Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Отряхнись от праха и пыли!

«Умолкни, всякая плоть, пред Господом, ибо пробудился Он в святом жилище Своем». Так говорит пророк Захарья о грядущем возвращении присутствия Вс-вышнего.

Мудрецы говорят. Сказал Творец царю Давиду: «Давид, сын мой, даже если ты поднимешь Меня многократно - не встану Я...»

Раби Шимон говорит: «Все то время, пока Иерушалаим покрыт землей и пеплом, как будто бы и Я (Вс-вышний) тоже. Но когда придет тот день, про который сказано: Отряхнись от праха земного, встань пленный Иерушалаим, (Йешаяhу 52:2) — умолкнет всякая плоть пред Вс-вышним»!

Почему? Потому, что «пробудился» на иврите неор, это слово имеет тот же корень, что и менаара — отряхиваться. Сказал Рав Аха: «Так курица отряхивается (менаара) от земли и грязи».

Говорит гаон рав Хаим Лейб Шмулевич: все то время, пока Иерусалим «покрыт прахом», присутствие Вс-вышнего (Шхина) — в изгнании, и нет никакой возможности поднять и вывести Его оттуда. Ибо сказал Он Давиду, «даже если поднимешь Меня... - не встану Я...» Но настанет день, когда Творец Сам встанет, и отряхнется от праха и пепла, и раскроется Его присутствие всему миру. (Так же, как курица отряхивается, невозможно ее очистить, пока она не отряхнется сама).

Несмотря на то, что тема изгнания и возвращения Шхины недосягаема для разума человека, рав Шмулевич предлагает попытаться понять хотя бы то, что доступно нашему восприятию.

В недельной главе Ваехи (Брешит 48:7) приводятся слова умирающего Яакова, обращенные на прощание к Иосефу: «А я... когда шел из Падана, умерла у меня Рахель на земле Кнаана, в пути, когда (оставалась) еще кивра земли до Эфрата; и похоронил я ее там, на пути в Эфрат, он же Бет-Лехем». Комментируя это место, Раши объясняет слова Яакова следующим образом: «...Я утруждаю тебя просьбой перенести меня для захоронения в землю Кнаанскую, в то время как сам я не так поступил с твоей матерью, а ведь она умерла близ Бет-Лехема. Не думай, что дожди помешали мне перенести ее, чтобы похоронить в Хевроне — ведь то было сухое время года. И даже в Бет-Лехем не перенес я ее, чтобы поместить в земле (обжитой). Знаю, что в сердце твоем (обида) на меня. Но знай, я похоронил ее там по слову Предвечного, чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузарадан подвергнет их изгнанию».

Давайте задумаемся, что происходит в тот момент, когда Яаков пытается успокоить Иосефа и объяснить, почему он не смог похоронить его мать в должном месте. Зачем все эти подробности?! Разве не достаточно было сказать: «По слову Творца я сделал»! Неужели Иосеф действительно мог подумать, что похороны не состоялись из-за дождей?! Или что путь в Бет-Лехем был для Яакова труден и долог. Зачем Яаков уточняет: «было сухое время года», и «Бет-Лехем был совсем рядом»? Чтобы сын не обижался на отца?! Но как это ему поможет? Зачем он отвергает и без того ненужные причины?!

Как объясняет рав Хаим Шмулевич, мы можем извлечь отсюда важный урок и вывести правило. Чтобы услышать слово Б-га, нужно отбросить всю шелуху и отряхнуться от праха и пыли этого мира. Только тогда Вс-вышний раскроется. Но все то время, пока мы обременены хотя бы крошкой материального - Творец сокрыт, Его не слышно.

Поэтому только тогда, когда Яаков совершенно отбросил все возможные «препятствия»: было не мокро, а сухо, не далеко, а близко, мог везти без хлопот и тягот, - тогда только смог сказать он о настоящей причине - «по слову Вс-вышнего сделал я!»

Таким же образом, как поясняет рав Хаим Лейб Шмулевич, происходило и дарование Торы.

Сказал Раби Абау со слов Раби Йоханана: «Когда Вс-вышний даровал Тору, птица не пела, корова не мычала, ангелы не летали и не восхваляли пред Творцом, море не бушевало, никто не проронил ни звука. Всё замолкло и вышел глас: Я — Б-г твой!.. И если ты удивишься этому, то вот ведь, пророк Элияhу, когда пришел на гору Кармель, собрал всех идолослужителей, начал смеяться над ними и сказал: кричите громче, ибо Он — Б-г! Что сделал Вс-вышний? Заглушил звуки всего мира - верхнего и нижнего, и была в мире тишина, как будто никого в нем не существовало... ведь если бы раздался хоть какой-то звук, сказали бы, что это их боги отвечают. Тогда же, когда сам Вс-сильный говорил на горе Синай — тем более, не было ни звука. И все узнали, что нет никого, кроме Него» (Мидраш Раба п.Итро)

Для того, чтобы был слышен голос Творца, -«Я — Б-г твой», - необходимо убрать все остальные голоса мира. Если бы раздался хоть один звук, или зазвучали бы голоса ангелов, восхваляющих Творца в Небесах, - не было бы полного и ясного раскрытия: «Я — Б-г твой»! Любой звук - помеха голосу Б-га! И Он устанавливает тишину.

Но зачем Мудрецы ввели эту уточняющую ссылку — «и если удивишься ты...»? Какую нагрузку она несет?

Удивляет не то, что всё в мире смолкло, ведь нет невозможного для Творца! Удивляет то, зачем понадобилась полная тишина?! Разве она необходима, чтобы услышать голос Вс-вышнего? Мудрецы отвечают: да, необходима! И приводят историю с пророком Элияhу, из которой следует, что если бы все не смолкло, сказали бы идолопоклонники: это голос богов наших!

Любое, даже самое незначительное проявление природы полностью скрыло бы Б-га истинного! И только тогда, когда мир чист от «природы», раздается голос, пронизывающий миры: «Я — Б-г твой!» - и открывается понимание: «Он — Г-сподь!», и «нет никого, кроме него»!

р. Пинхас Регентов - по материалам вестника "Кol Уaakov"