ХАНУКА: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

ХАНУКА: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Чудо Хануки

Очищение Храма, восстановление в нём Богослужения и возношений было кульминацией войны, которая велась в защиту Торы. Храм был в сердце каждого еврея, ибо он являлся центром всей духовной жизни народа. Цель была достигнута 25 Кислева 3622 года. Армия Йегуды освободила Йерушалаим, и лишь в крепости Акра оставался сирийский гарнизон с эллинизированными евреями. Сбылась мечта — Храм был очищен от нечистот и освящён когэнами. 25 Кислева 3622 года, впервые после трёхлетнего перерыва, совершили возношения на очищенном алтаре. Праздник продолжался восемь дней. Впоследствии было решено, чтобы этот праздник очищения Храма и возобновления богослужений стал традиционным. Его соблюдают из года в год.

Рассказано в Талмуде, что после очищения и освящения Храма когэны не нашли специально очищенного и освящённого масла для светильника, В трактате Шабат Вавилонского Талмуда описано чудо, произошедшее в Йерушалаимском Храме в эти дни: "Когда греки вошли в Храм, они осквернили все сосуды с маслом, и когда воины Йегуды очистили Храм, они не могли найти ни одного сосуда с маслом, на котором была бы печать великого когэна, и только после долгих поисков нашли сосуд, в котором масла должно было хватить лишь на один день. Но свершилось чудо, и светильник горел восемь дней. И на следующий год отпраздновали эти дни с почитанием и радостью".

С тех пор в праздник Ханука* зажигают особый восьмисвечный светильник — ханукию — в течение восьми дней: в первый день зажигают одну свечу, во второй — две и т.д. Во все ханукальные дни утром и вечером читают благодарственную молитву Всевышнему: "За чудеса, сотворённые Тобой нашим отцам в те дни, в это время".

Во всех районах вокруг Йерушалаима, росли оливки, из которых добывали масло. Но речь идёт об особом сорте оливок и о специально приготовленном масле. В трактате Мнахот написано, что только особенное масло предназначалось для использования в Храме. В Мишне оно названо "альфа" по первой букве алфавита — "алеф", означающей высший сорт. Масло такого сорта добывалось не в Иудее, а в Верхней Галилее. В Мишне упомянута также земля в Зайорданье, которая давала особенно хороший урожай оливок. "Все районы Эрец Исраэль* были подходящими, но привозили именно оттуда". Далее в Мишне дано красочное описание условий отбора олив. Не привозят оливки, выращенные на удобренных полях, и не берут их с полей с искусственным орошением, и не привозят незрелые плоды, и смоченные в воде, и засоленные, и сваренные... Ибо требования к маслу, используемому в Храме, были весьма высоки".

Следует помнить, что в праздник Ханука не отмечают день победы Макабим. Ещё многие годы предстояло вести тяжёлую борьбу, в которой чередовались поражения и победы, надежды и разочарования, прежде чем была достигнута независимость Иудеи. Освобождение Йерушалаима и Храма означало фактическое отделение Иудеи от Селевкидской державы, хотя официально это и не было провозглашено.

За чудеса

Каждый день праздника Хануки мы произносим трижды в молитве Шмонэ эсре следующее благодарение:

И за чудеса, и за освобождение, и за силы (Твои), и за спасения, и за поразительные дела, которые Ты проявил ради наших отцов в те времена, а эти же дни... В дни Матитъягу, сына Йоханана, Хашмонаи, главного когэна, и его сыновей, когда встало злодейское царство Яван против Твоего народа Исраэля, чтобы заставить их забыть Твою Тору и отвратить их от законов, которые Ты желал (чтобы они выполняли), — Ты в великом милосердии Твоём встал за них в годину их беды, выступил в их защиту в их распрях, судил их тяжбы, мстил (осуществляя) их месть. Предал сильных в руки слабых, и великих в руки малых, и осквернённых в руки чистых (от скверны), и злодеев в руки праведников, и отступников в руки занимающихся Твоей Торой. И Себе Ты создал в Твоём мире Имя — великое и святое, а Твоему народу, Исраэлю, принёс великое спасение и освобождение в этот день. А затем пришли Твои сыновья в Святая святых Твоего Дома и устранили (идолов) из Твоего Дворца, и очистили (от скверны) Твой Храм, и зажгли светильники во дворах Твоей Святыни, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить и прославлять Твоё великое Имя.

