Август 2017 / Ав 5777

Человек и мир

Человек существо, наделенное волей и возможностью исследовать мир в котором он живёт. Упорядочивание информации является необходимым, но не достаточным для его стремления познать мир. Углубленный взгляд способен открыть порядок, свойственный этому миру, порядок “причины — следствия.” Это открытие влечет человека к изучению порядка, Свойственного мирозданию, к решению вопроса о существовании рамок, ограничивающих этот порядок, влечет найти Первопричину наблюдаемых явлений. Для человека, не видящего этого порядка, мир — это огромное неупорядоченное скопление составляющих его элементов.

Обнаруженные причины явлений влекут человека к поиску причин, порождающих эти причины. Этот процесс поиска неизбежно ведет к мысли о существовании Причины всех причин — конечной цели бесчисленного ряда исследований. Её обнаружение — ключ к пониманию воистину волшебного мира, который нас окружает и частью которого являемся мы сами.

Человек, познающий существование Причины причин, видит наш мир не огромным беспорядочным скоплением предметов и явлений, а чем-то имеющим смысл.

Но какова эта причина и где она? Понятно, что она бесцветна, так как она — источник цветов. Ведь если бы у неё был цвет, то что было бы его причиной? Тогда и она сама не была бы Причиной причин, ибо получила бы в этом случае цвет от чего-то. Такой же ход рассуждений приводит к выводу о и том, что лишена она веса, объёма, длины, ширины.

Этот прекрасный мир, полный и гармоничный, каждый элемент которого имеет происхождение — можно ли допустить, что нет у него Первопричины? У каждого элемента — есть, а у всего мира в целом — нет? Конечно же есть! И хоть глаза не способны увидеть её, а руки ощутить, — она существует и является конечно не менее реальной, чем мы сами и мир в котором мы живём. . .

Начало существования мира — момент до которого не было ничего из того, что составляет мир, в котором мы живем. Человек не в силах представить себе то, что было до этого момента, так как с первого и до последнего дня своей жизни находится в мире, выход за рамки которого для него не возможен. Всё, что образует наш мир — деревья, камни, звезды — имеют породившую их причину, начало. Имеют начало также пространство и время.

Достоверность сведений о предмете не абсолютна даже в том случае, когда возможно непосредственное наблюдение, тем более сложно постичь порядок появления вещей, образовавших этот мир. Но ничто так не истинно, как утверждение о том, что у всего есть причина.

Бесчисленны попытки объяснить строение мира в котором мы живем. Число выдвинутых на этот счёт теорий совпадает с количеством занимавшихся этим исследователей. Все они страдают от одного недостатка — по мере углубления в прошлое эти люди всё более уподобляются писателям всё менее оставаясь учёными — исследователями.

На протяжении веков проверял человек ход своих рассуждений, но безрезультатными оказывались его попытки объяснить то, что связано с началом мироздания, строением мира в целом. Ощущая предел возможности достичь желаемого на этом пути, начал человек понимать, что не осталось у него другого пути, кроме обращения к Творцу Вселенной, к Тому, кого не может он ощутить и понять. ... Но как это сделать? В окружающем мире не видел человек примера подобного обращения.

Так было в те далёкие времена, когда блуждал человек между кажущейся ясностью в отношении к предметам и явлениям, находящимся в пределах непосредственного восприятия, и фантазиями в отношении того, что этому восприятию недоступно. Неудача была уделом человека на его пути к понятию мира до того дня, когда Всевышний дал Тору народу Израиля.

Это не произошло в сновидении человека, не было это откровением одиночке. Шестьсот тысяч евреев и все присоединившиеся к ним были свидетелями тому. После длительного порабощения в Египте вышел оттуда народ Израиля. Сопровождался этот исход чудесными явлениями Всевышнего, создавшего законы природы и отменяющего их по Своему усмотрению. Десять “Египетских кар”, воды Красного моря, расступившиеся для того, чтобы дать евреям перейти на его восточный берег, обеспечение существования целого народа в пустыне — всё это явил Всевышний нашим отцам для того, чтобы дать им Тору — сокровище, сокрытое до того от чьих-либо глаз, Книгу по которой создан мир, ключ к его пониманию.

