Введение
Введение
Сила, которой мы управляем, когда говорим, далеко превосходит наше восприятие. Продумывая свои слова и избегая греха злословия {паилон а-ра), человек не просто совершает обыденное дело - он исполняет заповедь, последствия которой так велики, что определяют судьбу нашего народа. Представьте себе, что, придя в банк и вложив, как обычно, в автомат кредитную карточку, вы неожиданно получаете сообщение, что вот сейчас, сию минуту, вы перевели несметные миллиарды из казны одной страны в другую и вызвали этим ужасное банкротство. Мы думаем, что обмениваемся несколькими словами, а на деле движем мирами.
Изучая философию и законы правильной речи, мы обнаруживаем: наши разговоры, эти разрозненные отрывки незначительной, казалось бы, информации, представляют собой исключительной важности фактор в наших отношениях с Творцом и в нашей жизни как евреев. Лашон а-ра обладает мощью, способной стереть заслуги всей жизни, посвященной изучению Торы и соблюдению заповедей1.
В мировоззрении иудаизма роль речи столь значима, что он решается на откровенно драматическое заявление, подобное которому трудно себе представить в любой другой религии: иудаизм утверждает, что Творец покинул Свой дом (Иерусалимский Храм) на этой земле (в Израиле), а Его народ был изгнан на две тысячи лет из-за слов, что произнесли его уста2.
Если столь велик разрушительный эффект злословия, то еще больше позитивные последствия правильной речи. Гаон из Вильно (18 век) говорит, что это - главный фактор, который определяет удел человека в Будущем Мире3. И мудрец Хафец Хаим (он умер около семидесяти лет назад) учит тому же. Соблюдение законов речи дает силу нашим молитвам4 и занятиям Торой, открывает доступ к Б-жественному Покровительству5 и многим благословениям, которые, по милости Творца, ожидают, когда мы их удостоимся6.
Вот почему сказал царь Давид: «Кто человек, что хочет жить...? Береги свой язык от зла...» (Теилим, 34:14). Правильная речь жизненно важна для нас, она - почти сама наша жизнь.
Поэтому те, кто хочет мирной жизни в близости к Б-гу в этом мире и достойной жизни в Будущем мире, присоединяйтесь к нам. Мы предлагаем вам изучить широко известные труды Хафец Хаима - наиболее авторитетное руководство по законам речи, чтобы вы могли жить, как подобает еврею.
1 Сефер шмират а-лашон.
2 Нетиват олам, Нетив а-лашон, Маараль.
3 Письмо Виленского Гаона (Игерет Агро). Напутствие сыну, написанное Гаоном из Вильно перед кончиной.
4 Шмират а-лашон, Шаар а-зхира.
5 Там же.
6 Сефер шмират а-лашон, часть 2, гл. 11.