Istok.ru - Ваш спутник в еврейском образовании

Все о иудаизме, евреях и еврейском образе жизни

Разделы и книги

Времена и даты

Шабат
Дни трепета (Рош а шана, Йом кипур)
Рош а Шана - аудиолекция рава Ицхака Зильбера זצ"ל
Законы Десяти дней раскаяния
Рош а Шана (А. Аминов. Живой источник)
Раскаяние — мост между мирами
Суд в Рош а Шана (Рамбан. Врата Воздаяния)
Рош а Шана и Йом Кипур (Д. Айзенберг)
Начни сначала - Рош а-Шана (А.Татц)
Рош а Шана (Cуббота, праздник, будни)
Рош а Шана (Рамбам. Книга заповедей)
Рош а Шана и трубление в шофар (М. Вейсман. Мидраш рассказывает...)
Дни трепета (Г.Вук)
Два дня Рош а Шана (И-М. Лау. Практика иудаизма)
Трубление в Шофар (И-М.Лау. Практика иудаизма)
Рош а Шана, Йом Кипур (И.Телушкин. Еврейский мир)
Йом а-кипурим и Рош а-шана (А.Кармель)
Дни трепета (SABJE)
Звук шофара (А.Кармель)
Дни покаяния (Х.Донин)
Рош а Шана 1941г - Бабий Яр (И. Телушкин. Еврейский мир)
Рош ашана (Законы еврейской жизни)
Иудаизм - Праздники Торы
Еврейский календарь
Месяц Элул
Еврейские праздники
Иудаизм - общественные посты
Холокост и памятные даты Израиля

Иудаизм - аудиолекции

Рав Хаим Бурштейн
Тегилим (Псалмы) с комментариями рава Ицхака Зильбера זצ"ל
Пророки - аудиолекции р. Ицхака Зильбера זצ"ל

Еврейское образование

Иудаизм и народы мира
Тора и Танах
Мишна и Талмуд
История евреев и Израиля
Еврейские традиции
Каббала - тайные знания
Земля Израиля: История и География
Евреи и мировые идеологии

Еврейская семья

Детский уголок иудаизма
Дети и Родители
Бат/Бар Мицва
Свадьба (хупа)
Еврейский дом
Женщины в иудаизме

Школа иудаизма

Мусар - еврейское мировоззрение
Классические еврейские источники
Преподавательское мастерство
Методические пособия
Мидраши - притчи в иудаизме

Иудаизм - классика и современность

р. Рафаэль Алеви Айзенберг. Выживание. Израиль и Человечество
p. Арье Аминов. Живой Источник
Акива Татц. Маска Вселенной
Береги свою речь, о злословии
Герман Вук. Это Б-О-Г мой
Донин, Хаим. Быть евреем
Кармель, Арье. ИУДАИЗМ И ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
М. Левуш. Пиркей Авот - изучение мишны
М. Левуш. По образу и подобию
М.Левуш. Четыре царства
р. Элиэзер Гевирц. Чтобы понять и постичь
р. Акива Татц. Жить вдохновенно
р. Арье Каплан. Мир создан для меня
р. Гершон Вайс, р. Арье Каплан. Шимшон - судья Израиля
р. Иегуда Гордон. Райский сад
р. Исраэль-Меир Лау. Практика иудаизма
р. Йосеф Б. Соловейчик. О раскаянии
р. Рафаэль Алеви Айзенберг. В конце дней
Раби Нахман из Браслава. Поездка
Раби Элияу Виленский Гаон. Совершенная мера
Рав Ицхак Зильбер.
Пламя не спалит тебя
Смысл и законы достойной речи
Таубер, Эзриэль. Скажи жизни "ДА!"

Еврейская проза и живопись

Марк Шагал
Мирьям Новикова. И расскажи папе своему...
Двора Литвинова. Мои молитвы
Хаим Венгер. С Израилем в сердце
Давид Фридман. Мендель Маранц
Эфраим Кишон. Это мы - израильтяне
Шмуэль-Йосеф Агнон. Простая история

