Уроки 22-25
22 Праведник верой своей будет жить
Вы не сообщили мне, получили ли вы мое рассуждение «Тора – дарование с Небес»[1], где обсуждается высказывание наших мудрецов: «Сказал Всевышний: правильно Я сделал, что не стал жить среди них, ведь если бы Я жил среди них, они не стали бы Меня почитать»[2]. В нем приводятся поразительные мысли, укрепляющие веру. Мой ученый сын, да воссияет его свет, прочел это послание и был глубоко потрясен его содержанием. Пожалуйста, сообщите мне, сколь велика ваша способность восприятия веры. И разве нам не достаточно изречения учителей Талмуда: «Пришел пророк Хавакук и свел суть Торы к одному: «Праведник верой своей будет жить»[3]»[4]! Мудрецы считают, что здесь имеется в виду именно способность обретения веры. Поэтому желающий исправить свои поступки согласно Торе пусть приложит все усилия к укреплению веры с помощью логических доказательств и верных и надежных доводов, основанных на нашей традиции. И пусть он живет своей верой – я имею в виду: будет живым, а не мертвым[5].
У веры нет верхней границы. В этом тебя убедят изречения наших мудрецов, благословенной памяти: «Вера Ноаха была слаба»[6]. Тора свидетельствует об этом: «Ноах был человек праведный, цельный в своих поколениях, с Б-гом ходил Ноах»[7]. Рабби Авраам ибн Эзра так объясняет этот стих Торы: «праведный в мышлении и в поступках»[8]. А ведь без глубокой веры он не смог бы к этому прийти! Значит, не может быть достаточно веры. О Ноахе сказано, что он «был праведником в своем поколении, но не считался бы таковым во времена нашего праотца Авраама»[9], из чего мы видим, что у веры нет высшего предела.
И вот, мудрость Каббалы, как это следует из слов Б-жественного мудреца и ученого рабби Моше Хаима Луццато, благословенной памяти, всецело основана на стихе Торы: «Знай же сегодня и возложи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, и нет другого»[10]. Это означает, что нам необходимо прочно укоренить веру в наших сердцах. Мы видим своими глазами, что постижение каждого принципа знания вместе со всеми его основаниями приносит покой душе. Это и имеет в виду стих Теилим: «Тора Б-га – совершенная, успокаивает душу»[11]. Писание подчеркивает, что речь идет именно о совершенной Торе и о человеке, цельном в своей вере, основанной на полученном по традиции знании, служащем ему знаками и свидетельствами. Такой человек глубоко постиг своим разумом, что традиция, дошедшая до нас через цепочку передачи из поколения в поколение, неоспорима и настолько распространена во всем мире, что даже христиане и магометане основали свои религии на Торе Моше. Кто же может усомниться в истинности Синайского Откровения, если даже эти народы считают Тору фундаментом веры на земле? Они лишь утверждают, что к ним тоже были посланы пророки, чтобы кое-что в ней изменить и к ней добавить[12]. Вкратце: все чудеса и знамения были явлены народу Израиля явно и открыто. Например, место пересечения Красного моря при Исходе из Египта сегодня известно каждому. Оно отмечено на карте, как и все переходы евреев по пустыне Синай от Раамсеса и далее, до восточного берега реки Ярден. Они в точности соответствуют тому, что сказано в нашей святой Торе, и одного этого достаточно наделенному пониманием для укрепления в вере.
Более того, всегда есть возможность развить принятую по традиции веру с помощью разума. Здесь не место это подробно излагать, но наделенный пониманием сам во всем узрит ясные знамения веры, поэтому я буду краток. «Тора Б-га – совершенная, успокаивает душу»[13] – имеется в виду вера, наполняющая сердце мудреца, мышление которого ясно и постигает основы бытия. Тора провозглашает о своем происхождении с Небес и свидетельствует о даровании народу Израиля на горе Хорев. В этом – смысл изречения наших мудрецов: «Б-жественный глас исходит с горы Хорев…»[14] Я приведу тебе пример, из которого любой мудрый человек, даже если он не знает об исключительности Б-жественного Откровения на горе Синай, поймет, что Тора дарована с Небес. Сказано в книге пророка Ирмеягу: «Тора Моя, которую Я даровал им»[15]! Очевидно, что она с Небес! Ведь если мы привыкли слышать мудрые речи праведника, наполненные глубочайшим смыслом, и вот, он скажет нечто, чего в настоящий момент мы не в состоянии понять, – разве мы усомнимся в истинности и этих его слов? А если в Торе нечто покажется нам лишенным смысла, то это – «от вас», поскольку мы оказываемся неспособными к восприятию и пониманию[16]. Тора говорит о великом и удивительном: о вознесенности Б-га, о таких необычайно возвышенных проявлениях души, как, например: «не гнушайся египтянином, ибо пришельцем ты был на его земле»[17]. Тора учит нас замечательному качеству: быть благодарным тому, кто оказал нам добро. Йосеф спас Египет от голода и заботился о его пропитании на протяжении семи