедливый ущерб другому человеку, будь-то говорящий, слушатель, тот, о ком говорят, или посторонний. Правило подразумевает предотвращение или уменьшение любого ущерба: физического, финансового, эмоционального или духовного.
Разрешается выслушать жалобы человека на кого-то, если есть надежда, что это поможет уладить конфликт. Можно выслушать негативный отзыв о предполагаемом деловом партнере. Во всех этих случаях негативную информацию принимают в конструктивных целях, так что это не лашон а-ра.
"Сефер Шмират а-лашон"
День Суда
Наши заслуги взвешивают, положив на другую чашу весов наши грехи.
Суждение о других людях может навсегда определить человека как цадика (праведника) или рашу (злодея).
Мудрецы учат, что достоинство человека определяют взвешиванием: на одной чаше - заслуги, на другой - грехи (Рамбам, Илхот тшува, 3:1-2). Они сообщают о великом Дне Суда после воскрешения мертвых: тогда откроют три книги - одну для совершенных праведников; одну - для законченных злодеев; и одну
- для «средних», обычных людей. Совершенных праведников сразу запишут на вечную жизнь; законченных злодеев осудят на Геином (ад) а тех, что между ними, опустят в Геином и, когда они пройдут период искупления, их поднимут (Рош а-шана, 16б).
Если Творец будет судить человека строгой мерой, то даже у того, кто совершил в жизни много добрых дел, останется немного заслуг. При строгом подходе в его делах обнаружатся недостатки в методе или в точности деталей, глубине мотивов: может быть, его поступок не был достаточно насыщен любовью к Б-гу или страхом перед Ним, или радостью, которая должна сопутствовать исполнению добрых дел. Так что большая часть добрых дел окажется с тем или иным изъяном. И грехи перевесят добрые дела, что остались, и навечно он будет осужден как злодей.
День 99. Намерение
(9 тевета -10 тамуза)
"Сефер Хафец хаим"
Намерение
Выслушать негативную информацию в конструктивных целях не значит нарушить запрет принимать лашон а-ра. Однако, прежде чем себе это позволить, надо убедиться, что своим поведением не побуждаешь говорящего грешить.
Мы знаем, что информация не считается лашон а-ра при нескольких условиях, например, когда человек говорит с позитивными намерениями. Если же он преследует другую цель, это лашон а-ра, даже если содержащаяся в его словах информация объективно полезна для слушателя. В этом случае слушатель нарушает заповедь «Не ставь препятствия перед слепым» (Ваикра, 19:14).
Если человек занимается с кем-то бизнесом, а его друг, не зная об этом, начинает вдруг дурно говорить о его партнере, говорящего надо прервать или уйти, поскольку это случай лашон а-ра. Правда, в такой ситуации позволено поступить и по-другому, а именно: сказать другу, что эта информация может оказаться важной для вас, поэтому он вправе продолжать при условии, что будет сообщать только истину и в конструктивных целях.
"Сефер Шмират а-лашон"
Заслужить благоволение Творца
Милосердие Создателя может уменьшить совокупность грехов.
Если Всевышний будет судить человека с состраданием и искать ему оправдания, сумма его добрых дел может оказаться не убавленной. Более того, если человек удостоится полной меры Его милосердия, тогда и совокупность грехов может уменьшиться, потому что о многих скажут, что он их сделал невольно или их припишут внешнему фактору, за который он не отвечает.
Итак, Небеса могут найти бесчисленные способы оправдать человека. Тогда его добрые дела перевесят грехи, даруя ему вечный статус цадика.
Небеса судят человека так, как он судит других на земле. Если он благосклонен, то и Небеса будут к нему благосклонны. А если придирчив и критичен, да еще излагает свое мнение другим, то и небесные ангелы станут так говорить о нем (мидраш Мишлей, 11:5).
Человек должен постоянно помнить, что, осуждая другого, определяет Небесный Суд для себя.
