Декабрь 2024 / Кислев 5785

Тоэлет: семь условий (дни 140-148)

Тоэлет: семь условий (дни 140-148)

День 140. Факт или слух

21 швата - 22 ава

"Сефер Хафец хаим"

Факт или слух

Чтобы сообщение перешло из категории рехилут в разряд конструктивной речи, необходимы следующие семь условий.

Условие 1. Прежде всего, сообщение должно быть абсолютно точным. Для этого надо проверить все факты и выяснить, в какой ситуации слова сказаны (не было ли это негативной информацией с конструктивной целью).

Заповедь аль таамод аль дам рееха - «не стой у крови твоего ближнего» {Ваикра, 19:16) обязывает нас передавать конструктивную информацию, если она из первых рук. А если для спасения другого от возможного ущерба человек хочет передать сообщение о том, чему сам не был свидетелем, он должен прямо сказать: он передает это с чужих слов, и нельзя принимать это как

"Сефер Шмират а-лашон"

Без правил

Кто лучший целитель духа, чем царь Давид?

Один из корней лашон а-ра - легкомысленное отношение к речи как к хефкеру, сфере, где нет правил. Трагично, но многие даже не считают злословие грехом. Такое небрежное отношение к очень строгому запрету ослабляет и решимость тех, кто готов серьезно относиться к речи.

Вот аллегория.

В городе стала распространяться какая-то серьезная болезнь, и местные врачи не знали, как с ней справиться. Приехал знаменитый врач, о котором говорили, что он умеет ее лечить, но многие сомневались в его успехе, потому что считали болезнь неизлечимой. Один из горожан сразу собрался идти к приезжему медику, но друг остановил его: «Куда спешишь, видишь, никто к нему не идет».

«Глупец, - ответил больной, - когда речь идет о жизни и смерти, мудрый использует любую возможность. А о нем известно, что он умеет лечить эту болезнь, исцелял даже тех, кто был на пороге смерти. Неужели я откажусь от возможности спасти свою жизнь только потому, что на свете много глупых людей?»

Если такая позиция верна в случае обычной болезни, тем более правильна, когда дело касается духовного здоровья. Царь Давид сказал: «Придите, сыновья, слушайте меня... Кто человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Береги свой язык от зла и уста - ото лжи» (Теилим, 34:12-14).

Есть ли на свете лучший целитель духа, чем царь Давид?! Человек, игнорирующий советы такого целителя, навсегда останется духовно больным. И будет страдать от возмездия в этом и в том мире, как уже объяснялось. Так не лучше ли ему прислушаться к наставлениям Давида, чем к болтунам, легко относящимся к тяжелому греху злословия?

День 141. Полное понимание ситуации

22 швата - 23 ава

"Сефер Хафец хаим"

Полное понимание ситуации

Условие 2. Даже если человек все видел своими глазами, ему нельзя спешить с выводом, что кто-то нанес или хотел нанести другому ущерб. Часто невозможно вполне понять позицию и поведение одного человека по отношению к другому без глубокого знания всех их прежних взаимодействий. То, что кажется коварным заговором, может быть планом самозащиты. В этом случае разоблачить «заговорщика» значит оставить реальную жертву беззащитной во власти преследователя.

"Сефер Шмират а-лашон"

Постоянное недовольство

Есть люди, которые непрерывно жалуются и во всем видят чужую вину.

К лашон а-ра приводит и такая причина, как ниргенут, «ропот», «сварливость», хроническое недовольство всем на свете. Сказано в Торе: «И возроптали (ве-тиргену) и сказали: Творец нас ненавидит, поэтому Он нас вывел из Египта» (Дварим, 1:27).

Есть люди, которые непрерывно жалуются и во всем видят чужую вину, а потому вечно критикуют своих ближних, даже если те искренне к ним доброжелательны и не причиняют им никакого вреда. Они никогда не предоставляют другому «привилегии сомнения», считая свои негативные эмоции самой объективной оценкой чужого поведения. Раз им неприятно, значит, с ними поступили плохо и, конечно, не случайно, а по злому умыслу. Человек с таким ужасным свойством злословит постоянно, считая, что все, что говорится и делается, направлено против него.

