Могущество и великолепие "шмират а-лашон"

Могущество и великолепие "шмират а-лашон"

Это книга не о нашей речи. Это книга о нашей сути, о сути человека, сотворенного Создателем, и о том, как эту суть воплотить. Законы Торы о речи, обозначенные термином «шмират а-лашон», отражают замысел Творца о сосуществовании людей. Это инструменты, которые дала нам Тора, чтобы устранить из нашего сердца гнев, горечь, зависть, ссоры и боль, разъединяющие народ.

Если мы всмотримся в нашу речь, то увидим: она определяет нас в большей степени, чем все наши другие способности. То, что человек говорит и как говорит, свидетельствует о том, кто он такой. Злые, ранящие слова определяют злого человека. Добрые, чуткие слова определяют доброго, чуткого человека.

Природа речи уникальна: она скрыта и открыта одновременно. Речь не видна, но ее слышно. Маараль заключает, что Творец создал речь именно такой, чтобы она соответствовала своему назначению - раскрывать внутреннее «я», мысли, чувства, личность человека. Язык извлекает эти внутренние элементы человека и выявляет их с помощью слов.

Законы правильной речи - это специфические практические указания Творца, как использовать определяющую способность человека. Они учат нас, как воспринимать людей, говорить с людьми и говорить о людях. Тора, которая учит нас этим законам, выявляет все аспекты негативного взаимодействия и обнаруживает в зародыше практически каждой разбитой дружбы, рухнувшей карьеры и развода семя ненависти, посеянное словом, принесшим боль. Законы Торы отражают знание Творца о том, что большую часть боли и страдания, которых немало в жизни, можно избежать, если не бросать эти семена в почву.

Принцип, по существу, очень простой. Отказываясь от негативных высказываний, сплетен, клеветы и раздоров в своей речи, человек улучшает свою жизнь и жизнь окружающих1, и это улучшение происходит, так сказать, автоматически, является обязательным следствием такого поведения.

Награда за гимират а-лашон открыто и ясно проявляется прямо здесь, в этом мире. Сказав: «Кто человек, что хочет жизни», царь Давид говорит о прекрасной жизни, осененной миром и покоем, которые вносит в жизнь шмират а-лашон.

Чтобы понять, почему Тора такое внимание уделяет речи, понаблюдайте, как действуют слова в мире. Человек входит в комнату, произносит несколько слов - и душевный покой присутствующих моментально разрушен. Друзья беззаботно обмениваются несколькими небрежными словами - и их отношения навсегда испорчены. Один отпускает пренебрежительный отзыв, типа «Ох, уж этот лентяй!», «Копуша!» или «Хорошего от него не жди!» - и все слышащие уверяются, что так оно и есть.

Слово способно творить чудеса. Слово ободрения может спасти от отчаяния.

Слова обладают силой, которая превращает обыденные вещи в святое: стакан вина - в Кидуш, буханку хлеба - в приношение, мужчину и женщину - в пару, объединенную святостью еврейского брака.

И что превыше всего: с помощью слова еврей выполняет задачу, ради которой был создан, - возвещает величие Творца и Его присутствие в мире.

Власть над речью - это власть над своей жизнью

Тора учит, что слова, которые мы выбираем, определяют наш образ жизни и наше восприятие жизни. Обретая власть над речью, мы обретаем власть над самой жизнью. Но Творец не просто вручает нам эту поразительную силу, предоставляя самим догадываться, как она действует. Он дает нам подробные инструкции к ней в форме законов шмират а-лашон. Причем шмират а-лашон - больше, чем свод законов. Сто цельная программа поведения в сфере человеческих отношений, обучающая человека поступать с другими людьми наилучшим образом.

Тот, кто следует ей, сразу видит, насколько эти законы соответствуют человеческой природе, в совершенстве понимаемой Всевышним.

Истоки злословия

Большинство евреев, в общем, сознают, что Тора запрещает злословие (лашон а-ра). И, тем не менее, нарушение этого запрета, которое веками считалось отвратительным и вызывающим к действию разрушительные силы, сегодня нередко представляется вполне безобидным и привычным проявлением человеческой натуры. На самом же деле «токсичность» лашон а-ра не поддается описанию. Достаточно вспомнить, какие качества порождают это явление: гордыня, зависть, критиканство, недоброжелательность. А в истоке добрых, благородных слов лежат самые достойные стороны человека: скромность, уступчивость, признание в других образа Б-га, внимание к лучшему в человеке и, наконец, аават Исраэлъ - любовь к еврейскому народу в целом и каждому еврею в отдельности.

