НЕЗАВИСИМАЯ ИУДЕЯ

НЕЗАВИСИМАЯ ИУДЕЯ

Проблемы нового государства

В 3634 /116/ году независимость Иудеи стала свершившимся фактом. Шимъон — первый правитель независимой Иудеи, довёл до конца начатое его братьями дело. Стремясь укрепить стратегическое положение молодого государства, он сокрушил последние позиции врага внутри страны и обеспечил выход к морю, окончательно присоединив к территории Иудеи Яффский порт.

Уже в первый период своего правления Шимъон возобновил союз с Римом. Один из консулов Римской республики в послании к государствам восточного побережья Средиземного моря в 3634 году поставил их в известность о возобновлении союза с Иудеей и просил эти страны выдавать Шимъону его бежавших врагов. Речь шла, по-видимо-му, о крайних эллинистах, искавших убежище в соседних странах.

Все эти события — достижение полной независимости Иудеи, изгнание эллинистов и остатков вражеских армий, — тесно связаны с именем Шимъона. В глазах народа он был защитником Торы, вождём и безусловным авторитетом, усмирителем всех врагов государства, достойным преемником своих прославленных братьев. И народ выразил свою благодарность Шимъону, признав и надлежащим образом оценив его заслуги. 18 Элула 3635 /125/ года на Храмовой горе в Йерушалаиме было созвано собрание народа, которое утвердило Шимъона в должности первосвященника, правителя Иудеи и главнокомандующего. Сказано в Первой книге Макабим: "Иудеи и когэны согласились, чтобы Шимъон был у них начальником и первосвященником навек [Шимъон и его потомство], пока не восстанет истинный пророк. И никому из народа и когэнов не будет позволено отменить что-либо из этого решения. А кто сделает что-нибудь против него или отменит что-либо из него — будет наказан. И решили начертать эту запись на медных досках и поставить их в ограде Храма на видном месте, а списки с них положить в казначействе, чтобы имел их Шимъон и его сыновья ".

Это постановление содержит важные аспекты.

Во-первых. Независимость Иудеи была достигнута почти за год до созыва народного собрания. Всё это время Шимъон фактически был и первосвященником, и правителем, и военачальником, а народ путем свободного волеизъявления придал правовую основу его власти.

Во-вторых. Шимъон был утверждён "первосвященником и военачальником, и правителем Иудеи, и согласился начальствовать над всеми". Но он не стал монархом — мелехом.

В-третьих. В постановлении народного собрания оговорено, что все прерогативы Шимъона сохраняют силу лишь до тех пор, пока не "восстанет истинный пророк ", то есть пока не появится пророк, который откроет, угоден ли Богу сделанный народом выбор. Почему была вставлена эта формулировка? Хашмонаим, хотя и были когэнами, но не принадлежали к дому Цадока, из рода которого назначали первосвященников со времён Давида; но потомки Цадока утратили это право в связи с тем, что выступили сторонниками эллинизации.

Вводя в текст постановления формулировку — "пока не восстанет пророк истинный", народ таким образом предоставлял решение Богу, возвещавшему в былые времена Свою волю через пророков. Формулировка эта свидетельствует также о вере народа в то, что эпоха пророков не завершилась окончательно в период Второго Храма и может возобновиться в любое время.

Греческая агрессия

В 3637 /123/ году на сирийский престол вступил Антиох VII — последний видный представитель дома Селевкидов. В первые годы своего правления, когда положение его ещё не укрепилось, Антиох VII нуждался в помощи Шимъона и старался поддерживать с ним дружеские отношения. Он утвердил статус Шимъона и все его территориальные приобретения и даже признал за ним право чеканить собственную монету — бесспорный признак независимого государства. Но как только Антиох справился с внутренними трудностями, он решил ограничить независимость Иудеи и стоящего во главе её первосвященника. В первую очередь, Антиох потребовал возвращения городов Яффо, Гезера и Йерушалаима с крепостью Акра. В Первой книге Макабим сказано, что Шимъон так ответил ему: "Мы чужой земли не брали, не господствовали над чужим, но владеем наследием отцов наших, которое враги наши в одно время неправедно присвоили себе. Мы же, дождавшись своего часа, опять возвратили себе наследие наших отцов ".