лет: «И собрал Йосеф все серебро, оказавшееся в земле египетской…»[18] Египтяне были обречены на смерть от голода, но, благодаря Йосефу сохранили свои жизни. Он наполнил казну фараона сокровищами, привезенными со всего мира! Наш праотец Яаков спустился в Египет, проявив должное уважение к фараону и ко всему Египту, как повествуется в главе Вайигаш: «И слух прошел в доме фараона: пришли братья Йосефа, и хорошо это было в глазах фараона и в глазах его рабов»[19]. И сказал фараон: «Я дам вам лучшую землю египетскую…»[20], «ибо лучшее всей земли Египетской – для вас»[21]. Можно ли представить большую радость, чем та, что охватила фараона и его рабов, когда они услышали, что пришли братья Йосефа? Достаточно было одного благословения, данного Яаковом фараону, и воды Нила начали подниматься ему навстречу! И мне представляется, что и до сего дня воды Нила выходят из берегов и орошают землю Египта. Мы видим, что и после смерти Яакова фараон и его народ сохранили уважение и благодарность сыновьям Израиля, как сказано в главе Вайехи о похоронах нашего праотца Яакова: «Тяжелый траур это у Египта»[22]. И если бы не клятва, которую Йосеф дал Яакову, фараон не согласился бы его отпустить из своей страны даже на похороны отца! Однако после всех этих событий произошло следующее: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа»[23]. Он сказал: «Давайте ухитримся против него, как бы он не умножился…»[24], «и опостылела им жизнь из-за сыновей Израиля»[25]. Египтяне поработили их и угнетали всякой тяжелой работой, а их сыновей бросали в реку Нил, и, в конце концов, даже перестали давать им солому для изготовления кирпичей. Мидраш Рабба рассказывает, что, когда еврей приходил на поле египтянина, чтобы набрать соломы, тот бил его[26]. Видишь, насколько неблагодарными оказались фараон и весь Египет! Нам кажется, что египтян следовало бы отдалить от Общины Израиля больше, чем Амон и Моав, которые были навечно лишены права войти в еврейский народ, – и все же Тора предостерегает: «не гнушайся египтянином, ибо пришельцем ты был на его земле»[27]. Ты был у него рабом, но все же при этом проживал на его земле. И мы обязаны навечно сохранить к египтянам чувство благодарности, принимая их под сень крыльев Шехины. Как же, в таком случае, невероятно велик долг помнить истинное благодеяние, оказанное одним человеком другому!
Тора повествует о том, что наступит время, когда народы мира признают: «Однако народ мудрый и понимающий этот великий народ»[28], у которого «повеления и законы справедливые»[29]. Значит, даже им раскроются истинность и духовность наших законов. Вот тебе одно из свидетельств о «Моей Торе, которую Я даровал им»[30] и о «Б-жественном гласе, исходящем с горы Хорев»[31].
Мой друг, рабби…
Вы написали о том, что вам поведал некий человек, говоривший от имени великого и праведного мудреца и раввина… Я хочу вам сказать, что он не понял истинного смысла услышанных им слов. Вы видите, что и рабби Шимон бар Йохай занимался изучением Мусара, как сказано в комментарии на стих Торы: «И узнай сегодня, и возложи на сердце твое, что Г-сподь – Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, и нет другого»[32]. И книга Дварим во многих своих повествованиях – это Мусар, и слова пророков – Мусар, и это настолько очевидно, что не требует доказательств.
Мне кажется весьма удивительным, что вы написали о трудностях воспитания детей, ибо, по моему мнению, мужчине не требуется воспитывать в себе качество милосердия в той мере, в какой это свойственно женщинам. Писание напрямую называет наших мудрецов: ««черные, как ворон»[33] – Тора сохранится только в семье того, кто строг к своим сыновьям, как ворон…»[34] – и понимающему этого достаточно.
Несколько слов на тему укрепления веры, поднятую нами в беседе о книге Эстер: «дни Пурима не пропадут у евреев, и память о них не исчезнет у их потомков»[35]. Всем известно, и я лично об этом слышал от одного уважаемого человека из Персии, что в настоящее время евреи в той стране настолько унижены и бесправны, что не могут даже рассчитывать на защиту со стороны закона, как прочие жители. Но если это так, то как же в свитке Эстер могло быть написано: «память о них не пропадет у их потомков». Ведь именно там жил злодей Аман! А вдруг однажды власти Персии примут решение запретить евреям публично позорить Амана и радоваться, читая свиток, повествующий о его падении? Но поскольку так сказано в книге Эстер, записанной в духе святости, власти всегда будут бессильны что-либо изменить. И это еще одно очевидное свидетельство того, что Тора – дарование с Небес. Ведь иначе мудрецы не вынесли бы постановление на все времена и не придали бы ему статус закона. Поэтому мы убеждаемся, что Тора – небесный дар, и ее слова – решения Б-га, которые народы мира никогда не смогут отменить.