Библиотека иудаизма

р. Арье Каплан. Нежданные встречи
Меир Шиллер. Дорога обратно
р. Носсон Шерман. Свет изгоняет тьму
р. Носсон Шерман. Вечность и Суета
р. Замир Коэн. Тора и наука
р.Цви Маркович. Путями веры
Самуил Голдинг. Опровержение христианских учений
Свой взор к горам высоким устремлю, оттуда явится мне помощь и спасенье
Швут Ами - Суккот, Песах, Шавуот
Швут Ами - сборник публикаций
Швут Ами - сборник статей
Три измерения души
Раби Моше Хаим Луцатто. Основы
р. Эльхонон Буним Вассерман. Перед приходом Машиаха
В гармонии с природой. О законах и обычаях еврейского дома
В. Шевелев. Двенадцать евреев которые изменили мир
Пуа Штайнер. Навеки мой Иерусалим
р.Хаим Шмулевич. Беседы об этике
р. Ирмияу Абрамов. Две половины целого
Довид Россоф. Наш наследный удел
Гарольд Фиш. Еврейская революция
Раби Нахман из Браслава. Просьба об истине
Как правильно одалживать деньги. Еврейские законы ссуды и роста
Рав Эрез-Моше Дорон. Наедине с Творцом
Д-р Джеральд Л. Шрёдер. Шесть дней Творения и Большой Взрыв
Берел Вайн. Ам Исраэль Хай
 

Дни трепета (Рош а шана, Йом кипур)

Рош а Шана - аудиолекция рава Ицхака Зильбера זצ"ל

Рав Ицхак, благословенна память праведника, приводил пример из собственной жизни. Его семья приехала в Эрец-Исраэль в с пустым кошельком. Как и другие репатрианты, они получили государственное жилье. Квартиру нужно было выкупить и рав Ицхак влез в крупные долги. Накануне Рош а-Шана он задумался: «Интересно, что бы пожелали мне в будущем году мои кредиторы? Жизни или смерти? Им, конечно же, выгодно, чтобы я остался в живых и вернул одолженные деньги. Хотят ли кредиторы, чтобы я был здоров, или, не дай Б-г, болен и прикован к постели? Наверное, им хочется, чтобы у меня было крепкое здоровье для того, чтобы зарабатывать на жизнь и покрывать долги». С Творцом мы состоим в похожих отношениях. Поэтому во время молитвы мы просим, чтобы Он даровал нам жизнь для того, чтобы мы могли хотя бы символически отплатить за то добро, которое Он нам делает.

Законы Десяти дней раскаяния

Десять дней раскаяния — название их говорит само за себя, сообщая, что это дни, специально предназначенные для раскаяния. И всякий должен в это время полностью раскаяться перед Б-гом, да будет благословенно Его Имя, до того, как наступит великий и ужасный день, Йом-Киппур, как сказано: «...перед Б-гом очиститесь»; и сказано: «ищите Б-га, когда он близок...», и разъяснили мудрецы наши благословенной памяти, что речь идет о десяти днях между Рош га-Шана и Йом-Киппуром. И поэтому должен человек в эти дни исследовать свои дела и оставить те из них, которые дурны. И если человек не уверен, совершил ли он преступление, от него требуется большее раскаяние, чем если он точно уверен, что преступил, поскольку по природе человек сильнее раскаивается, когда знает, что согрешил, чем когда не знает. Поэтому-то жертва «ашам талуй», то есть жертва, приносимая, когда человеку не известно, совершил ли он преступление или нет, должна стоить дороже, чем жертва «хатат», приносимая, когда человек точно знает, что по ошибке совершил преступление.

  

Рош а Шана (А. Аминов. Живой источник)

Что такое еврейский новый год? В этот день каждый из нас предстает, подобно ягненку, перед троном Вс-вышнего. В этот день мы не можем раствориться в толпе, не можем спрятаться за чьими-то спинами; в этот день мы не в команде, не под прикрытием и попечительством учителей и наставников. Мы сами по себе, по одному, индивидуально, лично! Потому что этот день — День Суда. И все, что есть у нас за душой, хорошее и плохое, наши личные достижения и наши собственные промахи - все это оценивается и взвешивается в момент рассмотрения нашего персонального дела. В этот особенный день на Суд предстают не только евреи, но все сущее в мире. День Суда - это день, когда все началось и когда раз в году все подвергается ревизии... На рубеже завершающегося года и года нового, ко Вс-вышнему поступают «пухлые папки с документами», на основании которых Он подводит итоги.

Раскаяние — мост между мирами

Раскаяние — мост, обеспечивающий непрерывность творения, неизменность Творца и восстановление разрушенной стены. Раскаяние, начиная с греха Золотого Тельца, дает возможность возвращения к утраченному совершенству. Тора ясно показывает, что грех не разрывает окончательно связь между человеком и его Создателем. Раскаяние (тшува), включающее сожаление о грехе, словесное признание в нем и решение больше не совершать недостойные поступки, может восстановить прерванные или приостановленные отношения.

