Декабрь 2024 / Кислев 5785

Путь к миру и единству

Путь к миру и единству

ПУТЬ К МИРУ И ЕДИНСТВУ

Творец сказал Израилю: Мои любимые дети, чего Я у вас прошу? Только [одного]: любите и уважайте друг друга (Гана девей Элияу раба1, гл. 28).

Укрепление связи с Творцом

Изложенные выше мотивы, которые объясняют смысл соблюдения шмират а-лашон, следует дополнить еще одним соображением. С помощью шмират а-лашон еврей устанавливает глубокую связь с Создателем. Прибегнем к аллегории.

Близкий друг по секрету рассказал вам что-то о себе, прося сохранить это в тайне. А потом вы встретились с вашим общим знакомым. В разговоре коснулись темы, с которой был связан секрет. Вы заколебались: рассказать или нет? Ведь ваш собеседник - хороший друг того, о ком идет речь, ему так хотелось бы все о нем знать, ничего страшного не случится, если вы поделитесь секретом.

От вашего выбора зависит степень вашей дальнейшей близости с другом. Если вы расскажете - вы ее ослабите. Если предпочтете сохранить верность другу, откажетесь от удовольствия заслужить минутную признательность собеседника и «замкнете уста», вы укрепите связь с другом, тайну которого сохранили.

Так работает шмират а-лашон.

Вы видите еврея, совершающего неверный поступок. Это испытание, которому подвергает вас Творец, потому что в таких ситуациях лашон а-ра так и рвется с языка. Но Всевышний просит, чтобы вы сохранили это в тайне и никому не рассказывали о плохом поступке, которому были свидетелем. С помощью законов лашон а-ра Создатель наставляет вас: «Пожалуйста, не сообщай о том, что видел».

Всевышний, несомненно, знает, что произошло, Он видит дела каждого. А раз и вы об этом знаете, вы, словно, делите с Ним секрет об одном из Его сынов. Как любящий отец, Творец не хочет, чтобы кто-то унижал Его ребенка. Законы о правильной

1 Тана девей Элияу - сборник поучений, открытых пророком Элияу талмудическому мудрецу р. Анану. В нем немало благословений еврейскому народу, призванных пробудить к нему милосердие Творца.

речи - Его просьба к вам не разглашать эту информацию, не дискредитировать Его детей. И когда вы из верности Творцу выбираете молчание, хотя рассказ о событии, возможно, доставил бы вам удовольствие и принес удовлетворение, вы этим усиливаете и углубляете свою связь с Ним. Так действует шмират а-лашон.

Всеобъемлющее благословение

Все детали награды за контроль над речью глубоко проанализировали наши мудрецы. Они объясняют, что человек, соблюдающий законы чистоты речи, не только реализует себя как еврея, но и приобретает уникальную возможность привлечь благословение в свою жизнь и принести благо в мир. Что же это за благо?

Ищи мира и добивайся его (Геилим, 34:15)

Мир и покой нужен каждому человеку. Мир - это гармония в доме, дружная семья, теплые отношения с друзьями и коллегами, душевный покой, миролюбивое сердце. Мудрецы говорят, что мир - это полное, абсолютное благословение, в которое входят все остальные. Ничто не целостно и не завершено, если этому не сопутствует мир. Поэтому просьбой о мире завершаются и ежедневная молитва Шмонэ эсре, и благословение после еды Биркат амазон, и Кадиш.

Законы шмират а-лашон - средства, данные нам Творцом для достижения мира в отношениях с людьми. Выбирая этот путь общения, еврей выбирает мир. В его взгляде на окружающих нет отрицания, значит вокруг него меньше раздоров, а внутри него -больше спокойствия. Умиротворение и удовлетворенность воцаряются в его сердце.

Слово творит добро

Шмират а-лашон, как средство сделать жизнь мирной и гармоничной, исключительно эффективен, но как способ творить добро он открывает вообще безграничные возможности. Ежедневно люди произносят тысячи слов, и каждое из них может творить добро - делать хесед. Если человек говорит в семье, с друзьями и даже незнакомыми людьми мягко и внимательно, его слова становятся проводниками удивительной позитивной силы. Добрые слова способны избавлять от чувства одиночества, возвращать уверенность в себе, ободрять, наставлять и советовать.

Просто здороваясь, можно вызвать у человека чувство, что его помнят и ему искренне симпатизируют. Просьба что-то сделать, обращенная к ребенку, супругу или коллеге, словами и тоном может показать человеку, что он нужен и его ценят. Если необходимо кого-то упрекнуть, слова могут выразить любовь и заботу о его благополучии. А когда говорят с тем, кто в этот момент переживает трудности, слова могут дать ему почувствовать, что его понимают и поддерживают.

Чтобы слова приносили в мир благо, надо не только воздерживаться от лашон а-ра, но и говорить лашон тов (хорошие слова, за которыми стоят добрые намерения). Лашон тов - это форма хесед, такая же чистая и простая, как мицва навестить больного, накормить голодного, дать приют бедняку. Лашон тов - средство подражать доброте и состраданию Творца.

Эта форма хесед практически ничем не ограничена. Она не требует ни денег, ни особого времени. Это доброе дело можно делать почти при любом разговоре, каждый день жизни. Просто выбирая слова и следя за интонацией, помня о душевном состоянии и нуждах собеседника, человек может сделать безмерно много добра в мире.

Кто сострадает другим, тому обеспечено сострадание Небес (Шабат, 1516).

Наши мудрецы учат, что сочувствие, которое человек проявляет в суждениях о других и в благосклонной речи, пробуждает к нему сострадание Небес. Хафец Хаим указывает на шмират а-лашон как на ключ к милосердию Творца и рекомендует особо сосредоточиться на этой мицве в преддверии Рош-а-шана.

Всевышний желает открыть для людей Свои сокровищницы безграничного блага. Сострадая и сочувствуя ближнему, произнося слова с доброй целью, люди дают возможность Творцу излить поток блага в их жизнь. Шмират а-лашон открывает врата Небес молитвам человека и позволяет проявиться заботе Всевышнего о Своем любимом народе.

Каждое наше усилие по изучению законов шмират а-лашон, пониманию этой заповеди и соблюдению ее на практике пробуждает источники сострадания Творца. Правильная речь -бесконечный резерв заслуг, которые дарят нам здоровую, счастливую и мирную жизнь.