Моему сыну, да воссияет его свет, как свет шести дней Творения…
Твое письмо дошло до меня. Ты правильно сделал, что попросил меня об этом, и я очень рад… Однако «Много помыслов в сердце человека, но замысел Г-спода исполнится»[36] – так происходит всегда, и да удостоимся мы помощи Небес для освящения имени Всевышнего, ибо у человека должно быть для этого много заслуг. Кто более велик, чем пророк Элиягу? А мы сделали удивительное наблюдение, касающееся «Афтары», повествующей о событиях, произошедших на горе Кармель, где пророк Элиягу выступил против служителей бааля за освящение имени Г-спода. Мы отметили, что он – пророк Б-га Живого – все содеял согласно повелению Всевышнего, – и все же для достижения результата ему требовалось милосердие Г-спода! Наши мудрецы отмечают, что пророк Элиягу получил ответ с Небес только к концу дня во время молитвы Минха, когда возрастает Б-жественное милосердие[37]. И на первый взгляд непонятно, почему он нуждался в милости Всевышнего в то время, когда всецело исполнял Его волю? Ответ на этот вопрос однозначен: даже при освящении имени Всевышнего требуется безграничное милосердие и помощь с Небес, как произнес в молитве пророк Элиягу: «Ответь мне, Г-сподь, ответь мне!»[38] Даже великому пророку, исполняющему волю Б-га, было необходимо упомянуть заслуги наших праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова! И это пробуждает трепет.
Знай, что ты мудро поступил, когда вначале отделил десятину от того, чем одарил тебя Всемогущий. И я надеюсь, что, с Б-жьей помощью, это станет тебе великой заслугой, и успех будет сопутствовать тебе во всех твоих делах. То же самое сказал пророк Элиягу женщине из Царефата: «Не бойся, иди и поступи так, как ты говорила, но вначале сделай из этого для меня небольшую лепешку и вынеси мне, а себе и своему сыну сделаешь после»[39]. На первый взгляд, это очень неожиданно: как во время страшного голода в Израиле пророк Элиягу мог обратиться к бедной вдове с просьбой поделиться с ним последними остатками муки и масла при том, что она сама и ее ребенок голодали? Ведь, упаси Б-г, это противоречит нашему представлению об обычаях истинного праведника! Так что, несомненно, желая ей лишь добра, он вначале попросил ее исполнить заповедь милосердия к ближнему, приносящую Б-жественное благословение. И как же я обрадовался, когда позже обнаружил подобное рассуждение в «Сэфер Ахинух», в разделе о заповеди приношения «Омера». То же самое я нашел в комментарии Сфорно на стих Торы: «От начатков вашего теста вознесите приношение»[40] – там эта история с пророком Элиягу приводится в качестве иллюстрации, подтверждающей этот принцип. Поэтому ты хорошо сделал, незамедлительно отделив десятину от своего скромного дохода, и, с Б-жьей помощью, в заслугу этого в твой дом придет благословение.
Да сопутствует тебе удача, и поднимайся все выше и выше, согласно благословению…
23 Знай Б-га отца твоего и служи Ему
«А ты, Шломо, сын мой, знай Б-га отца твоего и служи Ему с цельным сердцем и с желанием души, ибо все сердца испытывает Г-сподь и всякое порождение мыслей знает; если будешь искать Его, он предстанет перед тобой, а если оставишь Его, Он покинет тебя навечно»[41], – сказал царь Давид в завещании своему сыну царю Шломо[42].
Сейчас месяц Элул, и наше служение должно быть особенно трепетным, а времени остается все меньше, – поэтому я буду краток в рассуждении, которое посылаю тебе.
На исходе шаббата главы Ръэ мы говорили о том, в чем убедились, пройдя нелегкий путь глубокого изучения и многочисленных размышлений… И это не может не потрясти наделенного пониманием: истинность Торы постигается чувственным восприятием. Начнем со стиха Торы, приведенного в недельной главе Ваэтханан: «И соблюдайте, и исполняйте (Тору), ибо она – ваша мудрость и ваше понимание перед глазами народов, которые услышат все эти повеления и законы и скажут: однако мудрый и разумеющий этот великий народ»[43]. Возникает вопрос: а если бы Тора не показалась мудростью и пониманием «перед глазами народов», то нам не нужно было бы ее соблюдать? Разве не достаточно того, что она – мудрость Б-га Живого? И еще: поскольку в этом стихе сказано, что Б-жественное Учение – наша мудрость и понимание, ясно, что Тору приняли мы, но не другие народы, которые от нее отказались. И еще: почему сказано: «услышат все эти повеления»? Ведь народы мира оспаривают именно «повеления» Торы! Нужно было сказать: услышат «законы»[44]! И еще: почему повторяется: «И кто великий народ, у которого повеления и законы справедливы, как вся эта Тора, которую Я даю перед вами сегодня»[45] – ведь об этом уже было сказано прежде!
