Недельная глава Ницавим рассказывает о том, как Моше, накануне своей смерти, вновь вводит евреев в Союз со Вс-вышним. Он говорит им: грядут и хорошие времена, и плохие, но всегда напрямую это будет зависеть от соблюдения Торы, и выход из самых сложных положений возможен только через Раскаяние (Тшуву).
Моше говорит: «Вот эта заповедь, которую я даю вам. Сегодня она не закрыта для вас и не отдалена. Она не в Небесах, и потому вы не скажете: кто может подняться туда и принести ее для нас, чтобы мы услышали и исполняли. Она и не в далеких странах, и вы не скажете: кто может отправиться туда и привезти ее нам, чтобы мы услышали и исполняли. Эта заповедь к вам близка. Всего лишь ртом своим и сердцем можете ее исполнять!»
В Талмуде (Трактат Эйрувин, 25) сказано: если бы Тора, на самом деле, была в Небесах или в далекой стране, евреи обязаны были бы достать ее и соблюдать.
И никакие сложности не могут освободить от исполнения заповеди (ведь даже ради ерунды люди сумели добраться и до Луны).
Моше говорит народу о том, что настало время заняться соблюдением Торы; искать ее или доставлять откуда-то уже не нужно!
Комментаторы объясняют: Небо и далекие земли - не просто метафора. Ведь изначально Тора действительно находилась на Небесах. Моше отправился туда и стал тем, кто удостоился получить ее и принести в этот мир. Теперь понимание Торы Мудрецами для нас единственно авторитетно. В любых условиях, в любую эпоху, к мнению глав поколения следует относиться как к непререкаемому - поскольку так оно и есть. То, что заповедь эта «не в далеких странах», означает, что недопустимо считать, будто в правильном виде она не может соблюдаться здесь и сейчас, и что будто бы только в Израиле, или только в другом поколении, или только при других обстоятельствах, в другой ситуации и так далее, возможно ее наилучшее исполнение... Тора давно не в Небесах, а следовательно - всегда и везде близка к нам.
Из известного объяснения Рамбана, данного на наш посук, следует: говоря о том, что «эта мицва» рядом с нами, Моше подразумевает не вообще Тору, но конкретно Тшуву. Рамбан намекает на то, что слова Моше говорят о невозможности Тшувы в Небесах (после смерти каяться, поздно), или в далеких странах (где мы соберемся после Изгнания). Когда-нибудь потом, или где-то там, вдалеке, Тшува будет уже невозможна. Нужно как можно скорее раскаяться - здесь и сейчас. Иначе поезд уйдет без нас!
Рабейну Овадья Сфорно не прибегает к намекам, но говорит совершенно определенно: торопитесь сделать Тшуву в Изгнании, только через нее вы обретете спасение.
За несколько дней до Рош a Шана, накануне 5573-го года (1812) реб Хаим Воложинер произнес речь, предваряющую первые ночные Слихот (покаянные молитвы). В ней он дал интересное объяснения нашего посука. Грех, совершенный евреем в Воложине, влечет за собой огромные, можно сказать, всемирные последствия. В своей книге «Нефеш ha-Хэим» Воложинер объясняет: каждая мицва, совершаемая в этом мире, связана с очень высокими мирами. Исполненная заповедь создает благотворные изменения в высших сферах, которые, свою очередь, положительно сказываются на состоянии нашего мира. Тот же механизм взаимосвязей работает и в тех случаях, когда в нашем мире имеют место какие-то нарушения. Если здесь мы совершаем грех (пусть он кажется нам мелким и частным), он немедленно вызывает негативные изменения в огромных и многочисленных мирах, которые хоть и скрыты от нашего непосредственного восприятия, однако оказывают действенное влияние на наш мир. Об этих действенных влияниях раввин Хаим Воложинер говорит так: самое главное, что надлежит усвоить, это то, что Б-г дает нам возможность раскаяться. Раскаяться именно здесь, несмотря на то, что главное разрушение произошло в далеких от нас местах и имеет огромные масштабы. Нужно усвоить, что наше маленькое исправление, наши микроскопические усилия сделать Тшуву здесь и сейчас, - работают.
Представьте себе двухлетнего ребенка, на минутку оставшегося без присмотра родителей. Вот он видит розетку и решает «включить» в нее гвоздь. Перед ребенком только розетка, он не понимает, что она не сама по себе, но связана обширными и сложными электросетями с большим числом других розеток, приборов, агрегатов, людей... Гвоздь вставлен - и многоквартирный дом обесточен.
Теперь простые действия не помогут. Детская шалость, совершенная в одной небольшой комнате привела к крупной аварии, которую не исправишь, сидя дома.
Но в Тшуве все иначе! И об этом-то говорит Моше: раскайся здесь, для этого не нужно идти в Небеса. Исправь свой промах там, где ты его совершил, а остальное исправит Б-г.
А что касается дальних стран, говорит р. Хаим Воложинер, то общее состояние мира, его общий духовный уровень, зависит от каждого конкретного человека и уж тем более - от каждого еврея. Плохой поступок в Воложине плохо влияет на еврейскую общину в Париже. Там, в результате воложинских грехов, также происходит спуск в «духовный подвал». Но исправлять ситуацию нужно здесь, если ты здесь оступился. Не нужно ехать для этого в далекий Париж, чтобы «спасать» тамошних евреев. В результате наших усилий здесь, парижским евреям поможет уже Вс-вышний, Он исправит то, за что мы ответственны. Но при условии, что мы исправляем себя.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"