Тоэлет: различия между лашон а-ра и рехилут (дни 149-153)
Тоэлет: различия между лашон а-ра и рехилут (дни 149-153)
День 149. Особенности рехилут и лашон а-ра
30 швата - 1 элула
"Сефер Хафец хаим"
Особенности рехилут и лашон а-ра
Условия, позволяющие считать, что сообщение представляет собой не рехилут, а полезную информацию, и того же рода условия относительно лашон а-ра очень похожи. Внимательное их изучение показывает, кроме того, что они тесно связаны.
Как мы уже говорили, одно из условий - предотвратить возможный ущерб или месть в результате передачи вашей информации. Поскольку сообщения типа рехилут плохо характеризуют человека, они являются также и лашон а-ра. Поэтому, чтобы рехилут считался ле-тоэлет, необходимо, прежде всего, соблюсти все условия в отношении лашон а-ра.
Но и этого недостаточно. Например, разрешается оповестить о чьих-то плохих поступках, если есть надежда, что в результате человек улучшит свое поведение под влиянием общественного мнения (лашон а-ра ле-тоэлет). Однако запрещено это делать по условиям, связанным с рехилут, которые не допускают оповещение жертвы, если она еще не знает, кто причинил ей ущерб. Зло - возбуждение враждебности к обидчику - перевешивает возможные положительные последствия общественного давления.
"Сефер Шмират а-лашон"
Когда падает твой враг
Радоваться падению врага значит обратить на себя Суд Всевышнего.
Еврей должен быть очень осторожен в отношении к падению или позору врага. Сказано в Писании: «Не радуйся, когда падает твой враг, и когда споткнется, пусть твое сердце не веселится. А то увидит Г-сподь, и не угодно будет это в глазах Его, и Он отвратит Свой гнев от него (на тебя)» (Мишлей, 24:17-18). Радоваться падению врага - направлять на себя гнев Всевышнего.
Этот грех обладает разрушительной силой идолопоклонства. Мудрецы говорят (Мидраш Эйха, 1:21), что во время разрушения первого Храма душа Авраама вошла в руины. «Что делает Мой любимый в Моем доме?» - спросил Творец. Авраам ответил вопросом: «Почему мои потомки изгнаны и рассеяны среди народов мира?» И Творец сказал: «Потому что поклонялись идолам и радовались чужому падению». Всевышний приравнял эти два греха.
Человек должен всегда размышлять о своих духовных ошибках, напоминая себе, что и ему есть чего стыдиться. Лишь заслуги его предков и другие благие факторы, которым не он причиной, побудили милосердного Творца спасти его от позора. При такой точке зрения он будет сочувствовать тем, кто совершил ошибку и расплачивается за нее.
День 150. Информация из вторых рук
1 швата - 2 элула
"Сефер Хафец хаим"
Информация из вторых рук
Мы видели (День 140), что информацию из вторых рук, которая обычно считалась бы рехилут, разрешается передавать с конструктивной целью, если указать, что это слух, а не факт. Там же, где вопрос касается лашон а-ра, информацию из вторых рук во многих случаях передавать запрещено (День 43).
Хафец Хаим объясняет: стремление к положительному результату на основе информации из первых рук оправдано, даже если шансы на успех минимальны. А сообщение из вторых рук правомерно лишь, когда есть почти полная уверенность в успехе.
Это позволяет информировать на основе слухов одну из сторон обо всех проблемах жениха или невесты, которых собираются познакомить, а также партнера по бизнесу (День 83) - потому что к такому сообщению, безусловно, отнесутся очень серьезно. По той же причине можно передать сообщение из вторых рук о возможной угрозе.
Но нельзя рассказывать о чьем-то плохом поведении, чтобы на него оказали социальное давление, и он исправился, или чтобы он не причинил кому-то дальнейший вред, а только в том случае если сам рассказчик был свидетелем такого поведения. Эффективность общественного мнения в этом отношении слишком ограничена, чтобы оправдать распространение негативной информации. Даже если прямо сказать, что она не проверена.
"Сефер Шмират а-лашон"
Растраченное богатство
Духовное богатство можно потерять из-за собственных насмешек, презрения к другим, злословия, клеветы и раздора.