Но истина проложит себе путь, во всех подробностях разъяснив нам, что Тора обязывает каждого еврея развить свое мышление, вдуматься в Закон и осознать своим разумом, что Б-жественное Учение открывает прямую надежную дорогу, ведущую к возвышенной жизни в наслаждении и покое души в этом мире, помимо безграничной награды в мире Грядущем. «Пути ее (Торы) – пути приятные, и все стези ее – мир»[46], и только пока еврей ее глубоко не поймет, она может казаться ярмом, обременяющим шею народа Израиля. Ее начало – испытание, но ее конец – великое и безграничное наслаждение, помимо невероятной награды – ее сокровенного знания. И тогда этот стих Торы приобретает следующий смысл: «И соблюдайте» – изучайте Тору столь разумным способом, чтобы ваше «и исполняйте», даже окружающим народам дало понимание того, что Тора – Б-жественное Учение, источник мудрости и света. И таким образом изучение Торы Всевышнего и возвышенное служение станут освящением имени Б-га[47].
Поэтому затем сказано: «великий народ, у которого повеления и законы справедливые…»[48] Но разве может случиться, что повеления будут казаться столь же справедливыми в глазах людей как законы? Повеления – это трудные для понимания заповеди Торы, подобные «Рыжей телице», которая очищает нечистых, прикоснувшихся к мертвому, но делает нечистыми того, кто осуществляет подготовку к исполнению этой заповеди: зарезает и сжигает корову и размешивает в воде ее пепел.
Мы говорили, что когда ученики пришли навестить рабана Йоханана бен Закая перед смертью, он заплакал[49]. И это знак того, что каждый, кто старается оказать милость ближнему и помочь ему в обретении заслуг, должен внимательно следить за тем, чтобы не нанести вред самому себе. Об этом говорили наши мудрецы: «Если Тора предписала нам сокрыть добрые дела, обычно совершаемые публично: «Сказано тебе, человек, что такое добро и чего Г-сподь требует от тебя: только исполнять закон, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим»[50], – это тем более касается того, что не принято оглашать»[51]. И мы еще о многом говорили, стараясь охватить нашим разумом трудные места Торы, и, с помощью благословенного Б-га, существенно приблизились к их пониманию. Прекрасно, если человек станет совершать свои поступки после глубокого размышления и осознания, так же как он изучает Тору. Говоря об этом, мы вспомнили рассказ о Рабби, пославшему царю Персии мезузу в качестве ответного дара за присланный ему драгоценный камень[52]. И это поступок, продиктованный истинной мудростью. Изучая Теилим, мы говорили: «Отведайте и увидите, что благ Г-сподь, и счастлив человек, находящий в Нем укрытие»[53]: «Отведайте» вкус мудрости – и «увидите», что благ Г-сподь. И тогда все народы тоже осознают, что Тора – «ваша мудрость и понимание», и это приведет к освящению имени Б-га. Сфорно приводит в связи с этим удивительные слова: «Причина, по которой нам непременно следует быть мудрыми и понимающими в глазах народов, состоит в том, что если они сочтут нас глупцами, это станет осквернением Б-жественного имени…»[54] И, благодарение Б-гу, на слова «отведайте и увидите» я нашел те же самые соображения в комментарии Риваша, благословенной памяти. Он пишет о недостатке исполнения заповеди «по привычке (бездушно)»[55]. И только традиция и ощущение «вкуса» заповеди, объединяясь вместе, создают твердую основу для веры. Истинность всех наших слов и, в частности, этих рассуждений однозначно подтверждается стихами Писания.
Для народа, вступившего в Б-жественный Завет, достаточно постижения Торы мышлением, но другим народам необходимо приблизить ее духовность к своему чувственному восприятию. На самом деле мы уже несколько раз затрагивали эту тему и со всей очевидностью показали, что истинность Торы подтверждается для нас и чувственной верой еще со времен, когда она была дарована Б-гом Моше «из уст в уста»[56], и до сего дня. Образованные люди знают, что чувственно воспринимаемые свидетельства делают нашу веру живой.