Во времена Второго Храма, цари Явана вынесли приговор о репрессиях против евреев Эрец Исраэль*, чтобы ликвидировать их веру, и не давать им возможности, не допускать заниматься Торой и мицвот. Греки наложили руку на имущество евреев и на их дочерей*; вошли в Храм и осквернили всё чистое. Яваним, притеснявшие евреев тяжким гнётом, принесли им беду и большое горе. Но смилостивился над ними Бог наших предков, и спас их от рук греков. Сыны Хашмонаим, великие когэны, осилили Яван, убили греков и спасли Исраэль от их рук. Тогда поставили монарха из когэнов — и возвратилась монархия в Исраэль более чем на двести лет.

А когда восставшие осилили врагов и уничтожили их — это было 25 Кислева, они вошли в зал Храма и не нашли не оскверненного масла в Храме, кроме одного лишь кувшинчика, которого, хватало только на один день горения, но они зажигали от него весь набор светильников — восемь дней, пока растолкли маслины и извлекли чистое масло.

Поэтому мудрецы того поколения установили, что эти восемь дней — от 25 Кислева, будут днями веселья и прославления (галель). И евреи зажигают в эти дни светильники вечером у входа в их дома — каждую ночь из восьми этих ночей, чтобы показать и открыть всем, что произошло чудо. Зажигание этих светильников — мицва.

Менора и ханукия

Менора* символизирует мудрость Торы, зажигание меноры — занятия Торой. А так как сущность любви Исраэля к своему Богу выражается в занятиях Торой, то учит её лишь тот, кто любит Его "всем своим сердцем, всей своей душою и всеми своими силами".

Менора, изваянная из одного слитка чистого в духовном смысле золота {забав тагор), светила в Храме, пока он существовал, с его разрушением гас её свет. Ханукия, которую можно соорудить из любого подручного материала, — вечна: её зажгли в Храме, евреи зажигают хануки-йот во всех своих жилищах — и в Эрец Исраэль, и в галуте. Ханукия не только символ совершённого Богом Исраэля чуда и памяти о нём, она вечна, как вечны евреи, поднявшиеся ради Кидуш га-Шеи на явно не рациональную борьбу — и победившие в ней с помощью Бога Исраэля.

Мицва светильника Хануки — очень приятна и любима евреями, к ней надо относиться бережно, чтобы осведомить о чуде и преумножить восхваления Всевышнему и признательность Ему, за чудеса, совершённые для нас. Даже нуждающийся в пропитании и живущий за счёт цдаки* должен попросить (деньги) или продать свою одежду — и купить масло и светильники, и пусть зажигает ханукию.

Даже если нет у кого и гроша, а перед ним — две мицвы: кидуш шабат и зажигание ханукии, — покупка масла для зажигания светильника Хануки предваряет покупку вина для освящения шабат, так как лучше предпочесть светильник Хануки, ибо он — память о чуде.

Наши мудрецы раскрыли чудеса Всевышнего, Его силу и любовь к Его народу и наследию, проявившиеся в том, что малочисленные евреи победили большой народ, сильный и жестокий, - и обязали нас зажигать светильник Хануки.

Почему Хануку празднуют восемь дней, почему в ханукие восемь светильников? Число "7" указывает на уровень нашего мира, на духовность, достижимую в нашем мире. После шести дней творения наступил седьмой — шабат, который подобен грядущему (духовному) миру. Шабат — это духовность, принадлежащая пока тем, кто внизу, в нашем мире. Однако "8", с точки зрения духовности, — уровень, абсолютно недостижимый в нашем мире, он выше нашего мира, находясь в мире грядущем, откуда пришли чудеса, вызвавшие праздник Хануки.

"Затмение глаз Исраэля"

Ханука - событие, произошедшее в Эрец Исраэль посредине эпохи Второго Храма, когда евреи стали "небрежными в служении", что и явилось причиной преследований в период греческого галута. Греки пыталась при помощи гонений и запретов создать видимость реальности того, что еврейство находится в состоянии — "нет у них доли в Боге Исраэля". Таким образом, Греция свидетельствовала, что хоть и нет пока оснований утверждать — "нет у них доли в Боге Исраэля", но находит ситуацию подходящей для того, чтобы создать такую реальность.

