ЭКОНОМИКА ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ПЕРИОД РИМСКОГО ГОСПОДСТВА

ЭКОНОМИКА ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ В ПЕРИОД РИМСКОГО ГОСПОДСТВА

Изменения в экономике

Период римского владычества в Эрец Исраэль остался в памяти еврейского народа как тяжёлое время, полное беспорядков, волнений, воестаний против власти чужеземцев, Иудейской войны, разрушения Храма, зверских расправ римлян с евреями. Но если рассматривать это время с чисто экономической точки зрения, то это был, несомненно, период определённого процветании. Народ Исраэля был включён в сферу римской империи, которая была хорошо организована и предоставляла немалые возможности для экономического развития Эрец Исраэль.

Благодаря усилиям римских властей, передвижение между различными провинциями и районами империи осуществлялось-относительно свободно. Римляне фактически владели всем побережьем Средиземного моря, и после того, как ещё при Помпее* пираты были уничтожены, перевозка товаров морским путём была относительно безопасной. Между морскими портами действовало вполне налаженное сообщение. Римляне построили несколько торговых гаваней и проложили сеть дорог, чтобы обеспечить доставку товаров из портов вглубь Страны. Все это привело к значительному улучшению экономического положения и изменило структуру экономики.

В конце периода Второго Храма эти изменения ещё не проявлялись отчётливо, но уже тогда признаки экономического подъёма были очевидны. После уничтожения морских пиратов и успешной борьбы с разбойниками, проникавшими из пустыни, в стране царило спокойствие. Набатим*, жившие вдоль южных границ Страны, были объединены римлянами в вассальное царство и не допускали проникновения в страну разбойников из пустыни. Это позволяло евреям спокойно жить на востоке и на юге Страны — в районах, до тех пор подвергавшихся постоянной опасности нападений.

Римляне принесли с собой новые методы ведения сельского хозяйства, в частности, касающиеся транспортировки воды, орошения. Это создавало хорошие условия для экономического расцвета.

Основа экономики

В конце периода Второго Храма сельское хозяйство было в Иудее наиболее важной отраслью экономики. Мы не располагаем конкретными данными и не можем с точностью установить, какую долю в экономике занимало сельское хозяйство по сравнению с другими отраслями. Но тот факт, что оно играло решающую роль, не вызывает никаких сомнений. Можно привести множество свидетельств этому.

Если заглянуть в литературные источники тех времен, посвящённые Галахе * то можно убедиться, что большинство примеров, проводимых мудрецами, взято из понятий, связанных с сельским хозяйством. Если речь идёт о потере, то в качестве примера называют быка, корову или осла; если о находке, то примером служат плоды, скот или рабочий инструмент крестьянина; если о займе — то упомянуты фрукты, овощи, семена. Более того, Галаха признавала в качестве надёжного залога под заём только землю.

Имущество человека измерялось количеством земли, которой он владел. Имеющего достаточно земли, считали богатым; у кого земли не было — несостоятельным, даже если у него было много денег.

Один из мудрецов более позднего периода спрашивает: Кто богатый человек? И отвечает: Каждый, у кого есть сто виноградников и сто рабов для их обработки. Как видим, наличные деньги почти не упоминаются. Иосиф Флавий, гордясь еврейским сельским хозяйством пишет: "Не беper моря — наше местожительство, и не торговля приносит радость нашим сердцам".

Интересное описание экономического положения Иудеи можно найти в книге "Завещание Ийова". Это светская книга, и, на первый взгляд, в ней идет речь о том самом Ийове, о котором рассказано в Танахе* , но на самом деле книга относится к периоду Второго Храма. Ийов рассказывает в ней о своих благотворительных делах.

К нему приходят жители деревни и просят денег взаймы, так как тоже хотят пожертвовать на благотворительные цели. Они хотят одолжить деньги и отправиться в город торговать. При этом само собой разумеется, что в деревне они не могут заниматься торговлей. Торговля, которая велась в то время в Иудее в небольших размерах, была сосредоточена в крупных городах, а там большинство населения было нееврейским. Еврейское население почти всё занималось сельским хозяйством.