Не исследования, поиски и предположения, а прямое откровение Самого Творца нашим предкам на пятидесятый день по выходе их из Египта, после трёх дней подготовки к этому величайшему акту человеческой истории, подняло всех без исключения сынов Израиля до духовного уровня пророков. Тогда, в шестой день месяца Сиван, 2448 года по еврейскому календарю, получил народ Израиля Тору Всевышнего.

Знамения, трубные звуки шофара и пламя, охватившее гору Синай — всё это видели и слышали они, получая Тору, включающую в себя все законы со всеми относящимися к ним подробностями. С того дня на протяжении всех поколений наш народ руководствуется этими законами, в периоды подъёма и упадка, в дни духовного и материального расцвета и во времена жестоких гонений. Возникали и гибли империи, рождались и исчезали народы, созданные ими культуры покинули арену истории, но народ Израиля, охраняемый Творцом, продолжает путь, завещанный в день, когда была ему дана Тора.

613 законов Торы делятся на 3 группы —законы, правила, свидетельства.

Законы — это мицвот, не имеющие рационального объяснения, например, законы связанные с Храмом, о запретной и разрешенной пище.

Правила — это мицвот которые необходимы для функционирования здорового человеческого общества. Часть из них касается экономики, общественных обязанностей, отношения к родителям и другого.

Свидетельства — это мицвот, которые напоминают нам о создании мира Творцом, исходе из Египта. Например: суббота, тфиллин, песах и другие.

Мицвот Торы, в отличие от общественных правил других народов не произвольны и не являются плодом человеческого разума, поэтому они не изменяются под влиянием моды или требований политики.

Мицвот связывают человека с Торой. Человек, соблюдающий мицвот, становится частью Торы и Тора становится частью человека, соблюдающего мицвот.

Мицвот распространяются не только на сферу человеческого разума и поведения, но и на сферу человеческих чувств. Человек обязан помогать ближнему чем может, должен подбодрить его в трудном положении, разделить с ним печаль. Тора обязывает человека достичь гармонии разума и чувств, что не возможно без знания и соблюдения её законов.

Часть мицвот Торы — такие как шмита (запрет обрабатывать землю раз в семь лет “суббота земли”), килаим (выращивание смешанных видов растений), йовель (возвращение обрабатываемых земель их первоначальным владельцам каждые 50 лет), маасэр (выделение определённой части урожая) и другие, связаны с сельским хозяйством. Вот отрывок из книги Иосифа Флавия, описывающий нашу землю в ту эпоху, когда еврейский народ жил на ней до изгнания, соблюдая законы Торы:

“Вся земля обрабатывается её населением и нет в ней ни одного пустынного района. Благодаря плодородию почвы многочисленны города Галилеи и её деревни. . . Шомрон находится между Галилеей и Иудеей. Его природа не отличается от природы Иудеи с её горами и долинами. Земли Иудеи и Шомрона хороши для обработки и дают большой урожай. Есть там много плодоносных деревьев, дающих плоды дикие и плоды сада. . . И множество пастбищ приносит благословение молоку, которому нет подобного в других странах.”

В долгий период, когда земля Израиля была почти пуста от еврейского населения, — почти две тысячи лет, была она безлюдна и пустынна, не смотря на все старания других народов (римлян, византийцов, крестоносцев, арабов, турок англичан и др.) возобновить жизнь в этой стране. Свидетельства очевидцев, известных людей евреев и неевреев, посещавших эту землю после изгнания из неё нашего народа, показывают, что благоволение этой земли не является естественным, а зависит от соблюдения еврейским народом законов Торы.

Благодарность — одна из основ, на которых зиждется Тора. Наблюдая мир, видя его гармоничность, упорядоченность и красоту, человек с радостью благодарит Творца, дающего ему возможность находиться в этом прекрасном мире.

