Тоэлет: информация личного характера (дни 154-157)
Тоэлет: информация личного характера (дни 154-157)
День 154. Раскрыть чужой секрет
5 швата - 6 элула
"Сефер Хафец хаим"
Раскрыть чужой секрет
Как мы учили, пересказывать чужие секреты - это авак ре-хилут (День 136). Чрезвычайно деликатный аспект этой темы, которого Хафец Хаим не затрагивает, - раскрытие конфиденциальной информации с конструктивной целью.
Допустим, алаха требует передать определенному человеку некую негативную информацию, а ее вместо этого сообщают другому, прося сохранить в секрете. Такое желание нельзя уважить, негативную информацию надо раскрыть, кому следует.
Или, например, человек, который сватается, признается своему другу, что страдает серьезной хронической болезнью. Тогда он должен сообщить об этом другой стороне. Нельзя от него требовать, чтобы он хранил это в тайне, раз Тора требует раскрыть такую информацию.
Другая ситуация, когда ясно, что человек обязан сделать известным то, что ему сообщили по секрету, - намерение причинить вред. Нельзя требовать конфиденциальности, чтобы навредить.
"Сефер Шмират а-лашон"
Урок Змея
Люди ненавидят сплетников и стараются держаться от них подальше, чтобы не дать им повода к злословию.
Первую клевету произнес Змей, когда соблазнил и совратил Адама и Еву, убедив их попробовать запретный плод с Древа Познания. «Змей сказал женщине: конечно, не умрете. Но знает Б-г, что в день, когда поедите от него, откроются ваши глаза и станете, как Б־г, знающими добро и зло» (Берешит, 3:4-5).
Раби Йеошуа из Сикнин сказал от имени раби Леви: «Змей начал клеветать на Творца, сказав: Он (Творец) ел от этого плода и создал этот мир. Поэтому Он приказывает тебе не есть от него, чтобы ты не сотворил другие миры, ибо каждый ремесленник ненавидит конкурентов» (Берешит раба, 19:4).
Клевета привела к осуждению человечества на смерть. А змей был наказан мера за меру: «Я положу вражду между тобой и женщиной, между твоим потомством и ее потомством. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» {Берешит, 3:15). Змей вызвал смерть, поэтому человек стремится его убить. Змей уверял, что Творец боится человека и поэтому испытывает к нему враждебные чувства, за это человек ненавидит змей, которые стараются причинить ему вред.
То же со сплетником. Когда люди сознают, что он плохой, они ненавидят его и стараются держаться от него как можно дальше, чтобы не дать ему повода сказать о них лашон а-ра.
День 155. Адвокаты и психотерапевты
6 швата - 7 элула
"Сефер Хафец хаим"
Адвокаты и психотерапевты
Заповедь «Не стой у крови твоего ближнего» (Ваикра, 19:16) ставит профессионалов, работа которых зависит от степени доверия к ним клиентов, перед серьезной дилеммой. Ведь им нередко доверяют конфиденциальную информацию, которую не правильно было бы утаить от заинтересованной стороны.
Когда это возможно, врач должен постараться убедить пациента в том, что его моральный долг - честно рассказать о себе тому, кому следует. Если это уместно, надо объяснить, что, какими бы ни были последствия, сообщив эти сведения, он испытает моральное облегчение, а честность и открытость в личной жизни будут формировать у него более позитивное представление о самом себе, укрепят его самоуважение.
Если клиент решительно отказывается сообщать о своих проблемах тем, кому это необходимо знать, адвокат и психотерапевт оказываются перед болезненным выбором: позволить деструктивным отношениям реализоваться или поставить под угрозу эффективность своей работы, свою репутацию и заработок. В таких случаях надо консультироваться с алахическим авторитетом, сведущим раввином. То же касается врача, хронический больной которого собирается жениться.
Представляя такие ситуации на рассмотрение алахическому авторитету, не следует без крайней необходимости сообщать имена задействованных в них лиц.
"Сефер Шмират а-лашон"
Благословение и проклятие
Может ли сплетник ожидать, что благословение праведника перевесит все его проступки?
Змей был проклят: «На брюхе своем будешь ползать и прах будешь есть все дни твоей жизни» (Берешит, 3:14). Так и сплетник, говорит Сефер а-канэ (День 43), будет наказан бедностью.
Меня искренне удивляет, как люди, которые постоянно злословят, не колеблются просить благословений и сгулот (молитв, приносящих благословение) у цадиков. Может ли сплетник ожидать, что благословение праведника перевесит все его проступки? Ведь Тора ясно говорит: «Проклят тот, кто тайно поражает ближнего» (Дварим, 27:24), - а мудрецы разъясняют: это сказано о злословящем. Это проклятие произнесено при входе евреев в Землю Израиля из Египта после сорокалетнего странствия по пустыне. Весь еврейский народ присутствовал при этом и подтвердил это проклятие словом «амен». Так может ли благословение цадика перевесить проклятие всего народа?
Если бы такой человек спросил у меня совета, как добиться материального благополучия, я бы предупредил его, что с лашон а-ра надо быть очень осторожным. Тогда он может удостоиться брахи: «Благословен тот, кто не поражает ближнего тайно» (см. Сота, 32б). И, кроме того, надо избегать грабежа, давая в долг под проценты, и вообще всего, что может причинить другим материальный ущерб. Такое бдительное отношение к законам, несомненно, принесет благословение его начинаниям.
