В самом начале книги Шмот, сразу же после поименного перечисления сыновей Яакова, сошедших в Египет, Тора погружает нас во мрак египетского изгнания. Действительно погружает. Ведь мы изучаем ее из года в год, каждый раз заново переживая всю нашу историю.
В Торе сказано: «И восстал новый царь над Египтом, и он не знал Йосефа». И принял решение заняться «еврейским вопросом».
Согласно одному из Мидрашей, ни о каком новом царе речь не идет. Это все тот же фараон, все тот же Паро. Просто в стиле его правления произошел перелом, наступило время пересмотра государственной политики в отношении евреев.
Строго говоря, было бы странно предполагать, что откуда ни возьмись появился новый правитель, не видевший Йосефа у власти и не ведающий о его заслугах. Йосеф правил 80 лет — срок немалый; он спас страну от голода, упрочил ее могущество. Имя Йосефа знают в разных странах мира (откуда только ни приходили гонимые голодом люди за продовольствием!). А тут кто-то, кто ничего о Йосефе не слышал (очевидно, по причине того, что родился и вырос в далеком и диком кишлаке), несмотря на свою необразованность, восходит на царствование?! Возможно ли такое? Трудно поверить!
Понятно, что новый фараон или старый, особого значения не имеет. Просто наступил такой период, когда властитель больше не хочет знать ни Йосефа, ни его родственников.
Автор комментария «Даат Зкейним», опираясь на мнение Рабби Йеhуды бен Леви, говорит, что сам фараон боялся трогать евреев. И,возможно, не стал бы рисковать. Но его приближенные упорно настаивали на том, что численность этих чужаков непомерно велика и что это представляет реальную угрозу для страны. Единственный выход - сократить их количество и подорвать их силы.
Фараон упорствует: «До настоящего времени, - убеждает он министров, - страна и ее население существуют, благодаря евреям. Мы не можем так опрометчиво поступить с рукой, нас кормящей!»
Что происходит дальше? Министры объединяются и совершают маленький правительственный переворот. Они смещают фараона с его должности. На время! - поскольку, не найдя другой, более подходящей кандидатуры, рассчитывают, что вынужденный отпуск подействует благотворно. Расчет оказывается верным. Три месяца в стороне от дел — и строптивец делается покладистым. Теперь он готов на все, что ему велят. Министры довольны. Фараона возвращают на трон и диктуют условия.
Наверное, эта не столь продолжительная изоляция оказалась весьма полезной. Фараон очень изменился. Теперь он не только согласен с министрами, но и, как показывают дальнейшие события, сам выступает с инициативами. Ну, евреи, держитесь!
Так же поэтапно, как тяготы рабства, ужесточаются и государственные законы. Приказы становятся все страшнее... И вот, выходит очередной указ фараона, который, ни много ни мало, повелевает уничтожать еврейских младенцев мужского пола.
Конечно же все происходит не в один день. Сначала поступает особый «сигнал» от астрологов. Они предсказывают: должен родиться мальчик, Спаситель еврейского народа (он же - погубитель Египта)! И фараон делает все, чтобы не пропустить этот важный момент. Астрологи - хорошо, но агентурная сеть - лучше. По крайней мере, одно другому никак не мешает. Нужно срочно подготовить надежных шпионов, которые бы действовали в еврейской среде. На роль шпионов, - точнее шпионок, - как нельзя лучше годятся повитухи. Ну кто еще может располагать такой, как они информацией? Находят двух женщин-акушерок, дают им задание.
В одном из комментариев по данной теме, я видел объяснение того, как этим праведницам удавалось обманывать фараона. Казалось бы, шансов никаких. Фараон лично принял их на работу и платит зарплату. Больше того! Они приравнены к государственным служащим, и это ставит их в психологическую зависимость от фараона. Он знает, что эти женщины, искренние по своей природе, не могут лгать и не сумеют скрывать факты. Он лично дает им имена: одна из них Шифра, вторая Пуа. (Как объясняют Мудрецы, это не имена в буквальном смысле, но отражение должностных обязанностей. Шифра — та, кто заботится о красоте ребенка, - чтоб был чистеньким, ухоженным, с гладкой кожей. Пуа — поющая. Она успокаивает младенца, баюкает, напевая колыбельные песенки. Так женщин, стряпающих еду, называют Стряпухами, прядущих нить — Пряхами и т.п.). Конечно, обе нужны фараону исключительно в качестве доносчиц. Он требует, чтобы они не только присутствовали на родах, но и посещали дома, где есть новорожденные.
Автор комментария говорит: на самом деле, за именами Шифра и Пуа ничего не стоит. В реальности ни та, ни другая не выполняют возложенные на них обязанности. А на вопрос фараона, откуда такое пренебрежение к работе, честно отвечают, что их работа никому не нужна, - ну что поделаешь, если еврейки сильнее египтянок и ни в какой помощи (в плане ухода за ребенком) не нуждаются. И вот тогда-то фараон требует, чтобы они присутствовали на всех родах и убивали мальчиков. А они опять за свое - дескать, не успеваем, ведь еврейки так быстро и так много рожают!
Как говорится, что мы из этого учим? А то, что в любых обстоятельствах следует вести себя правильно! Даже, когда это опасно и, чтоб уберечься, приходится хитрить! Может быть, есть сто преград, не дающих поступить, как надо. Но Б-гу и людям это не интересно, им от нас нужны правильные решения и правильные действия.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"