Сказано в Торе: «Смотри, Я помещаю перед вами сегодня благословение и проклятие»[57]. Однако остается совершенно непонятным значение слов «перед вами». Кроме того, казалось бы, нужно сказать: «Я даю вам». На самом деле этот стих Торы имеет в виду следующее: «Знайте, сыновья Мои, что Я дал вам Тору не ради Себя, а для вас». Она станет вам благословением, если вы вдумаетесь в нее и постигнете ее. Ваша вера в Меня получила полное подтверждение при Исходе из Египта и при даровании Торы на горе Синай, но знайте, что и в дальнейшем ее истинность будет подтверждаться в каждом поколении для тех, кто глубоко изучит мудрость и Мусар. Они поймут, что Б-жественный Завет – возвышенное благословение для человека, и его не оценить ни золотом, ни драгоценными камнями. Поэтому сказано «перед вами»: углубившись в мудрость и Мусар, вы убедитесь еще в этом мире, что Тора – величайшее благословение, и это знание вам не потребуется принимать только на веру. Именно поэтому сказано «перед вами», соответственно стиху Торы: «вот законы, которые ты изложишь перед ними…»[58] – и внимательно изучите комментарий Раши[59]. Следующий стих Торы продолжает: «Благословение, если вы послушаете заповеди Г-спода, Б-га вашего, которые Я заповедую вам сегодня»[60]. Это означает: как только вы послушаете и ясно поймете, то сразу же почувствуете, что Тора – благословение с Небес, и вам не придется принимать это утверждение на веру, вы сможете воспринять его своими чувствами, – а, как доказывает повседневный опыт, это помогает даже таким заурядным личностям, как я.
Мы говорим здесь об этом так подробно, чтобы воспринять обсуждаемое чувствами, как пояснили в рассуждении «Любящий мир»[61]. Таким образом, Тора обязала нас вывести на прямой путь мудрости все свои мысли, изучение и исполнение, что невозможно без мощного разума.
В этом суть стиха Писания: «А ты, Шломо, сын мой, знай Б-га отца твоего и служи Ему с цельным сердцем и с желанием души, ибо все сердца испытывает Г-сподь и всякое порождение мыслей знает; если будешь искать Его, он предстанет перед тобой, а если оставишь Его, Он покинет тебя навечно»[62]. Здесь заключено повеление постигать Тору ясным разумом, и тогда мы непременно почувствуем, что Б-жественное Учение содержит в себе благословение и в нем сокрыты безграничная сладость и притягательность. И если любители мирских наслаждений, следуя обманчивым влечениям, устремляются к благам нижайшего из миров, то уж истина тем более побудит их служить своему Творцу. Поэтому, чтобы подготовиться к Дням Суда, необходимо изучать Тору и исполнять ее в мудрости и трепете. А значит, мы обязаны освободиться от путающей наши мысли лени и оглупляющей дремоты. Итак, из нескольких размышлений мы поняли, что главное, в чем обвиняют человека, – это в его нежелании отдалиться от греха. Об этом говорилось в рассуждениях «Отдались, отдались…»[63] – говорят «назиру» и «Сущность человека»[64], о котором сказано: «Г-сподь, что есть человек, чтобы Ты знал его и сын человеческий, чтобы Ты размышлял о нем»[65].
О Ноахе сказано в Торе: «и посадил виноградник…»[66] И сразу же сказал ему тот самый[67]: «Это моя область, берегись, не входи в нее»[68]. Итак, праведник был предупрежден, но, невзирая на это, все же оступился. И еще Тора говорит о Ноахе: «А Ноах обрел милость в глазах Г-спода»[69]. Первые комментаторы объясняют, что Ноах обладал качеством покоя души, и потому обрел Б-жественную милость. Эти слова подобают величию произнесшего их. И раз этот праведник столь строго оберегал незамутненность своего разума, ему следовало избегать всего, что приводит в смятение сознание, и в том числе вина. Он должен был отложить посадку виноградника, а не заниматься этим сразу же после выхода из ковчега. Поэтому Нечистый и предостерег его: «Это моя область, берегись, не входи в нее», он увидел, что нечто препятствует Ноаху избегать вина. И хотя миру нужно вино, «радующее Б-га и людей»[70], все же ради того, чтобы избежать несчастья, Ноаху нужно было повременить с посадкой виноградника. И смотри, что в результате случилось с этим праведником. В Торе о нем сказано: «Вайяхель»[71] (буквально: начал) сажать виноградник, однако это слово имеет и другое значение: «осквернился» – потерял святость»[72]. Все это очень страшно, и тринадцать стихов Торы описывают его падение[73]. Однако затем он вновь обрел возвышенный покой души. И если бы мы сказали только это – нам было бы достаточно.
Поэтому, сын мой, трудись над обретением покоя души – и ты найдешь «милость и доброе разумение в глазах Б-га и человека»[74]. Да удостоимся мы перед началом Дней Суда, приходящих к нам к добру, войти во врата благословения покоя души среди всей Общины Израиля. Амен, да будет такова Его воля!
24 Колебания между двумя мнениями
Задумайтесь, братья мои, – существует ли большее богатство, чем это рассуждение? «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение – если вы будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, которые Я заповедую вам сегодня. И проклятие, если не будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, и сойдете с пути, который Я заповедую вам сегодня, следуя за богами чужими, которых вы не знали»[75].
Я поделюсь с тобой размышлениями о благословении, почерпнутыми мною из книги «Ноам Амидот», которые не оставят тебя равнодушным.
