Авак рехилут (дни 131-136)
Авак рехилут (дни 131-136)
День 131. Определение
12 швата -13 ава
"Сефер Хафец хаим"
Определение
Не принимая необходимых мер предосторожности, чтобы избежать лашон а-ра, мы можем нечаянно разжечь в ком-то пламя ненависти.
Запрещено говорить вещи, которые могут напомнить слушателю о случае, когда он неправильно с кем-то поступил. Это - авак рехилут («пыль, подобие сплетни»).
Мудрецы учат: сказавший авак рехилут, даже без дурных намерений, виноват в необдуманном поступке, который пробудил в ком-то злые чувства.
"Сефер Шмират а-лашон"
Выбирай компанию
Человека определяют по степени его гневливости.
В Книге Пророков сказано: «Удаляйтесь от человека, чье дыхание жизни в ноздрях его, ибо чего он стоит?» (Иешаяу, 2:22). «Зоар» комментирует (глава «Тецаве»):
Этими словами Святой, благословен Он, заповедует и предупреждает человека: берегись тех, кто уклоняется от пути добра к злу, оскверняет свою душу. А как узнать, с кем водиться и кого избегать ? По сдержанности в гневе можно определить человека. Если в минуту гнева человек бережет чистоту своей души, не позволяет вытеснить ее и заместить «чужим богом» (гневом), тогда с ним стоит сближаться. А если не бережет святости своей души, позволяет заслонить ее, так что «другая сторона» занимает ее место, ясно, что он бунтует против своего Господина, и запрещено искать его общества... Это человек, который «в гневе вырывает свою душу» (Иов, 18:14) и позволяет чужому богу поселиться в себе.
О таком человеке сказано: «Удаляйся от человека, чье дыхание жизни беапо - в ноздрях его», т.е. чья святая душа... оскверняется гневом, беапо1 .
Человек, избавившийся от гневливости, спасен от Геинома и достоин Будущего мира.
1 В Танахе выражение харон аф означает бурный, пылкий гнев, обозначаемый метафорой «пламя из ноздрей» (Раши, Шмот, 15:8). Слово аф имеет два значения: «нос» и «гнев», а беапо - «в ноздрях его» или «его гневом».
День 132. Рехилут в попытке избежать рехилут
13 швата -14 ава
"Сефер Хафец хаим"
Рехилут в попытке избежать рехилут
Запрещено говорить: «Лучше я не стану передавать тебе слова такого-то...» - ведь это подразумевает, что слова эти были нелестными. Рассказчик, который пытается так честно - хоть и наивно - избежать рехилут, нарушает при этом одно из установлений раввинов - авак рехилут. Если же он произнес эту фразу намеренно, тогда его слова - настоящий рехилут, и он нарушил запрет Торы.
"Сефер Шмират а-лашон"
Насмешки над ближним
Насмешники - одна из четырех категорий людей, которые не удостоятся Шхины.
Одна из главных причин лашон а-ра - лейцанут, насмешливость. Многие, к сожалению, любят посмеяться над другими людьми и предпочитают компанию себе подобных. Они привычно смеются над теми, кто не принадлежит к их кругу, и говорят о них плохо.
Человек, который стремится очистить свою душу, должен осознать греховность такого поведения.
Наши мудрецы учат, что насмешники - одна из четырех категорий людей, которые не удостоятся Б-жественного Присутствия (Сота, 42а). Кроме греха, который насмешник совершает словом, на него ложится вина за то, что он вовлекает в этот грех слушателей. А, как известно, побуждать других к греху - ужасное преступление, которое лишает преступника Небесной поддержки в раскаянии (Авот, 5:18).
Помимо всего, пустая болтовня, даже без насмешек, - это трата драгоценного времени, которое можно посвятить изучению Торы и обретению Будущего мира. По одному из содержащихся в Талмуде мнений, стих Торы «Ибо слово Г-спода он презрел» (Бемидбар, 15:31) относится к человеку, который не использует возможность учить Тору.
Стыдно и недостойно часами сидеть в компании насмешников! И если человек устранится от этого, уйдет от запрещенных речей, то он удостоится вечной жизни, как сказано в мидраше: каждый миг, когда человек уходит от запретного, он удостаивается скрытого света, недоступного даже ангелу.
День 133. Необдуманные восхваления
14 швата - 15 ава
"Сефер Хафец хаим"
Необдуманные восхваления
Искренне превознося чьи-то щедрые благодеяния в присутствии людей, надо подумать о том, чтобы эти похвалы, дойдя до его семьи или партнера по бизнесу, не огорчили их, заставив подумать, что он щедр за их счет. Когда человека восхваляют за крупное пожертвование в присутствии его супруги или потомства, они могут почувствовать себя обделенными. Поэтому - при самых добрых намерениях - говорящий оказывается виноват в авак рехилут.