День 156. Помощь в плохом деле
7 швата - 8 элула
"Сефер Хафец хаим"
Помощь в плохом деле
Адвокат не имеет права помогать клиенту в недостойном деле, например, выступать представителем человека, намеренного получить денежную компенсацию по фиктивным медицинским документам. Адвокат также нуждается в совете алахическо-го авторитета о том, как ему следует вести дела согласно законам Торы.
Психотерапевт не может поддерживать клиента в аморальном образе жизни. Евреями-психотерапевтами должны руководить в их работе сведущие в этой области раввины.
"Сефер Шмират а-лашон"
Трепет пред Творцом
Ум человека, не знающего страха пред Б-гом, не принесет ему ничего хорошего.
В книге псалмов царь Давид говорит: «Начало мудрости -страх пред Г-сподом» (Теилим, 111:10). А вот слова его сына Шломо (Мишлей, 4:7): «Начало мудрости: приобретай мудрость [Торы]». Здесь нет противоречия. Мудрецы учили: «Если нет страха пред Б-гом, нет мудрости; если нет мудрости, нет страха пред Б-гом» (Авот, 3:21).
И еще учит Шломо: «Если будешь искать ее (мудрость), как серебро, и разыскивать как клад, то постигнешь страх пред Г-сподом и обретешь познание о Б-ге» (Мишлей, 2:4-5). Человек, отыскивающий клад, не успокоится, проведя в поисках несколько дней, а будет искать, пока не найдет. Да и найдя, на этом не остановится, а продолжит поиски, чтобы найти еще.
Так и страх пред Творцом. Еврей, который всегда помнит о величии Всевышнего и благе, которое Он постоянно изливает на человека, будет постоянно стремиться к более высоким уровням страха и трепета пред Ним.
Без такого роста мудрость не принесет ничего хорошего. Тот, кому не хватает страха пред Создателем, не сможет от души исполнять мицвот во всех деталях, как бы хорошо их ни изучал. И возможности его ума, и заключения, которые его ум будет выводить, не будут соответствовать законам исполнения этих мицвот. Страх пред Творцом вдохновляет человека следить за своим языком согласно законам, которые он изучил. А недостаток страха побуждает игнорировать эти законы.
День 157. Учителя
8 швата - 9 элула
"Сефер Хафец хаим"
Учителя
О законах лашон а-ра в связи с педагогической деятельностью мы уже говорили (День 60). Еще одна тема, касающаяся учителей, - гилуй сод (раскрытие секрета) ученика.
Ученики младших классов нередко по секрету рассказывают учителю тайны своей семьи, о которых родители, естественно, предпочитают молчать. Если в этих детских рассказах есть что-то негативное или могущее в случае огласки причинить ущерб семье, учитель не должен принимать их на веру. И, конечно, не должен передавать другим то, что сказал ему ученик.
Пересказ родителям слов ребенка может оказаться рехилут (вызвать плохие чувства между родителями и ребенком) или она-ат дварим (причинением боли словом). Но в определенных ситуациях следует уведомить родителей о происходящем, чтобы они остановили ребенка.
Есть, однако, ситуации, когда учитель обязан вмешаться. Если сообщения ученика вызывают тревогу, особенно когда речь идет о насилии над ребенком, дело надо расследовать и, при нужде, обратиться за помощью к соответствующим авторитетам.
Если информацией личного свойства делятся старшие ученики, передавать ее запрещено. При необходимости посоветоваться с коллегами или специалистами не сообщают имя ученика. Имя ученика разрешено назвать только в случаях, когда этого требует алаха, т.е. при наличии проблем со здоровьем или поведением, в курсе которых должна быть школьная администрация (например, при психической неуравновешенности ученика). Так же, как врач или адвокат, по вопросам конфиденциальности учитель должен консультироваться со сведущим в этой области раввином.
"Сефер Шмират а-лашон"
Книги в грязи
Изучение Торы в подлинном трепете пред Б-гом особенно драгоценно Всевышнему.
Наши мудрецы учат (мидраш Тана девей Элиягу Зута, гл. 24): когда человек приходит в другой мир, ему показывают все его дела и слова и судят его в соответствии с ними.
Представьте себе человека, который всю жизнь ежедневно изучал лист Талмуда. Он надеется, что после его смерти Небесному Суду будут представлены тысячи изученных им страниц, и он получит полагающуюся за это награду. И вдруг приходит его срок, суду представляют листы, и он видит: на каждом из них стоит печать руах тума, духа нечистоты. Какой ужас! Почему? Потому что он говорил и слушал лашон а-ра. Велико будет его отчаяние, когда он поймет, что небрежность в речи привела к безвозвратной потере всего его богатства.
Приведем пример. Человек приобрел дорогое издание Талмуда. Обложка каждого тома - в дорогой коже с тиснением и золотым узором. Продавец сказал, что он может не проверять тома: внутри они столь же красивы, как снаружи. Покупатель поверил на слово, взял книги, не открывая, а продавец, получив большие деньги, исчез в неизвестном направлении. Как же расстроился покупатель, когда увидел, что на каждой странице его роскошного приобретения сидит несмываемое пятно грязи! И как же он злился на себя за то, что приобрел книги без проверки!
То же с закоренелым сплетником. Даже если он неоднократно пройдет весь Талмуд, на суде его не защитит ни один из трактатов - каждый том будет покрыт нечистотой.
Мудрый человек старается, чтобы его поступки соответствовали высокому уровню Б-гобоязненности. Кто стремится жить по принципу «Начало мудрости: приобретай мудрость», должен жить согласно принципу «Начало мудрости - страх пред Б-гом».
Такой подход - ключ к счастливой жизни в обоих мирах, ибо изучение Торы, дополненное подлинным страхом пред Б־гом, особенно дорого Всевышнему.