Почему же эпоха Второго Храма была столь благоприятной, удобной, чтобы попытаться оторвать часть Исраэля от Бога Исраэля?

Эту эпоху определяет понятие "затмение глаз Исраэля".

При заключении брит мила Аврагам получил заверение о Божест-венном руководстве, называемом Элокэй Исраэль (Бог Исраэля): "У него (Аврагама) будет доля в Творце, и Он по Своей воле будет руководить ими (евреями), и не будут они под властью звезды или созвездия"

/Рамбан, Лex леха 17:1/. Когда это руководство осуществляется (зримо), это значит, что у Исраэля есть доля в Элокей Исраэль. Но когда оно сокрыто настолько, что можно отрицать его существование, - это и есть то время и те причины, которые привели Яван к возможности потребовать от евреев и провозгласить: "Напишите на роге быка, что нет у вас доли в Элокей Исраэль".

Руководство Элокей Исраэль, заключающееся в том, что Творец "освещает Своё лицо" (изливает свет, благо), чтобы руководить Исраэ-лем сверхъестественным путём, — проявляется только в Эрец Исраэль.

Следует знать, что эпоха Второго Храма была тем временем, которым одновременно пользовались галут и геула (избавление), потому руководство "Есть доля в Творце" проявлялось тогда лишь в малой степени, и это оставляло место для ошибки, чтобы сказать: "Нет у вас доли в Элокей Исраэль".

В трактате Сота /54а/ написано: Каждый день стоят левиты на подмостках и говорят: "Пробудись, почему Ты спишь, Творец? Пробудись, не оставь навсегда! Почему Ты скрываешь Своё лицо?" /Тегилим 44:24-25/. Ответил им великий когэн Йоханан (отец Ма-титьягу Хашмонаи): Разве есть сон перед Всевышним? Разве не сказано: "Вот не дремлет и не спит Страж Исраэля!" /Тегилим 121:4/? Однако во времена, когда Исраэль погружён в беду, а идолопоклонники — в удовлетворение и беззаботность, тогда и говорят: "Пробудись, почему Ты спишь, Творец?".

Надо хорошо понять действительность, позволившую Греции попытаться создать положение, которое дало бы ей оправдание утверждать: "Нет у вас доли в Элокей Исраэль".

Ведь Исраэль — на своей земле, Храм стоит на месте, и нельзя ещё бросить Исраэлю: "Нет у вас доли в Элокей Исраэль", ибо в определённой мере всё ещё сияет над евреями свет лица Властелина жизни. Однако, по сути, — это малоубедительное объяснение. Несмотря на Шивъ-ат Цийон и восстановление Храма, фактически это была не геула, а продолжение галута: вавилонскую оккупацию сменила персидская, а её — греческая. И Творец виден как бы спящим, потому левиты пели в Храме: "Пробудись, почему Ты спишь, Творец?"

Действительно, Храм стоял на своём месте, однако в нём недоставало пяти главнейших предметов, как написано в Йома 216. "Вот пять предметов, которые были в Первом Храме, но их не было во Втором Храме — арон (кодеш)* с крышкой и крувим*, огонь* и шхина*, и руах гa-кодеш*, и урим и тумим*". Исраэль был на своей земле, но под властью Персии, а затем Греции. Один из великих мудрецов Ма-гарал из Праги* делит историю нашего народа на три периода: 1) первая геула — от исхода из Египта до разрушения Первого Храма; 2) галут — от разрушения Первого Храма и до строительства последнего Храма в грядущем; этот галут включает в себя и эпоху Второго Храма; и все евреи, где бы они не жили, пока ещё в этом галуте, ибо нет Храма; 3) последняя геула в "конце дней" (ахерит ёа-ямим), приход Машиаха и возведение Храма. Рабену Хисдай в книге "Свет Всевышнего" и другие учёные сообщают, что строительство Второго Храма было временной мерой: собрать силы, чтобы выжить в галуте, в который отправлены иудеи из-за грехов, совершённых ими в эпоху Первого Храма.

Благодаря этому понятно основание, давшее возможность грекам попытаться создать такое положение, которое бы оправдало утверждение: "Нет вам доли в Боге Исраэля".