Со дня своего рождения человек видит вокруг себя людей, которые помогают друг другу и ощущает благодарность по отношению к тем, кто помогает ему, несмотря на то, что каждый из этих людей движим ка-кой-то причиной, иногда довольно прагматичной. Финансовые расчёты стимулируют предпринимателя заботиться о благоустройстве нанятых им рабочих. Иногда человек, которому больно видеть страдания других людей, жертвует деньги нуждающимся, желая достичь душевного спокойствия. Несмотря на разнообразие этих причин, тот, кто получает помощь от ближнего благодарен за неё. Тем более должен человек стараться отблагодарить Того, кто создал весь мир без какой-либо выгоды для себя, лишь из желания творить добро.

Тфилла (молитва) — это одна из мицвот, непосредственное обращение человека к Творцу мироздания. В ней человек благодарит Б-га за Его доброту и просит о своих нуждах и нуждах всего народа.

Изучение Торы, соблюдение субботы, заповедь о суккот и некоторые другие — относятся к заповедям, касающимся отношений человека с Творцом.

Остальные заповеди касаются взаимоотношений между человеком и окружающими его людьми: знакомыми ему и незнакомыми, родственниками, друзьями.

Основа этих заповедей (и всей Торы) — мицва “любить ближнего как самого себя”.

Уважение к тем, кого положено уважать, в особенности к родителям, помощь тем, кто в ней нуждается, вне зависимости от того ощущаем ли мы сами желание помочь или нет — это определено заповедями, обязательными для всех евреев.

Точно также, как обязывает Тора помогать людям — запрещает она наносит им какой-либо ущерб.

Одна из мицвот, касающихся отношений между людьми — уважение к родителям — включает в себя множество подробностей, открывая перед изучающим Тору мельчайшие тонкости в глубинах человеческой души.

Люби ближнего как самого себя. “Как самого себя”— без какого-либо различия. Эта заповедь— важнейший принцип Торы. “Не делай другому, чего не желаешь себе”, — это требование является её основой. Всё остальное в Торе—пояснения к этой заповеди. Пояснения эти очень многочисленны, так как охватывают всю систему человеческих отношений, будучи применимы к любой эпохе, любой исторической формации. Эта заповедь распространяется на взаимные обязательства человека и общества, общественную безопасность, здравоохранение, воспитание, отношения людей между людьми в обществе, семье и т. д.

Лишь объединения людей, отношения которых построены на соблюдении этой заповеди, будь-то государство, организация или семья, являются подлинно стабильными. Как много препятствий возникает на пути того, кто будучи управляем лишь порывами эгоизма, не обладает знаниями о душевных потребностях своих собственных и окружающих его людей! И наоборот,—изучая законы Торы, постигая и исполняя их, человек оказывается способным на очень многое. Только он может построить еврейскую семью, вырастить своих детей, которые смогут передать будущим поколениям наше великое духовное наследие.

Изучение Торы — одна из 613 мицвот самой Торы. В процессе этого изучения каждый старается узнать подробности Торы, охватывающих всё мироздание, прикладывает все усилия, стараясь понять их в меру своих способностей и углубиться в ход мыслей величайших законоучителей всех поколений — Изучение Торы, кроме того, что без него немыслимо знание и, следовательно, исполнение мицвот, — сама по себе мицва. Подобно тому, как мозг занимает ведущую роль среди органов человека — изучение Торы занимает ведущую роль среди всех мицвот.

В любых делах, которыми занят человек, кроме изучения Торы, ум его является всего лишь средством, с помощью которого человек оказывается способным удовлетворить свои потребности. Лишь изучение Торы не превращает мозг человека в орудие для достижения каких-либо побочных целей. Оно — само по себе — цель, так как и изучение Торы и соблюдение народом Израиля её законов—цель, с которой был создан и существует мир.

Нет ничего подобного изучению Торы в жизни и культуре других народов. То, на чём зиждется иудаизм — еврейский образ жизни, кашерность, законы взаимопомощи, уважение к родителям, мицвот, касающиеся отношений между людьми и те, которые определяют отношения человека с Творцом, еврейское мировоззрение во всей глубине и широте его,—всё это составляет наше Учение —Тору, изучение которой есть главная мицва.

Тот, кто хочет понять своё еврейство, постигнуть тайну существовании нашего народа, разбросанного среди народов мира на протяжении вот уже двух тысячелетий — видит цель своего поиска в изучении Торы, постижении глубин её мудрости и соблюдении законов.

р. У. Эйтан