Старинный рецепт примирения

Недельная глава Ки Теце включает в себя огромный список заповедей и законов. Некоторые из них следуют друг за другом в, казалось бы, необъяснимом порядке. На наш взгляд, они абсолютно не связаны.

Многие комментаторы объясняя этот порядок, опираются на Талмуд и Мидраш. Некоторые законы вытекают именно из их местоположения в общем списке мицвот (важнейшее значение имеет то, какая заповедь в «списке» указана до и какая после каждой конкретной мицвы). Есть общий принцип, связующий заповеди и законы, перечисленные в нашей недельной главе. Он работает так: мицва горерет мицва и авера горерет авера. То есть, одна заповедь тянет за собой следующую и дает возможность ее выполнять. Но так же один грех (авера) тянет за собою другой грех. Т.е., человек, совершив первый грех, совершает и второй, почти с неизбежностью.

Есть в главе два очень интересных места. Они касаются того, как трансформируются человеческие взаимоотношения в ситуациях, когда возникают разногласия.

Сначала речь идет о финансовых спорах, и Раши обращает наше внимание вот на что: пасук этот начинается словом «рив», которое переводится как «маленький денежный вопрос». Но это - начало тяжбы. Заканчивается история разбирательством в суде. Раши пишет: даже если изначально обе стороны считают, что полюбовное решение конфликта поможет им сохранить хорошие отношения, в конце концов, получается, что только суд может разрешить спор, и мира между сторонами уже никогда не будет.

Вторая «история» касается обычной ссоры между людьми. Пасук здесь также начинается с почти безобидного слова «инацу» - словесная перепалка. Заканчивается все это дракой. И снова, по объяснению Раши, начиналось с того, что люди хотели разобраться в своих разногласиях и прийти к миру, в итоге  - сделали только хуже, ведь после рукопашного боя простить друг другу обиду уже невозможно.

Какое правило из этого вытекает? Посильно ли обычным людям самостоятельно разбираться в разногласиях? И можно ли избежать усугубления конфликта?

Обычная ошибка спорщиков состоит в том, что каждый из них, любой ценой, стремится отстоять свой интерес, свои позиции. И не имеет значения, мягкий способ они выбирают для спора или жесткий. Как правило, начинается мягко, заканчивается жестко. Единственный путь к миру - только мирный - когда ищут правильное решение, не зависимо от того, кто в итоге выиграет.

Более глубокая причина ошибочного подхода в том, что человек идентифицирует себя со спорным вопросом. В оппоненте он перестает видеть человека, и лишь усматривает в нем причину своих неприятностей. У каждого человека есть врожденное свойство отстаивать свою личность и свою жизненную позицию. И ему, как правило, кажется, что признание своей неправоты неизбежно приведет к потере человеческого достоинства и понизит его статус в отношениях с оппонентом. И все неприятности из-за этого самого оппонента, а потому спор уже не остановить. Написано в Мидраше, что Аhарон hа-Коhен заслужил особую любовь и особое место в сердце еврейского народа, благодаря большой работе по восстановлению мира между спорящими.

В чем же был его секрет? Мидраш говорит: стоило ему узнать о чьей-то ссоре, как он уже спешил к спорщикам. Он подходил к каждому из них в отдельности и говорил, что оппонент уже сожалеет о конфликте и хочет заключить мировую. И тогда при последующей встрече сторон проблемы разрешались быстро, а дружеские отношения восстанавливались. Действия Аhарона в подобных ситуациях не содержали никакой магии и не были проявлением чуда. Он просто устранял основные элементы непримиримого спора: исчезало самоотождествление спорящих с предметом спора и убиралось «понижение» статуса личности из-за возможного проигрыша.

В преддверии Судного Дня нам очень важно проделать самостоятельную работу по рецепту, оставленному Аhароном hа-Коhеном.

р. Акива Йосович  - по материалам вестника "Кol Уaakov"