Столь длительный и трагический галут приводит к ослаблению в Исраэле веры в силу Элокей Исраэль, а когда вера слабеет - Элокей Исраэль ещё больше скрывает Своё лицо. Это время и такое положение сочла Селевкидская монархия {Яван) подходящим для того, чтобы попытаться при помощи гонений искоренить веру Исраэля, находящегося под постоянным присмотром (ёашгаха пратит) Всевышнего. Почему это испытание Исраэля Всевышним названо "тьма в глазах Исраэля в пору гонений"? Потому что, именно когда Элокей Исраэль "видится, как спящий", нам следует широко раскрыть глаза и крепко вдуматься, чтобы разглядеть и понять различие: Он "бодрствует", но во "тьме" тяжело разобраться в истинном положении дел, если действовать тихо, не вдумываться и не гореть желанием изгнать "тьму". Потому разлад в вере Исраэля (появление митъявним), вызванный действиями греков, здесь определяется понятием "тьма".

Свет против тьмы

Кто же удостоился осветить тьму ночи и показать, что ночь светит, как день, и тьма подобна свету?! Матитьягу, сын Йоханана, великого когэна! Того Йоханана, который отверг жалобы колеблющихся, сказав: "Вот не дремлет и не спит Страж Исраэля!" И как мера за меру он был удостоен награды Всевышнего: его сын - Матитьягу ярко, выразительно доказал, что действительно "нет сна перед Всевышним".

В сидуре "Оцер ha-тфилот" /с.355-356/, в пояснениях "Июн тфила", составленных равом, гаоном Арье Лейбом Гордоном в Йерушалаиме, написано: "Матитъягу — сын Йоханана великого когэна, сына Шимъ-она ёа-цадика из последних Мужей Великого Собрания, известный своей праведностью. У Шимъона было три сына — старший, Шмая, средний, Хоньйо и младший, Йоханан. Оба старших сына не пошли путями отца, тогда главным когэном избрали брата Шимъона — Элъазара, ибо Йоханан был ещё молод. Это тот главный когэн Элъазар, который послал семьдесят мудрецов Исраэля в Египет по просьбе Талмая Фила-дельфа перевести для него Тору на греческий язык, не спросив на это разрешения Сангедрина. Мудрецы Исраэля сместили его, передав эту должность Менаше, после смерти которого главным когэном стал Йоханан, сын Шимъона га-цадика.

Причинно-следственные связи тут понятны. Если было кому чётко и ясно объяснить евреям, что тьму, а не свет прогресса несёт эллинизм Исраэлю, — то сделать это мог и должен был сын Шимъона-цадика, главный когэн Йоханан. А уж поднять народ на самоотверженную борьбу с этой тьмой должен был сын Йоханана, внук Шимъона-цадИка.

Эллинизм против иудаизма

Когда распространилась на всю Эрец Исраэль власть греков, а с этим и культура эллинизма, то часть народа потянулась к этой чуждой культуре. Однако мудрецы Исраэля поняли, что такая тяга станет причиной несчастья для всего Исраэля, — и отстранились от всяких контактов с этой культурой, ибо осознали тяжесть последствий, к которым всё это приведёт. Вначале греки пытались скрыть свои истинные цели — искоренение иудаизма — под маской дружбы, но затем дошло до того, что деспотически потребовали: "Напишите на роге быка, что нет у вас доли в Боге Исраэля". И осквернили Храм, внеся туда идола.

Греческая культура получила известность и среди евреев, и многие из богатых и близких к империи превратились в митъявним. Часть из митъявним прилюдно отреклась от Всевышнего, и они начали приносить жертвы идолам. Народу стало ясно, что, действительно, возникла страшная опасность для веры Исраэля и для самого его существования, - но поздно, ибо уже было дано право Губителю занести руку над нарушившим брит народом. Карательные меры, гонения и репрессии вызваны тем, что евреи начали нерадиво, недобросовестно служить Всевышнему.

