Служите с радостью

В недельной главе Ки Таво представлен целый список наказаний за нарушение заповедей и благословений за их исполнение. Эту главу мы всегда читаем перед Рош а-Шана, т.е. именно в тот период, когда каждый должен продумать, что из его действий заслуживает наказания, а что благословения.

В список неприятностей входит пасук, в котором сказано: наказание полагается за служение Вс-вышнему без радости, даже если вы благословлены полным благословением — всеми материальными благами.

Возникает два вопроса. Во-первых, за что нас наказывают? Почему исполнение мицвот без радости такой же проступок, как их неисполнение? Во-вторых, почему нет радости, в то время, как есть полное благословение?

Благословение, о котором говорится в недельной главе, —это не награда за мицвот, но материальная поддержка, которая помогает нам, живущим в материальном мире, выполнять заповеди. Такое благословение - возможность управлять материальным миром, чтобы приспособить его для наилучшего исполнения заповедей Торы. Оно было передано Ицхаком своему сыну Яакову. И, на самом деле являлось «спорным». Ведь его хотел получить Эйсав, но не ради Торы, - ради себя. Вспомните, как встретились братья после долгих лет разлуки, когда Яков вышел из дома Лавана. Он послал брату роскошный подарок и велел передать буквально следующее: «У меня есть все!» (На иврите «все» - коль). Эйсав же ответил Яакову, что у него есть много - не все, но много (ров). В конце концов, он принимает подарок Яакова. В нашей недельной главе эти слова стоят рядом, что означает: мы должны были служить Вс-вышнему с радостью, имея «ров коль» - много всего. Когда у нас были блага, мы не сумели понять, что владели ими как Яаков, который сказал, что имеет все. конечно, мы радовались, когда были благополучны, но воспринимали свое благополучие только как материальное, а не как способ служения Вс-вышнему. Т.е., блага не добавляли нам радости в служении Творцу.

Пасук говорит: теперь мы должны будем служить Вс-вышнему без всех этих благ, и, все равно, радоваться тому, что просто служим, - безотносительно материального благополучия. 

Получается, что главная наша работа—отделить радость служения от всего материального и доказать, что она не нуждается в материальном подкреплении.

Как-то раввина Мойше Файнштейна спросили: «В начале прошлого века в Америку приехало множество евреев, которые в Старом Свете соблюдали мицвот —Шабат, кашрут и прочее... Ведь тогда они служили Творцу в более сложной ситуации. Но всего лишь через одно поколение, несмотря на то, что стало легче, свободнее и сытнее, дети их отошли от соблюдения заповедей! Как это получилось?» Раввин Файнштейн отвечал: «Да, эти люди, испытывая лишения в первые годы своей эмиграции, старались соблюдать мицвот. Пока росли их дети они, конечно, ели кашерную пищу и соблюдали Шабат, несмотря на сложности. Но детям в семье они не стеснялись демонстрировать, как это трудно, и те не видели радости от служения родителей». На этом примере мы видим, насколько опасно служение без радости. Ведь только тот, кто делает что-то с радостью, показывает, как это для него важно. Исключите радость, и вы продемонстрируете окружающим и, в первую очередь себе, как трудно и чуждо то, что вы делаете, и вы бы никогда этого не делали, если бы не тяжкая обязанность и чувство долга.

р. Акива Йосович  - по материалам вестника "Кol Уaakov"