День 100. Выяснение
10 тевета -11 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Выяснение
Если, чтобы принять важное решение, необходимо, не афишируя этого, получить информацию о человеке, семье, общине или учебном заведении, вольная беседа без указания целей на такую тему недопустима. Это ясно в свете сказанного выше.
Слушатель, заинтересованный в незаметном получении информации, должен понимать: вовлекая собеседника в разговор, он может подтолкнуть его к негативным высказываниям. Если рассказчик не сознает конструктивной цели своей речи, он будет виноват в лашон а-ра, а слушатель - в побуждении его к греху.
Поэтому, задавая вопросы, надо дать понять собеседнику, что его ответы не будут лашон а-ра, поскольку нужны для полезного дела.
К сожалению, люди, не знакомые с законами злословия, в таких случаях не только не раскрывают свою задачу, но и расспрашивают сразу о нескольких объектах, чтобы скрыть, о ком или о чем именно хотят услышать. Это абсолютно запрещено. Желание сохранить секрет не оправдывает негативных сообщений, которые не имеют отношения к делу, и собеседники оказываются виновными в лашон а-ра.
"Сефер Шмират а-лашон"
Любить ближнего
Любить ближнего как самого себя - значит помочь ему избежать ситуаций постыдных и всеми осуждаемых, которые заставят его страдать.
Исполнение заповеди «суди о ближнем благосклонно» и развитие качества шмират а-лашон связаны с тем, как человек выполняет заповедь «Люби ближнего как самого себя» (Ваикра 19:18). Если человек поистине любит кого-то, он не станет плохо о нем говорить. Напротив, будет находить в нем всевозможные достоинства, как у себя.
Если человек поневоле совершил поступок, который выглядит некрасиво, он понимает: как только об этом станет известно, все его осудят. Поэтому он очень хотел бы, чтобы кто-нибудь выступил в его защиту и объяснил, почему он не виноват. Именно так и следует поступать, когда чье-то поведение становится объектом критики.
Более того. Любить ближнего как самого себя - означает помочь ему избегать ситуаций и поступков, которых он потом будет стыдиться.
Представьте: приезжий оказался в городе с не знакомыми, не известными ему обычаями. Он станет искать доброжелательного человека, чтобы тот объяснил ему, как принято здесь держаться, и предупреждал потихоньку, когда его действия могут показаться местным жителям нелепыми или недостойными. Благодаря своевременным подсказкам доброжелателя он избежит неловких положений, позора и страданий.
Так надо относиться к ближнему. Если мы видим, что еврей совершает действия, которые непременно приведут его к огорчению или унижению, мы обязаны его предупредить.
День 101. Расспросы. Предварительные условия
11 тевета - 12 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Расспросы. Предварительные условия
Запрещено побуждать к греху. Поэтому, пока неизвестно точно, что данному человеку разрешается передавать определенную информацию, его нельзя об этом расспрашивать. Кроме того, расспросы допускаются лишь при наличии следующих предварительных условий:
1. У человека, к которому намереваются обратиться с вопросом, нет репутации, что он выдумывает небылицы, несправедливо судит, спешит с выводами и так далее.
2. Он не считается тем, кто любит преувеличивать.
3. Можно предполагать, что, если его спросят, он не станет нарочно говорить плохо. Поэтому не надо спрашивать у тех, кто недружелюбно настроен к предмету ваших расспросов.
4. И, наконец, нет сомнений, что информация необходима для конструктивной цели, без нее не обойтись.
"Сефер Шмират а-лашон"
С любовью и уважением
Порицать ближнего с глазу на глаз уважительно и с любовью - это исполнять две заповеди сразу.
Мудрецы были готовы к позору, лишь бы спасти других от стыда.
Однажды рабан Гамлиэль (глава Санедрина, совета мудрецов Израиля) сказал: «Разбудите для меня семь судей, и пусть ко мне придут». На следующее утро он проснулся, увидел восемь судей и сказал: «Кто взошел без разрешения, должен сойти». Шмуэль-а-катан встал и сказал: «Я взошел без разрешения»... На самом деле Шмуэль-а-катан просто хотел спасти от позора другого (Санедрин, 11а).
