Доверие к негативной информации (дни 106-117)
Доверие к негативной информации (дни 106-117)
День 106. Информация из вторых рук
16 тевета -17 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Информация из вторых рук
Заповедь ло тиса шема шав - «Не разноси ложного слуха» (Шмот, 23:1) запрещает принимать негативное высказывание о человеке или о группе людей как бесспорный факт.
Чтобы точно сообщить о чьих-то поступках или высказываниях, нужно глубоко знать ситуацию, в которой это произошло. А также предшествующие ей события, которые к этому привели. И еще необходимо адекватно воспринимать и понимать строй мыслей того, о ком говорится, и манеру его разговора.
Если вы сами не были свидетелем событий, вы не должны с полным доверием относиться к чужим сообщениям, ибо такая точность практически невозможна. Безоговорочно полагаться на объективность и глубину понимания свидетеля неблаговидного поведения Тора считает наивным и неправильным. Кроме того, передавать о человеке негативную информацию без конструктивных целей, значит совершать грех лашон а-ра - поэтому честность и прямота свидетеля, нарушающего этот закон, уже под вопросом, и нельзя воспринимать его слова как вполне истинные и точные. По закону Торы, бейт-дин (раввинский суд) принимает как факт только свидетельство двух достоверных свидетелей, да и то лишь после очень подробного опроса, чтобы устранить возможную ошибку.
"Сефер Шмират а-лашон"
Изменить точку зрения
Совершенствование характера, которого требует от нас Тора, вполне в наших силах.
«Не мсти и не храни злобы на сынов твоего народа, а люби ближнего своего, как самого себя. Я Г-сподь» (Ваикра, 19:18).
Почему здесь сказано «Я Г-сподь»?
Дело в том, что выполнить эту заповедь очень трудно. Представим себе, что в какой-то ситуации человеку понадобилась помощь соседа. И сосед мог бы помочь, но не спешит с проявлениями дружбы, а напротив, расстраивает отношения. Легко ли при таких обстоятельствах не держать зла на соседа и любить его, как самого себя?
Однако если Тора этого требует, значит, это в наших силах. Поясним примером, как происходит выполнение заповеди в таком трудном случае.
Реувен, сосед Шимона, за что-то невзлюбил его и весьма нелестно о нем отзывался. Однажды Йеуда, известный своей прямотой, говорит Реувену: «Недавно я видел, что Шимон посетил Р., одного из мудрецов, глав поколения, известного своей праведностью. Р. проявил к Шимону большое уважение и симпатию. Думаю, друг мой, что твое мнение о Шимоне ошибочно».
Немного помолчав, чтобы осмыслить эту информацию, Реувен отвечает: «Возможно. Я был убежден, что Шимон дурно со мной поступил. Но, может быть, я заблуждался по естественной склонности человека считать себя правым во всяком споре. С другой стороны, может быть, этот Шимон так хитер и лжив, что способен обмануть даже мудреца, внушив ему, что он человек хороший. Твое сообщение, конечно, заставляет задуматься, но я не вполне убежден. Во всяком случае, с этого момента хотя бы временно я перестаю плохо говорить о Шимоне».
Судя по ответу, позиция Реувена только слегка поколебалась. Но перемены уже начались. При правильном подходе его точка зрения может измениться полностью, и продолжение рассказа нам это продемонстрирует.
День 107. Осторожность и неприятие
17 тевета -18 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Осторожность и неприятие
Мы должны научиться любить ближнего так же глубоко и неколебимо, как глубоко и неколебимо любит Творец каждого еврея.
Хороших намерений и конструктивной цели у передающего негативную информацию еще не достаточно, чтобы принять его сообщение как факт. Выслушать то, что говорят, преследуя конструктивную цель, разрешено, но нельзя этому безоговорочно верить. Позволяется учитывать эту информацию в своих действиях, допуская, что она может соответствовать действительности.
Надо помнить, что первое условие негативного сообщения ле-тоэлет (День 50) - информация от прямого свидетеля. Принимать ее как факт нельзя, соответственно запрещается передавать ее другим. В ситуациях, когда разрешено передавать информацию из вторых рук, следует предупредить слушателя, что вы слышали об этом от других и не можете ручаться за достоверность (День 71).
