Июль 2019 / Тамуз 5779

Обращение к читателю

Уважаемый читатель!

Мы рады представить Вашему вниманию основополагающую книгу еврейского мировоззрения «Мусар Дома Учения в Кельме», состоящую из рассуждений великого учителя, мудреца Торы – рава Симхи Зисселя Бройде Зива, широко известного в еврейском народе как Саба из Кельма – ближайшего ученика основателя Учения Мусар рава Исраэля Салантера.

Эта книга посвящена изучению сокровенных духовных сил человека, сокровищ его души и возвышенному служению Небесам, приближающему сыновей Израиля к духовному состоянию, в котором Б-г пожелал видеть человека, сотворив его по Своему образу и подобию.

«Мусар Дома Учения в Кельме» это раскрытие глубочайшей мудрости, помогающей нам исправить себя и связанную с нами часть мира и сделать окружающую нас действительность возвышенной и утонченной.

Каждая мысль этой книги вдохновляет читателя на обретение ясного разума и чистого сердца для неведомого ему прежде восприятия Б-жественного Знания, которое наполнит его душу трепетом перед Небесами и поможет развить в себе возвышенные духовные качества.

На протяжении десятков лет записи великого раввина хранились в запертом сундуке, поскольку духовные наследники мудрости Мусара Дома Учения в Кельме не решались их обнародовать, дабы утонченное знание их учителя не попало в руки недостойных. Доступ к ним был открыт лишь крайне узкому кругу «людей Мусара», которые изучали послания Сабы из Кельма, находя в них неиссякаемый источник мудрости, живительные воды которого воскрешают душу. Лишь много лет спустя ученики Сабы из Кельма смогли принять нелегкое для себя решение опубликовать эти записи, что спасло их от огня катастрофы.

Мы предлагаем Вашему вниманию перевод рассуждений Сабы из Кельма на русский язык и призываем вас приложить силы для их внимательного изучения и отнестись к ним с надлежащим трепетом.

 «АСКАМА» ДОСТОПОЧТЕННОГО РАВВИНА МОШЕ ШАПИРО,

благословенной памяти

Мой друг, раввин Вильны Хаим Бурштейн, поддерживает искру скорбящей о сыновьях своих Общины Израиля в Литве, где разрушены ее дворцы и осквернена ее слава.

Мой друг возложил на себя труд перевести и выпустить в свет Учение и Знание великих мудрецов Литвы, дабы утвердились их имена и упрочилась память о них.

Рав Хаим надежен в работе и точен в своем понимании. Его труд правилен и выверен, ибо не выйдет неверное из-под руки мудреца Торы.

Неоценима польза от его дел и, вне сомнения, великие мудрецы Торы, благословенной памяти, пребывая в своих захоронениях, признательны раву Бурштейну, и, благодаря ему, живы их уста.

С благословением,

Моше Шапиро.

18 Сивана 5764 (2014) г. Иерусалим

Уважаемый читатель!

С безграничной благодарностью Всевышнему, милость Которого не оставляет нас ни в одном поколении, мы удостоились раскрытия великого света, источник которого некогда находился в Доме Учения небольшого литовского местечка Кельм, где родился и жил великий раввин рав Симха Зиссель Бройде (Зив) (1824-1898 гг.), широко известный в народе Израиля как Саба (Дедушка) из Кельма. Рав Симха Зиссель был одним из трех ближайших учеников основателя Учения Мусар рава Исраэля Салантера, который следовал Учению Виленского Гаона, будучи учеником праведника рабби Зунделя из Саланта, одного из ближайших учеников рава Хаима из Воложина – величайшего ученика Виленского Гаона.

Письма и послания Сабы из Кельма его сыну раву Нахуму Зееву и ученикам были собраны в великую книгу, раскрывающую еврейский взгляд на Творение – «חכמה ומוסר» – «Мусар Дома Учения в Кельме».

