Бейт кнессет-синагога-нимаз (Обычаи и традиции)

Бейт кнессет-синагога-нимаз (Обычаи и традиции)

В давние времена при застройке еврейского поселения или квартала сначала строили синагогу, нимаз, а потом, вокруг, жилые дома.

Первые синагоги на Кавказе были семейные, одна семья насчитывала от 70 до 120 человек - мужчин, женщин и детей.

Это были небольшие деревянные постройки. Потом евреи, объединявшиеся по месту исхода, стали строить здания из самана, обожжённого кирпича и камня для большего числа молящихся.

К настоящему времени в некоторых азербайджанских, татских и лезгинских сёлах в Азербайджане и в Дагестане сохранились здания бывших еврейских синагог. Их переоборудовали под мусульманские мечети.

В конце 19-го века стали строить большие общинные синагоги из обожённого кирпича. Архитектура их имеет общий для всего Кавказа восточный стиль.

Во дворе отделяли особые участки, один для общественных нужд, в другом резали птицу. Согласно традиции горско-еврейская синагога, нимаз, имела двенадцать окон и два входа. В западной стене была особая ниша, где располагался арон hа-кодеш со свитками Торы.

Даже днём перед молитвой справа и слева зажигали свечи. В стенах устраивали ниши для книг.

Перед арон hа-кодеш для чтения Торы устанавливали возвышение, «бима», с шестью ступенями.

Полы устилали коврами, которые тщательно чистили перед праздником Песах. Но они и так оставались чистыми, потому что обувь снимали у входа. Входить в нимаз в обуви традиция горских евреев запрещает.

В старые времена сидели на полу, но потом стали устанавливать деревянные скамейки.

В синагоге около бимы устанавливали купот цедака, на горско-еврейском языке - «содоко». Одна, для бедных общины. Одна, для иешив и для бедных в Ирушалаиме. И ещё одна - «содоко-шакалим», в которую бросали мелкие деньги с первого дня месяца Адар.

Каждая семья имела свои места, которые передавались по наследству. Авелим, находившиеся в трауре до тридцати дней, сидели в особом ряду. После тридцати дней меняли место.

Каждая синагога имела как минимум двух шамашей, которые должны были зажигать светильники, готовить к молитве книги, свиток Торы, места для молящихся и созывать евреев для чтения сэлихот в месяце Элул.

Часто шамаши были большими праведниками и мудрецами Торы, обладали красивым голосом и вели молитву. Они также были обязаны помогать скорбящим в устройстве похорон и в приготовлении поминальной трапезы.

До советского периода на Кавказе строили большие синагоги, чтобы было достаточно места для всей общины. Синагоги имели большую святость в глазах горских евреев и все охотно участвовали в их содержании.