"Сефер Шмират а-лашон"
Взгляд свысока
Мы остановились на том, что Реувен перестал плохо говорить о Шимоне, узнав, что его высоко ценит один из мудрецов Торы этого поколения.
Через некоторое время Иеуда говорит Реувену: «Мне выпала честь попасть на встречу Шимона с мудрецами, составителями Мишны - раби Йеудой а-Наси, раби Меиром и другими, с людьми, которые, подобно ангелам, наделены руах а-кодеш (святым вдохновением) и не могут ошибаться! И эти люди глубоко его уважают, я сам видел».
Потрясенный Реувен отвечает: «Значит, я ошибался. Конечно, это мое побуждение к злу заставило меня плохо о нем говорить».
Тогда Йеуда завершает: «Мудрецов Мишны часто посещает пророк Элияу. А они упомянули, что Элияу сообщил им, как Творец выразил к Шимону глубокую любовь».
«Ох, как я виноват! - воскликнул Реувен. - Я плохо относился к нему, я плохо говорил о человеке, которого любит Творец! Теперь я сознаю: я заблуждался, думая, что он плохо со мной поступил. И если даже я был прав и его поступок нехорош, то он, конечно, просто ошибся, он не мог сделать это намеренно. А я не понял! Я совершил большой грех - плохо говорил о нем. Очень об этом жалею и постараюсь любить Шимона».
Пророк открывает: «Я полюбил вас, сказал Г-сподь» (Малахи, 1:2); и «Дети вы Г-споду, вашему Б-гу» (Дварим, 14:1). Поэтому заповедь «Не храни зла... а люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра, 19:18) (День 106) завершается словами: «Я Г-сподь». Как Творец глубоко и неколебимо любит каждого еврея, так и мы должны развить в себе любовь друг к другу.
В этом земном мире люди видят друг друга в телесной оболочке, это побуждает смотреть на них свысока и воспринимать то, что они делают, как вину и проступок. Но Всевышний видит суть человека - поразительную, как пишет «Зоар», святость каждой еврейской души. И этим знанием определяется любовь Творца к каждой душе и Его уважение к ней.
День 108. Правильный подход
18 тевета - 19 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Правильный подход
Талмуд (Нида, 61а) разъясняет: негативную информацию нельзя принимать как достоверный факт, но человек может и должен защитить себя и других на случай, если сообщение все-таки верно. Хотя верить лашон а-ра - наивно и неправильно, в той же мере наивно и безответственно полностью игнорировать сообщение, которое может спасти от возможного ущерба.
На личном уровне отношение к человеку, о котором получена негативная информация, не должно меняться. Возможно, все сказанное о нем неточно или вообще ошибочно. То, что вы услышали, не должно отражаться на вашем мнении о нем, следует относиться к нему по-прежнему доброжелательно и помогать ему, как и раньше. Но при этом надо принять меры предосторожности: исследовать этот вопрос и защитить себя от возможного вреда, как если бы сообщение было истиной.
Предположим, кто-то сказал, что такой-то ваш знакомый нечестен. Считать это фактом запрещено - но кошелек держите подальше!
Так, скажем, о человеке, который собирает подаяние, говорят, что он вполне состоятелен. Тем не менее, следует помогать ему, как прежде, пока вы не убедитесь, что он не заслуживает поддержки.
"Сефер Шмират а-лашон"
Отрицательные высказывания об общине
Говорить пренебрежительно о еврейском народе - очень тяжелый грех.
Мы говорили о том, как нехорошо злословить о человеке. Но много хуже говорить унизительные вещи о евреях в целом.
Слова Танаха «Не доноси о слуге его господину... Поколение, которое проклинает своего отца и не благословляет свою мать» {Мишлей, 30:10-11) Талмуд поясняет: «Даже если поколение проклинает отца и не благословляет мать, не говори о нем плохо перед Г־сподом, благословен Он» (Псахим, 876).