Землевладение

Что же представляло собой сельское хозяйство того периода? В еврейских деревнях оно было частным, мелким, интенсивным, велось профессионально и основывалось на самостоятельном труде. Можно утверждать, что сельское хозяйство Иудеи находилось в руках мелких независимых крестьян.

Существовало, фактически, три формы землевладения: частные земельные участки в распоряжении мелкого крестьянства; большие земельные наделы в руках богатых владельцев, нанимавших рабочих для обработки или сдававших землю в аренду; и государственные земли, также обрабатываемые рабочими или сдаваемые в аренду. С юридической точки зрения были и другие формы землевладения, но, практически, основными были указанные три.

Итак, большая часть земли находилась в частном владении мелкого крестьянства. Подтвердить это документально трудно, поскольку до нас не дошло никаких цифровых данных. Тем не менее есть немало доказательств верности этого предположения. Наиболее веское доказательство можно найти в описаниях Иосифа Флавия, который рассказывает, что император Веспасиан отобрал в своё пользование все земли Страны, присоединив их к владениям Римской империи. Это значит, что до разрушения Второго Храма большинство земель не было во власти римлян, а, следовательно, находилось в руках крестьян. В ряде районов сохранились древние земельные участки, по которым можно установить, что обычный крестьянский участок занимал площадь в 10-20 дунамов (дунам — 0,1 гектара). При интенсивной обработке этот участок давал урожай, позволявший крестьянину вести достойный образ жизни.

Конечно, не все жители Эрец Исраэль сами обрабатывали землю. Были и богачи, владевшие большими угодьями, жившие в крупных поместьях. Одно из таких поместий недавно было найдено археологами при раскопках южного склона горы Хеврон. Это было огромное строение, роскошно изукрашенное, в котором жили десятки людей — слуг и рабочих, обрабатывавших прилегающие земли.

Другой разновидностью землевладения были земли и поместья, принадлежавшие непосредственно монаршьему дому. Они находились, главным образом, в Галилее, на Голанских высотах, в долине Изреэль и в районе Иерихо на реке Йордан. Об этих владениях в районе Йерихо имеются достоверные свидетельства. Как известно, эта местность славилась производством благовоний — самого дорого товара на территории Римской империи. Естественно, что власти были заинтересованы в поддержании этой отрасли и сохранении монополии на неё, поэтому правители Иудеи всегда поддерживали выращивание необходимых растений и производство из них благовоний и вкладывали в эту отрасль хозяйства значительные суммы денег.

Земледелие

Крестьяне обрабатывали свои участки очень интенсивно и тщательно. Использовался каждый, даже самый маленький клочок земли, годный для обработки. Здесь возделывали землю обыкновенной мотыгой. В книге пророка Йешаягу* сказано о "горах, которые расчищают мотыгами". Из Мишньf и Йерушалаимского Талмуда* мы узнаём, как удобряли землю, причём приведены и цифры: до десяти тонн навоза на дунам. Это огромное количество, если учесть, что навоз перетаскивали вручную и его надо было собирать на пастбищах, где пасли скот. Неорганические удобрения в эту эпоху ещё не использовали. Вспашка была относительно глубокой — 27-30 см.

Для посадки деревьев использовали даже узкие полоски земли, отдалённые от селений. Сбор плодов с некоторых деревьев (например, фиговых) проходил ежедневно. Каждое утро крестьянин спешил к дереву, проверял, в каком оно состоянии, и срывал созревшие плоды. Каждое дерево обрабатывали в отдельности, и вредителей уничтожали с помощью тонкой верёвки или упругой ветки.

Ясно, что при такой интенсивности и кропотливой работе урожаи тех времён были весьма высоки, и это позволяло кормить густонаселённые районы.

Хозяйство опиралось, главным образом, на самостоятельный труд всех работоспособных членов семьи. Опять-таки это утверждение трудно подтвердить фактами, тем более, что и в источниках упомянуты многочисленные случаи найма рабочих. Но большинство таких случаев связано со сбором плодов или с особыми работами в "горячий сезон" (уборка зерновых, сбор винограда, приготовление вина, разрезание инжира для сушки или сушка фиников). Очень редко можно найти упоминание о наёмном работнике, который делает обычную сельскую работу.

