Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Беседы еврейской истории: Эпоха второго храма

От издателя

Предлагаемая читателю книга создана на основе текстов радиобесед, созданных в МИЛИ и транслированных на СССР по Коль Исраэль в конце 80-х и в 90-е гг. Вначале переработанные для печати тексты издавались, по мере подготовки, в виде маленьких брошюрок для удобства заброски в СССР. Были отпечатаны четыре серии таких брошюрок. Все они сегодня — библиографическая редкость. Переработка и подготовка к печати оставшихся бесед и дополнительных материалов завершены в последнее время, что сделало возможным издать всю серию бесед одной книгой.

Эта предыстория рассказана с целью объяснить читателю причины неувязок, расхождений и других нежелательных явлений, с которыми он столкнётся при чтении и когда почувствует, что над разными частями работали разные люди, и их работа несёт отпечаток их индивидуальности, несмотря на старания коллектива не сделать книгу разношёрстной. Кроме того, разные темы требовали своего стиля изложения. Беседы обращены к читателям разного уровня подготовки и интересов — так, чтобы каждый смог найти и прочесть то, что его интересует, что ему хочется знать.

Но существует иная, куда более сложная, запутанная и сбивающая с толку проблема — хронологическая. Дело здесь даже не в том нормальном для науки явлении, когда каждая школа отстаивает предложенную ею хронологию древней истории. Дело в том, что историки всех школ бьются о так называемые "тёмные годы" либо "проваливаются" в "чёрную дыру": между научной историографией, базирующейся на древнегреческих источниках, и еврейской историографией, ведущейся от сотворения человека, — разрыв, примерно, в 155 лет.

Согласно исторической науке, в еврейской истории были 155 лет, получивших название "молчащие годы", в течение которых, по мнению историков, ничего не происходило. Однако хорошо известно, что еврейские источники — Писанная и Устная Тора (Танах, Талмуд, мидрашим и др.) подробно описывают почти каждый год еврейской истории, что они содержат историческую истину, в чём всё больше убеждаются известные специалисты, археологи и историки, обнаружившие и изучившие за последние 100 лет целые библиотеки папирусов, глиняных табличек (не говоря уже о надписях и рисунках на камнях и стенах, фресках и барельефах), в которых упомянуты те же события, о которых повествуют еврейские источники. И потому 155 молчащих лет в еврейской истории абсолютно невероятны.

Кто знаком с тем, с какой строгостью отбирали и уполномочивали тех еврейских мудрецов, которым поручали передавать знания cледующему поколению, кто знает, что их имена и годы их деятельности зафиксированы в цепочке передачи традиции, — тот отлично представляет себе ценность еврейских источников и содержащейся в них хронологии.

Пересчёт хронологий прост: 3760 год еврейского летоисчисления — начало христианского, что до него — до хр. л., что после — уже годы хр. л.


Пояснения слов, помеченных * см. в словаре имён и понятий

Читать книгу