Когда пророк Йешаяу удостоился в видении узреть славу Творца, он воскликнул: «горе мне!., ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа, чьи уста нечисты» (Йешаяу, 6:5). Пророк вовсе не хотел никого порицать. Он только выразил свой трепет перед возвышенным видением, сказав, что он его недостоин. Но Танах продолжает: «И один из серафимов (особых ангелов) подлетел ко мне с горящим углем в руке... И коснулся им моих уст, и сказал: ...устрани свой грех, и твоя вина будет прощена» (там же, 6:6-7). А мудрецы в мидраше говорят, что слово рацфа, которое означает на иврите «горящий уголь», состоит из тех же букв, что рацуц пэ - «порви уста», как сказано: «Порви рот тому, кто клевещет на Мой народ» (Ялкут Шимони, 406). Этот грех и привел к смерти Йешаяу (см. Талмуд, трактат Йевамот, 49б).
День 109. Примечания
19 тевета - 20 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Примечания
Итак, мы знаем, что негативные высказывания о человеке нельзя принимать как достоверность, даже если при этом имели в виду вполне конструктивную цель. Но следует принять меры предосторожности, не меняя мнения об этом человеке.
Мы также учили, что побудить другого еврея к греху - это нарушение заповеди «не ставь препятствия перед слепым» (Ваикра, 19:14).
И, отзываясь негативно о человеке с конструктивной целью, надо позаботиться о том, чтобы слушатель не совершил греха, восприняв сообщение как факт.
Правильно предварить свои слова чем-то вроде: «Не воспринимай это как факт, - я могу ошибаться, - но отнесись к этому серьезно».
"Сефер Шмират а-лашон"
Мера за меру
Кто уподобил свое поколение поколению Потопа, недостоин спасения вместе с ним.
Танах рассказывает, что пророку Элияу приходилось прятаться в пещере, скрываясь от царя Ахава и его злодейки-жены Изевель, убивающей пророков. Когда Творец явился Элияу в видении, он сказал: «Я так ревновал за Г-спода, Б-га воинств, ибо оставили Сыны Израиля Твой союз...» (1 Млахим, 19:10). За осуждение целого народа (Сыны Израиля) право и обязанность возвещать этому поколению слова Всевышнего были переданы его ученику Элише (Ялкут Шимони, 2:17).
Спустя годы, когда Элиша возвестил о прекращении голода («завтра в это время мера пшеницы будет продаваться по шекелю»), один из ближайших советников царя возразил: «Если Творец раскрывает окна небес, может ли такое быть?» (2 Млахим, 7:2).
Мидраш (цитируется по Сефер харедим, 47:23) объясняет его слова так: «Конечно, Творец может это сделать. Но это поколение - как поколение Потопа, о котором сказано: И открылись окна небес» (Брейшит, 7:11). Как может это грешное поколение удостоиться такого великого чуда?» Элиша ему отвечает: «Ты увидишь это чудо своими глазами, но есть это зерно уже не будешь». Такое наказание ждет его за слова, осуждающие весь народ целиком.
День 110. Высказать и выслушать наболевшее
20 тевета - 21 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Высказать и выслушать наболевшее
Наше поколение обладает огромными заслугами, и надо стараться пробудить к нему милосердие Творца.
Мы учили, что высказаться негативно для облегчения души - одна из форм конструктивной речи. Человеку, который нуждается в поддержке, ободрении или совете, разрешено выразить гнев, обиду или разочарование близким людям: родителям, супругу или наставнику. И слушатель обязан обеспечить ему такую поддержку.
Но и в таких ситуациях слушатель не должен считать, что полученная им информация абсолютно соответствует действительности: для него она - из вторых рук. Это следует понимать.
Алаха позволяет человеку иногда «выпустить пар» и выразить свои негативные чувства. Но совершенно очевидно, что тот, кто считает себя жертвой несправедливости или обиженной стороной, не в состоянии судить объективно. Поэтому всякое его негативное высказывание надо воспринимать как выражение его чувств, а не точный отчет о происшедших событиях.
При таком подходе, близкие люди могут полагаться друг на друга и ожидать эмоциональной поддержки, не нарушая законов.
"Сефер Шмират а-лашон"
Сердечная мольба Мидраш Тана девей Элияу говорит:
Владыка вселенной! Взгляни на наше страдание...и пусть унижение, которое мы испытываем ежечасно, поднимется пред Тобой. Вспомни о главах семей в Израиле, у которых нет средств, и все же они учат Тору каждый день, постоянно. Вспомни о бедных в Израиле, плоть которых рвут народы (налогами и преследованиями), и все-таки они постоянно в трудах над Торой. Вспомни юных в Израиле, не отличающих левого от правого (бедны и не знают греха -Йешуот Яаков), каждый день они учат Тору. Вспомни стариков и старух, что встают рано утром и идут в дома молитвы и учить Тору, ждут и жаждут и надеются каждый день на Твое спасение.
