Выслушивание сплетен (дни 159-165)
Выслушивание сплетен (дни 159-165)
День 159. Запрет слушать сплетни
10 швата - 11 элула
"Сефер Хафец хаим"
Запрет слушать сплетни
Как и с лашон а-ра, правила предписывают всеми силами избегать тех, кто занимается рехилут. Слушать, как один человек плохо поступил по отношению к другому, согласно Хафец Хаиму, значит нарушить запрет ло тиса тема шав - «не разноси ложного слуха» (Шмот, 23:1). Слушать сплетни так же недопустимо, как и сплетничать.
"Сефер Шмират а-лашон"
Вся суть человека
Каждая мицва создает особую духовность, что важно для блага души.
В целом надо стремиться исполнять все мицвот, как связанные с отношениями между человеком и Творцом, так и с отношениями между людьми, потому что каждая из них - выражение Его Воли. Тора говорит: «Сосредоточьте ваше внимание на всех словах... которые вы заповедуете (и) своим детям, чтобы строго исполнять все слова этого учения. Ибо это не пустое слово для вас, а ваша жизнь...» (Дварим, 32:46-47) - не думайте, что хоть одна заповедь вас не касается, и она лишь для тех, кто ищет особого совершенства. Ибо это ваша жизнь. Как нет в теле липших органов, каждый из них выполняет важную функцию, нарушение которой мучительно для всего тела, так и каждая заповедь, когда ее исполняют, создает особую духовность, жизненно важную для благополучия всей души.
Закончим книгой Коэлет (12:13): «Вот итог всему: бойся Б־га и исполняй Его заповеди, ибо в этом - вся [суть] человека». Чтобы быть адам а-шалем, духовно совершенным человеком, надо бояться Б-га - с трепетом пред Ним удаляться от того, что запрещает Тора, и исполнять Его позитивные заповеди. В этом вся суть человека.
День 160. Тема сплетни
11 швата - 12 элула
"Сефер Хафец хаим"
Тема сплетни
Запрещено слушать сплетни о поступках других людей, и особенно - о чьих-то дурных поступках по отношению к самому слушателю. (Ситуация, когда знать об этом - конструктивно важно для слушателя, рассматривается далее.) Нельзя выслушивать пересказ чьих-то негативных отзывов о членах семьи или о друзьях слушателя. В таком пересказе обычно отсутствует какое бы то ни было конструктивное намерение, и он не вызывает ничего, кроме неприязни к человеку, чьи слова сплетник передает.
"Сефер Шмират а-лашон"
Две скрижали
Чтобы свиток Торы был кашерным и святым, в нем должны быть все буквы в безупречном состоянии. Несовершенство хоть одной может сделать его непригодным. И еврей считается верующим и заслуживает удела в Будущем мире, только если верит, что каждая буква Торы дана Творцом, Если же, не дай Б-г, отрицает подлинность хоть одной буквы Торы, как бы отрицает ее всю.
Все мы мааминим бней мааминим - верующие, дети верующих. Мы верим, что каждая буква Торы получена Моше на Синае от Творца мира. Как же можно к какой-то заповеди относиться без должного уважения? Это не свидетельствует о ложной вере, но, скорее, о привычном нарушении заповеди, которое приводит к тому, что запрещенное начинает казаться разрешенным: «Когда человек нарушает заповедь и повторяет нарушение, это становится для него как разрешенное» (Кидушин, 40б).
Тора учит: «Он дал Моше две Скрижали Свидетельства» (Шмот, 31:18). В слове лухот (скрижали) опущена буква «вав», так что его можно прочесть в единственном числе - скрижаль. Раши (цитируя мидраш Танхума) комментирует это как указание на полную идентичность размера скрижалей, которые поэтому могли показаться одним целым.
Но на первой были высечены заповеди об отношениях между человеком и Творцом, а на второй - об отношениях между людьми. Однако скрижали были сделаны одинаковыми, чтобы показать, что каждая мицва жизненно важна и что единство их духовного света порождает духовное совершенство человека.
День 161. Игнорировать и порицать
12 швата -13 элула
"Сефер Хафец хаим"
Игнорировать и порицать
Рехилут, как и лашон а-ра, запрещено слушать даже из уст родителей, братьев, сестер и супругов. Семейные узы не оправдывают распространение информации, пробуждающей отрицательные чувства к ближнему.
Требуется не только держаться подальше от сплетен, но и упрекнуть рассказчика за нарушение заповеди Торы. Разумеется, если мы предполагаем, что замечание не вызовет противоположную реакцию и еще более активное продолжение сплетни.
Если работодатель или коллеги по работе склонны к рехилуту, их разговоры надо игнорировать. Но порицать их, если это грозит потерей работы, не надо: исполнять позитивную заповедь, например, увещевать и порицать нарушителя, не обязательно, если она связана с серьезным финансовым риском. Однако в какой-то момент надо попытаться выразить свое отношение к сплетням, чтобы не оказаться виноватым в лицемерии (хануфа - букв, лесть).
