В недельной главе “Ваехи” (“И жил”) рассказывается о последних днях нашего праотца Яакова. Прожив 17 лет в Египте, Яаков чувствует приближение смерти. Он берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в фамильной усыпальнице Меарат Махпела в Хевроне, где уже покоятся Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка.
Десятого тевета вавилонский царь Невухаднецар начал осаду Иерусалима. Так сказано об этом в Священном Писании: «И было: на девятом году своего царствования, в десятом месяце, в десятый день месяца пришел Невухаднецар, царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим, и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг него осадный вал...»
Евреев я с детства не любил. Не то, что не любил. Недолюбливал. Так уж получилось, что много наших родственников были евреями. Тетя Фаня, тетя Рая. Нет Гая. Так смешнее. Самым смешным еврейским именем обладал дядя Зяма. Вы только представьте себе: Зяма. Смесь зяблика, мамы и зимы.
Раби Шимон говорит: «Все то время, пока Иерушалаим покрыт землей и пеплом, как будто бы и Я (Вс-вышний) тоже. Но когда придет тот день, про который сказано: Отряхнись от праха земного, встань пленный Иерушалаим, (Йешаяhу 52:2) — умолкнет всякая плоть пред Вс-вышним»!
Человек существо, наделенное волей и возможностью исследовать мир в котором он живёт. Упорядочивание информации является необходимым, но не достаточным для его стремления познать мир. Углубленный взгляд способен открыть порядок, свойственный этому миру, порядок “причины — следствия.”
Недельная глава “Ваигаш” (“И подступил”) продолжает изложение беседы Йосефа с братьями. Развитие ее драматично. После того как в вещах Биньямина обнаружили кубок египетского правителя, братья окончательно растерялись.
Прошлая недельная глава называлась Микец, что означает «Конец», однако история Йосефа и его братьев в ней не завершилась. Напротив, она достигла своего пика, кульминации, максимального напряжения интриги. Йосеф для братьев все еще богатый и знатный незнакомец. Тайне пока только предстоит раскрыться.
Огни Хануки должны зажигаться в каждом еврейском доме в течение восьми дней праздника. Эта Мицва может быть исполнена как мужчиной, так и женщиной, поскольку одинаково касается обоих. Но, обычно, женщины не зажигают огней, если в доме есть мужчина (хотя в некоторых семьях незамужние девушки зажигают огни). Как бы то ни было, жена и все члены семьи должны присутствовать при зажигании огней.
В конце главы Аазину приведены слова, с которыми Моше обращается к евреям после того, как из его уст уже прозвучали все предупреждения Вс-вышнего. Моше говорит: «Направьте сердце свое ко всем словам, которые я сказал вам» (Дварим 32:46).
В недельной главе Вайелех речь идет всего лишь о двух из 613-ти заповедей. Одну из них, заповедь hакhель, к сожалению, мы не имеем возможности выполнять сейчас.
В недельной главе Ки Таво представлен целый список наказаний за нарушение заповедей и благословений за их исполнение. Эту главу мы всегда читаем перед Рош а-Шана, т.е. именно в тот период, когда каждый должен продумать, что из его действий заслуживает наказания, а что благословения.
Недельная глава Ки Теце включает в себя огромный список заповедей и законов. Некоторые из них следуют друг за другом в, казалось бы, необъяснимом порядке. На наш взгляд, они абсолютно не связаны.
В повседневной жизни нам нередко приходится сталкиваться с тем, что некое представление, казавшееся до сих пор незыблемым и само собой разумеющимся, оказывается вдруг весьма спорным, а то и вовсе ошибочным.