Наставники и учителя

Наставники и учителя

Десятки племён и народов Кавказа могли бы жить в мире, если бы не фанатики ислама и креста, жаждавшие крови. И те и другие уничтожали селе-ния и города, убивали не только иноверцев, но и подобных себе.

Святого рабби, которого любили и почитали евреи и неевреи, знатные люди и крестьяне, рабби Исроиля убили соседи мусульмане, проклятые за это своими сородичами.

После рабби Исроиля наставником и учителем горских евреев стал рабби Элиягу бен рабби Мишаэль (1781 - 1848г.г.). Ему было 23 года, когда умер ХИДА, рабби Хаим Иосеф Давид Азулай, один из великих еврейских мудрецов. Рабби Элиягу учился у него в Ирушалаиме, потом учился в Багдаде и, вернувшись домой, во всех общинах горских евреев установил седер тэфилот ХИДА.

Рабби Элиягу стал первым главным раввином горских евреев. Его авторитет признали все раввины и все горско-еврейские общины Кавказа. Он организовал в еврейских посёлках школы и бейт-мидраши. По свидетельству И. Черного, только маленькая еврейская колония Нальчика имела в то время три школы.

И. Анисимов приводит такие данные:

«У горских евреев на 59,86 д. (почти на 60 семей) приходится одно училище. У неевреев Кавказа одно училище на 154,3 д. (более чем на 154 семьи)».

А в России тех лет, где было множество известных писателей и учёных, по свидетельству историков Буганова В.И. и Зырянова П.И., одна школа приходилась на 386 семей.

У рабби Элиягу учился и впоследствии стал духовным наставником евреев Кавказа рабби Ицхак бен рабби Яаков.

Рабби Ицхак родился в 5555 году (1795 г.н.э.). В возрасте 27 лет женился на дочери рабби Нисана и отправился завершать образование в иешиву Белой Церкви.

Через тринадцать лет вернулся в Дербент и купил дом, в котором открыл Центр Торы, где вёл учёбу по системе восточноевропейских евреев, занимался с одарёнными юношами и давал им смиху шохета, моэля и рава.

В 5605 году (1845 г.) он был избран «даяном», (судьёй в раввинском суде) а после смерти рабби Элиягу рабби Ицхак стал главным раввином Кавказа.

В те годы русские войска захватили Кавказ и вели жестокую войну с местными племенами, с Персией и Турцией.

Евреи очень страдали от этой войны. Раввин должен был быть защитником своего народа, дипломатом, чтобы отводить постоянную угрозу уничтожения и грабежей евреев мусульманами. Рабби Ицхак надеялся, что русская армия установит на Кавказе порядок и евреи получат защиту от беспредела и беззакония. За активную поддержку России в 1860 году он получил от царского наместника на Кавказе серебряную медаль и особую грамоту.

В 1868 году рабби Ицхак оставил вместо себя своего сына рабби Яакова (Яангиля) и посвятил последние годы жизни углублённому изучению Торы.

Он умер 11 сивана 5637 года (1877 г.), тысячи евреев оплакивали его и похоронили на еврейском кладбище Дербента. Благословенна память праведника!

Рабби Яаков бар Ицхак, автор книги «Элокей Ицхак», стал после отца духовным руководителем всех горских евреев на Кавказе и в Эрец Исраэль.

Его биография сходна с биографией рабби Иосефа Хаима, который больше известен как Бен Иш Хай. Они были современниками их интересы, их деятельность и судьба во многом совпали

Отец рабби Иосефа Хаима, рабби Элиягу, был главным раввином Багдада. Как Иосеф, так и Яаков, учились у своих отцов. В раннем возрасте они проявили гениальные способности в изучении Торы и заслужили уважение и почёт в своих общинах.

Рабби Яаков Ицхаки родился в 5606 году (1846 г.), в 22 года был признан главным даяном, и главным раввином Дагестана. Он много ездил, добирался до самых отдалённых еврейских поселений на Кавказе, обучал ивриту и алахе и сам изучал местные обычаи, народные сказания и песни.

В месяце Тевет 5636 года (1876 г.) рабби Яаков Ицхаки прибыл в Ирушалаим.

Его встречали Ихиель Пинес, рав Салант и другие еврейские мудрецы. Он учил с ними священную книгу «Зоар» и молился у Котеля. «Я готов стоять и плакать здесь без еды до шаббата», ־ признался он рабби Ицхаку бен Цви, который сопровождал его в путешествии по Эрец Исраэль.

Через 11 лет рабби Яаков Ицхаки вновь прибыл в Эрец Исраэль, чтобы поддержать общину дагестанских евреев. Он организовал помощь евреев разных стран евреям Персии, когда им угрожала голодная смерть.

Как и отец, рабби Ицхаки искал пути к мирному решению национальных проблем на Кавказе. От имени «Общества помощи дербентским беднякам» заходил в дома бедных мусульман, давал им деньги и еду.

Евреи Кавказа любили его, мусульмане и русские уважали. В 1907 году он стал членом Комиссии по выборам в Государственную Думу России.

Но ни почёт, ни благополучная жизнь не удержали его от давнего стремления совершить алию. В 5667 году (1907 г.) он вместе со своей семьёй поселился в Иерусалиме, недалеко от горско-еврейской синагоги, в Шхунат hа-бухарим, квартале, построенном бухарскими евреями.

Здесь он стал равом общины, давал уроки и писал книгу, он назвал её «Оhалей Яаков».

Книга состояла из трёх частей.

Первая часть - «Оhель hа-эдут», сборник молитв на Рош hа-Шана и на Иом Кипур. Вторая часть - «Оhель моэд», сборник молитв на три праздника, Песах, Шавуот и Суккот. И третья часть - «Оhель бат Цион», молитвы и песни на посты и траурные дни.

В 5668 году (1908 г.) в Иерушалаиме напечатали Первую часть в двух томах, включающую, помимо основных молитв, также «слихот», молитвы о прощении. Но остальные книги до сегодняшнего дня остались в рукописях и судьба их неизвестна.

Рабби Яаков Ицхаки умер в 5877 году и похоронен 21 Сивана на Масличной горе (1917 г.). Благословенна память праведника!