Выслушивание рехилут с позитивной целью (дни 166-168)

Выслушивание рехилут с позитивной целью (дни 166-168)

День 166. Выслушать с конструктивной целью

16 швата -17 элула

"Сефер Хафец хаим"

Каждый день - дар. Растраченный зря, он потерян необратимо.

Говорить и слушать рехилут, имея в виду конструктивную цель, когда слушатель уверен, что информация важна для него, не является недостойным. Например, это может уберечь слушателя или других людей от ущерба, который им хотят причинить, или помочь возместить ущерб.

В этих случаях разговор считается не сплетней, а конструктивной речью.

"Сефер Шмират а-лашон"

Ленивый путник

Царь Давид молил: «Пришелец я на земле - не скрывай от меня Твоих заповедей!» (Теилим, 119:19). Человек на земле -путник, Будущий мир - его вечный дом. Сознавая, что дни, которые он может посвятить изучению Торы, не бесконечны, Давид молил Творца открыть ему мудрость, скрытую в заповедях. И сетовал Иов: «Кратко время служения человека на земле» (Иов, 7:1). Жизнь людей отмерена. Никто не может сказать, что завтрашний день восполнит день упущенный. Каждый день - дар, упустишь - потерян навек.

Приведем пример.

Один человек не мог заработать на жизнь в родных краях и поехал за море в надежде заработать там семье на жизнь. В новой стране он вяло слонялся с места на место, перебиваясь тем, что подвернется. Прошло двадцать лет, а он так ничего и не достиг.

Вдруг этот человек повстречал бывшего земляка. «Не могу поверить, что за все эти годы ты ничего не сделал! - поразился земляк. - Ты же поехал искать средства на жизнь?» «Ну, времени еще достаточно, - ответил тот. - Я здесь всего двадцать лет».

«Ты с ума сошел? - воскликнул сосед. - Даже будь ты здесь постоянным жителем, глупо зря тратить столько времени. А ведь ты приехал только, чтобы заработать средства на жизнь для своей семьи! Как ты мог израсходовать это время ни на что?»

Многие люди тратят юные годы, почти ничего не обретая для души, зато «приятно проводя время». Они знают, что эта жизнь не вечна и у души есть будущая вечная жизнь. Но убеждают себя, что у них еще достанет времени подумать о душе, когда они состарятся. Так проходят годы в работе и отдыхе, работе и развлечениях, и ничего не остается от этой круговерти. Что возьмет с собой человек в дальний путь, который ему предстоит? Эти люди подобны герою притчи, который забыл, зачем приехал.

Извлечем же максимум из наших лет, дней и часов, ибо потенциал наш безграничен.

День 167. Получение информации

18 швата -19 элула

"Сефер Хафец хаим"

Получение информации

Разрешается, если это важно, не только слушать то, что могло бы считаться рехилут, но даже просить сообщить это. Разумеется, задавая вопрос, надо разъяснить, что в данном случае алаха разрешает на него ответить.

Сообщающий информацию, в свою очередь, должен быть внимателен и не выходить в своем рассказе за рамки необходимого. Если рассказчик начнет добавлять лишнее, ненужную сплетню, его надо остановить.

"Сефер Шмират а-лашон"

Изо дня в день Если оставишь меня на день, я оставлю тебя на два.

Тора уподоблена хлебу: «Ешьте хлеб мой» (Мишлей, 9:5). Человек, день-два не евший хлеба, слабеет. Если он не ест его (или соответствующей замены) неделю, он становится таким слабым, что потом ему трудно восстановить силы. Так и с изучением Торы - пищей души. Несколько дней без Торы - и душа слабеет, целая неделя без учения - и душа становится совсем слабой.

Нужно строго следить за тем, чтобы не проходило ни дня без занятий Торой. Перерывы плохо влияют и на дальнейшее изучение Торы, как разъясняют мудрецы: «Если оставишь меня (Тору) на один день, я оставлю тебя на два» (Иерусалимский Талмуд, трактат Брахот, 9:5).

День перерыва в занятиях, вызванного непредвиденными, чрезвычайными обстоятельствами, следует считать «одолженным временем», которое необходимо восполнить. Надо постараться как можно скорее возместить долг, подобно мудрецам Талмуда, которые «одалживали днем и возвращали ночью» (Эрувин, 65а).

Мы уже говорили, как важно, чтобы занятия не прерывались. При непрерывных занятиях появляется руах шель кдуша (состояние святости духа), и этого не происходит, если занятия прерываются.

День 168. Человеку надо выговориться

19 швата - 20 элула

"Сефер Хафец хаим"

Человеку надо выговориться

Иногда рехилут разрешается слушать и в случаях, когда информация не имеет прямого отношения к слушателю.

В тяжелом душевном состоянии человеку бывает необходимо выговориться, и тогда выслушать его, разделить его переживания - доброе дело. Но нужно быть уверенным, что обстоятельства действительно этого требуют.

И постараться, чтобы рассказчик не переходил от изложения фактов к негативным замечаниям, не относящимся к делу, и чтобы такое излияние чувств не превратилось у него в привычку.

Можно также выслушать рехилут, чтобы показать рассказчику, что его негативное отношение к событию и другой стороне ошибочно.

"Сефер Шмират а-лашон"

Держаться за древо жизни

Выполнение каждой заповеди с полной самоотдачей и точностью - способ обрести великую награду в Будущем мире.

Сказано о Торе: «Древо жизни она для тех, кто держится за нее» (Мишлей, 3:18). Чтобы взобраться на дерево, надо крепко ухватиться за ветку: так человек как бы соединяется с деревом, частью которого является эта ветвь. Так и с Торой, объясняет Сефер харедим (гл. 61). Соединить, связать себя со всеми 613 мицвот Торы можно, исполняя одну мицву с предельной точностью и искренностью. Это соединит душу человека с Творцом и Его Торой, и поведет к правильному исполнению других заповедей.

«Рав Нахман сказал: я получу награду (в Будущем Мире) за (тщательное) исполнение (мицвы) есть три трапезы в субботу. Рав Шешет сказал: я получу награду за (трепетное) исполнение мицвы тфилин» (Шабат, 118б). Талмуд приводит и высказывания других мудрецов на ту же тему, а также примеры того, как они исполняли эти заповеди. Сефер харедим также цитирует Талмуд Йерушалми, который утверждает, что исполнение каждой мицвы с максимальной самоотдачей и точностью щедро вознаграждается в Будущем Мире.

Все вышесказанное дополняет преимущества соблюдения гимират а-лашон, о которых мы уже говорили. Человек, прилагающий все силы к исполнению законов во всех деталях, во всех ситуациях и при всех условиях, несомненно, держится за ветвь древа жизни и удостоится награды, о которой не может мечтать никакой ангел.