Даже богатые крестьяне сами обрабатывали свои поля. Примером может послужить семья раби Элиэзера бен Гиркана, известного мудреца (тана), жившего, в годы, предшествующие разрушению Второго Храма, а затем — члена Сан^едрина в Явнэ* . В Талмуде рассказано, что он пахал своё поле вместе с братом, и каждый брат получал для обработки свой участок, несмотря на то, что это была одна из самых богатых семей в районе города Лода. Аналогичный рассказ известен и о Гиркане бен

Хоньйо, который был очень состоятельным человеком в Зайорданье, но тоже сам занимался пахотой на своем поле.

Экономика Страны, основой которой было сельское хозяйство, носила в ту пору замкнутый характер. Земледелец самостоятельно выращивал продукты, которые были ему нужны, и почти не пользовался рынком. Однако ни в одном из периодов развития цивилизации хозяйство не было абсолютно обособленным, и понятно, что этого не было и в описываемый нами период. Всё-таки совсем обойтись без рынка земледелец не мог. Он покупал там инструменты, изделия из металла, скот, возможно, одежду. Но основные продукты питания производил сам.

Это обусловлено многими причинами. Основная из них — дороговизна перевозок. Правда, в этот период уже начинают прокладывать в Стране новые дороги, улучшать старые, но всё же стоимость перевозок была весьма высока. По подсчётам римлян, перевозка зерна на расстояние в сто километров удваивала его цену.

В конце эпохи Второго Храма торговля играла ещё второстепенную роль. Интересное свидетельство этому содержится в изданном Юлием Цезарем законе, отменяющем торговые налоги в городе Яффо — главном еврейском порту того времени. В законе фигурируют цифры, из которых явствует, что годовой ввоз пшеницы составлял всего несколько десятков тонн. Это значит, что ввоз и вывоз продуктов не имел особого значения в экономике, которая базировались, главным образом, на обособленном производстве.

Какие продукты сельского хозяйства считались основными? Можно назвать три вида, которые упоминаются в источниках десятки и сотни раз: хлебные злаки, оливки и виноград. Были, конечно, и другие, но эти три фигурируют значительно чаще всех остальных.

Зерновые

Нет данных о том, что зерновые культуры выращивали в определённых районах страны. Создаётся впечатление, что их выращивал каждый земледелец, поскольку хлеб был самым необходимым, основным продуктом питания, составляя 70% обычного еженедельного рациона крестьянской семьи. Поскольку хозяйство в те времена носило замкнутый характер, то каждый земледелец должен был производить зерно самостоятельно, чтобы удовлетворить хотя бы большую часть своих потребностей в хлебе.

Пшеницу разводили, главным образом, в южных районах. В районе Хевронских гор сеяли ячмень. Дошедшие до нас свидетельства относятся к более поздней эпохе, но можно предположить, что дело обстояло так же и в период Второго Храма.

Зерновые выращивали по системе севооборота. То есть один год засевали землю, а на следующий год не засевали, но оставляли вспаханной, чтобы сохранить природные свойства почвы и предотвратить её истощение. Каждый седьмой год (шнат шмита *) землю не обрабатывали вообще. Это значит, что в течение семи лет землю засевали зерновыми только три или четыре раза. В год, когда поле не засевали (но не в год шмита), землю на нём много раз вспахивали, чтобы она была больше открыта для проникновения воздуха, солнца и дождя.

Земледелец засевал свою землю, и, с завершением посева, её обработка фактически заканчивалась. Наши предки мало что знали о способах орошения посевов зерновых, да и сделать это было почти невозможно. То же можно сказать и об уходе за посевами, о борьбе с вредителями.

Если в поле обнаруживали мышей или Муравьёв, то земледелец обходил одну за другой норы и уничтожал их поодиночке. Но во время созревания злаков он не мог ходить по полю, так как оно было засеяно не рядами, как принято сейчас, а сплошь, и таким образом урожай оказывался отданным на милость небес.