Чтобы избавиться от этого разрушительного свойства, надо хорошенько поразмыслить о его последствиях, и постепенно эти размышления научат недавнего злопыхателя смотреть на других благосклонно.

День 142. Реальность или фантазия

23 швата - 24 ава

"Сефер Хафец хаим"

Реальность или фантазия

То, что может показаться заговором, который необходимо немедленно раскрыть, пока он не реализован, может на самом деле оказаться самым незначительным разговором. Если кто-то слышит, что люди собираются навредить другому, он не может информировать об этом потенциальную жертву, пока не выяснит, есть ли основания считать, что это сказано всерьез.

Люди часто в гневе или расстройстве тешат себя фантазиями мести, совершенно не собираясь воплощать их в реальность. В таких случаях тот, кто это передает, виновен сразу в трех страшных грехах: лашон а-ра (злословии), рехилут (сплетне) и оцаат шемра (клевете).

"Сефер Шмират а-лашон"

Грех порождает грех

Беспричинная ненависть была грехом, который привел к разрушению Храма.

Предыдущий урок подсказывает: чтобы избавиться от негативного отношения к жизни, надо продумать его последствия. Каковы же они?

Негативный взгляд делает невозможным исполнение заповеди «Люби ближнего, как самого себя» (Ваикра, 19:18). Он ведет к синат хинам, беспричинной ненависти, т.е. к нарушению заповеди «Не ненавидь брата твоего в твоем сердце» (там же, 19:17). Именно этот грех привел к разрушению Храма (Йома, 32б). Талмуд говорит, что из-за синат хинам в дом приходят голод и беды (Шабат, 32б).

Постоянное недовольство ведет и к нарушению мицвы «По правде суди твоего ближнего» (Ваикра, 19:15). Мудрецы понимают ее как обязанность предоставить ближнему «привилегию сомнения» (возможно, он поступил правильно, а если нет - то, возможно, случайно) (Санедрин, 34б). Сефер харедим (66:39) пишет: кто судит ближнего неблагосклонно, прикрепляется к одной из духовных сил нечистоты.

Излишне придирчивое отношение заставляет людей подозревать невиновных. Наши мудрецы учат: «Кто подозревает невинных испытает физические страдания» (Шабат, 97а).

Обладая таким качеством, человек неизбежно причинит другому боль словом, оскорбит его, унизит - а наказания за это особенно суровы.

Если человек хочет быть счастлив в этом мире и в Будущем, пусть изживет это ужасное качество.

День 143. Когда уместен укор

24 швата - 25 ава

"Сефер Хафец хаим"

Когда уместен укор

Условие 3. Говоря о лашон а-ра, мы указывали, что дать о ком-то отрицательный отзыв с конструктивной цепью нельзя, не обсудив проблему предварительно с ним самим. (Если он решит изменить свое поведение, сообщать о нем запрещено.) Исключение из этого правила - случай, когда нет надежды, что такое обсуждение достигнет цели (Дни 45, 72).

В отношении рехилут исключения встречаются чаще, чем общее правило. Когда человек уже причинил или собирается причинить кому-то вред, не следует обсуждать это с ним, если это затруднит жертве самозащиту.

В других ситуациях рехилут порицание нарушителя ־-предварительное условие распространения информации о нем с конструктивной целью. Обсуждение может предотвратить необходимость сказать рехилут, а также устранит сомнение в истинных намерениях говорящего. (Порицание рассматривается дальше, Дни 152-153.)

"Сефер Шмират а-лашон"

Как устрашить йецер а-ра

Серьезное изучение соответствующих законов - первое средство избежать греха злословия.

И, наконец, среди коренных причин, побуждающих человека злословить, есть омер мутар («говорит, что это разрешено»). Человек убеждает себя в том, что вовсе не злословит, хотя занимается именно этим. Или уверяет себя, что о таком-то можно и нужно говорить плохо, что это даже мицва, хотя это не так.