В Мишлей, 13:7 мы читаем: «Иной воображает себя богачом, а на деле у него ничего нет». Чтобы понять это иносказание, представим себе бизнесмена, который удачно вложил деньги в дело, обещающее огромные прибыли. Всем и ему самому кажется, что скоро он будет очень богат. Но спустя время при очередных подсчетах бизнесмен убеждается: потери на некоторых вкладах свели на нет прибыли от остальных вложений. Это - человек, который кажется богатым, а на самом деле у него ничего нет.
Мораль ясна. Человек всю жизнь может трудиться, изучая Тору и исполняя заповеди. А придет в Будущий мир - и выяснится, что все потерял, потому что плохо относился к людям. Все накопленное духовное богатство растрачено насмешками, презрением, злословием, клеветой и раздорами, плодами его уст.
День 151. Точность и оправдание
2 швата - 3 элула
"Сефер Хафец хаим"
Точность и оправдание
Во всех ситуациях, когда лашон а-ра и рехилут говорят с конструктивной целью, требуется, чтобы информация была безупречно точной.
Когда мы не располагаем безусловными сведениями о прегрешении ближнего, Тора, как мы видели, велит нам судить еврея благосклонно (Дни 52-54) и не считать его виновным в грехе, если можно объяснить его поведение иначе. И даже если ясно, что он нарушил закон, следует предположить, что он сделал это по неведению или в особых обстоятельствах.
Но этот аспект требований относится не ко всем случаям.
Хотя Тора настаивает, чтобы мы давали людям «привилегию сомнения», это не надо делать за счет других. Если вы оказались свидетелем того, что один человек вредит или пытается повредить другому, правило точности не требует от вас попытки оправдать мотивы нарушителя, даже если такое поведение для него нетипично. Независимо от мотивов нарушителя нельзя допустить, чтобы это происходило, поэтому можно сказать об этом его жертве.
"Сефер Шмират а-лашон"
Две ошибки
Вместо того чтобы сеять в душе семена духовности, он засеял свое «поле» терном пустых разговоров и бессодержательных занятий.
«Проходил я мимо поля мужа ленивого и мимо виноградника человека безрассудного. И вот, он весь зарос терном, покрылся бурьяном, и обрушилась его каменная ограда. Посмотрел я, обратил внимание, поглядел - получил урок» (Мишлей, 24:30-32).
Здесь рассказывается о двух разных путях, которые заканчиваются ошибкой. «Проходил я мимо поля мужа ленивого» - оставил человек по лени изучение Торы и забыл, что учил. «Виноградника человека безрассудного» - человек по неразумию не заботился об исполнении заповедей, о том, чтобы делать добро, и жалел на это усилия и время.
Первый человек вместо того, чтобы сеять семена духовных достижений, позволил полю зарасти терном пустой болтовни и бессмысленных занятий. А у второго святые слова учения Торы и молитвы, которые он должен был произносить со страстью и трепетом, чтобы они взошли на Небеса как песня молитвы Творцу, стали неразличимыми - покрылись бурьяном духовной нечистоты от злословия.
День 152. Когда общественное порицание не нужно
3 швата - 4 элула
"Сефер Хафец хаим"
Когда порицание не нужно
Иногда, как мы говорили, порицание может принести вред, потому неуместно (День 45, 72, 143). Рассмотрим дополнительные факторы, которые надо учесть, решая, обращаться ли сначала к самому человеку, прежде чем говорить о нем плохо.
Если он систематически нарушает какую-то заповедь и предполагается, что увещевание может вызвать его раскаяние и помочь другим, мы должны его упрекнуть. При этом неправильно делать достоянием гласности нехорошее поведение человека, если можно поговорить с ним и наставить на путь истины. И даже когда понятно, что говорить с ним бесполезно, все равно, прежде чем оповещать о его поступках, нужно попробовать. Иначе люди подумают, что вы разгласили слух о нем из личной вражды, говоря в лицо одно и демонстрируя терпимость, а за спиной - злословя (День 58).
Но если человек уже причинил кому-то ущерб, и оповещением о его действиях ситуацию можно исправить, не бойтесь подозрения в неискренности. Не надо увещевать его с глазу на глаз - разве что есть основания надеяться, что это достигнет цели.
Там, где речь идет о возможном бизнесе или брачных отношениях и некоторые аспекты прошлого одной из сторон могут поставить под сомнение правильность предполагаемых отношений, порицать человека не нужно, потому что это ни на что не влияет. Даже если он сообщит вам, что хочет исправиться, другую сторону все равно необходимо предупредить о том, что он может вернуться к прежнему образу жизни. Но можно попробовать убедить его самого признаться в прошлом, чтобы это уменьшило необходимость вмешательства третьей стороны.
