Пост 10 тевет

День всеобщего Кадиша

 

Четыре дня в году напоминают о разрушении Иерусалимского Храма и соответствуют четырем этапам этого бедствия. Эти дни: Десятое тевета, Семнадцатое тамуза, Девятое ава и Пост Гедальи (3 тишрей).

Десятого тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор) начал осаду Иерусалима. Так сказано об этом в Священном Писании: «И было: на девятом году своего царствования, в десятом месяце, в десятый день месяца пришел Невухаднецар, царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим, и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг него осадный вал. И попал город в осаду до двенадцатого года правления царя Цидкиягу. В девятый день месяца голод в городе стал невыносим, и не было хлеба у народа...» Более полугода продолжалась осада Иерусалима, и 17-го тамуза была пробита городская стена. Три недели спустя, во второй половине дня 9-го ава был подожжен Храм. Это означало окончательную потерю еврейским народом своей независимости и власти над своей страной, крушение всех надежд и уничтожение духовного центра народа. Девятого ава началось изгнание народа Израиля.

Как именно мы должны отмечать посты, установили пророки, жившие в эпоху разрушения Храма. В 127-й главе книги Тегилим прекрасно передаются чувства изгнанников из Сиона: «На реках вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион...» В то же время эта небольшая глава является источником многих законов, касающихся проведения поста. Выполняя эти законы, евреи на протяжении многих столетий выражали свою скорбь о разрушенном Храме.

Десятого тевета постятся от рассвета до наступления ночи. Даже если этот день выпадает на пятницу - мы постимся, потому что сказано в Священном Писании: «...в тот самый день». Постится даже жених в течение «семи дней пира» после свадьбы, потому что сказано: «Неужели не поставлю я Иерусалим во главе веселья моего?!»

В «Шахарит» мы читаем «слихот», специально предназначенные для этого поста, а также молитву «Авину, малкейну», включающую моления, связанные со всеобщим постом.

В этот день в синагоге читают Тору и в «Шахарит», и в «Минху». К Торе вызывают трех человек и читают о том, как Моше-рабейну молился за весь народ, умоляя Вс-вышнего простить Израилю грех сооружения золотого тельца. Этот отрывок из Торы читают в каждый пост: мы надеемся получить от Вс-вышнего ответ, подобный тому, которого удостоился Моше: «Простил Я. как ты простил».

После чтения Торы в «Минху» читают «гафтару», предназначенную для дня поста, из книги пророка Йешаягу: «Ищите Г-спода тогда, когда Он доступен, взывайте к Нему, когда Он близок!».

В «Шмонэ-эсрэ» добавляют вставку «Анейну» – «Ответь нам, Г-сподь, ответь нам в день поста нашего!..» В «Шахарит» эту вставку читает хазан, повторяя молитву, но в «Минху» ее произносят все молящиеся в той части молитвы, которая читается шепотом. В устах хазана «Анейну» становится отдельным, дополнительным благословением, заканчивающимся так: «Благословен Ты, Г-сподь, отвечающий народу Своему, Израилю, в час беды!»

В нашем поколении, поколении Катастрофы и возрождения, Десятое тевета получило еще один смысл. Сразу же после создания государства Израиль Главный раввинат постановил, что этот день будет Днем всеобщего «Кадиша» – днем поминовения жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна. Очень многие из шести миллионов наших братьев, да отомстит Г-сподь за их кровь, погибли жестокой, мучительной смертью, и дата их гибели неизвестна, потому что не осталось свидетелей их смерти. Десятого тевета зажигают нер нешама, поминальную свечу, произносят «Кадиш» и учат Мишну во имя душ этих мучеников.

Большая символика заключена в соединении двух этих трагических событий – начала крушения Первого Храма и попыткой полного уничтожения Дома Израиля в нашем поколении. В этот день мы выражаем свою надежду на то, что Катастрофа европейского еврейства завершает страшную эпоху в истории нашего народа, начавшуюся с разрушения Первого Храма. Как и в прочие посты, мы выражаем нашу надежду на то, что сбудутся слова пророка Зхарьи: «Так сказал Г-сподь воинств: Пост четвертого месяца [т. е. Семнадцатое тамуза], и пост пятого месяца [Девятое ава], и пост седьмого месяца [3 тишрей, Пост Гедальи], и пост десятого месяца [Десятое тевета] превратятся для Дома Йегуды в дни радости и веселья, в дни праздников...» Мы молимся о том, чтобы это пророчество сбылось в наши дни.

Говоря о Дне всеобщего «Кадиша», следует отметить, что решением израильского парламента, Кнесета, 27 нисана объявлено Днем Катастрофы и героизма. В этот день, в 1943 году, восстание в Варшавском гетто, поднятое горсткой еврейских храбрецов, было окончательно подавлено силами нацистских убийц. Это решение Кнесета отнюдь не противоречит решению Главного раввината, напротив, одно дополняет другое, подчеркивая аспект героической борьбы и беззаветной отваги европейского еврейства в годы Катастрофы и духовное величие миллионов людей, боровшихся за сохранение своего Б-жественного образа и подобия, своей жизнью и смертью освящая Имя Вс-вышнего.

р. Исроэль-Меир Лау "Праздники иудаизма в свете Устной Торы"