В недельной главе “Ваехи” (“И жил”) рассказывается о последних днях нашего праотца Яакова. Прожив 17 лет в Египте, Яаков чувствует приближение смерти. Он берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в фамильной усыпальнице Меарат Махпела в Хевроне, где уже покоятся Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Болезнь приковывает Яакова к постели, и Йосеф приводит к нему своих сыновей Эфраима и Менаше. Яаков объявляет их своими сыновьями, благодаря чему Йосеф получает двойную долю наследства вместо Реувена, первенца Яакова. Йосеф подводит сыновей к слепому отцу, и тот благословляет их, начиная с младшего Эфраима. Йосеф поправляет отца: старший из братьев не Эфраим, а Менаше. Но Яаков объясняет, что намеревается благословить Эфраима своей сильной, правой рукой, потому что от него произойдет Йеошуа бин Нун, который овладеет Эрец Исраэль и станет учителем Торы для всех евреев.
Затем Яаков собирает всех двенадцать сыновей, чтобы благословить их перед смертью. В его напутственных словах выражены особенности каждого колена и их задачи в служении Б-гу. Яаков умирает в 147-летнем возрасте. Грандиозная похоронная процессия отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но тот и не помышляет о мести и обещает им и их семьям дальнейшую материальную поддержку.
Йосеф прожил всю оставшуюся жизнь в Египте, ״и видел он детей Эфраима до третьего поколения". Перед смертью он предсказал братьям, что Б-г выведет их из Египта, и заставил их поклясться, что при Исходе евреи возьмут с собой его останки. Йосеф умер в возрасте 110 лет; его тело набальзамировали и положили в саркофаг. Так завершилась книга Берешит, первая в Пятикнижии.
Взвешено, отмерено
"И жил Яаков в стране Египетской семнадцать лет..."(47:28). Почему Тора сообщает нам, сколько лет Яаков провел в Египте? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем стих из Мишлей, Притчей царя Шломо: "На пути благотворительности (цдака) - жизнь, и нет смерти вдоль ее стези" (12:28).
Царь Шломо воспевает здесь благотворительность и обещает за нее долгую жизнь. Цдака несет спасение душе и телу; она способна изменить неблагоприятную судьбу, предсказанную звездами. Известно, что по звездам можно определить будущее человека, его участь (эта астрологическая концепция выражена в иудаизме словом мазаль, означающем одновременно "созвездие" и "судьбу", "счастье").
Предопределенность вполне еврейское понятие. Фраза из настоящего раздела "И подошли дни Израиля к концу..." означает, что приблизился момент, когда нашему праотцу Яакову-Израилю было суждено умереть. Те же слова "и подошли дни" употребляются в Торе и применительно к Моше-рабейну и царю Давиду.
Но хотя срок нашей жизни отмерен мазалем, Всевышний может изменить его, продлить или, наоборот, сократить жизнь по Своему желанию. Тезис царя Шломо "на пути благотворительности — жизнь" означает, что человек может получить добавку к своим годам в награду за щедрость, бескорыстие и доброту. Такой добавки удостоился, например, Биньямин а-Цадик. Он распоряжался фондом пожертвований и однажды, в разгар голода, предупредил бедную женщину, что в фонде не осталось денег. Женщина сказала, что ей и ее семерым сыновьям будет нечего есть, и тогда он взял на себя заботу об этой семье - кормил их за свой собственный счет. Когда пришел смертный час Биньямина, ангелы стали настойчиво ходатайствовать перед Б-гом о продлении жизни праведнику в заслугу той помощи, которую он оказывал бедной семье. Б-г удовлетворил эту просьбу: Биньямин прожил еще двадцать два года.
Если цдака способна добавить жизнь человеку, тем более она не сократит ее, как сказано во второй части приведенного изречения: "...и нет смерти вдоль ее стези", а также в другом стихе из Мишлей: "у-цдака тациль ми-мавет - а цдака спасает от смерти"( 10:2). Мудрый царь Шломо учит нас, что милосердие и щедрость надежно защищают человека от преждевременной смерти.
Но что же такое благотворительность или, выражаясь, современным языком, филантропия? Это материальная помощь тому, кто нуждается в ней. Еврейская традиция делит благотворительность на несколько уровней, нарастающих по степени важности.
Первая ступень: помощь бедному еврею из другого города. Более насущная мицва - оказать помощь нуждающемуся еврею из своего города. Следующая по важности заповедь: поддержать бедного родственника, свою плоть и кровь. Еще важнее - обеспечивать своих собственных маленьких детей. И наконец, высшая градация благотворительности - помогать своим родителям. На этом уровне заповедь цдаки сочетается с обязанностью почитать отца и мать.