В конце сезона, в преддверии праздника Шавуот*, крестьяне жали пшеницу, вязали снопы, складывали в скирды, молотили, провеивали на ветру и просеивали, чтобы отделить зёрна от шелухи. Зерно было окончательным продуктом. Его не перемалывали в муку, так как хранение муки было делом сложным. Зерно хранили в отдельной комнате или на крыше дома и перемалывали в муку только по мере надобности.

Важно понять, что значит — "зерно было окончательным продуктом". Дело в том, что окончание сельскохозяйственных работ у евреев — это понятие галахическое. Галаха определяла завершающий этап обработки плодов поля и сада и окончательный вид продукта для того, чтобы от него можно было отделить трумот* и маасарот *. Без их отделения указанные продукты, по закону Торы, нельзя было ни есть, ни использовать для иных целей.

Виноградарство и виноделие

Два других вида продуктов, занимавших основное место в сельском хозяйстве, - оливки и виноград - выращивали на плантациях. Все еврейские писатели (да и неевреиские тоже) называют виноград королем плодов, поскольку доходы от него выше, чем от других продуктов, в том числе, и от злаковых и оливок, а потребность в свежих плодах относительно невелика.

Наши предки не умели хранить свежий виноград и почти не ели его. Они изготовляли изюм и вино. Вино занимало почётное место в рационе крестьян (и не только крестьян). В те времена евреи не пили ни кофе, ни чая, ни соков, столь любимых нами сегодня. Кроме воды, единственным напитком у них было вино. Они пили его, смешивая с водой: на стакан вина два стакана воды. Обычная трапеза обязательно включала вино, и это воспринималось как нечто само собой разумеющееся.

Но были районы, в которых не пили вина, ибо не выращивали винограда, потому что виноград — продукт очень нежный и далеко не везде может расти. Для него не подходят, например, ни верхняя Галилея, ни Голаны, ни многие другие районы. Зато Иудея прекрасно подходит для виноградников. Ещё наш праотец Яаков /Брешит 49:11/ восхвалял колено Йе^уды, владения которого богаты виноградом. Эти похвалы повторяют и многие еврейские мудрецы.

Что именно Иудея занимала центральное место в изготовлении вина, находит подтверждение в письмах, которые главы Сангедрина направляли жителям Иудеи и Галилеи. В обращении к жителям Иудеи подчёркнуто: их долг выделять десятую долю имеющегося вина как для Храма, так и для бедных [в соответствии с законами Торы положено выделять десятую долю продуктов каждый четвёртый и седьмой год в семилетие]. В обращении к жителям Галилеи в этой связи сказано не о вине, а об оливках: если в Иудее выращивали, главным образом, виноград, то Галилея славилась своими оливковыми плантациями.

Виноград, как известно, растёт на лозах, которые недостаточно крепки, чтобы выдержать тяжесть гроздьев. И если не поддерживать их специальными подпорками, то виноградные лозы стелются по земле. В современном виноградарстве лозы подпирают, чтобы гроздья винограда висели в воздухе. В древнем еврейском виноградарстве, как и в традиционном арабском, лозы стлались по земле, и только к моменту созревания плодов, когда гроздья наливались соком, под каждую лозу подкладывали высокий камень или деревянную стойку, чтобы грозди повисали в воздухе и не касались земли.

При сборе урожая гроздья убирали и складывали в гат. Гат — это выложенная камнями яма для выдавливания виноградного сока. В центре её пробита гладкая канава, которая сообщалась с другой ямой, глубиной около метра. Виноград давили босыми ногами все члены семьи. Они мяли виноградины, стараясь не повредить косточки, так как виноградные косточки имеют горький вкус, который мог испортить вино. Сок стекал в яму, а оставшиеся выжимки собирали в мешки или в какое-нибудь углубление и сверху придавливали камнями или досками, чтобы выжать из них остатки сока.

Сок оставляли в яме в течение двух-трёх дней для брожения. Забродивший сок вычерпывали из ямы и разливали по кувшинам, которые обычно вмещали по 15-20 литров. Кувшины ставили в тёмное закрытое помещение, где в процессе дальнейшего брожения виноградный сок превращался в вино.