Отец Небесный! Вспомни союз, который Ты заключил с праотцами, Авраамом, Ицхаком и Лаковом. Ты написал в Своей Торе: «Если обеднеет твой брат,... поддержи его» (Ваикра, 25:35) (так поддержи нас, чтобы мы не упали). Отец Небесный!Вспомни калек и слепых в Израиле, которым не хватает еды, а они нанимают учителей, чтобы учили Торе их детей. Отец Небесный! Вспомни Израиль, Твое владение в этом мире, как сказано: «Разве Я не ваш отец, ваш Владыка?» (Цварим, 32:6); и «Творец приобрел меня в начале Своего пути» (Мишлей, 8:22).
Отец Небесный!Вспомни вдов и сирот в Израиле, что каждый день трудятся над Торой и исполнением заповедей.
Эти слова должны побудить и нас искать милости пред Творцом для нашего народа, ибо и в наши дни есть заслуги, о которых говорит древний источник. Трудно положение еврейского народа и в наше время. Но, куда ни взгляни, видишь евреев, изучающих Тору. Они соблюдают заповеди, поддерживают изучение Торы, делают добро ближним и благотворят бедным.
День 111. Между учителем и учеником
21 тевета - 22 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Между учителем и учеником
Детский лашон а-ра взрослые зачастую принимают бесконтрольно, что, увы, приводит к несправедливым решениям. Случается, один-два из лидеров класса испытывают антипатию к учителю и их рассказы о его прегрешениях начинают расходиться по школе. Разумные родители, конечно, прислушиваются к рассказам ребенка о школьной жизни, но, прежде чем жаловаться на учителя, стараются найти позитивное объяснение его поступкам.
Как известно всем взрослым, неудовлетворенность ученика не обязательно свидетельствует о неправильности поведения учителя. Версию ученика можно рассматривать, но нельзя принимать как факт. Она требует серьезной проверки, вдумчивого исследования. Прежде чем предъявить учителю претензии, надо убедиться, что он действительно виноват.
Учитель также не должен слепо принимать на веру рассказы учеников друг о друге. Здесь тоже надо все тщательно выяснить и лишь тогда переходить к действиям.
"Сефер Шмират а-лашон"
Найти - и удостоиться света
Кто ищет в еврейском народе достоинства, удостаивается духовного света.
Тора говорит: «...и будут судить народ судом праведным» (Дварим, 16:18). Мидраш Танхума комментирует:
Рав Иеуда бен Шалом сказал: [Это учит нас тому, что] судьи должны стремиться найти заслугу народа пред Всевышним. У кого мы этому учимся? У Гидона бен Йоаш. В те дни Израиль был в упадке, и Творец искал, кто выступит в его защиту (чтобы Он мог проявить к народу милосердие). И никто не мог назвать заслуги народа, потому что поколение плохо выполняло заповеди и не делало добрых дел. Но как только Гидону удалось сказать что-то в пользу народа, ему явился ангел. Сказано: «И ангел Всевышнего явился ему... и сказал: Иди с силой твоей» (Шофтим, 6:12-14), имея в виду «с силой заслуги, которую ты нашел у Моих детей».
В этом смысл фразы «...и они будут судить народ судом праведным» - искать хорошее в делах поколения.
Найти и представить пред Творцом заслуги еврейского народа - дело чрезвычайной важности. Тот, кто так поступает, удостаивается духовного света из святилища Небес, называемого Святилищем заслуги, ибо там значатся заслуги Израиля, как сказано в Сефер харедим.
День 112. Слухи
22 тевета - 23 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Слухи
Алаха разрешает принимать во внимание некоторые слухи, но никогда не позволяет считать их фактом.
Важно провести алахическое различие между слухами, к которым стоит прислушаться, и теми, что, по определению Торы, считаются разновидностью убийства.
