СМУТНОЕ ВРЕМЯ

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Рим хозяйничает

Контроль над Иудеей был возложен на римского наместника в Сирии Габиния /3703-3705; 57-55 гг./. Он, принимая меры к укреплению независимости греческих городов, решил сокрушить силу Иудеи, уничтожив ее административное единство. Для этой цели Габиний разделил Иудею на пять округов, поставив во главе каждого местный Сангедрин. Это нововведение продержалось недолго. Йерушалаимский Сангедрин остался единственным для евреев высшим законодательным и судебным учреждением.

Брат и соперник Горканоса — Аристобулос с двумя сыновьями, Александром и Антигоносом, были отправлены в Рим в качестве военнопленных. Эта ветвь рода Хашмонаим трижды поднимала народ Иудеи на восстания. Первое из них было поднято юным Александром, второе — Ари-стобулосом и Антигоном, и третье — снова Александром. Три восстания были подавлены римлянами, которые начали понимать, что полностью лишить народ Иудеи свободы не так-то легко. В этот период вновь возросло значение Сангедрина, стремившегося в то смутное время укрепить духовные устои нации. Положение Иудеи было тогда действительно очень печальным. Правителем страны считался слабый и неспособный Горканос, на самом же деле всем заправлял ловкий эдоми Антипатр, который старался во всём угождать римлянам и приобретать их благосклонность ценой порабощения Иудеи.

И вдруг вновь блеснула иудейским патриотам надежда на освобождение отечества. В Риме началась война между Помпеем и Цезарем, охватившая даже самые отдалённые провинции Римского государства. Зная мужество и способности Аристобулоса, Цезарь освободил его из заключения и поручил сломить власть Помпея в Азии. Цезарь дал Ари-стобулосу два легиона, этой силы было достаточно, чтобы отобрать у сторонников Помпея Сирию и Иудею. Аристобулос мог уже надеяться на освобождение родины и на возвращение себе престола. Но Помпей был в курсе всех происходящих в Риме событий, и его приверженцы поспешили отравить Аристобулоса. Погиб и его сын Александр, казнённый в Антиохии по приказу Помпея.

В 3712 /48/ году Цезарь разгромил Помпея. Антипатр, хотя это и потребовало всей его изворотливости, сумел вовремя оказаться в лагере победителя. Когда Цезаря осадили в Александрии, Антипатр призвал александрийских евреев оказать римскому диктатору военную поддержку. Сам же он присоединился с трёхтысячным отрядом к войску пергам-ского царя Митридата, спешившему на выручку Цезарю, и участвовал в сражениях, завершивших победу Цезаря на Востоке. В знак благодарности Цезарь вновь утвердил Горканоса в должности первосвященника и правителя. Он разрешил евреям вновь отстроить разрушенные Помпеем стены Йерушалаима, отменил введённое Габинием раздробление Иудеи на пять округов и возвратил некоторые отторгнутые Помпеем территории. Возросло влияние Антипатра — реальной силы, стоявшей за троном. Два его сына — Фацаэль и Гордое были назначены соответственно правителями Йерушалаима и Галилеи.

Гордос: первые шаги

Новый правитель Галилеи был способным и энергичным, но также холодным, расчётливым и крайне жестоким человеком, совершенно лишённым качеств, вызывающих симпатию. Своё правление в Галилее Гордое начал с того, что казнил без суда многих евреев, в том числе галилейского патриота Хизкию, призывавшего народ к борьбе против римского господства. Эта жестокость вызвала возмущение в народе, и Горканос был вынужден предать Гордоса суду Сангедина.

Тот явился в Йерушалаим не как подсудимый, а как победитель, -облачённый в пурпурную мантию, в сопровождении военной стражи. Он не боялся суда, рассчитывая на подцержку наместника Сирии Секста Цезаря, которого успел склонить на свою сторону. Члены Сангедрина смутились и не решались выполнить свой долг. Тогда поднялся Шамай, глава Высшего суда, и сказал: "До сих пор обвиняемые являлись перед нами со смиренным и робким видом, покорно ожидая решения своей участи. А теперь человек, обвинённый в тяжком преступлении, стоит перед нами в пурпуре, окружённый вооружёнными людьми, как бы для того, чтобы, в случае законного осуждения, обречь нас самих на смерть. Но не его я порицаю, а только вас, терпящих такое издевательство над правосудием. Знайте же, что настанет день, когда тот, кого вы сегодня боитесь, вас самих предаст смерти".