Во всех ситуациях слушатель должен сделать все, что может, чтобы прекратить сплетни, причем лучше всего тактично сменить тему разговора.
"Сефер Шмират а-лашон"
Постоянная устремленность
Стремление к духовному совершенству должно быть постоянным.
Очень важно избавиться от самонадеянности в отношении к заповедям, от уверенности, что в каких-то областях вы безупречны. Ибо именно это, прежде всего, определяет, будет ли человек исполнять свои обязанности по отношению к Творцу и людям.
Гилель говорил: «Если не я для себя, кто за меня? А если я только для себя, что я? И если не сейчас, когда?» (Авот, 1:14). Эти слова формулируют жизненную позицию, которая необходима для служения Творцу и для реализации нашего предназначения в жизни. И эти слова требуют от нас повседневной и полной отдачи сил исполнению заповедей.
Если человек владеет фабрикой, он может зарабатывать на жизнь и кормить семью, бывая на предприятии лишь время от времени и положившись в остальном на своих работников.
Специалист высокого класса может работать один день в неделю, и его заработка хватит семье на семь дней.
Торговец может продавать товар, выходящий на рынок лишь несколько раз в году.
Но на службе Творцу нет вариантов. Мы обязаны исполнять свои обязанности каждый день без исключения.
День 162. В обществе
13 швата -14 элула
"Сефер Хафец хаим"
В обществе
Тора требует от еврея порицать ближнего, когда он грешит (Ваикра, 19:17). Комментируя слова, в которых Тора формулирует это требование, мудрецы делают вывод, что делать это надо так, чтобы не унизить нарушителя закона.
Таким образом, если человек рассказывает сплетню на людях, предпочтительно тактично сменить тему разговора, а упрекнуть рассказчика следует позднее, с глазу на глаз. Открыто протестовать против продолжения сплетни, ставя рассказчика в неловкое положение, можно только в том случае, если нет иной возможности прекратить его монолог.
"Сефер Шмират а-лашон"
Свет и удовлетворение
Духовный свет и душевное удовлетворение нельзя купить - они достигаются только трудом и целеустремленностью.
«Гилель говорил: Если не я для себя, кто за меня?» (Авот, 1:14).
Духовный мир, как мы уже сказали, - не бизнес, где человек может нанять работника, который выполнит работу за него. Под словом «себя» Гилель подразумевает душу, которую питают только собственные усилия человека, вложенные в изучение Торы и выполнение заповедей. Мудрец имеет в виду: «Если я не приложу усилий ради моей души, кто принесет ей свет и удовлетворение?» Есть вещи, которых не купишь, - их можно обрести только своим трудом.
Гилель разъясняет, что в сфере духа человек не может одним разом «заработать», а потом ничего не делать. Мишна учит: «День короток, а работа велика» (Авот, 2:20). Поэтому он говорит: «А если я только для себя, что я?» Если я каждое мгновение хлопочу лишь о себе, лишь о собственной душе, могу ли я быть уверен, что сделал все необходимое, чтобы заработать вечную жизнь в Будущем мире?
Талмуд рассказывает, что мудрец Мар Уква просматривал перед смертью свои записи о пожертвованиях, которые давал (а были они немалые), и сказал: «Путь далек, а провизии мало» Ктубот, 67б).
Поэтому мудрый человек будет стараться каждое мгновение посвятить служению Творцу.
День 163. Когда сплетника невозможно остановить
14 швата - 15 элула
"Сефер Хафец хаим"
Выслушивание сплетен Когда сплетника невозможно остановить
Если человек очутился в компании сплетников и остановить их не может, он должен уйти. А не может уйти физически, пусть хотя бы не обращает внимания на их слова и выразит лицом неодобрение такого рода разговорам.
"Сефер Шмират а-лашон"
Не тратить времени
Не надо утешать себя тем, что и немного Торы и немного мицвот - тоже достаточно.
Учение Гилеля, выраженное вопросом «А если я только для себя, что я?», сказанным выше не исчерпывается.
Рядовому, обычному человеку достаточно посчитать, чтобы увидеть, как мало времени в течение дня он реально посвящает духовной работе. Почему же он позволяет драгоценным минутам ускользать, не используя их для изучения Торы и выполнения заповедей, для достижения вечности?
Если человек работает, чтобы обеспечить нужды жены и детей, заплатить за их обучение Торе, его усилия принесут большие плоды. Он получит награду не только за время собственной учебы, но и за добывание средств, потому что все его силы направлены на одно - на исполнение воли Творца.
Но совсем другое дело, если он стремится к излишествам, высокому уровню жизни, украшению дома, дорогой одежде и тому подобному. Такой человек, если смотреть глубоко, трудится уже не для себя, не для блага своей души. Так чьи желания он стремится удовлетворить, если не своего йецер а-ра? Что пользы его душе от всех этих хлопот? То же можно сказать о людях, которые трудятся до старости, чтобы оставить приличное наследство своим близким. Такое усилие не на благо душе.
Гилель наставляет нас мудро расходовать время своей жизни, чтобы оно не текло сквозь пальцы. Не надо успокаивать себя тем, что в этой жизни достаточно лишь немного учить Тору и время от времени выполнять мицвот.