Если слухи касаются человека, о котором известно, что у него есть в общине враги, можно предположить, что именно они являются их источником, и тогда им нельзя верить ни в коей мере. И даже если все в этой общине к этому человеку относятся хорошо, слух должен циркулировать по общине дня полтора, не теряя силы, прежде чем его воспринимать серьезно.
Когда слухи кажутся достоверными, например, по поводу статуса коэна или других вопросов происхождения, алаха позволяет поставить под сомнение статус этих лиц.
К несчастью, обычно такие слухи - просто лашон а-ра. Но даже если алаха позволяет отнестись к слуху серьезно, принимать его как факт нельзя.
"Сефер Шмират а-лашон"
Принять обиду
Научись не обращать внимания на неприятности и прощай обиды.
Противостояние греху лашон а-ра обязывает нас любую ситуацию воспринимать терпеливо, проявлять савланут - терпение, выдержку во всем, что нас неприятно задевает. Так учит Авот де-раби Натан (41:11): «Научись не обращать внимания на неприятности и прощай обиды».
Кто этому научился, тому легче обрести качество гимират а-лашон. И наоборот: человек, которому не хватает терпения, всегда рвется немедленно поведать, как его обидели. Иногда ему удается побороть это желание, иногда - нет, что, увы, случается часто.
Савлан, терпеливый человек, способен молча переносить обиды. Он говорит себе, что все по воле Творца. Он принимает, что унижение ему пришлось пережить за его собственные грехи. Если человек так искренне воспринимает поношения, Всевышний, конечно, возвысит его и в этом мире, и в следующем.
День 113. Исключение из правила
23 тевета - 24 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Исключение из правила
Мы уже говорили: человек не должен принимать на веру негативную информацию о людях, даже если получил ее от жены или близких друзей. Максимум - допустить, что это может быть правдой.
Талмуд указывает на одно исключение: когда слушатель уверен, что информацию сообщает человек необыкновенной честности и точности выражений, у которого слова тщательно взвешены. Такому собеседнику можно поверить и считать, что переданная им информация вполне адекватна событию. Рассказчик сообщает все в точности, как оно было, и слушатель как бы сам становится очевидцем события и поэтому может принимать его как факт. Но, поскольку само мнение слушателя о безупречности рассказчика является субъективным, ему не следует передавать эту информацию дальше даже в целях ле-тоэлет, в отличие от случая, которому он действительно был свидетелем.
Хафец Хаим полагает, что сегодня никого нельзя считать настолько объективным, чтобы его слова можно было принимать как факт. Поэтому всем запрещено принимать как факт негативное сообщение на основе чьих-либо слов, без прямых доказательств.
"Сефер Шмират а-лашон"
Три уровня
Если человек принимает обиду молча и без негативных чувств, это свидетельствует о святости его души и глубокой вере.
Те, кого обижают, а они не обижают в ответ, кто слышит унижения и не отзывается, чьими поступками движет любовь и кто счастлив даже в горе, о них говорит Писание (Шофтим, 5:31): «Но любящие Его будут как солнце, восходящее во всей своей силе» (Шабат, 886).
Комментаторы обнаруживают в этих словах три уровня реакции на обиду:
1. «Те, кого обижают, а они не обижают в ответ» - но каким-то иным образом все же отвечают.
2. «Слышат унижения и не отзываются» - не отвечают вообще, понимая, что ответ вызовет дальнейшие оскорбления и неприятности. Но в сердце у них - горькое чувство к обидчику.
3. «Чьими поступками движет любовь и кто счастлив даже в горе» - их любовь к Творцу так сильна, что у них нет нужды отвечать. Даже боль и унижение они принимают с радостью.
Когда человек достигает третьего, самого высокого уровня, в отношении к тяжелым событиям своей жизни, он удостаивается великой награды, о которой говорит конец цитаты. Такое духовное достижение свидетельствует о святости его души и чистоте веры в Творца, в руках которого беды и радости людей, как сказано: «Ибо всегда Его глаза на путях человека» (Иов, 34:21). Достичь этого уровня может только тот, кто глубоко сознает участие Всевышнего в делах человека и верит, что любые трудности, в конце концов, ведут к благу и что человек способен преодолеть все, что выпало на его долю, без горечи, обиды и вражды.