"Сефер Шмират а-лашон"
Изучение Торы в противовес лашон а-ра
Человек по природе своей склонен говорить, воздержание же от разговоров требует усилия.
Сказано в Талмуде (Арахин, 15б): «Р. Ханина бар Ханина сказал: если человек говорил лашон а-ра, как ему исправить грех? Если он ученый Торы, пусть учит Тору, как сказано: Исцеление языка - древо жизни (Мишлей, 15:4). Тора - «древо жизни», как сказано (там же, 3:18): «Древо жизни она для тех, кто держится за нее».
«Смерть и жизнь во власти языка» (там же, 18:21). Злословие может лишить человека вечного сияния Будущего мира. Кто хочет излечить язык от этой ужасной болезни, должен это сделать с помощью древа жизни - Торы. Но пусть будет на страже, чтобы не повторять прошлые грехи.
Пример - человек, которого лечат от пищевого отравления. Мало применять лекарственные средства, нужно еще, чтобы он и впредь не ел вредную пищу.
Талмуд далее разъясняет, что погружение в изучение Торы - превентивная мера против лашон а-ра. Как говорит Писание: «Человек рожден для труда» (Иов, 5:7). Гемара (Санедрин, 99б) связывает «труд» с речью, особенно при изучении Торы. Талмуд учит нас: язык человека принципиально отличается от других органов тела. Чтобы работать ими, нужно тратить энергию. И, если человек ленив, он не станет их особенно напрягать. С языком дело обстоит по-другому. Тут усилие требуется, чтобы не пользоваться им. Человеку не надо преодолевать лень, чтобы вести разговоры. Наоборот, его тянет поговорить, а вот чтобы воздержаться от этого, требуется усилие. Поэтому мудрецы относят слова «человек рожден для труда» к речи.
Ради трудов над Торой рожден человек. Но он может выбирать, что говорить. Если не использует своей естественной склонности к речи для изучения Торы, станет говорить на другие темы и нарушит законы запрещенной речи.
День 153. Преувеличения
4 швата - 5 элула
"Сефер Хафец хаим"
Преувеличения
Казалось бы, клевету нельзя оправдать, даже имей она конструктивную цель, и здесь нет исключений. Но Хафец Хаим считает, что если конструктивного результата нельзя достичь без преувеличения, оно допустимо. Он приводит пример: два мальчика дружат, и один плохо влияет на другого. Когда жертву нельзя убедить прервать эти отношения, не преувеличив пороки его товарища, это разрешается сделать.
Однако условия этого исключения чрезвычайно тонки. В таких случаях следует советоваться с признанным знатоком алахи.
"Сефер Шмират а-лашон"
Святость к святости
Если человек освящает себя немного, Свыше его освящают намного больше.
«...не оскверняйте себя ими, чтобы вы не осквернились. Ибо Я Г-сподь, твой Б-г - вы должны освящать себя, и будьте святыми, ибо Я свят» (Ваикра, 11:43-44).
Комментируя слова Торы, мудрецы говорят:
Если человек оскверняет себя немного - они его оскверняют очень сильно; если он [оскверняет] себя внизу, его оскверняют наверху; если он - в этом мире, его оскверняют в Будущем мире. (И наоборот), если человек освящает себя немного, они его освящают очень сильно; если он себя внизу, его освящают наверху; если он в этом мире, его освящают в Будущем мире (Йома, 39а).
В «Зоаре» сказано: когда человек говорит то, что запрещено, руах а-тума, «дух нечистоты», проявляется в его словах. Духовные силы разрушения подхватывают этот дух нечистоты и оскверняют им слова Торы и молитвы, которые человек произносит. Так, если человек оскверняет себя немного - они (силы разрушения) оскверняют его очень сильно.
И наоборот. Творец, доброта которого безгранична, хочет возвысить нас дополнительной кдушей, святостью. Он как будто призывает каждого еврея: «Открой Мне вход с игольное ушко, и Я открою тебе вход как в огромный зал» (Шир аширим раба, 5:3). Когда еврей преодолевает свои плохие наклонности и исполняет волю Творца, дух святости нисходит на его душу: если человек освящает себя немного, они (силы святости) освящают его очень сильно.