Конечно, когда один человек хочет помочь другому исправить свое поведение и делает ему замечание, тот может смутиться. Но, если кто-то поступает вразрез с алахой, мы обязаны предупредить его. Только делать это надо с глазу на глаз и уважительно. Так мы выполняем две заповеди: поправлять ближнего (Ваикра, 19:17) и любить его, как самого себя.
Помогая еврею сделать свое служение Творцу более совершенным, человек приносит Всевышнему огромное удовлетворение. А если при людях стыдит, какая Ему от этого польза?
День 102. Разрешенный разговор «не по делу»
День 102
12 тевета - 13 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Разрешенный разговор «не по делу»
В описанных выше случаях одним из условий, позволяющих слушать негативные сообщения, является деловая необходимость. Если для человека информация важна в конструктивном смысле, ему стоит и можно прислушиваться к тому, что говорят, и даже выяснять, задавая вопросы.
Иногда алаха разрешает слушать негативные сообщения, которые не имеют для человека практического значения. Если кому-то необходимо высказаться, чтобы облегчить свою боль, тогда выслушать его и выразить понимание - это совершить добрый поступок, проявить хесед. А если слушатель чувствует, что рассказчик способен воспринять замечание, как он несправедлив в своих суждениях и в чем именно, надо ему об этом сказать.
Обычно человек, изливающий душу в ожидании сочувствия, рассказывая о своем разочаровании или обиде, не в состоянии мыслить логично. Так что, когда он успокоится, слушатель может подойти к нему и объяснить, что ситуацию можно понять и по-другому.
Слушая такие излияния, надо постараться, чтобы разговор не перешел на «разоблачение» вообще всех грехов и пороков обидчика, не имеющих отношения к теме. Кроме того, слушатель должен помнить, что не следует принимать все сказанное как факт.
"Сефер Шмират а-лашон"
Отцовская боль
Творец радуется нашим радостям и печалится нашими печалями.
Представим себе такую картину. Мальчик совершил плохой поступок. Кто-то из присутствующих во всеуслышание сообщает, что он натворил. Здесь же находится отец ребенка. Он, понятно, ужасно расстроен. Отец говорит «глашатаю»: «Если бы ты упрекнул моего сына так, чтобы никто не слышал, я был бы тебе признателен. Но зачем ты объявил об этом всем и каждому? Ты сделал его объектом всеобщего презрения, это недостойно. Не похоже, чтобы ты хотел исправить его, скорее - опозорить и порадоваться его унижению».
Так относится Всевышний к еврейскому народу, о котором сказано: «Дети вы Г-споду, вашему Б-гу» (Дварим, 14:1). Создатель радуется нашими радостями и печалится нашими печалями. Так может ли радовать Его ситуация, когда еврей публично порицает еврея, в присутствии нашего небесного Отца, слава которого наполняет всю землю?
Мы должны постоянно помнить слова Рамбама о том, что еврей обязан заботиться об имуществе и чести другого еврея, как о своем имуществе и своей чести (Илхот авель, 14:1).
День 103. Между мужем и женой
13 тевета -14 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Между мужем и женой
Как уже говорилось, с членами семьи делиться сплетнями тоже не следует (День 16). И не надо думать, что воздержание от лашон а-ра выражает недостаток доверия или может привести супругов к отчуждению. Муж и жена, которые хотят, чтобы между ними пребывало Б-жественное Присутствие, должны строить свой дом на основе алахи и избегать разговоров, способных вызвать раздор и обиду.
Люди, состоящие в браке, как и все, иногда сталкиваются в жизни с трудностями и нуждаются в эмоциональной поддержке. Естественно, они ищут помощи у супруга. В таких случаях говорить и слушать - конструктивная цель, и это разрешено.
Если возможно, надо постараться представить ситуацию так, чтобы облегчить боль и разочарование собеседника.