Рассказывают, что некий философ был совершенно нищим, и царь дал ему много золота и серебра, чтобы избавить его от страданий бедности. Однако наутро этот мыслитель вернул правителю его дар со словами: «Вот серебро, которое ты дал мне. Возьми, ибо я не желаю его!» На недоумение царя: «Почему ты пренебрегаешь посланным мною даром?» философ ответил: «Господин мой! С того момента, как я пришел в этот мир, и до сего дня я жил в безмятежности и покое, пребывая в защищенной обители, ибо никогда не стремился к богатству и не жаждал наживы. Всю свою жизнь я довольствовался малым, и мне этого было довольно и даже оставалось в избытке. Мой разум всегда был занят исследованием природы, постижением и изучением происходящих в ней явлений, ибо они многообразны. Но вчера, когда я принял твой дар, мои мысли начали тяготить меня, «последовали за суетным и суетой пропитались»[76]. Я стал думать, как мне поступить с этими деньгами: купить ли на них товар с расчетом на будущую прибыль, доверить ли их надежному человеку или приобрести землю, чтобы сдавать ее в аренду и кормить семью? Сон бежал от моих глаз, и мое сердце волновалось, как море, а в голове – волны мыслей, колеблющиеся между различными мнениями. Меня одолели многочисленные заботы, справиться с которыми мне было не по силам, и потому я решил вернуть тебе твои деньги!» И он продолжал жить так же скромно, как прежде.
Ты знаешь, мой дорогой сын, как мне тяжело писать, и все же я не поленился пересказать тебе эту поучительную историю. «И какие теперь могут быть оправдания у теста, если сам пекарь свидетельствует о нем?» Видишь, сын мой, какими пристыженными и опозоренными мы выглядим на фоне этого мыслителя из народов мира! И мне невыносимо больно за собственную плоть и кровь! Мы не замечаем бесчисленных разрушений в человеческом обществе, не осознаем подмены понятий в мире и не ощущаем его тревог. Из-за множества наших грехов мы постоянно мечемся между разными мнениями, и кто знает, идет ли речь только о двух мнениях или, упаси Б-г, их стало уже гораздо больше? Ведь если философ из этой притчи из-за одной ночи испытания почувствовал в себе «колебания между различными мнениями», то что же сказать о человеке, погруженном в суету всю свою жизнь?
И наконец я понял истинный смысл слов пророка Элиягу: «Доколе вы будете колебаться между двумя мнениями?»[77] Ведь евреи, упаси Б-г, не служили идолам в самом грубом и примитивном смысле. И я рад, что смог выстроить удивительное рассуждение на приведенный стих Писания.
И вот, сколь органично оно дополняет предыдущее рассуждение «Знай Б-га твоего отца и служи Ему»[78] и каким бесспорным делает наш подход. Ведь это буквально то, о чем мы говорили: «И обрежьте препоны ваших сердец, и не будьте жестоковыйными более»[79], поскольку смятение сознания и есть преткновение, которое мы обязаны преодолеть любыми способами[80].
25 Возрадуется Г-сподь деяниям Своим
«Да будет слава Г-спода навеки, возрадуется Г-сподь деяниям Своим»[81]. Сегодня, в первый день недели главы Шофтим, я хочу немного добавить к сказанному прежде. Вам могло показаться, что вначале я слишком пространно говорил о том, что Б-г сотворил Свой мир для радости всего Творения, но знай, сын мой, что в действительности я был в этом предельно краток. Ведь тот, кто задумается о мироздании и о его целях, будет глубоко потрясен тем, сколь безграничное благо уготовано людям ко времени, когда «возрадуется Г-сподь деяниям Своим». В этом стихе Теилим не сказано «радуется», а именно «возрадуется»[82], – в будущем, когда придет время одарить их благом, как подобает всемогущему Творцу, все чаяния Которого – оказать безграничную милость всем своим творениям. Когда человек осознает это, он испытает глубокое потрясение, порождающее в нем страстное стремление быть среди тех, кто обрел милость в глазах Б-га, ибо не счесть уготованных им наслаждений. Именно такой человек любит себя по-настоящему, а вовсе не тот, кто, как глупец, стремится к наслаждениям этого мира. И об этом очень многое можно сказать[83].
Здравый смысл убеждает нас в правильности сказанного выше. И Тора подтверждает наше рассуждение: «Смотри, Я помещаю перед вами сегодня благословение и проклятие»[84]. Раши объясняет, что речь идет о благословениях, произнесенных на горе Гризим и проклятиях, прозвучавших на горе Эйваль. В Торе об этом сказано так: «И будет, когда приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, на землю… для овладения ею, то дай (произнеси) благословение на горе Гризим и проклятие на горе Эйваль»[85]. Это повеление означает: не думайте, что дарованием Торы Я водрузил ярмо на ваши шеи, как это может вам показаться на первый взгляд. На самом деле: «Смотри, Я помещаю перед вами сегодня благословение и проклятие. Благословение – если вы будете следовать заповедям Г-спода, вашего Б-га…»[86], и тогда вы действительно поймете, сколь великое благословение Я дал вам, повелев исполнять Тору, не говоря уже о награде за ее исполнение. «И проклятие, если не станете внимать заповеди Г-спода, Б-га вашего, и сойдете с пути, который Я заповедую вам сегодня…»[87] Таким образом, если вы последуете, то поймете, какое благословение, дарованное вам Б-гом, заключено уже в самом исполнении Торы, не считая награды, даруемой в будущем. Да удостоимся мы глубоко понять то, что раскрыто перед нами, и тогда несомненно трепетно исполним!