Большинство людей, повинных в злословии, делают это по незнанию законов. Поэтому ничего не остается, кроме как учить их, сказано в «Сефер хафец хаим». Каждый еврей должен вполне овладеть этими законами: точно знать, что можно и чего нельзя говорить, и понимать последствия негативных высказываний. Серьезное изучение этих законов - первое средство избежать лашон а-ра.

Вообще всякий раз, когда человека одолевает йецер а-ра, лучшее средство борьбы с ним - начать учить законы о той заповеди, которую ему хочется нарушить. Он должен изучать их глубоко, со всеми деталями, посвятить этому достаточно времени и повторять это из раза в раз. Так эти законы отпечатаются у него в сознании, а злое намерение потеряет силу. Мидраш говорит (Бемидбар раба, 14:4): «Если потрудишься над этими словами (заповедей) , Святой удалит твое злое намерение».

На это намекает стих: «...глядя на них (цицит), вы вспомните все заповеди Г־спода и исполните их» (Бемидбар, 15:39). Раши комментирует, что воспоминание о заповедях ведет к их исполнению.

День 144. Точность

25 швата - 26 ава

"Сефер Хафец хаим"

Точность

Условие 4. Как и лашон а-ра, рехилут тоже нельзя раздувать, даже с конструктивной целью. Если кто-то причинил или хочет причинить ущерб, нельзя сообщать это жертве с преувеличениями, даже если она иначе не отнесется к этому серьезно.

Более того, разрешается передавать только ту часть известного, которая необходима в данном случае. Иначе это будет рехилут.

"Сефер Шмират а-лашон"

Способность чувствовать слово Творец наделил человека чувствительностью, особенно к слову.

Даже если человек привык злословить, и дурное влечение так владеет им, что он просто не сознает, что льется из его уст, он не должен отчаиваться. Серьезное изучение и повторение законов приведет к решительной перемене. Изменится вся его натура, он станет тщательно взвешивать свои слова. Даже если у него сорвется авак лашон а-ра, он тотчас это заметит и постарается не повторять ошибку.

Творец наделил человека чувствительностью, особенно к речи. Эта способность усиливается изучением Торы, которая требует точного выражения мысли, что сразу замечают окружающие. Говорят мудрецы (Эрувин, 54а): «Ибо слова (Торы) - жизнь для тех, кто выражает их своими устами». Это тонкое чувство слова проявляется и в других сферах речи.

И наоборот. От пустой болтовни, когда человек не задумывается над своими словами, чувствительность притупляется. Но изучение законов правильной речи обостряет его внимание к тому, что выходит из его уст, и мало-помалу чувствительность восстанавливается и набирает силу.

День 145. Чистота намерения

26 швата - 27 ава

"Сефер Хафец хаим"

Чистота намерения

Условие 5. Заповедуя «Не ходи сплетником в своем народе» (Ваикра, 19:16), Тора учит нас, что распространять сплетни и наслаждаться ими недостойно еврея. Поэтому тот, кто испытывает удовольствие, передавая подобную информацию даже с конструктивной цепью, нарушает заповедь.

Передавать рехилут с конструктивной целью разрешено, а испытывать удовольствие от «участия в деле» или разрушения чьих-то планов - запрещено.

Тем не менее, неверная мотивация не освобождает человека от обязанности передать информацию с конструктивной целью. Но, сверх того, Тора требует от нас установить своему сознанию жесткие рамки и говорить только, чтобы помочь другому человеку.

"Сефер Шмират а-лашон"

Кардинальное правило

Если человек не уверен, разрешено ли данное высказывание, он не должен его произносить.

Допустим, человек сомневается, не запрещено ли то, что он собирается сказать. В таком случае он должен воздержаться от высказывания. Даже если он считает, что это может оказаться добрым делом, за которое он получит награду в Будущем мире, все равно, следует воздержаться. Только так он избегнет наказания Свыше.