День 114. «Невинные» замечания
24 тевета - 25 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
«Необдуманные» замечания
Говоря о надежности свидетельства, алаха особо выделяет так называемые «необдуманные» замечания - нечаянные, ненамеренные высказывания, когда человек не замечает последствий своих слов. Как правило, люди без необходимости не лгут, поэтому если не обращают внимания на то, что сказали нечто важное, можно допустить, что они говорят правду, и потому при определенных условиях алаха разрешает принимать такие замечания как факт.
Алаха дает таким высказываниям статус свидетельства в двух случаях:
1. Когда ясно, что в любом случае истина станет общеизвестной. Люди не сочиняют историй, если понятно, что их ложь откроется.
2. Для установления факта, что упомянутого в речи человека уже нет в живых.
Статус свидетельства никогда не распространяется на «невинные» негативные замечания. Это лашон а-ра, и им нельзя верить.
"Сефер Шмират а-лашон"
Рост и преодоление Страдания приближают к Б-гу.
Мудрецы учат:
Р. Элиэзер бен Яаков сказал: Человек должен быть благодарен Творцу, когда приходят страдания. Почему?Потому что страдание приближает к Нему, как сказано: «Создатель наказывает тех, кого любит» (Мишлей, 3:12).
Когда к человеку приходят страдания, он должен принять их и выстоять, ибо награда его бесконечна (Мидраш Танхума, Ки теце 2).
«Жди молча [спасения от] Г-спода, жди Его страстно (итхолел)» (Геилим, 37:7). Возложи на Него надежды. Если Он посылает тебе страдания, не отчаивайся, принимай свою долю, как музыкальный инструмент (Ялкут Шимони, Теилим, 729). (Слово «итхолел» - «жди страстно» - мидраш связывает здесь с «халилин» - «флейтой», ибо страдание - инструмент для выражения любви к Творцу.)
Чтобы принимать страдания без горечи, с сознанием, что все происходящее - выражение Его воли, нужно делать это так, как сказано выше: Те, кого обижают, а они не отвечают обидчику тем же, их поступками движет любовь, они счастливы даже в горе. Их награда безмерна.
Цадик рав Залман из Воложина (ученик Гаона из Вильно) с братом равом Хаимом, находясь в пути, зашли на постоялый двор. Хозяин резко отказал им в ночлеге. Братья продолжили путь. Вдруг рав Хаим заметил, что брат плачет. «Что ты плачешь, - спросил он, - стоит ли обращать внимания на его слова? Я их просто не заметил». И рав Залман ответил: «Не дай Б-г, чтобы я плакал из-за его оскорблений. Я плачу оттого, что меня все-таки это царапнуло, - я еще не достиг уровня тех, «кого обижают... и кто счастлив даже в горе» (из Сефер толдот адам).
День 115. Подтверждая подозрения
25 тевета - 26 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Подтверждая подозрения
Тора не принимает косвенные улики как доказательство вины. Поэтому подозрения в недостойном поведении нельзя считать оправданными, если они основаны на реакциях «подозреваемого» на обвинения или на странных поступках, которые указывают, что он виноват.
Однако если косвенные свидетельства подтверждает человек, который был очевидцем конкретного недостойного поступка, то можно верить, что подозрения подтвердились.
И все же нужно стараться судить человека благосклонно: пытаться понять его мотивы и не спешить осуждать.
Более того, нельзя сообщать другим такую информацию, если не соблюдены все условия для ее передачи с конструктивной целью.
"Сефер Шмират а-лашон"
Реакция на унижение
Унижение в этом мире предпочтительнее наказания в будущем.
Автор Сефер харедим пишет: Когда меня публично унижают, я мысленно воображаю весы: на одной чаше - мои грехи, на другой - оскорбления и обиды, которые мне нанесли. Я вижу, как чаша моих грехов опускается все ниже, и выбираю унижение в молчании, и говорю себе, что заслужил это. Так я делаю при всех неприятностях, вызванных словами или поступками других людей (Сефер харедим, 4:5).
Обычно человек предпочитает унижение потере имущества, скажем, пожару или иному разрушению. Насколько же предпочтительнее должно быть для человека унижение, если оно спасет его душу от наказания. А так и будет, если человек примет обиду молча.
