Семья (Обычаи и традиции)

Семья (Обычаи и традиции)

Известно, что благополучие всего нашего народа зависит от благополучия каждой семьи. Традиция создания семьи требовала от жениха и невесты соблюдения ограничений и правил, которые навечно связывали их узами брака.

Обычаи и обряды цементируют крепость еврейского народа, подтверждают его вечность. Их следует сохранять.

Историки и этнографы осуждают ранние браки среди горских евреев, хотя этот обычай позволил евреям выжить, когда эпидемии и физическое преследование не оставляли надежды на будущее.

Девочек сватали в возрасте 13-14 лет. Даже, если они ещё не были готовы к супружеской жизни, им давали время к физиологическому и духовному созреванию в период между сватовством и браком. Период этот мог продолжаться и год, и два, и несколько лет.

В то же время женихи лет на десять были старше своих невест. И были готовы к самостоятельной жизни и к продолжению рода. Бывали исключения, когда из-за особых обстоятельств женили мальчиков в 14-15 лет.

Обряд сватовства устраняет вероятность случайной связи. Учитывают происхождение невесты и жениха, родственные связи, социальное положение, душевные и физические достоинства и совместимость.

В таком случае, даже если между женихом и невестой не было личной договоренности, а лишь исполнение желания родителей, они достаточно знали друг о друге и могли дать согласие или отказаться.

Родственники жениха и родственники невесты составляли договор, на иврите - тнай (этот обряд горские евреи называют тоной) и назначали день свадьбы.

Отец невесты называл сумму, которую следует внести за невесту (калым). Деньги шли на приобретение приданого невесты и на её предсвадебные расходы.

Определяли участие каждой стороны, жениха и невесты, в будущем свадебном обряде. Дарили подарки невесте, жениху и всем участникам торжества.

После сватовства родители невесты приглашали жениха и его друзей на праздничное угощение. Теперь он мог посещать дом своей невесты.

К субботе и к праздникам жених посылал невесте продукты для праздничного стола, дарил подарки родителям, братьям и сёстрам. От невесты тоже несли подарки в дом жениха.

За несколько дней до свадьбы родители невесты накрывали стол и приглашали родственников жениха и своих родственников описывать приданое невесты. Показывали гостям каждую вещь, и рабби записывал на особых листах название и количество вещей, в том числе и личных украшений невесты. Запись скреплялась подписью рабби и двух свидетелей, один со стороны жениха, другой со стороны невесты. На следующий день вещи везли в дом жениха и готовили комнаты к приходу невесты.

Свадьба начиналась одновременно в двух домах, в доме жениха и в доме невесты. В первый вечер родители жениха накрывали столы для своих родственников, а родители невесты для своих родственников и друзей.

На следующий день жених и невеста постились с рассвета до вечера и совершали ритуальное омовение, как на Йом Кипур. В старые времена жених купался в речке или в море, а невесту обязательно водили в микву. Невеста, не прошедшая воды миквы запрещена жениху.

Хупу, бархатный балдахин на четырёх столбах, устнавливали во дворе дома невесты в конце дня, до наступления темноты. Жених шёл за невестой в сопровождении родственников и друзей. Несли подносы с угощением и подарками, выкупать невесту. Горели свечи, плакала зурна, и били барабаны. Когда жених в талите становился под хупу, женщины приводили невесту.

Рабби читал кэтубу, обязательство жениха перед невестой, и проводил обряд кидушин, посвящения, и несуин, бракосочетания. Жених накидывал невесте на голову платок, в память о разрушенном Ирушалаиме разбивал стакан, и под музыку и со свечами вёл её в свой дом.

Невесту в дом жениха заводили её брат и близкая подруга. Невесту и жениха осыпали конфетами и рисом. У входа их встречала мать жениха. Перед тем, как посадить невесту на отведённое для неё место, она выводила её на танец. С невестой танцевали и другие родственники, сначала по очереди, потом все вместе. Во время танца они вкладывали в руки невесты деньги, которые будут нужны молодожёнам в первые дни совместной жизни.

Немного времени посидев за столом, жених и невеста ели в первый раз за весь день, а потом уходили в комнату, отведённую для их уединения. К столу возвращался только жених. О благополучном исходе свидетельствовали две женщины, которые прятались в тёмной комнате, или же жених сам выносил платок свидетельства. Друзья хватали платок и мчались к его родителям, получить взамен приличный выкуп. Свадьба с музыкой и танцами продолжалась до утра.

И вы будете благословенны для мирной и счастливой жизни в отстроенном Ирушалаиме. Амен.