День 164. Избегать сплетника
15 швата - 16 элула
"Сефер Хафец хаим"
Выслушивание сплетен Избегать сплетника
К несчастью, есть люди, которые сплетничают постоянно, возможно, от безделья и потребности в социальной активности.
Если вы чувствуете, что не в силах помочь такому человеку измениться, надо избегать его общества, а если контакт с ним вынужден обстоятельствами, сведите его к минимуму.
Следует избегать также тематики, ведущей к сплетням. Самое правильное - это научиться переводить разговор подальше от таких тем, чтобы уберечь себя и всех присутствующих от рехилут.
"Сефер Шмират а-лашон"
Базарный день
С духовной точки зрения этот мир - ярмарка, и каждый день - «базарный день».
У торговца, который работает только во время сезонных распродаж, много свободного времени, пока рынок закрыт. Но когда сезон начинается, разве он может уйти в отпуск? Конечно, нет. Он должен работать, чтобы прокормить семью.
С духовной точки зрения, этот мир - ярмарка, где каждый день - «базарный». В этом мире человек должен заработать награду, свет Будущего мира. Если он ленится учить Тору и выполнять заповеди, позволяет дням пробегать зря, что он возьмет с собой, когда кончатся его дни на земле?
Царь Шломо предупреждает: «Все, что можешь сделать... делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь» (Коэлет, 9:10). Еврей должен служить Творцу всеми силами души, сделать все, что может, потому что впереди его ждет мир воздаяния, где больше ничего не достигнешь. Мудрецы комментируют стих «Соблюдай заповеди... которые я заповедую тебе сегодня исполнять» (Дварим, 7:11) так: «сегодня» - в этой жизни. Эта жизнь - время исполнения заповедей, а главная награда ожидает завтра - в Будущем мире (Авода зара, 4б).
Сколько требуется обрести человеку! Ведь надо запастись заслугами не на месяцы или годы, а на вечность! И не забывайте: вести детей по пути Торы - значит, частично обеспечить себе Будущий мир, это тоже требует большой преданности и заботы. А у кого нет возможности воспитывать своих детей, пусть старается учить других еврейских детей.
Пусть же каждый выполняет свою миссию на земле наилучшим образом. Гилель сказал: «Если не теперь, то когда?»
День 165. Информировать рассказчика
17 швата -18 элула
"Сефер Хафец хаим"
Информировать рассказчика
Того факта, что сообщение важно для слушателя, еще недостаточно, чтобы алаха разрешила слушать рехилут. Надо, чтобы конструктивная цель была и у рассказчика.
Человек, рассказывающий сплетню, не зная, что это важно для его собеседника, виноват в распространении рехилут. Слушатель, дающий ему высказаться в этом случае, нарушает заповедь «не ставь препятствия перед слепым» (Ваикра, 19:14), которая запрещает побуждать еврея к греху. Поэтому он обязан сообщить рассказчику, что эта информация важна для него, и, значит, не является сплетней.
Возможна такая ситуация. Один из собеседников рассказывает другому сплетню, и в это время к ним подходит человек, для которого это важно. Новый слушатель не виноват в побуждении к сплетне, но все-таки должен объяснить, почему слушает, чтобы другие поняли: он не совершает нарушения, а неконструктивное слушание считает грехом.
"Сефер Шмират а-лашон"
Воды Торы
В сфере Торы полчаса плюс полчаса не равны часу.
Благодаря шмират а-лашон человек спасает себя буквально от тысяч грехов. Более того - вместо этих потенциальных грехов он обретает тысячи заслуг.
Представим себе: начав следить за своей речью, человек в среднем в день воздерживается от десяти запрещенных слов, которые иначе бы произнес. За год набирается более трех тысяч. Талмуд учит: «Кто сидит и не совершает греха, тому дается награда, как исполняющему мицву» (Кидушин, 396). И мы помним мидраш, который приводит Виленский гаон, указывая, что награда за воздержание от запрещенных слов превосходит понимание ангелов.
Человек, занимающийся Торой в отведенные для этого часы, благодаря шмират а-лашон не прерывает учения болтовней. Кроме того, он избегает греха битуль Тора, неоправданного отстранения от изучения Торы. Беспричинный перерыв в этих занятиях говорит о недостаточном уважении к этой величайшей мицве, прерывает ход мысли, мешает ее глубине, лишает учебу силы и других достоинств, которыми обладают продолжительные занятия. В сфере Торы полчаса плюс полчаса не равны часу.
Изучение Торы - первое лекарство против нечистоты, вызываемой грехом, включая лашон а-ра. Сифре (к Дварим, 11:22) уподобляет изучение Торы водам миквэ (ритуального бассейна). Как миквэ, в которую погружаются всем телом, очищает всего человека, так и Тора очищает человека, даже если он весь он полон грехов.
Но, как миквэ очищает, только если нет хацица (преград для доступа воды к телу), так и влияние Торы возвышает и очищает человека, только если он полностью погружен в учение.