Но когда один из супругов начинает замечать, что у другого потребность «выпустить пар» становится привычкой, пусть постарается побудить его отказаться от этого. Тут могут помочь беседы и чтение, аудиозаписи лекций на соответствующую тему, совет встретиться с раввином или другим компетентным человеком.
И, наконец, необходимо такое предостережение. Мы должны всегда быть готовы эмоционально поддержать супруга, но действовать при этом надо внимательно и аккуратно. Не участвуйте в лашон а-ра без конструктивной цели! Увы, нередко семейные пары теряют эту грань, совершенно забывая о законах чистоты речи в своих разговорах.
"Сефер Шмират а-лашон"
Еврейский путь
Чего Творец хочет от нас? Только чтобы мы любили, уважали и почитали друг друга.
Тана девей Элияу раба (гл. 26) говорит: Творец сказал Израилю: любимые Мои дети! Разве есть у Меня недостаток в чем-то, чтобы просить у вас? Все, чего Я прошу у вас, - любите, уважайте и почитайте друг друга. Тогда не будет среди вас никакого греха и грабительства, никаких плохих дел, и вы всегда останетесь чистыми.
Говорит пророк: Сказано тебе, человек, что добро и чего Г-сподь требует от тебя: только вершить правосудие, любить милосердие и скромно ходить пред Б-гом твоим (Миха, 6:8).
Не надо мстить тому, кто поступил с нами несправедливо, и не надо таить на него злобу. Лучше стереть из сердца память о том, что случилось, и стараться делать этому человеку добро, как мы делаем это по отношению к любому еврею, будто ничего плохого между вами не произошло. Этого требует от нас Тора, которая говорит: «Не мсти и не храни злобы на сынов твоего народа, а люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра, 19:18).
В «Зоаре» сказано (раздел Микец, 201б): Заметь: Йосеф не только не отомстил своим братьям (за то, что его продали), но поступал с ними милосердно и справедливо. Таков путь праведников. Поэтому Творец всегда бережет их: и в этом мире, и в будущем.
День 104. Как слушать детей
14 тевета -15 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Как слушать детей
У родителей сложная задача - воспитать в детях отвращение к лашон а-ра и умение контролировать себя и при этом оказывать детям эмоциональную поддержку.
Излишняя старательность родителей, обрушивающихся на каждое слово ребенка, которое кажется им сомнительным, лишает его возможности высказаться получить необходимые ему ободрение и поддержку. С другой стороны, позволять ребенку говорить все, что угодно, - не менее вредно.
Надо научиться различать, рассказывает ли ребенок свою историю потому, что нуждается в поддержке родителей, или безо всяких оснований говорит лашон а-ра. И надо научить его: если рассказ о событиях дня содержит негативные сообщения о людях, их имена следует опустить. Рассказывать, что кто-то из детей плохо вел себя в классе, - лашон а-ра, даже если проступок озорника чем-то интересен и необычен. Но вполне правильно, чтобы ребенок назвал тех, кто его обижает или мешает ему в классе.
"Сефер Шмират а-лашон"
Единство еврейского народа На самом деле все евреи - одно целое.
Вот возвышенное наблюдение из Иерусалимского Талмуда (Недарим, 9:4): Человек шел по дороге, споткнулся, упал и расшибся. Станет ли он «мстить» собственной ноге, которая неудачно ступила? Или будет лечить ее? Ответ очевиден: ведь руки, ноги, голова, весь человек - одно целое. Если кто и виноват в падении, так только он сам, его собственные ошибки.
Ваш сосед не выполняет ваших просьб, более того - причиняет вам неудобства и унижает вас. Что делать? Не мстить и не держать на него зла, прежде всего. Оба вы - одно целое, от одного корня, как сказано: «Кто как Твой народ, Израиль, один народ на земле?» (1 Диврей а-ямим, 17:21).