Следует понять сущность греческой культуры, так "затмившей глаза Исраэлю" в то время. Предок Явана, Йефет, получил браху "Йефт Элоким ле-Йефет" ("Даст Бог простор, красу Йефету"), однако при условии "Но осядет в шатрах Шема" (придет к Богу Шема, к Творцу, и будет выполнять Его законы). Однако греческая империя [потомки Йефета, из которых произошли яваним, получившие браху на внешнюю красоту] унаследовала стремление к внешней красоте без ка-кого-либо интереса к "шатрам Шема". Более того, все силы яваним шли на то, чтобы доказать, что именно внешняя красота и есть самоцель. Красота тела человека и вообще всей природы очаровала их. Они посвящали себя спортивным занятиям, обнажённые, чтобы развить тело, и искусству, чтобы воплотить красу природы. Занимались естественными науками — и падали ниц перед различными силами, которые они отличали во вселенной, обожествляя их и поклоняясь их изображениям — идолам. Они не были готовы углубиться дальше, чтобы прийти к осознанию и пониманию единства творения, но удовлетворились верой во многих богов, что позволило им, не сдерживаясь, дать волю всему, чего душа пожелает, без ощущения того, что надо бы дать себе отчёт в своих действиях, отвечать за них. Дело в том, что в многобожии как религиозной системе нет и не может быть Божественной морали*. Более того, занимаясь науками, философией, яваним увеличивали и усиливали безверие в мире в своих попытках распространять ложные сведения об основах веры.

За Бога, за Исраэль

Это представляло собой опасность для самого существования Исраэля — до того, пока давление репрессий не привело к восстанию Хашмонаим, возревновавших за святость Имени. Они изгнали греков, подавили митъявним и вернули прежнее величие Торе и Исраэлю. А мудрецы Исраэля распознали необходимость усиления, уже в том поколении, охраны против бедствия — культуры эллинизма, которая с той поры и по сей день распространяется в мире.

И в наши дни эта же борьба между светом и тьмой ведётся с ещё большим напряжением. То губительное сочетание отстаивания внешнего ("внешняя красота" потомков Йефета) с растаптыванием веры ногой гордыни, ввергнувшее мир во мрак со времён Греции, продолжает повергать мир в бедствия. Благодаря многочисленным технологическим открытиям, достигнутым последними поколениями, мыслители, учёные разных народов во много раз больше, чем их предшественники, уверены в своём заблуждении, что только лишь их разум обеспечивает им возможность властвовать в мире — от океанской бездны до высот космоса. И чем больше они прогрессируют, тем больше утверждаются в уверенности, что мир в его внешнем качестве — совершенен в своей самоопределяющей полноте, без каких-либо внутренних целей. Таким образом, они водят в заблуждение массы людей, доводя их жизнь пустотой и скукой до крайностей, опуская их до уровня животных — так что мир доходит до состояния непроглядной тьмы. В эти дикие времена нам нужно вооружиться светом веры, идущим от светильников Хануки, и этим сможем удалить беду от наших домов.

Бе-м'сирут нефеш

Самоотверженность (м'сирут нефеш) Матитьягу и сыновей в войне — это тшува всего того поколения, вышедшего на борьбу сверхъестественным путём: слабые против сильных, малые против великих", — за единство Творца, за спасение Храма и служения в нём. Потому и удостоилось всё то поколение избавления от репрессий греческой монархии, пожелавшей "заставить их забыть Твою Тору и отвратить их от законов, которые Ты желал" (чтобы они выполняли), что Макабим и все их сторонники отдали души за освящение Творца. Если бы все они вели себя подобным же образом и до выхода на войну, если находились бы на том же высоком духовном уровне и до войны, — репрессий и преследований вовсе не было бы.

Всё сказанное накладывает на нас обязанность в пору подобных бедствий для народа Исраэля не считать для себя главным сражаться с ненавистниками Исраэля, но прежде всего бороться со злом, что внутри нас, злом, уводящим нас от иудаизма, от Бога Исраэля, — и таким путём избавим себя духовно, а всё поколение — в материальном плане.

Благодаря м'сирут нефеш, Хашмонаим удостоились выявить и показать евреям и всему миру, что внутренняя искра света Торы — вечна и не сможет быть уничтожена и что в будущем, во всех поколениях, она устоит, выживет в пору тьмы и "сокрытия лица". Во имя того, чтобы это стало понятным, было дано чудо с кувшинчиком масла и установлена память об этом из рода в род. Не найти в Торе, у наших мудрецов исторических описаний без уроков из них о служении Всевышнему, чтобы воспоминание о произошедшем побудило еврея извлечь урок для себя.