В Шомроне и в других районах можно еще и сейчас увидеть массивные сооружения в виде своеобразных башен и рядом с ними - гаты, размером 4 на 5 метров. Благодаря толстым стенам, даже в жаркие летние дни в этих сооружениях держалась относительно низкая температура, при которой вино лучше сохраняется. Обычно виноделы хранили вино в своих домах и употребляли его, отливая каждый раз из кувшина отмеренное количество, чтобы его хватило на весь год.

Виноградник даёт плоды ежегодно. Но в годы засухи урожай обычно невелик. Виноград — растение нежное, виноградники подвержены многим болезням, и наши предки не всегда умели справляться с ними.

Оливки, маслины, оливковое масло

Масличное дерево, оливковое дерево, маслины, олива, оливковое масло (елей) — слова, хорошо знакомые по Торе, по нашей истории. Выращивание олив, их обработка — отрасль хозяйства, специфическая для Галилеи, поэтому в Талмуде так восхваляем удел колена Ашера, что в Галилее, и с восторгом рассказано, как исполнилось предсказание Моше-рабейну, данное Ашеру /Дварим 33:24/: "...И да окунает в масло свою ногу". Талмуд рассказывает, что в Страну Исраэля прибыл купец из города Лодкия в Сирии. Перед тем он уже побывал в ряде стран, в безуспешных поисках, где бы закупить огромное количество масла. В конце концов он попал в поселение Гуш Халав в Верхней Галилее, где ему посоветовали обратиться к одному старцу. Вначале купец отнёсся к совету с недоверием и даже презрением: возможно ли, чтобы у одного человека масло было в требуемом количестве?! Однако выяснилось, что, действительно, у рядового жителя Гуш Халава были запасы масла, достаточные для того, чтобы обеспечить нужды жителей большого города. Конечно, можно воспринять этот рассказ как преувеличение — однако в нём отражается несомненный факт: Галилея исключительно богата маслом.

Оливковое дерево отличается исключительной стойкостью и дает урожай раз в два года. Неудивительно, что в Стране почти не было области, в экономике которой эта культура не занимала бы важного и почётного места.

Для тогдашнего жителя Эрец Исраэль оливковое масло было главнейшим источником жиров. Во время утренней и вечерней трапез еврей макал хлеб в оливковое масло. А что оливковое масло было тогда почти единственным средством для освещения — нет нужды объяснять.

Урожай маслин собирали разными способами: либо вручную по одной, либо стряхивали их, тряся ветки дерева, либо сбивали маслины палкой. Собранное доставляли в давильню. Плоды сперва толкли в ступе, а потом их помещали под тяжёлый пресс, вес которого доходил до 10 тонн. Этот пресс выжимал масло из толчёных маслин.

Большая часть оливковых деревьев приносила плоды, богатые маелом, и они шли в давильню. Остальная часть урожая маслин предназначалась для еды. Иногда маслины ели сырыми, но чаще всего их консервировали: в рассоле, в уксусе, а также в вине. Такие маслины представляли собой изысканный деликатес, которым, в частности, лакомились в тогдашних банях, представлявших собой нечто среднее между нашей современной баней и общественным клубом. И сегодня в Израиле уйма видов и сортов по-разному консервированных маслин, и сегодня они не просто деликатес на всякий вкус, — нельзя представить себе стол израильтянина без маслин.

Ячмень, пшеница, виноград, оливы были важнейшими земледельческими культурами для всей Эрец Исраэль. В отдельных областях Страны культивировались также и особые виды, специфические для данной местности. Так в долине Бет Шеана и в Йорданской долине росли финиковые пальмы. Особенно славилась ими область Йерихо. Эту местность следует особо упомянуть в связи с другим исключительным достоинством: тут выращивали растения, из которых получали различные благовония и, в первую очередь, афарсемон — вид бальзама.

Скотоводство

Овец и коз разводили в Иудейской пустыне, в областях Страны, мало пригодных для земледелия.