Переговоры ни к чему не привели, Антиох начал войну против Иудеи. Его встретила иудейская армия, насчитывавшая 20 тысяч бойцов, под командованием сыновей Шимъона — Йегуды и Йоханана. В битве под Кедроном сирийская армия была разбита. После этого поражения Антиох уже не пытался при жизни Шимъона вмешиваться в дела Иудеи.

Великие братья

Талмай, зять Шимъона, назначенный правителем города Йерихо, втайне стремился к захвату власти над Иудеей. Он вступил в сговор с Антиохом, и в 3642 /118/ году, заманив Шимъона и двух его сыновей к себе на пир, убил их. Так погиб Шимъон, последний из пяти братьев Макабим. Ни один из них не умер своей смертью. Два брата, Йегуда и Элъазар, героически пали в бою; Йонатан попал в засаду в мрачный период военных неудач; Йоханан, был подло захвачен в плен и убит врагом, завидовавшим его славе; Шимъон, последний из братьев, также пал жертвой вероломства. Не часто в истории одна семья даёт такие образцы верности национальному делу и самоотверженности, как братья Хашмонаим, трое из которых — один за другим — стояли во главе еврейского государства.

Убийство Шимъона не приблизило Талмая к желанной цели. Чувство привязанности к Хашмонаим глубоко укоренилось в народе, и единственный оставшийся в живых сын Шимъона — Йоханан Горканос, правитель Гезера, занял место своего отца.

Кто прав?

Прервём на время исторический экскурс и ответим на вопрос, возможно уже возникший у читателей, заметивших, что основным источником сведений о восстании Хашмонаим и о борьбе Иудеи за независимость, является Первая книга Макабим. Книга эта была написана на иврите, но оригинал был утерян, и она дошла до нас в греческом переводе. Как известно, в тот период еврейской истории вся наша литература была связана с Торой и носила религиозный характер. Как же представлен в нашей богатой галахической литературе — в Мишне, в двух Талмудах, Вавилонском и Йерушала-имском, и в мидрашах* — героический период борьбы Хашмонаим за независимость страны? Ответ однозначен. События, связанные с войной против греко-сирийских поработителей, почти не упоминаются в этих книгах, за исключением рассказа о ханукальном чуде.

Это, по-видимому, дало повод историкам и исследователям различных светских школ и направлений утверждать позднее, что наши мудрецы и учители Закона замалчивали всю борьбу Хашмонаим за независимость. По их мнению, наши мудрецы не были заинтересованы в сохранении Книг Макабим, потому что в них рассказано о военных подвигах и политической борьбе первых Хашмонаим, — а эти темы нежелательно было акцентировать в период, наступивший после разрушения Второго Храма и гибели еврейского государства. Эти историки утверждают, что если бы христианская церковь не канонизировала Книги Макабим и не воспользовалась их переводом на греческий язык, то они вообще не дошли бы до нас. Согласно некоторым светским исследователям, Книги Макабим были преданы забвению потому, что мудрецы и учители Закона отрицательно относились к династии Хашмонаим, не принадлежащей к дому Давида. Выдвигался и такой аргумент: Книги не были канонизированы и не вошли в свод еврейской религиозной литературы, потому что учители Закона осуждали последних монархов Хашмонаим за переход на сторону цдуким* [о них рассказано дальше] и за отказ от идеала отцов — жить по законам Торы, распространять их на все сферы жизни народа.

Все эти аргументы можно опровергнуть без особого труда. Если бы у мудрецов наших были причины предать забвению борьбу Хашмонаим и изъять из обращения Книги Макабим, то это было бы сделано уже в период, последовавший за разрушением Второго Храма, после утраты государства, когда произошли перемены, изменившие образ жизни и историческую судьбу всего народа. О том, что этого не случилось, есть свидетельство Иеронима, одного из основателей христианской церкви, который в конце IV века хр. л. посетил Эрец Исраэль и видел у местных евреев книгу на иврите, называвшуюся Сарбет Сарваней /Наказание ослушников (Бога)/ и повествующую о борьбе Хашмонаим. Нет никакого сомнения, что книга эта была ивритским оригиналом Книг Макабим. В то время, в IV веке, она свободно распространялась в народе. В позднейший период рассеяния книги эти были утеряны вместе со многими другими произведениями внешней (то есть нерелигиозной) литературы.