Таков урок Хануки: можно уберечься от влияния зла и губительных репрессий только лишь твёрдостью в Торе и в соблюдении еврейского образа жизни. Об этом сказано: "Предал осквернённых в руки чистых (от скверны), и злодеев в руки праведников, и отступников в руки занимающихся Твоей Торой", ибо главным в чуде было то, что чистые сберегли свою чистоту, а праведники — свою праведность. И этот внутренний свет, сохранённый навечно, может раскрыться во всех поколениях, ибо он внедрён в сердце каждого еврея.

Потому бе-м'сирут нефеш (самоотверженно) поднялись служители Бога Исраэля — когэны против злодейского царства, чтобы более не распространялась эта язва, чтобы с риском для жизни вновь установить Закон — без какого-либо компромисса и смешивания с чуждыми религиями и с чужими культурами. Они дали евреям увидеть и познать, что, лишь благодаря нашей святой Торе, мы счастливы, и каждое добавление к ней не что иное, как наша потеря. Тогда им было показано чудо учения — что каждый, кто отстраняется от Торы, устраняет себя от жизни, а кроме того вызывает этим хулу на Храм и отстранение шхины от Исраэля. Хашмонаим доказали, тогда и навечно: если поднимем глаза и направим сердца к Богу Исраэля, то никакая естественная сила в мире не сможет властвовать над нами, а сила репрессий — следствие того, что мы обратились к чужим сферам, думая, что они

Духовная сила женщин Исраэля

Чтобы вспыхнуло массовое восстание и пришла победа надо было противопоставить силе репрессий — более мощную духовную силу народа. А чтобы пробудить эту силу, чтобы зажечь в душах м'сирут нефеш, который уже раз в нашей истории поднялись еврейские женщины — матери, жёны, сёстры. Женщины с новорожденными мальчиками бросались со стен Йерушалаима — это был не только протест против запрета брит мила, но и укор мужьям, покорно сносящим репрессии, не ревностным в Торе.

Предание бережно сохранило факт, послуживший толчком к массовому восстанию. Хана, дочь Матитъягу, во время хупы [после чего должна была быть отдана греку, в силу репрессивного декрета "Чиновник овладевает прежде"] вдруг обнажилась на глазах великих в Торе, и её хотели убить. Но она объяснила свой поступок стремлением пробудить их в связи со страшными преследованиями и гонениями, имеющими целью осквернить евреев владычеством язычников. Хана сказала своим братьям: "Вам следует поучиться у Шимъона и Леви, братьев Дины, которые лишь вдвоём разгромили Шхем и отдали себя за Единственность Творца, а Он помог им и не дал снести оскорбление /Брешпт 34/. Вас же пятеро братьев: Йегуда, Йоханан, Йонатан, Шимъ-он и Элъазар, и "цвет когэнов" - более двухсот отборных юношей. Положитесь полностью на Всевышнего, и Он поможет".

Как мы видим, ревностность (канаут) против сожительства с идолопоклонниками и за Единственность Творца началась ещё с Шимъона и Леви, но не нашла продолжения у потомков Шимъона, а лишь у потомков Леви - когэнов Хашмонаим.

Греческое владычество пришло для того, чтобы расшатать и развалить Исраэль и навести тьму на весь мир. Однако даже немного света разгоняет большой мрак, и зерно истины, хранящееся в сердце Хашмонаим, превозмогло врага. Так и нам следует напряжением всех наших сил изыскивать истину и укрепить себя раскаянием в мизерности нашего служения Творцу. И благодаря этому ощутимым станет конец сокрытого и откроется глазу дух Mauiuaxa, а всё зло рассеется, как дым.

Тайна чуда Хануки

Многие задают вопрос: Почему установлена Ханука в память о чуде светильника, в то время как главным чудом была сверхъестественная победа Хашмонаим на поле боя — во имя очищения и освящения Храма, после того, как оттуда были вышвырнуты греческие идолы? И действительно, в благодарении "За чудеса" главнейшей является признательность "за спасение и за войны" к лишь в конце упомянуто о зажигании светильников во дворе Храма.

Как видно, наши святые мудрецы сочли ненужным вознести чудо победы оружия, в которой есть и естественная сторона, хоть это и была милхемет мицва* и спасение Исраэля, ибо краса Исраэля не основывается на орудиях войны, а лишь на Оплоте нашего спасения, Который спасает нас то одним, то другим образом. Не подобает нам оказывать предпочтение и уважение средствам, чтобы не было места ошибке и мысли о том, что геройство Макабим стояло за них и меч их принёс спасение, ибо, считая так, последующие поколения могут воздвигнуть себе пьедестал и поклоняться своей воинской мощи.