"Сефер Шмират а-лашон"
Теряющий оба мира
«Счастлив человек, который... не сидел в собрании насмешников».
Лец, насмешник, может подвергнуться наказанию за свой грех уже в этом мире. Как говорит Талмуд (Авода зара, 186): «Не насмехайтесь, иначе придет беда, как сказано: «Не глумитесь, чтобы не усилить ваше наказание» (Йешаяу, 28:22). Раба сказал раввинам: «Я прошу вас, не участвуйте в насмешках, чтобы не пришлось вам страдать».
Далее Талмуд говорит (там же), что насмешки оборачиваются ударом по материальной стороне жизни человека, приводят к финансовому ущербу.
Насмешки навлекают наказание на весь мир, указывает Талмуд (там же): «Насмешник влечет разрушение мира».
Запрещено даже сидеть в обществе насмешников, как сказано: «Счастлив человек, который... не сидел в собрании насмешников» (Теилим, 1:1).
Гаон из Вильно пишет в своем знаменитом письме к сыну:
Сказано: «Все труды человека - для рта его» (Коэлет, 6:7), а мудрецы (мидраш Коэлет на этот стих) комментируют, что всех мицвот и изучения Торы не хватит человеку, чтобы компенсировать то, что он произносит [греховно]. И продолжают: «Каким ремеслом стоит овладеть человеку в этом мире? Умением подражать немому (Хулин, 89а) и сжимать губы, как жернова (чтобы они не мололи)».
Поэтому человек должен удаляться от насмешников, чтобы не приобрести их привычек, и сидеть там, где звучат слова Торы. Тогда он удостоится хвалы и в этом, и в Будущем мире.
День 134. В поисках финансовой поддержки
15 швата -16 ава
"Сефер Хафец хаим"
В поисках финансовой поддержки
Когда речь идет об обращении за финансовой поддержкой к определенному человеку, нельзя называть людей, которым он помог прежде. Разве что в случае, когда известно, что ему это будет приятно.
Правило основано на том, что не все жертвователи хотят, чтобы посторонние знали об их помощи, иначе к ним будут обращаться постоянно. Кроме того, такая информация показывает, что получивший помощь рассказывает об этом, и спонсор может на него рассердиться.
Если такая информация была предоставлена специально, чтобы добиться помощи, это авак рехилут.
"Сефер Шмират а-лашон"
Гордыня
С человеком, который гонится за почестями, происходит обратное.
Одной из причин лашон а-ра является и гаава, гордыня.
Гордец считает себя человеком исключительным, смеется над другими, а к людям, особо уважаемым, относится ревниво и враждебно: мол, если бы не этот выскочка, почет достался бы мне! Он копается в чужой подноготной, ищет темные пятна у них в биографии, а потом, правда это или неправда, рассказывает всем гадости, лишь бы подорвать репутацию другого.
В Талмуде {Сота, 426) сказано, что четыре категории людей не удостоятся Б-жественного Присутствия. Это ханафим (льстецы), шакраним (лжецы), месапрей лашон а-ра (злословящие), лецаним (насмешники)1.
Высокомерие может привести человека во все эти четыре категории. Тот, кто смотрит на других свысока, станет плохо говорить о ближнем, чтобы того предали позору, а его почитали. Будет высмеивать и вышучивать. Станет лгать, приписывая людям дурные свойства, которых у них нет. Льстить грешникам, а не упрекать их, чтобы они хорошо к нему относились и не причинили ущерба его социальному статусу.
Тот, кто хочет очистить душу от высокомерия, должен осознать постыдность этого греха. Ну, как быть заносчивым тому, кто создан из «зловонной капли» и уйдет туда, где «прах, гниль и черви»2? И можно ли забывать, что грех гордыни - один из 365 запретов Торы3, как сказано: «...надменным станет твое сердце, и забудешь Г-спода, твоего Б-га» (Дварим, 8:14); «Берегись, чтобы не забыть Г-спода, твоего Б-га» (там же, 8:11)!
С человеком, который гонится за почестями, неизменно происходит обратное - его перестают уважать.
1 Хафец Хаим отмечает, что слово хашмаль (разновидность ангелов) - аббревиатура этих четырех слов.
2 Авот, 3:1.
3 Смаг, 64.
День 135. Степень воздействия авак рехилут
16 швата -17 ава
"Сефер Хафец хаим"
Степень воздействия авак рехилут
Рехилут порождает между людьми более сильную враждебность, чем авак рехилут. Авак рехилут вызывает менее острую реакцию. Например, можно передать человеку негативный отзыв о нем, причиняющий ущерб, в такой форме, что он этого ущерба не ощутит, но разочаруется в том, кто так о нем отозвался. Таково действие авак рехилут.