Не выдерживает критики и "обвинение" мудрецов в том, что они считают Хануку праздником лишь из-за чудесного происшествия с сосудом масла для Храмовых светильников, которого должно было хватить на один день, а хватило на восемь. Поэтому, написано в Вавилонском Талмуде, Хануку празднуют восемь дней. В нашей галахической литературе приведены и другие причины, почему праздник этот отмечают восемь дней. Так, например, и Мидраше говорится, что при очищении Храма необходимо было заменить осквернённый светильник, нашли восемь железных стержней, на которых и был зажжён священный огонь. Иное объяснение содержится в одном из древних трактатов тана-им*, содержащем определение дней, в которые нельзя поститься. В трактате написано, что очищение Храма длилось восемь дней, и этим объяснена продолжительность праздника. Как видим, вопросы сводились не к тому, каково происхождение праздника Ханука, а к тому, по какой причине он длится именно восемь дней. Ответ на этот вопрос содержится уже во Второй книге Макабим: "И провели они в веселье восемь дней, по подобию праздника Суккот, вспоминая, как незадолго перед тем проводили праздник этот подобно зверям в горах и пещерах... И общим решением и приговором определили: "Всему еврейскому народу праздновать эти дни ежегодно". Так сроки Хануки были установлены Йегудой Макаби.

Факты убедительно свидетельствуют о том, что нет оснований упрекать наших мудрецов в замалчивании героической борьбы Макабим.

Цель достигнута

Но почему же праздник национального возрождения и победы над греко-сирийскими поработителями отмечают 25 Кислева, то есть в день освобождения и очищения Йерушалаимского Храма, а не 18 Элула, когда в Храме торжественно праздновали достижение политической независимости Иудеи? Потому что суть и главная цель восстания заключались в освобождении и освящении Храма — центра духовной жизни нации, в защите Торы и распространении её законов на всю жизнь народа. Политическая независимость была не самоцелью, а лишь необходимым средством к достижению этой национальной задачи, ибо заповедано евреям стать "монархией когэнов и святым народом" /Шмот 19:6/ .

Первые Хашмонаим, вожди народа, полководцы и политики, естественным ходом событий возглавили общество, освободившееся от чужеземного ига. Они не претендовали на то, чтобы стать монархами. Приняв на себя исполнительные функции, они оставили Сангедрину законодательную и юридическую власть. В стране установилась гармония, междоусобицы прекратились, изучение Торы успешно продолжалось, страна становилась единой теократией.

К сожалению, этот период расцвета продолжался немногим более двадцати лет. Наследники первых Хашмонаим, внуки тех, кто самоотверженно отдавал жизнь за Тору, отошли от веры, стали пренебрегать еврейскими традициями, ненавидеть и преследовать учителей Закона.

Политическая ситуация

О причинах этой трагической метаморфозы ещё придётся говорить, а пока вернёмся к начальному периоду государства Хашмонаим, просуществовавшего 90 лет, - с 3634 /126/ по 3724 /36/ год. Независимость Иудеи была завоёвана в результате упорной борьбы, успеху которого способствовала благоприятная обстановка, сложившаяся в соседних государствах. Держава Селевкидов на севере и северо-востоке и царство Талмая в Египте клонились к упадку, раздираемые внутренними конфликтами и междоусобицами. Государства, которым предстояло стать наследниками этих держав, — Римская республика и Парфянское царство* — лишь начинали играть доминирующую роль на международной арене. Эта политическая ситуация благоприятствовала Хашмонаим: используя распри между государствами и претендентами на троны, они добивались всё более значительных уступок, пока не достигли полной независимости. Более того, Хашмонаим удалось значительно расширить границы еврейского государства, включив в него почти всю территорию Эрец Исраэль.

Не следует, конечно, полагать, что мощь и процветание еврейского государства зависят от слабости соседей и что с их усилением приходит конец государственной независимости народа Исраэля. У нашего народа особая история, и тот, кто вдумчиво изучал её, знает, что судьба еврейского государства определялась всегда не политическими, экономическими или географическими причинами. Все эти факторы были лишь результатом того, следует ли народ законам Торы, сохраняет ли он верность еврейскому образу жизни.