Например, человек должен отозваться о ком-то критически, но не делает этого из-за неуверенности. Такой человек сможет предстать перед Небесным Судом и сказать: «Я не знал, имею ли право критиковать, поэтому решил промолчать». А если, наоборот, он выскажется негативно, а это в данном случае запрещено, или он по ошибке вызовет ссору, считая, что делает мицву, как он защитится перед Небесным судом?

День 146. Конструктивный результат

27 швата - 28 ава

"Сефер Хафец хаим"

Конструктивный результат

В предыдущий день (День 145) мы учили: передавать рехилут с конструктивной целью следует только бескорыстно, с чистым намерением - спасти от ущерба. Именно это отличает человека с чувством ответственности от сплетника.

Однако одной чистоты помыслов мало. Если говорящий не уверен, что сообщение даст желаемый результат - он виноват в сплетне.

Например, человек дает совет друзьям, которые подверглись или подвергаются физическому или психологическому насилию в семье, в обществе или на работе. Иногда жертва не осознает серьезности проблемы или не понимает, кто за это несет ответственность. Разъяснить это человеку и посоветовать, как поступить с другой стороной, будет истинным проявлением доброты, мицвой.

Но в ситуации, когда у жертвы не хватает мужества защитить себя и очевидно, что она не сделает ничего или почти ничего, чтобы улучшить свое положение, тогда называть ей виновника ее страданий запрещено, это сплетня. К сожалению, если человек сознает ситуацию смутно, лучше не доводить ее до его сознания, если вы понимаете, что он не сумеет правильно воспользоваться этим знанием.

"Сефер Шмират а-лашон"

Исцеление болезни

Человек должен постараться искоренить в своем характере недостатки, порождающие злословие, и заменить их качествами, которые улучшают межличностные отношения.

Все вышесказанное, по существу, опирается на мудрость Мишлей (21:23): «Кто бережет уста и язык, хранит свою душу от страданий». Почему царь Шломо акцентирует возможное наказание? Почему не говорит о безмерном вознаграждении, как сказано: «Кто человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Береги свой язык от зла...» (Теилим, 34:13)?

По-видимому, здесь речь идет о кардинальном правиле: надо воздерживаться от негативного высказывания, если человек чувствует только, что оно может быть уместно и даже может быть мицва. Писание предупреждает: если у нас нет абсолютной уверенности в том, что необходимо сказать такую-то вещь, говорить нельзя. Только тогда мы убережем «свою душу от страданий» - наказания Свыше за запретные речи. И наоборот, человек, не соблюдающий этого правила, вместо ожидаемой награды получит суровое наказание.

Этим рассуждением мы завершаем рассмотрение первичных факторов, истоков лашон а-ра. Вот они: гнев, насмешка, гордыня, отчаяние (неверие в свою способность соблюсти законы правильной речи, возникающее от их незнания, и мнение, что речь не требует соблюдения правил и контроля). И еще - негативный настрой, и утверждение, что некое высказывание разрешено (когда на деле это не так).

Человек, знающий за собой привычку к злословию и желающий от нее избавиться, должен разобраться в себе и определить корни своей привычки, выяснить, какая из перечисленных выше причин у него доминирует. А затем обязан постараться мало-помалу избавиться от этих недостатков и заменить их положительными качествами, которые способствуют хорошим отношениям между людьми.

День 147. Взвесить все возможности

28 швата - 29 ава

"Сефер Хафец хаим"

Взвесить все возможности

Условие 6. Как и лашон а-ра, рехилут, преследующий конструктивные цели, нельзя передавать, если цель можно достичь иным способом (День 46).

Конечно, прямой подход легче: информировать потенциальную жертву о враждебном замысле - и пусть сама себя защищает, как умеет. Но Тора считает это крайней возможностью. Если существует иной путь, надо попытаться спасти человека так, чтобы он даже не заподозрил того, кто хотел причинить ему ущерб. (Такой вариант не годится, если важно, чтобы потенциальная жертва постоянно была начеку, потому что другая сторона может причинить вред и в дальнейшем.)