Классический пример правильного высказывания - эпизод из Торы, где Всевышний говорит с Авраамом о скептическом замечании Сары, не слишком поверившей предсказанию ангела, что через год у нее родится сын. Творец сказал ему: «Почему Сара смеялась, сказав: «неужели я действительно рожу, ведь я уже стара»?» (Берешит, 18:13). На самом деле Сара сказала: «и муж мой стар» (там же, 18:12). Талмуд Иерушалми (Пеа, 1:1) говорит, что повторение ее слов полностью было бы авак рехилут. Сказать, что человек, которому девяносто девять лет, стар - не оскорбление, но слышать такое неприятно, особенно из уст супруги. Поэтому передать реплику Сары слово в слово означало бы сказать авак рехилут.
"Сефер Шмират а-лашон"
Несколько слов для размышления
Не задумываясь о том, что в конце ему придется лечь в землю, гордец ведет себя так, будто станет радоваться жизни вечно.
Надо подумать о строгом наказании за гордыню в этом и в Будущем мире. Талмуд говорит, что из-за нее разрушается собственность человека (Сукка, 296), он лишается своего имущества (Сота, 5а). Мудрецы говорят, что Творец сказал о высокомерном человеке: «Он и Я не можем пребывать в одном мире». А вот слова раби Элазара: «Гордец не поднимется в день воскрешения» (там же). Это наказание «мера за меру».
Не задумываясь о конце, гордец ведет себя так, будто жизнь его вечна, и позволяет себе смотреть на других свысока и вести себя соответственно. Из-за этого, когда его тело станет частью праха земного, у него не будет сил встать. Все вернутся к жизни, а он будет в земле, под ногами людей, на которых при жизни смотрел свысока.
Более того, гордость делает человека отвратительным для Всевышнего, как сказано: «Мерзость пред Г-сподом всякий высокомерный» (Мишлей, 16:5).
День 136. Секреты
17 швата -18 ава
"Сефер Хафец хаим"
Секреты
Самая тяжелая разновидность авак рехилут - пересказ чужих секретов. (Раскрытие конфиденциальной информации с целью уберечь кого-то от ущерба мы рассмотрим позже.) Человек, неспособный сохранить чужой секрет, постепенно теряет самоконтроль в речи и может придти к настоящему рехилут.
Если раскрытие секрета может причинить ущерб, тогда это действие относится к категории авак рехилут и лашон а-ра. Даже если угрозы ущерба нет, само нарушение конфиденциальности переводит человека в запрещенную категорию олех рахиль, сплетника.
"Сефер Шмират а-лашон"
Потерянные возможности
Честно взглянув на себя, человек видит, как мало использует из того, что дано ему Свыше.
Задумавшись над тем, как мало он знает Тору, как мало сделал! добрых дел, человек увидит, что ему нечем гордиться. Говорят мудрецы: «Если ты не приобрел знаний, что приобрел?» (Берешит раба, 1:6). И даже если человек обладает каким-то знанием Торы и сделал сколько-то Б-гоугодных дел, все равно, честно взглянув на себя, он увидит, как мало использовал из того, что дано ему Свыше.
Об этом и говорит следующий пример (из предисловия к Зихрут Торат Моше рава Авраама Данцига).
Торговец послал двух своих работников, Давида и Яакова, в дальние страны за драгоценными камнями. Давиду дал на покупки тысячу золотых, а Яакову - сто. Оба растратили деньги попусту, так что у Давида осталось всего двести золотых, а у Яакова - сорок.
Стали они спорить, кто из них лучше. В гневе Давид крикнул: «Да ты просто нищий, у меня в пять раз больше денег!»
Услышал прохожий и говорит: «Глупцы, о чем спорите? Все знают, что деньги у вас в карманах - не ваши. На деле ты беднее Яакова. Оба вы потратили деньги впустую. Но ты потратил восемьсот золотых, а Яаков - шестьдесят. Что будете делать, когда хозяин потребует отчета? Ты окажешься в огромном долгу и покроешь себяя позором - намного больше, чем тот, на кого кричишь!»
Каждая душа, которая нисходит в этот мир, - посланница Творца. Ее задача - совершенствовать себя согласно дарованным ей Свыше возможностям. Глупо гордиться своим умом, ум - не заслуга! Это дар, который дан для выполнения особых задач в мире. Человек должен продумывать, как использует свои способности, как тратит отпущенные ему драгоценные дни. Даже человек выдающегося интеллекта и таланта может применить лишь малую часть того, что дано ему Свыше. Так чем гордиться?