Чем более человек велик, тем сильнее его дурное побуждение
Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение[1]
«Раши говорил, что будь у него время, он составил бы комментарии, соответствующие возникающим каждый день новым пониманиям буквального смысла Писания»[2].
«Братья были заняты продажей Йосефа; Йосеф был облачен в мешковину и пребывал в посте; Реувен был облачен в мешковину и пребывал в посте; Яаков был облачен в мешковину и пребывал в посте; Йеуда был занят поиском жены; Всевышний был занят сотворением света Царя Машиаха»[3].
Законность продажи
Древняя, но всегда волнующая история о Йосефе и его братьях…
Тора рассказывает нам о произошедшем с «Коленами Израиля» – двенадцатью сыновьями Яакова. Целью Яакова было рождение двенадцати сыновей – «Колен Израиля». Чаянием и стремлением наших святых праматерей было рождение двенадцати сыновей – «Колен Израиля» – основы и корня народа, избранного для Б-жественного служения. Наши святые праотцы Авраам и Ицхак не смогли полностью отделиться от нечистоты. Только Яаков – избранный среди праотцов – настолько очистился, что удостоился стать родоначальником двенадцати Колен – основы народа Израиля.
Для еврейского народа в Творении заложена особая система управления. В ней трое праотцов являются Б-жественной Колесницей, а двенадцать Колен играют роль, которая в глобальной системе управления мирозданием отводится знакам Зодиака, – через них Б-жественное влияние спускается в материальный мир. Так и двенадцать Колен воспринимают и изливают в Творение милосердие, нисходящее от Б-жественной Колесницы, созданной для управления народом Израиля. Все это объясняется в святых книгах.
Если бы история Йосефа и его братьев произошла даже с самыми заурядными личностями, то и тогда мы были бы потрясены до глубины души: неужели люди способны пасть до такой степени греховности, чтобы замышлять смертельную расправу над младшим братом? И над кем? Йосефом, «юношей милым», младшим и любимым сыном своего пожилого отца, «сыном мудрым», которому Яаков передал свое Знание Торы, полученное им в Доме Учения Эвера! А ведь братья знали, какое безутешное горе принесут этим своему отцу Яакову!
Они не сжалились над Йосефом, видя его ужасные страдания и слыша его мольбу. Страшно представить, как он плакал и умолял их о милости. Братья сами говорили об этом: «Однако виновны мы за нашего брата, беду души которого мы видели, когда он взывал к нам, а мы не слышали…»[4] Представим себе, как страдала душа Йосефа в тягостном ожидании смерти от рук братьев! Эту боль вызывало не только желание жизни, свойственное душе каждого, но и ощущение страшной вины братьев, замысливших пролить невинную кровь. Йосеф обладал истинным Знанием Торы и страшился совершения ими столь ужасного преступления. Представив себе случившееся, мы можем понять, какую боль он испытывал, как страдал, умоляя своих братьев о милости! Могут ли вообще люди быть столь жестокосердными?!
Допустим, так мог поступить некто, чей разум помутился, а душа попала под власть искаженных и противоестественных побуждений, но ведь это совершили десять великих в знании и праведности сыновей Яакова! К тому же один из них – Реувен – увещевал остальных не совершать греха! Все это совершенно непонятно!
Более того, осуществив свой ужасный замысел и бросив Йосефа «в яму, в которой нет воды»[5], но «полную змей и скорпионов»[6], «братья сели есть хлеб»[7]! Это уже совсем несвойственно природе человека!
Наши великие мудрецы объясняют произошедшее, исходя из осознания исключительной мудрости и праведности сыновей Яакова, которую подтверждает даже буквальное понимание этих стихов Торы. Поступок братьев всецело проистекал из стремления к справедливости и закону, ибо они осудили Йосефа на смерть за грех злоязычия и клевету или же на основании закона: «Если некто пытается тебя убить, убей его прежде»[8]. Однако как можно вынести, а тем более привести в исполнение приговор, которому противится все естество человека?!
Но как раз в этом и проявляется величие и духовная сила братьев Йосефа. Они осудили его, придя к выводу, что для него самого и для всего мира предпочтительнее будет его смерть. А приняв это решение, они смирили в себе все другие чувства. Их сердца разрывались от боли, их переполняла жалость, свойственная великим праведникам. И все же в мощи своего разума они вынесли приговор о предании смерти своего брата, праведного Йосефа, невзирая на то, что он был безгранично любим отцом, связан с ним всей душой и взывал к ним в разрывающей сердце мольбе. Духовные силы братьев были столь велики, что им хватило мужества извлечь из всех них одну и применить ее, когда это, с их точки зрения, было необходимо. Они смогли настолько сосредоточиться на ней, что она осветила их души и не оставила места для других чувств и эмоций. Чтобы воспользоваться столь огромной силой, от братьев требовался величайший «уровень человека» и высшая степень трепета перед Б-гом. Они знали о возвышенности своих душ, а потому сочли свой поступок правильным. Это принесло им душевный покой, «и они сели есть хлеб»[9].