Я хотел бы завершить эту тему чем-нибудь удивительным, но сейчас мне тяжело писать. И смотри комментарий Раши на стих Торы: «Соблюдай и внемли всем этим словам, которые я заповедую тебе, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовек, если будешь делать доброе и угодное в глазах Г-спода, Б-га твоего»[88]. Я указал на этот комментарий Раши на случай, если я все же напишу тебе то, что хотел, только бы мне не забыть разъяснения этому!
Твой отец, благословляющий тебя всяким благом навечно.
[1] См. гл. 21 этой книги.
[2] Кидушин 30б.
[3] Хавакук 2:4.
[4] Макот 24а.
[5] «Каждому следует стремиться к абсолютной ясности в вере. Ведь различие между человеком с ясной верой и тем, чья вера не так цельна, огромно! Он во всем поступает иначе, и вообще это совсем другой человек. У людей с ясной и глубокой верой изменяется все служение. Прямой путь, ведущий к этому, – никогда не забывать о благословенном Б-ге. Все время помнить о Нем, знать и чувствовать, что Он управляет всем. В Торе об этом сказано: «Остерегайся, чтобы не забыть Г-спода, Б-га твоего» (Дварим 8:11). Необходимо не только помнить о Нем, но все время идти с Ним, жить с мыслью о Нем во всех ситуациях и во всех своих делах. Есть люди, которые верят в Б-га, знают, что в мире проявляется Его управление, и исполняют заповеди. Но они не желают впустить Б-га в свою жизнь. Более того, они даже боятся этого, опасаясь связать свою жизнь с упованием на Б-жественное Провидение. Для них предпочтительнее держаться подальше от Провидения, они желают сами управлять своим миром». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Упрочился Твой престол тогда»).
[6] Раши, Берешит 7:7.
[7] Берешит 6:9.
[8] Ибн Эзра, там же.
[9] Ибн Эзра, там же.
[10] Дварим 4:39.
[11] Теилим 19:8.
[12] Сказано в Торе: «Не добавьте к речению, что я заповедую вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Г-спода, Б-га вашего, что Я заповедую вам» (Дварим 4:2). Всевышний дал народу Израиля обещание, что никогда не расторгнет с ним Свой Союз и не заменит его на другой народ: «Но и при том, когда они будут на земле врагов своих, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими, чтобы погубить их и расторгнуть Завет Мой с ними, ибо Я – Г-сподь, Б-г их» (Ваикра 26:44). – Примечание редактора.
[13] Теилим 19:8.
[14] Брахот 17б.
[15] Ирмеягу 9:12.
[16] В завершении Торы приводится следующий стих: «Ибо это (Б-жественное Учение) не нечто пустое от вас; ибо это ваша жизнь и, благодаря ей, вы продлите свои дни на земле, в которую вы приходите через Ярден, дабы унаследовать ее» (Дварим 32:47). Наши мудрецы поднимают вопрос: почему сказано «не пустое от вас» – на первый взгляд должно быть сказано «для вас» и отвечают, что если Тора, не дай Б-г, покажется вам пустой – то это исключительно «от вас» – таков результат вашего постижения. – Примечание редактора.
[17] Дварим 23:8.
[18] Берешит 47:14.
[19] Берешит 45:16.
[20] Берешит 45:18.
[21] Берешит 45:20.
[22] Берешит 50:11.
[23] Шмот 1:8.
[24] Шмот 1:10.
[25] Шмот 1:12.
[26] См. Шмот Рабба 5:23.
[27] Дварим 23:8.
[28] Дварим 4:6.
[29] Дварим 4:8.
[30] Ирмеягу 9:12.
[31] Брахот 17б.
[32] Дварим 4:39.
[33] Шир Аширим 5:11.
[34] Мидраш Шмуэль, гл. 5.
[35] Эстер 9:28.
[36] Мишлей 19:21.
[37] См. Брахот 6б.
[38] См. Цари (I), гл. 18.
[39] Цари (I) 17:13.
[40] Бемидбар 15:20.
[41] Диврей Аямим (I) 28:9.
[42] «Кто достоин называться царем? Тот, кто возвысился качествами своей души, глубиной знания и силой мышления, – так что он неподвластен влиянию окружения, и его не сгибают ветры, веющие со всех сторон. Обретение истинного величия дается человеку большим трудом, ведь по своей природе он восприимчив к влиянию окружения. Его душа подчинена мнению большинства... Истинным царским величием обладает только достойный человек с непоколебимым сердцем и мощным разумом. Только такое царство сохраняется навечно. Такое царство мы ждем и надеемся, что в будущем оно будет править Израилем в своем прежнем великолепии!» (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Царство»).