Поэтому древние мудрецы Святым духом утвердили память о чуде именно путём сохранения причины и корня чуда, а это — светильники Хануки, ибо в них проявилось чудо, и они указывают на Тору, как сказано: "Тора — свет".

Вот тайна чуда Хануки. Победа малых над великими естественным путём была невозможной. Несмотря на это, Хашмонаим проявили силу духа и смелость, решив, что нет иного выхода, и потому были удостоены помощи небес — сверхъестественной помощи. Они пошли против доводов рассудка — и потому удостоились чуда масла. Они совершили то, что казалось выше их сил, — потому были удостоены сверх меры помощи с небес. Чудо Хануки показывает нам, что нет места отчаянию и безнадежности даже там, где все пути так естественно выглядят перекрытыми и непреодолимыми. Надо проявить сверхусилия, ибо нет иного выхода, — и тогда откроются нам новые врата небесной помощи.

Вина Хашмонаим

Вне всякого сомнения, намерения Хашмонаим были желательны Богу Исраэля, и после того, как они увидели, что на плодах их рук покоится игхина, решили, что им подобает, приличествует монархическая власть, чтобы могли продолжать свои благословенную деятельность по установлению Закона внутри и стоять на страже против всех ненавистников извне. Они, естественно, боялись передать такую власть кому-либо другому из страха потерять всё ими достигнутое: как бы, например, другой монарх не отступил, спасовав перед митъявним, на их губительные пути. Но взяв на себя монархическую власть, они преступили установленные Торой пределы — и Всевышний взыскал с них, не взирая на лица: военные успехи поставили Хашмонаим перед очень тяжёлым испытанием, тончайшим до предела, — но им не посчастливилось выстоять в нём.

Хашмонаим преступили завещание Яакова /Брешит 49:10/ о том, что мелех Исраэля может быть лишь из Йегуды, и сами стали монархами, хотя были когэнами и принадлежали к дому Леви. Поразительно, как, будучи праведниками и хасидами, не пожелали вспомнить чётко написанное в Торе! И как весь Сангедрин, заседавший перед Творцом, и все мудрецы и цадики Исраэля, как они все вместе не указали им и не укорили их, — ведь это явный уход от Торы!

Люди, благодаря которым произошли чудеса, вызывают большую симпатию и признательность за добро, совершённое ими, за то, что с ними Бог Исраэля и с Его помощью они победили ненавистников и спасли народ от верной гибели. К ним и отношение другое и подход иной. Такими были Макабим. Потому мудрецы и праведники того поколения считали, что Хашмонаим с небес пожалована монархия, по решению суда Всевышнего, потому что милы Ему, освящающие Его Имя и возносящие Его честь в мире.

Сказанное объясняет обстановку и поступки людей, но не снимает ответственности за отход от законов Торы. Потому, несмотря ни на что, нельзя снять с Хашмонаим вину, за которую они и понесли наказание.

В наше время, когда испытания так многочисленны и тяжки — внутри Исраэля и вне его — и окружают наш народ в любое время и повсюду, и тяжела борьба, выпавшая на нашу долю, — если бы мы удостоились, то разве наше поколение не могло бы превратиться в поколение знания и веры?! Нам следует обрести веру в Бога Исраэля и уверенность в Нём, и просить у Него защиту, чтобы мы смогли выстоять во всех испытаниях, пока не рассеются мрачные тучи, застилающие небосклон, и луч солнца осветит Исраэль. Тогда мы удостоимся увидеть возвращение шхины в Цийон, и осуществится для нас всё, обещанное пророками, ибо Творец станет светом для всего мира.

Дело не в том, чтобы, отвернувшись от всего в мире, не желать видеть и знать существующее, надев шоры и замкнувшись в себе. А в том, чтобы, видя, зная и учитывая всё это, укреплять, развивать и отстаивать своё, еврейское, основанное на Торе и мицвот, на связи с Богом Исраэля и на выполнении заключённого с Ним брита. Потому что лишь только на этой основе мы можем строить нашу жизнь, сберечь себя, сохранить и укрепить народ Исраэля и тем самым — порядок и процветание вселенной.