День 116. Повторяющиеся проступки
26 тевета - 27 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Повторяющиеся проступки
Запрет принимать лашон а-ра как факт не относится к тому, кто известен плохими поступками, подобными тем, о которых говорится в данном случае. Так, если слушатель не раз видел своими глазами, что человек, о котором ему говорят, нарушает определенную заповедь, он вправе верить, что тот совершил нарушение снова.
Хафец Хаим, видимо, подразумевает, что разрешается верить даже тому, что он совершил и какой-то иной грех. Если о нем известно, что он не чтит Тору и пренебрежительно относится к исполнению заповедей, можно принимать на веру, что он совершил любой грех.
Также, если известно, что некий человек постоянно поддается искушению и совершает определенный грех, позволено верить, что он совершил его снова. Но не следует считать, что он нарушает заповедь злонамеренно.
"Сефер Шмират а-лашон"
Простить и забыть об обиде Кому Творец прощает грех? Человеку, который не обращает внимания на зло, что ему причинили.
Даже если бы все, чего достигает человек, приняв оскорбление молча, было избавлением от наказания только за один грех, дело стоило бы того. Но награда за это намного больше, как сказано в Талмуде:
Рава сказал: Тому, кто отказывается отмерять (не отвечает на причиненное ему зло), [Небесный Суд] списывает все грехи, как написано: «Он прощает нарушения и не замечает грехи» (Миха, 7:18). Кому Творец прощает грех? Человеку, который не обращает внимания на зло, что ему причинили (Рош а-шана, 17а).
Рава учил, что даже пеша (грехи, которые человек совершает намеренно, в состоянии духовного бунта) прощается, когда человек отказывается от желания «отмерять». Но, чтобы удостоиться такого прощения, и сам человек должен продемонстрировать соответствующий уровень прощения - не должен испытывать плохого чувства к тому, кто причинил ему страдание, даже если знает, что тот поступил злонамеренно. (Конечно, чтобы получить прощение от обиженного, обидчик должен искренне раскаяться в своем дурном поступке.)
День 117. Раскаяние
27 тевета - 28 тамуза
"Сефер Хафец хаим"
Раскаяние
Процесс раскаяния, установленный для грехов между человеком и Творцом, - это признание греха вслух (но не публично), искреннее сожаление о нем и решение никогда больше его не повторять. Тот, кто по своей воле слушал лашон а-ра, тоже должен пройти этот процесс.
При этом человек, поверивший лашон а-ра, предварительно должен убедить себя в том, что услышанное им сообщение было неточным. Ибо, даже если он выслушал негативные сообщения для конструктивной цели, что алаха позволяет, она, однако, не разрешает принимать их как факт.
Раскаяние в грехах, относящихся к категории «между человеком и его ближним», обычно требует, прежде всего, добиться прощения другой стороны. Но в случае с лашон а-ра, как мы уже говорили, это не всегда так. Если человек только поверил сказанному и не совершил на этом основании никаких действий, приносящих ущерб, он не должен просить прощения. Нельзя сказать человеку, что о нем злословили. Это причинит ему только страдания, а может оказаться и рехилут (сплетней, которая вызывает ненависть - см. День 118).
"Сефер Шмират а-лашон"
Продлить жизнь
Мудрецу была дарована новая жизнь за то, что не обращал внимания на сделанное ему зло.
Иногда умение пренебречь обидой и простить может продлить человеку жизнь, даже когда на Небесах уже решено ее пресечь. Талмуд рассказывает (Рош а-шана, 17а):
Рав Гуна, сын рава Йеошуа, заболел. Рав Папа пришел его навестить. Видя, что он без сознания, рае Папа сказал им (своим прислужникам): «Приготовьте ему еды (погребальную одежду)». Но потом рае Гуна очнулся. Они (прислужники) спросили его (рава Гуну): «Что ты видел (пока был без сознания)»? Он сказал им: «Так это и было (т.е. действительно было вынесено решение о моей смерти). Но Святой сказал им: он не отмеривал (не отвечал на обиды мера за меру), поэтому и вы ему не отмеривайте [срок жизни]». Как сказано: Юн прощает прегрешения и не обращает внимания на грехи» (Миха, 7:18). Чей грех Он прощает? Того, кто не обращает внимания на [чужие] грехи.
Надо стараться приобрести это святое качество. И тогда человеку будет хорошо и в этом, и в будущем мире.