[43] Дварим 4:6.
[44] Повеления (חוקים) отличаются от законов (משפטים) тем, что проекция их смысла в этом мире сокрыта от постижения человека. – Примечание редактора.
[45] Дварим 4:8.
[46] Мишлей 3:17.
[47] «Тора – не обременительная ноша для людей, а суть реальности. И человек, который отходит от нее, естественным образом обрекает себя на наказание своими собственными дурными поступками. В результате все получается наоборот: «За нарушение побивают камнями». Ведь, в конце концов, какая разница, бросают ли камень в голову, раня ее снаружи, или нарушение Торы разъедает мозг и мышление человека изнутри? Ведь только дурные свойства характера сводят человека с ума, полностью запутывают его, да так, что он буквально теряет голову». (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Исправление качеств»).
[48] Дварим 4:8.
[49] Брахот 28б. «Когда заболел рабан Йоханан бен Закай, ученики пришли его навестить. Увидев их, он заплакал. Спросили его ученики: ««Светоч Израиля», «Прочная опора», «Мощный молот», почему ты плачешь?» На что он им ответил: «Если бы сейчас меня вели к царю из плоти и крови, который сегодня здесь, а завтра – в могиле, гнев которого не вечен, не в силах которого заключить меня в тюрьму навечно и даже умертвить навечно, к царю, которого я могу умилостивить словами или подкупить деньгами, – я все равно бы плакал. Теперь же меня ведут к Царю царей, Всевышнему, благословлен Он, Который жив вечно, гнев Которого вечен, Который способен заключить меня в тюрьму навечно и умертвить навечно, Которого я не могу ни умилостивить словами, ни подкупить деньгами. Мало того, передо мной два пути – один ведет в Ган Эден, а другой – в Геином, и я не знаю, по какому из них меня поведут. И как мне не плакать»?».
[50] Миха 6:8.
[51] Сукка 49б.
[52] Берешит Рабба 35:4.
[53] Теилим 34:9.
[54] Сфорно, Дварим 4:7.
[55] Йешаягу 29:13. «И сказал Г-сподь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною – заповедь, исполняемая бездушно».
[56] Бемидбар 12:8.
[57] Дварим 11:26.
[58] Шмот 21:1.
[59] Раши разъясняет, что Всевышний повелел Моше рабейну не только повторить всему народу заповеди Торы два или три раза, но и раскрыть их глубокий смысл и значение. – Примечание редактора.
[60] Дварим 11:27.
[61] См. гл. 14, 15 этой книги.
[62] Диврей Аямим (I) 28:9.
[63] См. гл. 149 этой книги.
[64] См. гл. 121 этой книги.
[65] Теилим 144:3.
[66] Берешит 9:20.
[67] Нечистый – по имени Ашмадай. – Примечание редактора.
[68] Мидраш Рабба 36:3.
[69] Берешит 6:8.
[70] Судьи 9:13.
[71] Берешит 9:20.
[72] См. Раши, там же.
[73] Сангедрин 70а.
[74] Мишлей 3:4.
[75] Дварим 11:26-28.
[76] Ирмеягу 2:5.
[77] Цари (I) 18:21.
[78] Диврей Аямим (I) 28:9.
[79] Дварим 10:16.
[80] Наш учитель (Саба из Кельма) часто повторял: «Храни беспорочность и следи за прямотой, ибо будущее этого человека – мир» (Теилим 37:37). И действительно, мы убедились, что путаница в мыслях связана преимущественно с размышлениями о далеком будущем, когда человек пытается прогнозировать, как ему поступить и что предпринять, чтобы будущее сложилось так, как он рассчитывает. Ведь размышления о происходящем сейчас очень редко влекут за собой путаницу: если все детали у человека перед глазами, он, как правило, знает, как поступить, и размышление о них не ведет к смятению – наоборот, оно делает мысль проницательнее, а дух – тверже». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 11).
[81] Теилим 104:31.
[82] Ялкут Шимони, часть 2, 811.
[83] Сказано в Талмуде: «Награда за исполнение заповедей не дается в этом мире...» (Кидушин 39б). Мудрецы Мусара разъясняют, что физическое удовольствие всего человечества за всю историю жизни людей на земле, собранное вместе, недостаточно для награды даже за самую легкую заповедь, однажды исполненную одним человеком. Поэтому проекция награды Грядущего в нижнем мире – это средство для дальнейшего еще лучшего соблюдения заповедей в состоянии покоя души. – Примечание редактора
[84] Дварим 11:26.
[85] Дварим 11:29.
[86] Дварим 11:26-27.
[87] Дварим 11:28.
[88] Дварим 12:28.