Тора говорит: «Всего душ дома Яакова, сошедших в Египет, семьдесят» (Брейшит, 46:27). В этом стихе слово «души» -нефашот - стоит в единственном числе, нефеги, и это намек, что в своем небесном корне все души Израиля - одно. Каждая еврейская душа, обособленная и уникальная, является при этом частью единого целого, как клетки и физические органы человека со своими особыми свойствами и функциями являются частью единого тела. Все еврейские души, в конце концов, соберутся к одному источнику, под Небесным Троном, как сказано: «И душа моего господина будет увязана в узел жизни» (1 Шмуэль, 25:29, Шабат, 152б).
На земле каждая душа облечена в отдельное тело и занята своими делами, а человек видит себя обособленным от других людей. Но так обстоит дело только в этом мире. На самом деле все евреи - одно целое.
День 105. Разговор о еврее, не соблюдающем заповедей
15 тевета -16 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Разговор о еврее, не соблюдающем заповедей Мстя другому, человек вредит себе
Как мы уже знаем, в любой ситуации, когда человек своими словами совершает нарушение, слушать его запрещено.
В частности, нельзя слушать лашон а-ра о человеке, не соблюдающем заповеди, если не известно со всей достоверностью, что он эпикорес - отрицает основы веры и закона.
Как уже отмечалось, сегодня обычный не соблюдающий еврей классифицируется как тинок ше-нишба (похищенное дитя, которое не ведает, как правильно поступать), жертва невежества и обстоятельств, а не как эпикорес, который хорошо знает традицию и не соблюдает законы из принципа, наперекор Творцу.
Мы упоминали и о том, что можно анализировать образ жизни нерелигиозного человека, чтобы научить других евреев не поступать, как он, поскольку это речь ле-тоэлет - ради позитивной цели. Поэтому слушать такую информацию тоже можно.
Если недостойное поведение человека делают достоянием гласности, чтобы побудить его измениться, надо слушать сведения о нем. Ведь если все откажутся и станут игнорировать эти сведения, цель не будет достигнута.
"Сефер Шмират а-лашон"
Абсурдность мести
Мудрецы учат: прегрешение одного еврея влияет на состояние всего народа. Корень народа един, все евреи - одно целое. Когда одна часть тела повреждена, это влияет на здоровье и состояние всего организма.
Мидраш говорит (Ваикра раба, 4:6): «Заблудшая овца - Израиль» (Ирмеяу, 50:17). Когда поражен один из органов овцы, это влияет на все ее органы (потому что они воспаляются, не как у других животных - Махарзу). Так и Израиль, весь народ страдает за грехи одного.
Р. Ишмаэль учил: это как люди в одной лодке. Кто-то начинает сверлить днище под своим сиденьем. Ему кричат: «Что ты делаешь?», а он отвечает: «Вам-то что? Я сверлю под собой». Но ведь если вода хлынет в лодку, утонут все!
Так что будьте аккуратнее, не мстите еврею и не держите на него зла - себе же сделаете хуже! Лучше скажите себе, что Небесам угодно наказать вас за ваши грехи и неважно, через кого пришло к вам наказание. Примите происшедшее как проявление воли Творца, и это искупит ваши грехи. Так отнесся царь Давид к проклятиям Шими бен Гера. Когда Авишай бен Цруя хотел наказать Шими за дерзость, Давид сказал: «Творец велел ему: прокляни (разрешил - Ральбаг)!» (2 Шмуэль, 16:10). Мудрецы говорят, что за это приятие воли Творца Давид удостоился чести стать одной из опор Его колесницы (Шевет мусар, 20:27, цитируя мидраш).
Сефер а-хинух пишет о запрете мщения: «В основе этой мицвы - понимание и приятие сердцем: все, что происходит с человеком, хорошо оно или плохо, от Б-га. Ничто не происходит вопреки Его воле. Если человек страдает от поступков другого человека, он должен осознать: причина - его грехи, таково решение Творца. Тогда его мысли не обратятся к мести, потому что он поймет: причина его боли не другой человек, а он сам, его собственный грех. - Но это не значит, что обидчик сам не понесет наказания.