В чем суть Учения Мусар? Сказал царь Шломо в своей мудрости: «Трепет пред Б-гом – начало Знания»[1]. Так об этом говорил наш учитель рав Моше Шапиро, благословенной памяти: «Мусар – это Учение, которое раскрывает Б-га в Творении, позволяет человеку найти в себе силы для постижения истинной реальности, избежать сети дурного побуждения, влекущего к греху, и исправить свои духовные качества для служения Всевышнему».

Рав Исраэль Салантер раскрыл природу человека, разъяснив, почему он нуждается в Учении Мусар: «Человек свободен в своем воображении и скован в мышлении. Воображение ведет его в пленение путями сердца и желаний, дабы он не ощущал страха перед неминуемым будущим, когда Всевышний приведет его на суд за все его деяния и подвергнет суровому наказанию. Другой не пострадает за него – только он сам ответит за последствия своего преступления. Совершив грех, он неизбежно будет за него тяжко наказан. Пусть не решит человек: «Это лишь легкая болезнь, и я перенесу ее»[2]. Несчастья, происходящие в нижнем мире, несравнимы с наказанием за грехи в мире Грядущем. Сильно будет страдать душа человека, день покажется годом. Этот страшный враг – воображение – несет нам бедствие. Однако в наших силах победить его, чутко прислушиваясь к мышлению, постичь истину, сравнить выгоду от греха с ущербом от него. Но как же это трудно! Воображение – бурлящая река, в которой тонет мышление. Единственное спасение – это вознести человека на корабль чувствительности души и мощи духа»[3].

В Доме Учения в Кельме Мусар называли мудростью трепета перед Небесами.

К переводу рассуждений рава Симхи Зисселя Бройде, вошедших в книгу «Мусар Дома Учения в Кельме», мы добавили подробную биографию учителя, основанную на книге рава Дова Каца «Движение Мусар», которая ярко описывает еврейскую жизнь Литвы конца XIX века. Во вступлении к этому изданию мы попытались разъяснить суть Учения Мусар, каким его видел великий учитель – автор этих посланий:

– Мудрость трепета

– Изучение природы человека

– Обретение возвышенных качеств души

– Укрепление веры

– Путь возвышенного служения

– Учение о Б-жественном Творении

– Учение о любви Б-га к Израилю

– Знание о небесном происхождении Торы

– Раскрытие великой тайны души

– Принятие увещевания

– Исправление недостатков

– Борьба с дурным побуждением

– Упование на Б-га

– Освящение Б-жественного имени

Книгу «Мусар Дома Учения в Кельме» мы сопроводили комментарием «Жемчужины Учения Мусар», собранным из прежде изданных нами книг мудрецов Литвы: «Совершенная мера» Виленского Гаона, «Свет Израиля» – рава Исраэля Салантера и рава Ицхака Блазера, «Уровень человека» – Мусар Дома Учения в Новардоке, «Основы Знания» – Мусар Дома Учения в Кельме, «Уроки Знания» ешивы Тельз, «Анализ души» рава Менделя Лефина из Сатанова и некоторых других книг. Эти глубочайшие изречения Учения Мусар не только разъясняют рассуждения, приведенные в этой книге, но и имеют независимое значение, ярко раскрывая самые существенные вопросы нашей веры.

Жемчужинами, сокрытыми в глубинах вод и поднятыми со дна моря, в еврейской традиции называется Знание, раскрытое в этом мире Авраамом – великим праотцом еврейского народа. Так пишет об этом рав Мендель Лефин – автор книги «Анализ души»: «С того момента как дух Б-га коснулся души Авраама, его шею украсила жемчужина, сияющая, как небосвод…»[4], «Истинные мудрость и понимание дороже любого сокровища и ценности, ибо даруют их обладателям безграничные блага в этом и в Грядущем мире. Поэтому необходимо разыскивать их как бесценный клад и не пренебрегать даже мельчайшими жемчужинами деяний человека, его опыта и достижений»[5].

Книга «Мусар Дома Учения в Кельме» является чудесным средством для постижения мудрости трепета перед Небесами и обретения возвышенных духовных качеств, столь необходимых каждому еврею для трепетного соблюдения заповедей, которыми Творец мира освятил Свой народ, даровав нам с Небес Свое Б-жественное Учение.

