Законы тоэлет (дни 41-42)
Законы тоэлет (дни 41-42)
День 41. Конструктивная цель
(11 хешвана -11 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Конструктивная цель
Поскольку сказано, что лучше человеку пойти на социальные и финансовые потери, чем произнести лашон а-ра, можно предположить, что для лашон а-ра нет оправдания ни при каких обстоятельствах. Однако алаха разрешает передавать негативную информацию в конструктивных целях (ле-тоэлет, букв. - ради пользы). Почему?
Мы уже говорили, что все формы лашон а-ра делятся на два типа:
1) высказывания, унижающие достоинство;
2) высказывания, способные причинить ущерб.
Не раз было сказано о недостойности унижающих высказываний, сосредоточенных на негативных сторонах характера или поведения человека.
Однако случается, что разговор о чьих-то недостатках целесообразен, об этом надо сказать. Например, чтобы помочь тому, о ком говорят, преодолеть свои недостатки или, напротив, защитить от него других людей. В этих случаях разговор о негативных качествах или поступках не считается злословием. Разрушительная речь - это лашон а-ра, конструктивная - нет.
Конструктивная информация не может быть рехилут (сплетней): высказывание можно считать рехилут, только если оно разрушительно.
"Сефер Шмират а-лашон"
Раскаяние и очищение
Посылая человеку наказание, Творец делает это ради его блага.
Б-г увидит раскаяние мецоры и исцелит его от страдания. Коэн выходит за пределы стана, чтобы осмотреть его. Если проверка показывает, что мецора исцелился, начинается процесс очищения, который включает в себя жертвоприношения в Храме, как описано в Торе.
Бесконечной милостью Творца мецора исцелен от страданий, его ритуальная чистота (таора) восстановлена. По возвращении домой, такой человек, разумеется, строго последует принятому им в раскаянии решению. Он попросит прощения у всех, о ком дурно говорил, и изо всех сил постарается впредь избегать злословия. Так он совершенно очистится от греха.
Возникает естественный вопрос: почему сегодня страдание цараат не постигает людей, привыкших злословить? Хида (рав Хаим Давид Азулай) предлагает такое объяснение.
Когда Б-г наказывает человека страданием, Он делает это ради его блага, чтобы очистить его от грехов и побудить к раскаянию. Но только в эпоху Храма мецора мог достичь состояния таора. Ныне мы лишены Храма за наши грехи, у нас нет жертвоприношений, и коэн не может выполнить все, что нужно для очищения. Поэтому, накажи Творец человека цараат, он оставался бы нечистым до конца своих дней и никак не мог бы от этого избавиться. В отсутствие Храма нечистота цараат поражает только душу, но не проявляется на теле человека.
День 42. Виды целесообразности
(12 хешвана - 12 ияра)
"Сефер Хафец хаим"
Виды целесообразности
В общих чертах, конструктивные цели, которые разрешают негативный отзыв о человеке, делятся на следующие четыре категории:
1. Помочь человеку, о котором идет речь (например, анализировать его недостатки, чтобы он мог их изжить).
2. Помочь людям, для которых поступки данного человека могут иметь отрицательные последствия:
а) предложить помощь - физическую, психологическую или финансовую - его жертвам;
б) своевременно защитить людей от него, в частности, предупредить тех, кто по неведению может вступить с ним в опасные социальные или деловые отношения.
3. Положить конец конфликту, в который вовлечен данный человек или который угрожает расколоть общину.
4. Помочь другим научиться на ошибках этого человека.
"Сефер Шмират а-лашон"
Горести души Сплетник должен оплакивать свою душу.
О том, что цараат - духовная болезнь, которая поражает душу (а не только тело), говорит мидраш:
Сказано в Писании: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед свою душу» (Мишлей, 21:23).
Написано: «мецарот нафшо» - «от бед свою душу», а можно прочесть (истолковать как) «мецараат нафшо» -«от цараат свою душу» (Ялкут Шимони, раздел Мецора).
Человеку, который привычно злословит, следует пожалеть свою душу: ей придется нелегко. Творец щадит его и не открывает его позора в этом мире, но в Мире Грядущем будет не так. Там его позор, цараат души, откроется всем. И будет он сидеть в одиночестве, вне стана Израиля, - если только не раскается полностью до ухода из этого мира.