Однако и в хозяйстве других районов скотоводство играло определённую роль — пусть даже небольшую. Овец держали, главным образом, ради шерсти — основного материала для изготовления одежды. Однако овечьей шерсти не хватало даже для покрытия нужд жителей Иудеи, не говоря уже о других районах страны и, в особенности, Галилеи, поэтому шерстяная одежда была весьма дорога.

В наших источниках встречается афоризм, указывающий на цель скотоводства: "Коза — ради молока, овца — ради шерсти и приплода". Действительно, козья шерсть мало пригодна для изготовления ткани: она слишком коротка и груба, а козлятина жёстка и не особенно вкусна. Однако неоценимые достоинства козы — она крепка и неприхотлива, приспосабливается к любым климатическим условиям. Коз разводили, главным образом, ради молока, если не считать мяса молочных козлят.

В отличие от козы, овца давала и шерсть, и молоко, и мясо. Ягнят держали до 3-4 месяцев, давая им возможность подрасти, питаясь молоком, а затем резали на мясо. Овца служила в те времена почти единен венным его источником, и обычный житель Эрец Исраэль имел в своём рационе мясо далеко не часто.

Рыболовство

Исключительно важной отраслью хозяйства было рыболовство, которое процветало на озере Кинерет (Генисаретское озеро) и на побережье Средиземного моря. Рыба играла чрезвычайно важную роль в экономике страны. Средний еврей ел обычно дважды в день: утром, между 6 и 9 часами в переводе на наше время, и вечером, когда темнело. Утренняя трапеза была скорой и лёгкой: она состояла обычно из хлеба, который макали в оливковое маело, и овощей. Зато вечерняя трапеза была основной: ели что-либо горячее - кашу или яйца — и хлеб в гораздо большем количестве, чем утром. Трапеза в шабаш носила праздничный характер и состояла, согласно требованиям Галахи, минимум из двух блюд, и рыба была непременно одним из них. Как правило, рыбу ели с яйцами или с чечевицей.

И так как рыба была очень важной частью рациона тогдашних жителей Эрец Исраэль, то перед рыбаками озера Кинерет стояла задача не из лёгких: обеспечивать рыбой всю Страну. Нелишне упомянуть, что рыболовство было также главным источником заработка тех, кто занимался им. Это подтвердила археологическая находка — единственная в своем роде: недавно во время раскопок на побережье озера Кинерет была найдена рыболовная лодка тех времен.

Как уже было сказано, рыбная ловля процветала и на побережье Средиземного моря. Галаха запрещает покупать рыбу у рыбака-нееврея, и поэтому главную роль в снабжении страны рыбой играли еврей-рыбаки Кинерета: ведь большинство рыбаков на морском побережье были неевреи. Однако нет сомнения, что и там некоторая часть промысла была в еврейских руках.

Естественно, свежую рыбу продавали и местах, близких к рыболову. Рыбу солили, оставляя её в рассоле, и мариновали. В этом и заключается причина запрета покупать рыбу у нееврея: по кускам рыбы в рассоле и маринаде невозможно с достаточной точностью определить — кашерна эта рыба или нет.

Овощеводство

Одно из последних мест в сельском хозяйстве занимало овощеводство. В Эрец Исраэль это нелёгкое занятие. Выращивать овощи можно было лишь при помощи искусственного орошения. Для овощей совершенно недостаточно воды, впитываемой землей в период дождей. Овощеводство поэтому и не стало одной из главных отраслей сельского хозяйства, однако современник свидетельствует, что у каждого земледельца был небольшой огород.

Вода — от Бога

Земледелие в Эрец Исраэль не было основано на искусственном орошении, потому что в стране очень мало проточной воды. Река Йордан течёт в глубокой долине, примерно от 210 до 320 метров ниже уровня моря, и лишь там можно использовать воды реки для орошения. Немногие реки и ручьи после сезона дождей совсем или почти высыхают, в большинстве своём они находятся в гористых местностях, что очень затрудняет использование их для орошения. Предполагают, что лишь два процента всей обрабатываемой площади в этих районах орошались искусственно.