  

Суд в Рош а Шана (Рамбан. Врата Воздаяния)

Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга “средних”. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь и решение суда запечатывается. Законченным грешникам сразу же выносится и утверждается смертный приговор. А “средние” остаются в “подвешенном” состоянии от Рош ашана до Йом кипура: если заслуживают, им даруется жизнь, не заслуживают — выносится смертный приговор» (Рош ашана 16б).

Рош а Шана и Йом Кипур (Д. Айзенберг)

Одежда, которую надевают в Рош Ашана, должна быть несколько менее праздничной или менее дорогой, чем одежда для других праздников, в знак благоговения перед Б-жественным Судом. Хотя женщины не обязаны слышать звучание Шофара, поскольку это Мицва Асе Шеазман Грама, они обычно исполняют эту Мицву. Мужчине разрешается трубить в Шофар для женщин, даже если сам он уже слышал трубление. Но в этом случае, однако, женщина должна сама произнести для себя благословение.

  

Начни сначала - Рош а-Шана (А.Татц)

Представ перед Б-гом в Рош а-Шана, человек судится на весь год. Его личность кристаллизуется в этот момент, приобретает законченную форму; изменить ее потом будет чрезвычайно трудно. Куда легче вносить изменения в Рош а-Шана - вы можете тогда легко манипулировать "генами" своего характера.

Рош а Шана (Cуббота, праздник, будни)

Эрев Рош Ашана — является последним днем года. Особое значение в этот день имеет "тшува"— раскаяние и решение исправить свои пути и поступки. Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого и дать возможность завершить год в состоянии духовного возвышения и приближения к Всевышнему, а также помогает подготовиться к Рош Ашана и "Асерет Имей Тшува"("Десять Дней Раскаяния"). Стараются посвятить канун Нового года изучению Торы и исполнению мицвы "тшува".

  

Рош а Шана (Рамбам. Книга заповедей)

Сказано в Торе о Новом годе, Рош-Ашана: "В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой... священное собрание. Никакой работы не делайте" (Ваикра 23:24-25). Закон относительно работы в Рош-Ашана такой же, что и для первого дня Песах. Наши мудрецы установили праздновать Рош-Ашана в течение двух дней — как в Эрец Исраэль, так и вне ее. Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде - мужчины и женщины.

Рош а Шана и трубление в шофар (М. Вейсман. Мидраш рассказывает...)

В Письменной Торе нет никаких других упоминаний об особенностях Рош Ашана и о мицве «трубить в шофар». Однако Устная Тора учит, что первого тишри Б-г вершит Свой суд, решая, каким странам в грядущем году будет уготован мир, каким — войны, каким — голод, а каким — изобилие еды. Рассмотрев поступки каждого индивидуума, Небесный Суд выносит ему приговор о жизни или смерти.

  

Дни трепета (Г.Вук)

Статут этих дней прост и короток. Он содержится в Книге Левит:"Говори сынам Израилевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой работы не делайте, и приносите жертвы Г-споду. И говорил Г-сподь Моисею так: А в десятый день седьмого месяца сего — день искупления, священное собрание да будет у вас, и смиряйте себя постом, и приносите жертвы Г-споду. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Г-сподом, Б-гом вашим. А всякая душа, которая не смирит себя в самый день сей, истребится из народа своего.

Два дня Рош а Шана (И-М. Лау. Практика иудаизма)

Очевидно, что Рош-Гашана – это рош-ходеш (новомесячье) тишрей. В Эрец-Исраэль, и даже в самом Иерусалиме, заранее неизвестно, покажется ли новорожденная луна на 29-й или на 30-й день после начала предыдущего месяца, элула. Поэтому в древности уже к концу 29-го дня народ прекращал работу и соблюдал святость праздника. И вот однажды случилось, что в Сангедрин не пришел ни один свидетель заявить, что уже видел новорожденную луну. Позже выяснилось, что в тот год месяц элул был «полным», и лишь на следующий день должен был быть Рош-Гашана. Однако для того, чтобы в будущем исключить недоразумения, мудрецы Торы постановили, что во всей Стране Израиля (и в том числе в Иерусалиме – месте, где заседал Сангедрин) Рош-Гашана всегда должен праздноваться два дня, и обычай этот сохранился доныне.