Сказал пророк Малахи – последний пророк Иудеи: «Если учитель подобен ангелу Б-га Воинств, пусть ищут Тору из его уст»[6]. Именно таким человеком и был великий мудрец Мусара рав  Симха Зиссель Бройде Зив – Саба из Кельма…

Я хотел бы выразить глубокую сердечную благодарность всем, кто принял участие и внес свой вклад в издание этой книги: переводчику р. Александру Кутукову (Иерусалим), редактору Наталье Хейфец (Вильна), членам редколлегии Александру Шломо Попову (Санкт-Петербург), Аарону Ципину (Иерусалим), Реувену Кашину (Москва), макетировщику Виктору Томбаку (Вильна), Александру Мамаеву (Вильна), Рашеле Шерайте (Вильна) и Марату Хану (Москва) за участие в работе над текстами, и моим друзьям, благодаря помощи которых книга «Мусар Дома Учения в Кельме» вышла в свет в память об ушедших, да будут их души пребывать в Ган Эдене, и на благо живых.

Огромное вам спасибо, и да благословит вас Творец!

– Герман Захарьяев (фонд горских евреев СТМЭГИ, Москва) за щедрую помощь в издании этой книги

В Москве:

– Евгений и Наталья Дубровские – в память о дедушках и бабушках Эсфирь бат Шулим, Исраэль бен Семен, Хана бат Бенцийон, Ефим бен Хаим и Циля бат Хаим

– Анатолий и Ирина Пинские – в память о матери Геня бат Хаим Давид и Ривка, отце Хаим бен Вульф, дедушке Давид бен Вульф и бабушке Ривка бат Носон

– Михаэль и Леа Тавди – в память о родителях Давид Исраэль бен Шабтай и Алита бат Михаэль

В Вильнюсе:

– Соломон и Джил Абрамович и Бен и Елена Брамс – в память

о родителях Яаков бен Шломо и Броха бат Ицхак и сестре Ариелла бат Яаков

– Александр и Лиля Юрявичюс – в память о дедушке Евсей

бен Яков Яцовский и бабушке Лея бат Манэль Яцовскене

– Анатолий Вульф – в память о дедушке Авраам бен Исер и Фрума

– Игорь и Юлия Шифрин – в память об отце Велвл бен Макс

– Александр Мамаев – в память об отце Йосеф бен Шломо и бабушке Роза бат Давид

– Гай и Ольга Шапира – в память об отце Ицхак бен Йосеф

– Шалом и Ниеле Субич – в память о родителях Юдель бен Мотл и

Белла бат Хаим и брате Авраам бен Юдель

– Леонид и Виолетта Фурер – в память об отце Янкель бен Лейбл, бабушке Голда бат Марк, дедушке Исраиль бен Иссак и бабушке Эмма бат Йосеф Хинкис

– Симон и Лорета Цейтлин – в память об отце Михаил бен Тевель

В Ростове-на-Дону:

– Галина Попова – в память о бабушке Анна бат Герасим

В Ванкувере:

– Ашер и Сара Пискорские

В Риге:

– Пинхас и Малка Розенберг – в память о дедушке Нахман бен Гершон, прадедушке Гершон бен Йосеф и прапрадедушке Йосеф бен Авраам

– Раввин Шломо Ноах Мандель (Canadian Foundation)

Я благодарен центру культурного наследия Литвы и Еврейскому музею Литвы за фотографии синагог Кельма, Алексею Еременко (Минск) за фотографии ешив Белоруссии и всем, кто принял участие в издании этой книги.

Раввин Хаим Бурштейн.

Сиван, 5778 (2018) г.

 

[1] Мишлей 1:7.

[2] Ирмеягу 10:19.

[3] Рав Исраэль Салантер, Свет Израиля, Послание Мусара.

[4] Анализ души, гл. «О качестве справедливости».

[5] Анализ души, гл. «О качестве бережливости».

[6] Малахи 2:6.