Чистота суда
Из буквального смысла Торы следует, что причиной произошедшего стали упрощенные человеческие чувства: «И Израиль любил Йосефа больше всех его братьев, ибо он – сын его старости, и сделал ему полосатую рубашку. И увидели братья, что их отец любит его больше всех братьев и возненавидели его, и не могли говорить с ним мирно. И Йосеф увидел сон, и поведал его своим братьям, и они еще больше возненавидели его. И он сказал им: послушайте… И сказали ему братья: неужели ты воцаришься и будешь властвовать над нами? И они еще больше стали ненавидеть его за его сны и речи. И он увидел еще один сон… И завидовали ему братья…»[10] Из всего этого следует, что именно такие приниженные чувства, как зависть и ненависть, стали причиной произошедшего!
Необходимо вспомнить то, о чем мы уже говорили: как бы человек ни был велик и на сколь высокий уровень ни поднялся, в его душе все же продолжают действовать силы и склонности его естества. Эти свойства глубоко сокрыты в душе человека, так что он их совершенно не замечает, полагая, что выносит верные решения. На самом же деле его душевные склонности приводят к ошибкам в мышлении, неверным решениям и даже вынесению смертного приговора собственному брату.
И Тора, раскрывающая глубины души человека, указала истинные подсознательные причины поступка братьев Йосефа. Именно зависть и ненависть к Йосефу привела братьев к их решению. Отсюда мы видим, сколь непомерной властью обладают побуждения естества даже над самыми великими из людей. Даже если природные склонности проявляются лишь в самой утонченной форме, все же они способны привести к просчетам в мышлении и совершению ужасных поступков. Насколько же мы должны опасаться сил естества, властвующих над человеком, – ведь они могут привести к искажению мышления и, как следствие, к ужасающему греху.
Возвышенность мышления великих
Хотя, благодаря нашему объяснению, эта история стала более понятной, все же наши сердца не могут с ней смириться. Если причиной несправедливого приговора Йосефу действительно стали упрощенные душевные качества, можно было бы ожидать, что при этом также проявятся и добрые чувства, которые стали бы щитом против дурных побуждений и вернули братьев к справедливости и истине. Но возникает самый главный вопрос: почему такого не случается даже с нами, над кем безгранично властвуют приниженные побуждения, у кого тяга к злу прочна как «тележные канаты»? Ведь мы никогда не слышали, чтобы в наше время хоть кто-то принял столь безжалостное решение, и в результате произошли столь ужасные события.
Все это по-прежнему непонятно. В действительности, ход мысли заурядного человека разительно отличается от мышления великого. Заблуждения невежды не похожи на ошибки мудреца. Приземленному человеку почти не в чем ошибиться. В небольшой рощице, где растут лишь несколько деревьев, заблудиться невозможно, но в густом бескрайнем лесу, пересеченном множеством тропинок, опасность потеряться очень велика. Когда мы проводим элементарные расчеты с простыми числами, то ошибаемся крайне редко, однако и в случае просчета ошибка будет несущественной. Но при сложных расчетах с большими числами и множеством математических операций ошибка гораздо более вероятна и существенна.
Все знания заурядного человека зыбки, его горизонт узок, а расчеты элементарны. В чем ему ошибиться, и как далеко его может завести совершенная им ошибка?! Однако великие прежних поколений в своем мышлении оперировали множеством параметров, у них было огромное количество необычайно возвышенных соображений, их рассуждения были связаны с высочайшими и вознесенными тайнами.
В книге Зоар сказано: «Яаков любил Рахель, поскольку знание тайны Творения и корней душ открыло ему, что окончательное исправление мира может быть осуществлено в первую очередь ее сыновьями»[11]. Зоар разъясняет, что окончательное исправление, которое в конце дней осуществит в мире народ Израиля, будет достигнуто в первую очередь коленами Йосефа и Биньямина. Поэтому Яаков и любил Йосефа больше других братьев, а они завидовали Йосефу. И когда братья заметили, что Йосеф порицает их перед отцом, то испугались, что Яаков отдалит их, и они будут отторгнуты от общины Израиля; строителями Дома Израиля станут только потомки Йосефа, а у остальных колен не будет в этом доли. В этом они видели для себя смертельную опасность и сочли возможным применить закон: «если некто угрожает твоей жизни, убей его прежде».
В своих рассуждениях братья учитывали высшие тайны корней мироздания, исправления мира и цели существования Творения. Их мысли и расчеты охватывали обширнейшие сферы, в их умах и сердцах находили место самые возвышенные идеи, и когда они направляли свою мысль на любую проблему, их размышления были всеобъемлющи. Но именно поэтому столь значимыми могли оказаться и совершенные ими ошибки!