Сказано в «Ховот а-левавот2» : «Сердце пишет устами». Уста выражают то, что у человека внутри. Рот, который источает яд, свидетельствует о сердце, которое его производит.

Тора указывает на прямую связь между сердцем и словами, и призывает нас трудиться, чтобы вытеснить тьму светом, а низость - высоким.

Умение видеть добро

Кто человек, что хочет жизни, любит долголетие, чтобы видеть добро! Береги свой язык от зла и уста свои - ото лжи (Теилим, 34:13-14).

Зачем псалмопевец в своем знаменитом стихе о шмират а-лашон к словам «хочет жизни» добавил слова «видеть добро»? Затем, что умение «видеть добро» в других и вообще в жизни -двигатель, который приводит в действие шмират а-лашон.

«Видеть добро» - это цель. Тора указывает нам эту цель и, не останавливаясь на этом, прокладывает дорогу к цели законами

о правильной речи. Практикуя эти законы, человек приучается видеть в других добро.

Итог усилий

Хафец Хаим учит: человек, соблюдающий законы шмират а-лашон, неизбежно становится лучше. При каждом взаимодействии с другим человеком он сосредоточен на том, чтобы не причинить ему страданий. Изо дня в день человек, который внимателен к своей речи, реализует этот императив. Он определяет его слова и мысли. И постепенно становится его натурой.

Истоки достойной речи

«Ибо Творец любит Свой народ, и чем сильнее человек любит народ Б-га, тем сильнее его любит Б-г» (Месилат йешарим, 19).

Творец повелевает представителям Своего народа любить друг друга и укреплять связь со всем народом, Общиной Израиля. Это требование так важно, что Всевышний ставит Свое расположение к народу в зависимость от выполнения этого требования. Его любовь к нам зависит не только от того, как евреи служат Ему, но и от того, как они относятся друг к другу. Еврей не может считать себя истинным слугой Б-га, если не любит свой народ.

Каждый еврей - часть целого, и ни один не лишний. Наши мудрецы иллюстрируют эту мысль, анализируя состав благовония, которое возжигали на золотом жертвеннике Храма. У всех элементов этой смеси был прекрасный аромат, кроме одного, который пах отвратительно. Но если отсутствовал хоть один элемент, в том числе этот, вся смесь не годилась для жертвоприношения.

Как храмовое благовоние, Израиль должен прийти к Творцу целиком. Такова предпосылка связи Творца со Своим народом. Через законы Торы Он обеспечивает каждого еврея способами культивировать любовь и единство. Любовь к народу Израиля - тот родник, из которого проистекают законы шмират а-лашон.

Уста - орудие святости

«Народ, который Я сотворил для Себя, чтобы рассказывал о славе Моей» (Йешаягу, 43:21).

Творец создал еврейский народ, чтобы он возносил Ему хвалу молитвой, изучением Торы и соблюдением других заповедей. И первейший инструмент, которым мы пользуемся для выполнения этой задачи, - наши органы речи. Уста определяют еврея.

Уста, которые берегут от грязи, подобны сосудам Святого Храма.

Наш рот, когда мы используем его для задач, поставленных Творцом, обретает статус святого объекта. Он уподобляется кии шарет, «сосуду», «орудию», «инструменту» - принадлежности Бейт а-микдаш, Храма. Подобно тому, как золотой храмовый жертвенник служил восхождению жертв с земли на Небо, рот помогает восходить словам молитвы и учения. Он обладает даже большей мощью, чем жертвенник, потому что с его помощью человек может черпать святость Небес, привлекая ее вниз, на землю. Хлеб освящается благодаря благословению из десяти слов. Сто двадцать одно слово - ключ к установлению супружеской связи между мужчиной и женщиной. С помощью пятидесяти четырех слов стакан вина становится Кидушем (освящением). Движением губ каждый еврей может наполнять мир святостью.

Но, как и кли шарет, рот может стать нечистым, негодным для исполнения своей задачи. Если положить в сосуд нечистое приношение, он сам станет нечистым и уже не может быть инструментом, служащим Творцу. Если человек произносит лашон а-ра, запретные слова, рот становится нечистым. Лашон а-ра делает еврея недееспособным, лишая возможности эффективно молиться и учиться - выполнять то, ради чего он был создан.

