Июнь 2017 / Тамуз 5777

В конце главы Аазину приведены слова, с которыми Моше обращается к евреям после того, как из его уст уже прозвучали все предупреждения Вс-вышнего о важности Торы и о наказаниях, уготованных оставившим ее. Моше говорит: «Направьте сердце свое ко всем словам, которые я сказал вам» (Дварим 32:46).

Раши пишет: «Глаза, сердце и уши человека должны быть направлены к словам Торы. В книге, пророка Иехезкеля (40:4) сказано: «человек... смотри глазами своими, ушами услышь и направь в сердце...» Речь в этом месте идет о конструкции Храма. Храм то, что можно увидеть и измерить. И тем не менее, следует сконцентрировать все органы чувств, чтобы понять его конструкцию.

Тем более, если речь идет о Торе, где «горы висят на волоске». То есть, огромный рбъем информации может быть зашифрован в одном слове, а то и в одной букве. И чтобы осознать его, необходима огромная концентрация мыслей и чувств.

Большинство русскоязычных евреев привычно к чтению книг и любит это занятие. Казалось бы, изучение Торы должно даваться легко.

Однако, это не всегда так. Книги, к которым мы привыкли, написаны, в основном, таким образом, чтобы мысль автора была ясна. В еврейских книгах, - в Торе, Мишне, Талмуде, комментариях к ним, - за каждым словом, за каждой фразой находится множество слоев информации. Поэтому ощущение простоты и понимания текста зачастую обманчиво. Как говорит один из моих учителей — рав Яков Баум, при прочтении любого текста Торы обязательно должны возникать вопросы. А отсутствие вопросов почти всегда означает, что текст не понят или понят поверхностно.

Невнимательность при учебе приводит к ошибкам, порой смешным и не очень опасным. К такой, например, о которой рассказывал мне преподаватель одной из еврейских школ. Заходит он на первый урок в 8-й класс,- к детям, изучающим иудаизм не первый год. Они ему говорят, что все уже знают, и незачем им опять слушать про одно и то же. «И сколько, например, сыновей было у Авраhaмa?» - спрашивает педагог. «Двенадцать!» - уверенно отвечает класс. 

Невнимательность при изучении hалахи приводит к намного более опасным последствиям. А недостаточное внимание при исследовании философских аспектов иудаизма может привести к неправильному пониманию Творца и Мироздания, и к искажению основ веры.

Как правило, в важных для себя вещах мы достаточно внимательны. Например, заключая договор о покупке или съеме квартиры, нормальный человек досконально изучит все пункты, даже внесенные мелким шрифтом.

О важности изучения Торы написано немало книг. Мне же хотелось бы напомнить, в первую очередь самому себе, о словах, которые мы произносим ежедневно в вечерней. молитве, в благословений перед чтением «Шма». Там сказано: «Ибо они (слова Торы) - жизнь наша».

Судьбу человека можно назвать .полноценной лишь, тогда, когда он неразрывно связан, с Источником жизни — Творцом.

Давайте же будем внимательны в изучении Торы, несмотря на все тяготы — усталость, стрессы, кризис и т.п. И удостоимся в награду за это вечной жизни!

р. Шломо-Залман Кренцель  - по материалам вестника "Кol Уaakov"