Здесь требуется уточнение. Заповедь почитания родителей вознаграждается долгой жизнью независимо от того, богаты они или бедны. Но если они нуждаются в деньгах или в уходе, то заботливый сын или дочь зарабатывает себе дополнительные года жизни сразу по двум "счетам": за мицву почитания и за мицву благотворительности высшего разряда.
На самом деле, помощь престарелым родителям - это форма возвращения долга за свои детские годы, когда роли были обратными: трудоспособные родители содержали маленького сына или дочь. Получается классический пример известного принципа Торы: "мера за меру". Только в данном случае он осуществляется не Б-гом, а самими людьми. (Популярная в России поговорка "Дети — не сберкнижка" отвергается еврейской традицией.)
Предписано также давать пруту (мелкую монету, милостыню) и нуждающемуся нееврею. Но это не цдака в буквальном смысле, а средство поддержания социального мира, поскольку перед неевреями у нас нет никаких материальных обязательств.
Теперь вернемся к первой фразе этого раздела. Последние семнадцать лет, прожитые в Египте, Яаков находился на полном иждивении у своего сына Йосефа, могущественного египетского правителя. Йосеф кормил отца (и всю семью), фактически, за те семнадцать лет, которые он сам жил на всем готрвом в доме Яакова (как сказано в разделе Ваешев, "семнадцати лет Иосеф пас с братьями своими мелкий скот") до того, как братья продали его в рабство. Получается точная "мера за меру": семнадцать за семнадцать.
Спасибо, мне лучше
"И известили Яакова, и сказали: "Вон сын твой Иосеф идет к тебе". И собрался с силами Израиль и сел на постели" (48:2).
В талмудическом трактате Недарим сказано, что если больного навещает бен-гило (человек, родившийся под тем же созвездием), он избавляется от одной шестидесятой части своей болезни.
Виленский Гаон поясняет: хорошо известно, что из всех сыновей Яакова только Иосеф был его бен-гило. Не случайно, у них было много общего. Как объясняет Раши в разделе Ваешев, они были внешне похожи, и судьбы их в чем-то перекликались: Яакова ненавидели, и Йосефа ненавидели; Яакова хотел убить его брат, и Йосеф тоже чуть не стал жертвой своих братьев.
Эта информация поможет нам разобраться в приведенном стихе. Но вначале вспомним, что каждой еврейской букве соответствует численное значение ("алеф" - 1, "бет" - 2... "каф” - 20 и т.д.). Числовая сумма букв в слове называется гематрией, которая часто используется в толковании скрытых значений Торы.
"Вон сын твой...", - говорят Яакову. Слово "ине" (вон) имеет гематрию 60, а гематрия "постели" (а-мита), на которую сел Яаков, услышав это сообщение, составляет 59. Яаков настолько ослаб от болезни, что не мог даже сидеть, но как только пришел Йосеф, бен-гило Яакова, одна шестидесятая часть недуга ушла, оставив ему пятьдесят девять частей. В результате Яаков почувствовал себя немного лучше и даже смог сесть на постели. Вот почему посещение больных считается такой важной мицвой в иудаизме.
Рыбная браха
"Да размножатся они на земле словно рыбы" (48:16). Так Яаков благословил перед смертью потомков Йосефа. Но разве осуществилась эта браха? Ведь при пересчете сынов Израиля в пустыне Синай при Исходе из Египта не видно особого численного преимущества колен Эфраима и Менаше, сыновей Йосефа. Их было 72 тысяч. Самое многочисленное колено Йеуды насчитывало 74 тысячи.
Однако в комментарии Таргум Йонатан к разделу Бешалах сказано, что за 30 лет до Исхода Египет преждевременно покинули 200 тысяч потомков Эфраима. По пути в Эрец Исраэль, где-то в районе нынешней Газы, они были полностью истреблены филистимлянами. Если бы эти беглецы остались и затем ушли со всеми, численность колена возросла бы не на 200, а на 40 тысяч человек (известно, что из Египта вышла только пятая часть евреев, а остальные четыре пятых погибли во время предпоследней казни под названием "тьма Египетская"), и потомков Йосефа в пустыне было бы 112 тысяч, намного больше, чему у Йеуды.
Позже эта разница еще больше возросла. Перепись, проведенная в степях Моава незадолго до вступления в Эрец Исраэль, показала, что колена Эфраима и Менаше увеличились на 11 тысяч, а колено Йеуды - только на две тысячи. Очевидно, что по мере приближения к Стране Израиля благословение Яакова "и размножатся они на земле, как рыбы" обретало все более зримые черты.
Известно, что рыба размножается только в воде, а на суше быстро погибает. Но евреи тянулись к Эрец Исраэль, как рыба к воде. Как только они достигли цели, кривая роста численности двух колен Йосефа поползла так резко вверх, что представители Менаше стали горько жаловаться лидеру нации Йеошуа бин Нуну на нехватку земли в их наследном уделе.