Нить между Небом и Землей

Человек сотворен из земли. После смерти его тело превращается в горсть элементов земли. Однако это ничтожное, казалось бы, соединение служит вместилищем нешамы (души), Небесной искры, которой наделил человека Творец. А орган, воплощающий эту заложенную в человеке двойственность, - наши уста. Именно здесь пересекается физическая и духовная суть человека. Рот вводит Б-жественную суть человека в материальный мир в форме слов. Способность говорить - мост между физическим, связанным с землей человеком, и его духовной сущностью. Рот позволяет человеку приводить в действие свое духовное «я».

Когда Творец взял горсть земного праха, сделал из нее человека и вдохнул в него Б־жественную душу, Он сотворил уникальное создание, содержащее в себе два начала, материальное и духовное. Эта двойственность наделяет человека свободой воли. Если бы он полностью принадлежал материальному миру, был обусловлен исключительно своей физической природой, у него не было бы свободы выбора, как нет ее у животных. Будь он чисто духовным существом, он не имел бы свободы, как ангелы. Но человек живет в обоих мирах, поэтому может выбирать. И в устах человека, на пересечении двух миров, его свобода воли выражена в наибольшей степени.

Пользуясь даром речи, человек выбирает не просто между лашон а-ра, сдержанностью и доброжелательностью, он выбирает в себе между Б-жественным «я» и земным «я». Его отношение к себе определяется этим выбором. Если он выбирает неверно, он заявляет о своей непригодности к высшему назначению, отказывается от своей сути. Подобный чаше без дна и стулу без сидения, он становится непригодным к выполнению своей функции.

Преобразование реальности

У речи есть еще одно поразительное свойство - она способна менять реальность.

Наши мысли существуют изолированно от внешнего мира, они «работают» только для их «носителя». Но высказанные, они перестают быть частным делом человека. Они становятся достоянием мира: с ними можно соглашаться или оспаривать, доказывать или опровергать, внимать им или их игнорировать.

Скажем, человек много лет работает с кем-то бок о бок, и все это время считает коллегу «занудой». В этот «латентный» период подобная мысль может только исподволь разрушать своего носителя. Но однажды в разговоре человек высказывает скрытую прежде мысль вслух. И она начинает свой путь разрушения.

Произнесенное слово влияет на мнение собеседника об этом коллеге, ему начинает казаться, что он действительно замечал что-то похожее, и С. (собеседник) начинает относиться к К. (коллеге) менее уважительно. Впечатление, вынесенное из разговора, незаметно портит отношения между С. и К.: теперь все, что говорит или делает К., начинает раздражать С.

Развитие событий может не остановиться на этом. Неуважительное отношение к человеку редко остается незамеченным окружающими, а порой и задает тон общения с ним. С. может поделиться своими наблюдениями с другими сотрудниками. У кого-то из них может быть другое мнение на этот счет. Кто-то вообще мало знает К.. Но в любом случае, разделяют они это мнение или нет, - мысль проскальзывает в их подсознание и в дальнейшем определенным образом окрашивает в их глазах проявления К. В результате между коллегой, который был предметом разговора, и его сослуживцами вырастает стена отчуждения. Его продвижение по службе, уровень жизни, самооценка и настроение, сам взгляд на жизнь могут пострадать от одного слова «зануда».

Слово - это ярлык, печать. Как печать, которой скрепляет свои приговоры Творец в Йом-Кипур, слова придают законченность мыслям и суждениям, которые они выражают. Произнесенное суждение из мира не исчезает.

Кто говорит лашон а-ра, возносит свои грехи к Небесам (Арахин, 15б).

Ни одно слово не пропадает. Все записывается. К каждому человеку посылают ангелов, чтобы отмечали каждое слово, и они с ним неразлучны. «Ибо птица небесная донесет твою речь, и свидетельствовать будет ангел» - Коэлет, 10:20 (Из Письма Виленского Гаона).

Слово оказывает влияние и на Небеса. Наши мудрецы говорят, что слова, произнесенные на земле, становятся орудием Обвинителя, с которым он предстает перед Небесным Судом.