Политика Горканоса

Вернёмся к историческим событиям. Шимъону наследовал его сын Йоханан Горканос, правивший с 3642 /118/ по 3688 /92/ год. В начале его правления Антиох VII вновь попытался покорить Иудею и вторгся в страну во главе большой армии. Борьба продолжалась два года и закончилась после того, как Антиох признал Йоханана Горканоса правителем Иудеи в её новых границах. Йоханан Горканос продолжал начатую его отцом политику присоединения к Иудее территорий, входящих в Эрец Исраэль. Эту политику ни в какой мере нельзя считать захватнической, поскольку Эрец Исраэль — наследие народа Исраэля, принадлежащее ему по праву, неоднократно записанному в Торе. Большим успехом Горканоса было продвижение на юг и присоединение к территории государства всех земель, входивших в состав Иудеи ещё в танахическую эпоху. Вся Земля Исраэля священна, и нельзя было допустить существования на ней очагов и центров языческого культа. Эдомим (идумеи — потомки Эсава-Эдома, брата Яакова) были поэтому обращены в иудаизм; по этой же причине был позднее разрушен храм шомроним на горе Гризим. Кстати, эдомская знать заняла со временем влиятельные посты в государстве Хашмонаим. В последние годы жизни Йоханан Горканос завоевал Шомрон и Бет Шеан. Так был открыт путь к присоединению всей Галилеи.

Прушим и цдуким

К концу правления Йоханана Горканоса произошёл раскол между ним и подавляющим большинством населения государства Хашмонаим, группировавшимся вокруг прушим* (фарисеев). Уже в начале периода Второго Храма, то есть ещё со времени Эзры и Нехемьи было восстановлено положение, при котором, как и в древние времена, глубокое изучение Торы перестало быть уделом лишь когэнов: им мог заниматься каждый еврей, стремившийся к знанию и к "венцу Торы". Изучение Закона и развитие Галахи, формировавшие образ жизни, богослужение, государственные институции и правовые нормы в Иудее, привлекли лучшие умы народа.

Хахамим - мудрецы, знатоки Торы, были и в период Хашмонаим учителями Закона, привлекавшими народ не только глубиной своих познаний, но и высокой моралью и безупречным образом жизни. Вокруг них и группировались прушим*, представлявшие собой не партию, но многочисленную и влиятельную силу, выражавшую сущность иудаизма, как его понимали широкие слои народа. Их непосредственным предшественниками были софрим* и учители Торы периода Эзры и Нехемьи, а также Мужи Великого Собрания* и те самые хасиды*, которые явились оплотом восстания против Антиоха Эпифана.

Сущность учения прушим заключалась в их убеждении, что Тора отвечает на все вопросы, даже самые незначительные, возникающие в повседневной жизни. Устная Тора была для них неотъемлемой частью Писанной Торы, с её по мощью они разъясняли все законы Учения и заботились о том, чтобы евреи исполняли их в повседневной жизни.

Социальная и духовная деятельность прушим обеспечила сохранность иудаизма как живой структуры — законов и обычаев, всего образа жизни нашего народа. Большинство евреев видело в прушим своих духовных руководителей.

Противниками прушим в эпоху Хашмонаим были цдуким (саду-кеи). Ошибкой было бы считать, что основой их программы была вера в святость лишь Писанной Торы и отрицание Устной. Цдуким представляли высшие круги еврейского общества. Это были те, кто правил Иудеей до восстания и сочувствовали умеренной эллинизации. Стремление прушим распространить галахические нормы на всю жизнь иудейского общества мешало цдуким. Поэтому они пытались задержать процесс углубления Галахи, свести её к уже существующим нормам. Не Устная Тора была причиной конфронтации цдуким с прушим. Многие законы Устной Торы цдуким соблюдали. Борьба шла за контроль над Храмом, не только как духовной, но и как юридической институцией, устанавливающей правовые нормы в стране.

Как мы помним, высшим духовным авторитетом в стране был первосвященник, а этот сан перешёл к Хашмонаим. Какую же позицию они заняли в конфликте между цдуким и прушим.