Слова Шамая, оказавшиеся пророческими, произвели огромное впечатление на Сангедрин, и Гордое был бы осуждён, если бы Горканос не добился перерыва в судебном разбирательстве и не отправил его в Дамаск. Там Секст Цезарь поспешил утешить человека, вступившего в конфликт с правосудием своей страны. Облечённый полномочиями правителя Иудеи, Гордое во главе римских войск поспешил к Йерушалаиму, чтобы взять город штурмом и отомстить за нанесённое ему оскорбление. Лишь вмешательство отца и брата удержало его от этого намерения.

Злая ирония заключалась в том, что эдомим, насильно обращённые в иудаизм Йохананом Горканосом, стали могильщиками династии Хашмонаим и властелинами своих завоевателей. Особенно непривлекательна роль Антипатра. Этот эдоми разжёг вражду между братьями Горка-носом и Аристобулосом, что привело к покорению Иудеи Помпеем. Ан-типатр превратил Горканоса в марионетку и использовал для расширения своего влияния на политическую жизнь Иудеи. Антипатр пресмыкался перед каждым римлянином, в котором он видел восходящую звезду на политическом небосклоне. Он лебезил перед Помпеем, заискивал перед Цезарем. Благодаря своему врождённому политическому чутью всегда умел вовремя покинуть побеждённого, чтобы присоединиться к победителю. И все ненавидящие друг друга римские вожди осыпали его милостями. Но счастье изменило Антипатру: он был отравлен своими родственниками. Наследовал ему его сын — Гордос.

Верный слуга Рима

Неожиданно, в 3721 /39/ году, произошло почти невероятное событие. В Иудее восстановилась династия Хашмонаим. Один из последних Хашмонаим, Матитъягу Антигонос, сын Аристобулоса, сумел заручиться помощью парфян, вторгшихся в Сирию. В Иудее, и в особенности в Йерушалаиме, народ восстал против ненавистных римлян и эдомим. Римские отряды были разбиты и изгнаны из Иудеи. Йерушалаим вновь стал столицей независимого царства. Сын Антипатра, Фацаэль, покончил самоубийством, Горканос был подвергнут жестокому наказанию: ему обрезали уши, чтобы лишить права быть первосвященником [когэну с физическими дефектами запрещено служить в Храме]. Антигонос стал монархом и первосвященником.

Гордосу удалось бежать в Рим, где он встретил радушный приём со стороны Антония и Октавиана, сосредоточивших в своих руках власть. По их настоянию Сенат объявил Гордоса другом и союзником римского народа и передал ему власть над Иудеей. Для поднятия его престижа Гордое был провозглашён монархом Иудеи. В течение трёх лет удавалось Антигону противостоять ему и римским легионам. Развязка наступила после того, как были разбиты парфяне — союзники Антигоноса. В 3724 /36/ году Гордое осадил Йерушалаим. Осаждённые испытывали большие лишения, продовольствия не хватало, и руководители прушим, видя в происходящих событиях волю Всевышнего, предложили прекратить сопротивление. Их не послушали, и безнадёжная борьба продолжалась. Йерушалаим был взят штурмом после пятимесячной осады. Победители учинили резню — не спаслись и укрывшиеся в Храме. Антигонос был взят в плен и отправлен в Антиохию. Там его казнили по приказу Антония. Династии Хашмонаим пришёл конец.

Победа Гордоса была, в сущности, победой Рима. Обычно римляне превращали завоёванные территории в свои провинции и управляли ими через наместников, не прибегая к посредничеству местных властей. Но иногда они предпочитали оставить местное самоуправление и атрибуты власти тем из царей или правителей покорённых областей, которые оказали Риму услуги и слепо следовали в фарватере римской политики. Так это произошло с Гордосом. Конечно, во внешней политике ему пришлось руководствоваться исключительно интересами Рима. Он не имел даже права чеканить собственную монету — что является одним из важных признаков государственной самостоятельности. Иудею вновь обложили тяжёлой данью в пользу Рима, а её граждане были обязаны приносить двойную присягу на верность — своему монарху и цезарю. И хотя внутри царства власть Гордоса была беспредельна, фактически он являлся всего лишь римским наместником с короной.

Почему же римляне были заинтересованы в том, чтобы Гордос носил титул еврейского монарха? В этом и заключался политический расчёт римлян. Сохраняя и поддерживая в Иудее монархию, римляне надеялись заручиться лояльностью евреев диаспоры, составлявших около 12% населения империи. Евреи были особенно многочисленны в восточных имперских провинциях, на границах с враждебной Парфией, что делало их важным фактором в процессе консолидации римской власти.