Основным источником воды, необходимой для сельского хозяйства, всегда был дождь. Интересно отметить, что эта особенность Эрец Исраэль вовсе не была недостатком в глазах еврейских мудрецов. Наоборот, сравнивая свою страну с Египтом, где всё земледелие основано на искусственном орошении, мудрецы неизменно делали вывод в пользу Эрец Исраэль. Во-первых, о ней сказано в Торе /Дварим 11:12/׳. "Земля, на которой Творец, твой Бог, всегда сосредотачивает внимание; глаза Творца, твоего Бога (устремлены) на неё от начала года и до конца года" — то есть Всевышний сам решает, как и когда орошать эту землю дождем, а не оставляет решение этого вопроса Своим, так сказать, слугам — рекам и ручьям. Во-вторых, дождь даёт воду всем в одно и то же время и, примерно, в равной степени — в отличие от искусственного орошения, при котором воду, прежде всего, получают те поля, которые находятся выше, а нижние пьют лишь остатки, которые доходят до них. При орошении дождём воду невозможно украсть или испортить — в отличие от искусственного орошения. Тот факт, что земледельцы Эрец Исраэль не могли надеяться только лишь на собственные силу и искусство, а были вынуждены поднимать глаза к небу, ожидая дождя, с точки зрения еврейских мудрецов обладал несомненными достоинств вами — как нравственными, так и экономическими.

Ремёсла

Не только обработка продуктов сельского хозяйствва давала толчок развитию различных ремёсел. В государстве Хашмонаим* и при Гордосе* еврейские ремесленные производства ширились и укреплялись. Талмуд сохранил свидетельства о многих великих мудрецах-ремесленниках. Раби Йегошуа бен Хананья, учитель раби Акивы и многих других, был кузнецом. Трактат Авот цитирует мудреца раби Йоханана-сапожника.

Ремесленники — с ростом их количества и укреплением отраслей — не только создавали свои профессиональные объединения, но часто обосновывались в от дельных кварталах Йерушалаима либо в поселениях, близких к источникам сырья. Исторические, археологические материалы свидетельствуют о таких ремесленных производствах, как гончарное, кузнечное, ткацкое, обувное, различные отрасли строительства зданий, благоустройства городов, как изготовление ювелирных изделий из золота, серебра и драгоценных камней, известны мастера оружейники, судостроители и т.д.

Торговля

Значительного развития к концу эпохи Второго Храма достигла и торговля — не только внутренняя, но и внешняя. Наряду с мелкими и средними торговцами, появились богатые оптовики, часто ведущие специализированную торговлю. Талмуд свидетельствует о живущих в то время в Йерушалаиме трёх евреях, крупных торговцах Никодиме бен Гурйоне, бен Калба Савуа и бен Цицит Аксат. Многие евреи, живущие в портовых городах, особенно в Кесарии, вели торговлю со странами Средиземноморья.

Гнёт налогов

В одной из предыдущих бесед мы говорили о многосторонней деятельности Гордоса, для которой требовались гигантские денежные средства. Строительство городов, роскошных дворцов, создание таких уникальных сооружений, как город-порт Кесария, крепость-дворец Масада на горе у Мёртвого моря, возведение комплекса дворцов на горе Гордион не были бы возможны, если бы не налоги, взимаемые с жителей Эрец Исраэль. Эти последние, естественно, не были довольны системой налогообложения и справедливо считали её узаконенным грабежом. И тот факт, что эти огромные налоги и многочисленные пошлины всё же взимались, косвенно говорит о благосостоянии Эрец Исраэль в целом, о высоком уровне экономики страны.

Итак, римляне, придя в Страну, способствовали созданию более широких возможностей для развития её экономики, и, как видим, эти возможности использовались местным населением полностью. Но экономическое развитие шло параллельно с политическим и социальным и, естественно, не могло не зависеть от них. Огромные налоги и пошлины ложились на плечи евреев тяжёлым бременем. В результате все более широкие слои населения начали испытывать экономические трудности, и это усиливало их недовольство римской властью и ускорило приближение восстания.