Суруни

Суруни

Когда мы поднимаемся в шаббат к Торе, нередко, после благословений читаем поминальную молитву, ашкаву, для умерших и погибших родственников.

Но один раз в году, в день Суруни, наше личное горе выливается в великий народный плач.

Было это в Варташене, в 5570 году от сотворения мира. Рабби Авраам на всю ночь остался в большой каменной синагоге, он молился, плакал и читал Теилим. Мусульмане обвинили евреев в ритуальном убийстве ребёнка из аула Ханабади. Под пытками три еврея из Карабаддира оговорили себя и ещё тридцать евреев Варташена. Их тоже мучали, резали ножами, а потом убили.

-    Кольцо ненависти сжимается, утром из Нухи придут солдаты хана Исмаила. Где нам искать защиту и милосердие? Только у Всесильного, благословен Он.

Рабби ещё помнил улици Тебриза и слепую ненависть мусульманских фанатиков, заставлявших евреев принять ислам.

-    Перебрались в Нуху, думали здесь, в этом благодатном крае люди не будут такими злыми, не оправдались наши надежды. Вой-ва-вой!

Рабби Авраам сел на пол у порога, под мезузой, и прикрыл глаза. Пришёл пророк Элиягу и сел рядом.

Спросил рабби у пророка:

-    Евреи дважды оказались в изгнании, когда Первый Храм был разрушен и когда Второй. Первое изгнание было временным, но почему второму изгнанию и нашим страданиям не видно конца?

Ответил ему:

-    Сын мой, несмотря на то, что во время Первого Храма евреи становились идолопоклонниками, они любили и уважали друг друга, были милосердны друг к другу и соблюдали еврейские традиции.

Творец, Благословенный, видел, что народу следует дать какое-то время для искупления и исправления вины. Но потом, во время Второго Храма, беспричинная ненависть и зависть вызвали Его гнев и Он, Благословенный, разделил еврейский народ и разбросал среди других народов.

Все последующие поколения будут страдать, пока не искупят и не исправят вину отцов, и пока не обратится к Нему весь народ в единой молитве.

Скажу я тебе пророчество Михи:

«И будет в конце дней: гора дома Б-га упрочена будет во главе гор и возвысится над холмами, и стекутся к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: идите, взойдём на гору Господа и к дому Б-га Яакова и Он научит нас Своим путям, пойдём Его дорогами, ибо из Циона выйдет Тора и слово Господа - из Ирушалаима.

И будет Он вершить суд между многими народами, и рассудит все племена, и перекуют они свои мечи на орудия для пахоты, а копья на садовые ножницы.

Не поднимет народ на народ меч, и не будут больше они учиться войне».

Утром джигиты хана Исмаила и мусульмане из Варташена ворвались в еврейский квартал и устроили погром. Убили Ильчина, жившего напротив большой синагоги, и осквернили его семью. А рабби Авраама связали верёвками и повели в Нуху.

Хан велел рабби Аврааму принять ислам самому и обратить всю еврейскую общину Варташена. «Нет, - ответил рабби, - умрём, но не испачкаем себя!»

Хан дал знак, и слуга вонзил кинжал в живот рабби Авраама, а потом за ноги выволок за городские ворота.

На следующий день пришли евреи Варташена внесли в казну хана выкуп и похоронили своего рабби на еврейском кладбище.

После рабби Авраама главой общины стал рабби Моше Узеиров. Он ходил по домам, помогал нуждающимся евреям общины и собирал деньги для евреев Эрец Исраэль. Рабби Моше построил в Варташене новую синагогу и открыл иешиву.

Один из его учеников, Шалом бен Иеhуда Якубов (5653-5747), в юном возрасте проявил уникальные способности в Торе и со временем был избран раввином общины.

Все времена для евреев тяжёлые, но был период особенно жестокий. Власть на Кавказе переходила от мародёров Персии, к местным мародёрам, или же к турецким или российским, а после гражданской войны начался коммунистичекий террор.

Вся жизнь рабби Моше была «ле шем шамаим», во имя небес. И всю жизнь он мечтал об Ирушалаиме. Что не удалось ему, сделал его сын, Давид. В 1952 году он совершил алию и поселился в городе Петах Тиква.