Первая женитьба
Первая женитьба
Йерухам продолжал идти своим путем и даже после разговора с р.Я-М.Падве он не мог заставить себя сблизиться с обитателями бейт мидраша, изучающими Тору общепринятым методом. По своей природе он любил только истину, в любом деле стремился докопаться до корня и постичь источник явления - одно простое и понятное объяснение, которое с его точки зрения выглядело правильным и истинным, было ему дороже тысячи тысяч головокружительных пильпулей и головоломных “открытий”. И он был, по-прежнему, одинок и предоставлен самому себе.
В те дни, в доме р.Я.-М.Падве, ему довелось снова встретиться с данном Яаковом, который еще в хедере обратил на него внимание. Убедившись, что первое впечатление не обмануло - юноша крепнет и мужает день ото дня так, что скоро станет в ряд выдающихся ученых, даян Яаков задумал выдать за него свою дочь. И он приступил к делу с продуманностью и предусмотрительностью, свойственной мудрым людям, стараясь прежде всего завоевать сердце юноши. Даян Яаков сказал ему:
— Почему ты, мой милый, не выполняешь изречение мудрецов о том, что “Тора постигается только при совместном изучении . Ведь написано: “сидят мудрецы и изучают Тору друг с другом”, а ты отделяешься и отстраняешься от всех?
И ответил юноша:
— Мудрецы сказали очень точно: “друг с другом”. Т.е., если два друга, у которых общий подход к изучению Торы, тем не менее отдаляются друг от друга, мудрецы их осуждают и порицают. Но если люди по своей природе совершенно различны, то им запрещено заниматься вместе, как, по закону Торы, запрещено скрещивать различные виды животных или растений. И такое “сотрудничество” принесет больше вреда, чем пользы. А что я могу поделать, если моя душа не принимает их методы изучения и ненавидит их пути изучения Торы беспредельной ненавистью?
И сказал ему даян:
— Вот тебе моя рука, и давай по несколько часов каждый день заниматься вместе.
Юноша согласился - при условии, что их стили исследования окажутся совместимыми. И даян Яаков, пожилой раввин, знаток Торы, прославленный необычайной остротой своего ума, сдерживая себя, постарался подстроиться к своему маленькому напарнику; а когда увидел, что юноша значительно превосходит его силой логики и анализа, то повел себя как послушный ученик, предоставив ему право определять пути исследования и приоритетные направления. Так они сотрудничали, дополняя друг друга - у одного были большие знания и опыт, у другого — удивительная быстрота постижения и неумолимая логика.
И пока они совершенствовали и “оттачивали” друг друга в совместном постижении закона, душа юного ученика, оказавшегося в роли учителя, привязалась к душе старого учителя, оказавшегося в роли ученика. И вскоре даян Яаков приблизился к осуществлению своего замысла. Он вступил в переговоры с родителями Йерухама, а затем предложил ему свою дочь в жены. И когда юноше исполнилось тринадцать лет, он женился.
Даян Яаков взял молодого зятя к себе в дом, на полное содержание. По прошествии положенного срока у молодоженов родился сын.
В доме тестя Йерухам всецело отдался изучению Торы, занимаясь с удивительной усердием и самоотдачей, счастливый и радостный. И хотя тесть жил в стеснении и бедности, обычной для раввинов и даянов в те дни, он старался изо всех сил удовлетворить все потребности горячо любимого зятя, чтобы тот мог, не прерываясь, продолжать изучение Торы. Да и потребности Йерухама были невелики, ведь он привык довольствоваться самым необходимым. Он часто спрашивал тестя: “Почему вы, наш учитель, столько хлопочите для меня - ведь вы знаменитый ученый, человек пожилой и больной, а я еще совсем молод и полон сил?”. И даян Яаков, как правило, отвечал: “Потому что “я построил тебе этот дом обитания”. Я построил этот дом с двух сторон: ведь я сам был и сватом для жениха, и отцом для невесты, - все, только ради того, чтобы отдать свою дочь за такого человека, как ты. А построив этот “дом обитания”, я обязан обеспечивать тебя, как корабельщик Звулун обеспечивал своего брата Иссахара, посвятившего себя изучению Торы”.