  

Трубление в Шофар (И-М.Лау. Практика иудаизма)

Самая суть Рош-Гашана как дня Суда выражается в особой заповеди, относящейся только к этому дню года, – трубление в «шофар». «День трубных звуков» и «день памяти о трубных звуках» – так называет Тора день Рош-Гашана. Мудрецы наши объясняют, что первое из этих названий относится к случаям, когда Рош-Гашана выпадает на будничный день, – тогда это «день трубных звуков», тогда действительно трубят в «шофар»; второе же относится к тому случаю, когда Рош-Гашана совпадает с субботой, – тогда в «шофар» не трубят, и день этот является лишь «днем памяти о трубных звуках».

Рош а Шана, Йом Кипур (И.Телушкин. Еврейский мир)

Большинство еврейских праздников связано с событиями еврейской истории. Песах, например, знаменует исход из Египта, Шавуот — дарование Торы, Пурим — освобождение от Гамана. Рош-Гашана и ЙомКипур — праздники с большой направленностью на личность. В это время (и заранее) евреям положено анализировать свои поступки и проступки за весь предшествующий год. Цель Рош-fашана и Йом-Кипура — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к напинающемуся году. В эти дни, учит еврейская традиция, Б-г решает, кто на следующий год будет жить, а кто умрет. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решения Б-га.

  

Йом а-кипурим и Рош а-шана (А.Кармель)

Йом Га-кипурим — это еще и шабат. И, как в шабат, мы должны в Йом га-кипурим отказаться от всякой производительной деятельности, от любой млахи. Но это также и время признания, что мы недостойны той силы, которой Он одарил нас, недостойны управлять миром, который Он создал, потому что мы использовали дарованную нам силу ради своих корыстных целей, чтобы нарушать Его волю, а не исполнять ее. Поэтому в этот день мы отказываемся использовать эту силу ради того, чтобы изменить хоть что-нибудь в этом мире — для себя, ради наших человеческих целей.

Дни трепета (SABJE)

Рош-а-Шана и Йом Кипур - религиозные события, посвящённые молитве и серьёзным размышлениям. Это - время, когда мы проверяем свои идеалы и вспоминаем сделанное, концентрируем внимание на нашей вере в Б-га и отношениях с другими людьми. Мы ищем воодушевление и уверенность и надеемся выдержать испытания наступающего года. Рош-а-Шана и Йом Кипур - это вершины 40-дневного периода от первого дня еврейского месяца Элул до Йом Кипура (десятого Тишрея).

  

Звук шофара (А.Кармель)

Величественный символ шофара придает Рош га-шана особую значительность. Грубый, немелодичный звук шофара похож на вопль, на стон, рвущийся из глубин сердца, из глубин подсознания; он выразительнее любых слов, и слова здесь не нужны. Шофар будит нас, пробуждает в нас сознание того, что настанет день, когда нам придется предстать перед небесным судом и дать отчет обо всем, что мы делали в нашей жизни.
Три звука извлекают из шофара: 1) ткиа — плавный, непрерывный звук; 2) труа — прерывистый звук; 3)сно-ва ткиа — протяжный непрерывный звук.

Дни покаяния (Х.Донин)

когда в глубокой древности было вычислено, что первый день Творения приходится на первое тишри, его назвали Рош-Гашана ("начало года"). С Рош-Гашана начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния - асерет йемей тшува ("десять дней покаяния"). Завершением этих десяти дней служит Йом-Кипур. Лейтмотивом особых молитв Рош-Гашана и Йом-Кипура является наше признание власти Всевышнего над Вселенной и покорность человека Его верховной воле.

  

Рош а Шана 1941г - Бабий Яр (И. Телушкин. Еврейский мир)

Массовое убийство евреев нацистами началось не с лагерей и газовых камер. Уже в ходе нацистского вторжения в Россию в июне 1941 года немецкие войска имели особые армейские подразделения, известные как эйнзацгруппы. На них возлагалась единственная задача — убить каждого еврея, которого они встретят на своем пути.

Рош ашана (Законы еврейской жизни)

Начиная от Рош аШана и до Йом кипур включительно в кадиш повторяют слово леела (в некоторых общинах повторяют это только в Йом кипур в заключительной молитве неила). Во время вечерней трапезы в знак того, что наступит хороший, сладкий год, макают ломоть хлеба, над которым прочли браха „амоци", не в соль, как обычно, а в мед, затем макают в мед кусочек сладкого яблока, предварительно произнося браха „боре при аэц" и затем слова „Йеи рацон шетхадеш алену шана това умтука".