Нэдарим (Обычаи и традиции)
Нэдарим (Обычаи и традиции)
Человеку свойственно давать обещания и клятвы, но не всегда есть возможность их исполнить. Учит hалаха (Шулхан Арух «Йорэ Деа» 203): «Не привыкай давать обещания, недарим. Каждый, дающий недэр, даже если исполняет его, называется злодеем».
Когда произносим слова обещания или клятвы, вызываем на себя силы противодействия (Зоар, «Бэмидбар» 65). Многие великие праведники терпели поражение в такой битве.
Неисполненное обещание, недэр; или клятва, шевуа, свидетельствуют против человека в День Суда.
Многие несчастные случаи, травмы и болезни - результат неисполненных обещаний и клятв.
Недэр мальчика с 13 лет и одного дня и девочки с 12 лет имеет полную силу. Однако отец может в течение дня отменить недэр, данный дочерью, даже взрослой, живущей в его доме. Услышал и промолчал - обязаны исполнить, отменил - Ашем простит. Обещания маленьких детей не имеют силы, тем не менее, следует приучать их воздерживаться от этого.
Муж в течение дня может отменить недэр жены.
Недэр, который мы дали необдуманно или по ошибке, может отменить бет-дин, еврейский суд из трёх человек.
Также и клятвы нередко оборачиваются против того, кто клялся. Нельзя клясться Именем Творца, именем отца, матери, других близких людей, кто нам дорог, если мы не хотим принести им несчастье.
Пожертвование (тэрума и цэдака) следует давать без обещания.
Но иногда недэр помогает нам избавиться от опасности и беды. В традиции горских евреев давать недэр на пожертвование в случае избавления от тяжёлой болезни. Такой недэр нельзя отменять.
В Красной Слободе, в Азербайджане, ещё сохранился обычай в исполнение обещания резать барана или корову и раздавать мясо бедным. В таком случае следует прочитать благословение «Ми ше-берах...» для давшего недэр и для того, кому он посвящён.
Жених под хупой даёт обещание содержать свою жену, заботиться о ней и быть её мужем. Это обещание, кэтубу, заверяют два свидетеля и зачитывают перед свидетелями.
С давних времён существовал другой обычай, когда родители младенцев клялись поженить своих детей, когда они вырастут. Таким образом укреплялась община. Люди, ещё не ставшие родными, долгие годы заботились друг о друге, поддерживали друг друга.
Иногда Тора и наша традиция оправдывают обещание или клятву. По требованию высшего еврейского суда, Санэдрина, заставляли клясться свидетелей в том, что они действительно видели в небе новый месяц.
«Клятву свидетельства произносят мужчины, но не (произносят) женщины, дальние, но — не близкие (родственники), люди, пригодные (для свидетельства), те, кто достоин ее произнести.» (Шевуот 30)
Было в нашем народе, что отец давал клятву, если Всевышний подарит ему сына, обучать его Торе. Хана, бездетная жена праведника Элкана, дала и исполнила клятву посвятить Всевышнему, благословен Он, мальчика, которого она родила, Шемуэля, ставшего пророком и учителем еврейского народа.
Ежедневно мы даём множество обещаний, существенных и пустых. Они ложатся тяжёлым грузом на наши души.
В Судный День и в Йом Кипур с нас спрашивают за всё, что мы не смогли выполнить или забыли. Поэтому перед этими двумя праздниками проводим обряд «катарат недарим», освобождение от обетов, зароков, обещаний и клятв, которые мы давали в течение года.