Однако поиск путей защиты другого человека, когда он сам в состоянии за себя постоять, не безграничен. Если это требует слишком больших усилий и времени, можно прямо открыть человеку опасный для него замысел, чтобы он защищался сам.

"Сефер Шмират а-лашон"

Вина задним числом

Если человек выступал против кого-то, кто хотел совершить определенное нарушение, а потом сам его совершил, считается, будто он действовал против невинных людей.

Как мы уже отмечали, в момент, когда человек говорит лашон а-ра, небесные ангелы возвещают о его грехах (Рокеах, Агадат Мишлей, 11:27).

Рива (которого цитирует Семак, 283) указывает, что если некто убил того, кто пытался убить человека или принудить к служению идолам или изнасиловать замужнюю женщину (если иначе остановить преступление невозможно, то убить такого «преследователя» - мицва), а потом сам совершил аналогичное преступление, то его прежнее действие считается пролитием невинной крови. В доказательство Рива приводит эпизод с царем Йеху, который, исполняя волю Творца, переданную в пророчестве, убил членов семьи царя Ахава, поклонявшихся идолам. Позже Йеху сам оказался вовлеченным в поклонение идолам, хоть и не в такой степени, как Ахав, и потому понес наказание за убийство домочадцев царя, как сказано: «И предъявлю Я счет за кровь Израиля (убийство Ахава) дому Йеху» (Ошеа, 1:4).

Это правило распространяется на любое нарушение заповедей в отношениях между людьми. Если человек, действуя по закону, совершает физическое нападение на другого (чтобы тот не совершил преступления), или предает его позору (за публичное осквернение Имени Творца), или негативно о нем отзывается (чтобы он не причинил кому-то вреда), а потом сам совершает аналогичное преступление, считается, что он действовал против невинного. Соответственно, он понесет наказание от Небес, потому что причинил зло еврею, чье служение Всевышнему было безупречным.

День 148. Никакой мести

29 швата - 30 ава

"Сефер Хафец хаим"

Никакой мести

Условие 7. Последнее условие, которое необходимо, чтобы передача рехилут с конструктивной целью стала правомерной - не принести объекту сообщения излишнего вреда.

Поэтому нельзя передавать человеку информацию о возможном ущербе с чьей-то стороны, если в ответ на это он сам причинит ему ущерб. И даже не только физический или финансовый урон, но и в форме лашон а-ра, который запрещен алахой.

"Сефер Шмират а-лашон"

Контрасты. Как поступают хорошие люди, и как - плохие

Плохой человек радуется чужому падению и подстрекает других к ссоре.

Итак, еврей должен стремиться развить у себя положительные качества характера, особенно связанные с межчеловеческими отношениями. Он должен по мере сил помогать людям, не обращая внимания на их промахи и недостатки - как мы бы хотели, чтобы относились к нам. Если кто-то сердится, он должен постараться успокоить его разумными словами и объяснениями - это проявление истинной мудрости и внутренней силы.

Плохой человек ведет себя как раз наоборот - он в отместку стремится причинить ущерб. И все неумышленные проступки представить как намеренные. Плохой человек радуется грехам и ошибкам людей и побуждает их к вражде. Он гордится собой и успехом в делах, считая это проявлением своей мудрости и силы, в чем, понятно, глубоко заблуждается.

Мидраш шохар тов (гл. 52) напоминает о заговоре Доэга против Давида и Ахимелеха, первосвященника. Когда царь Шауль преследовал Давида, чтобы его убить, Доэг обманул Шауля, сказав, что Ахимелех намеренно помогал Давиду. Клевета Доэга привела к смерти Ахимелеха (1 Шмуэль, 21-22).

Как рассказывает мидраш, Давид сказал Доэгу: «Разве тот силен, кто видит другого на краю пропасти и сталкивает его? Видит на краю крыши - и сбрасывает? Нет, могучий воин видит человека на краю и протягивает ему руку помощи, поднимает упавшего из пропасти. А ты увидел, что Шауль на меня гневается, и стал меня преследовать». Поэтому Давид говорит: «Что похваляешься злодейством, воин могучий?» (Теилим, 52:3).