Сатан, Небесный Обвинитель, может быть, и не нуждается в подсказке, он и так всегда наготове со своим осуждением. Но чтобы дать ход судебному делу, нужны два свидетеля. Вот Сатан и берет вторым свидетелем того, кто дурно отозвался о другом еврее, ибо Творец даровал каждому еврею силу и право свидетельствовать. Таким образом, лашон а-ра превращает человека в свидетеля обвинения. Тот, кто злословит, обеспечивает Сатана обвинительным материалом для возбуждения дела. Книга «Зоар» говорит, что Сатан прибегает в своем обвинении именно к тем словам, которыми один еврей очернил другого. Лашон а-ра не только позволяет возбудить судебное дело против человека, о котором сказаны злые слова, но буквально вкладывает слова обвинения в уста Сатана3.

Поскольку Всевышний предоставляет Сатану право развивать обвинение, то «по возбуждении судебного дела» Сатан начинает «следствие», вскрывая все вообще ошибки и прегрешения обвиняемого, как по данному эпизоду, так и по всем предыдущим. И не только обвиняемого. Точно так же он поступает и по отношению к «свидетелю обвинения», тому, кто сказал лашон а-ра.

Принцип Небесного судопроизводства - мида кэнегед мида, мера за меру. Такова Высшая справедливость. Слова, которыми «второй свидетель» чернил подсудимого, вернутся к нему обвинением его самого и будут расследованы с той же строгостью. Как он судил, так и его будут судить.

Каждый раз, когда еврей осуждает другого еврея, немедленно начинается расследование поведения осуждающего, и если он двадцать раз в день говорит лашон а-ра, значит, он двадцать раз в день доносит сам на себя.

А слушатель - третья жертва лашон а-ра. За то, что он не отказался выслушивать обвинения против другого еврея, Творец, мера за меру, согласится выслушать обвинения против него.

Суди ближнего благосклонно (Авот, 1:6)

Небесный суд строг к тем, кто строго судит других. А те, кто приучают себя к состраданию и пониманию, обретают - мера за меру - мощную защиту. Шла4 учит, что за благосклонный суд человек удостаивается великого удела в Будущем Мире.

Люди, за редкими исключениями, склонны извинять свои проступки. Творец призывает нас поступать так и по отношению к другим. Тора учит - если человек видит, что другой еврей нарушил какое-то из предписаний Всевышнего, он должен постараться найти этому оправдание: возможно, нарушивший не понимал серьезности того, что делает; не знал, что так поступать нельзя; искушение было слишком велико и т.д.

Судя каждого еврея благосклонно, человек не дает лашон а-ра пустить корни. Склоняясь же к осуждению другого, он создает благодатную почву для лашон а-ра, ибо негативные мысли потребуют внешнего выражения. Вот почему так необходимо все время следить за речью.

В соответствии с принципом «мера за меру» тот, кто судит других благосклонно, удостоится такого же суда на Небесах. Тот, кто относится сочувственно к другим, удостаивается сострадания Творца. Тот, кто находит оправдание своему обидчику, выступает его «адвокатом», создает себе защитников на Небесах. Тот, кто избегает лашон а-ра, препятствует возбуждению дела против себя или облегчает себе приговор в Небесном Суде. Такого человека Творец судит как Свое дитя, с любовью, милосердием и пониманием (Шабат, 151б)5.

1 Как уже говорилось, есть случаи, когда лашон а-ра разрешена или даже необходима. Правила поведения в таких случаях достаточно сложны, и потому в таких ситуациях всегда следует консультироваться с раввином, сведущим в законах шмират а-лашон.

2 Основной труд средневекового еврейского мыслителя р. Бахья ибн-Пакуда; посвящен вопросам нравственного самосовершенствования.

3 Это может показаться лишь аллегорией, но прозрение величайшей книги Кабалы подтверждает страшная реальность. Перед тем, как приступить к «окончательному решению еврейского вопроса» - уничтожению миллионов евреев, нацисты подготовили почву, общественное мнение, издав два тома «Евреи о самих себе». Книги содержали самые ужасные обвинения, и нацисты говорили: «Вот, они сами о себе свидетельствуют. Разве они достойны жизни?» - Г.С.

4 Автор знаменитого труда Шней лухот а-брит (сокращенно: Шла)

5 Требование судить о другом человеке лекаф зхут (благосклонно) не отменяет права и обязанности действовать, когда налицо очевидный вред или угроза, как в случаях насилия. Тора строго запрещает еврею оставаться в стороне, он должен вмешаться, чтобы спасти ближнего.