В анализе поступков человека, с которым ты близко знаком, ошибиться почти невозможно. Ты знаешь ход его мысли, его сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки! И даже если ошибешься – существенна ли будет эта ошибка? Совсем иначе оценивается деяние великого человека, душа которого неохватна, а мышление – безбрежно, как океан. В этом случае можно ошибиться во многом, и ошибка может быть сколь угодно большой: ведь душа такого человека связана с великими тайнами высших миров, и он может исправить или причинить вред всему миру малейшим движением своей души.
Наш праотец Яаков передал Йосефу всю Тору, которую изучил в Доме Учения Шема и Эвера, и постиг высшую мудрость. Какие глубины мироздания охватывало его мышление, сколь возвышенные тайны были ему открыты, какими высокими идеями он жил! Как широка была его душа, как много разнообразных и противоречивых сил она в себе сочетала, насколько всеобъемлющим было его мышление, как велики и многочисленны проблемы, которые он был способен решить! Поэтому даже жившие с ним со дня его рождения братья могли совершить в отношении него столь ужасающую ошибку.
В оценке заурядной личности невозможно ошибиться, но, пытаясь понять возвышенного человека, легко прийти к заблуждению. В мировой истории зачастую случалось, что выводы о великих были ошибочными, и это было связано именно с их неординарностью. Вознесенный человек придерживается некой позиции, проявляет удивительные способности в определенном направлении, а затем внезапно, как кажется со стороны, перечеркивает все достигнутое и действует совершенно противоположным образом.
Итак, ошибка, совершенная братьями в отношении Йосефа, свидетельствует о вознесенности «Колен Израиля», величии их душ, широте мышления и видения.
Это – тоже буквальный смысл Писания!
Все, что мы сказали о продаже Йосефа, непосредственно следует и из буквального смысла Писания. Однако мы нигде не находим, чтобы Тора упрекнула «Колена Израиля» в содеянном. Из этой главы и из последующих, приведенных в Торе разговоров братьев между собой и с Йосефом, следует, что они все сделали так, как подобает мудрецам и праведникам. Надо понять, что продажа Йосефа – это следствие их ошибки в рассуждениях и расчетах. Возможность ее совершения свидетельствует о величии братьев и их огромной духовной силе. Тора раскрывает нам только главную причину, повлиявшую на все их поступки. И хотя корень их заблуждения, которое привело к продаже Йосефа, пребывал в высоких и недоступных нам сферах, все же в своем буквальном повествовании Тора рассказывает нам, что, с точки зрения Всеведущего, Который знает и нарекает истинным названием внутреннюю суть всякой вещи, первичной причиной, направившей братьев к мысли о продаже Йосефа, стало упрощенное душевное чувство: «И увидели братья, что их отец любит его больше всех братьев, и возненавидели его…»[12]
Очередной раз мы убеждаемся в истинности Торы. Она не приукрашивает великих и преданных ей людей, раскрывает нам внутреннюю суть каждого события и повествует об истине как она есть. Тора – это Учение Жизни, которое мы можем воспринять от великих прежних поколений Израиля – Знание, заключенное, в том числе, в их заблуждениях и ошибках.
Все это можно найти даже в буквальном смысле Торы. Только из-за слабости нашего мышления нам представляется, что это понимание выходит за рамки буквального значения. На эту главу Торы (Вайешев) есть замечательный комментарий Рашбама:
«Постигните и поймите, мои друзья, что какие бы смыслы Торы нам ни открыли наши учителя, «Писание не отходит от своего буквального смысла…» И рабейну Шломо (Раши), отец моей матери, Светоч изгнания, составивший комментарии на Тору, Пророков и Писания, объяснял именно буквальный смысл. И я, Шмуэль, сын раби Меира, его зятя, благословенной памяти, обсуждал это с ним самим и с другими мудрецами в его присутствии, и он согласился со мной, что будь у него время, он составил бы комментарии, соответствующие новым пониманиям буквального смысла Писания, возникающим каждый день»[13].
Все так и есть! Буквальный смысл Писания обновляется каждый день! Поколения мельчают, и изменяется буквальное понимание. То, что прежде казалось очевидным и составляло буквальный смысл, сегодня – сокровенная тайна, а прямой смысл состоит уже в чем-то другом. Буквальное понимание Торы поколения Раши изменилось уже в следующем поколении. Для нас буквальный смысл упростился еще больше: нам кажется, что рассказ о поступке братьев Йосефа, как мы его воспринимаем, и есть буквальный смысл Торы. Но на самом деле буквальный смысл Писания – это не нечто конкретное и неизменное – у каждого стиха есть множество различных буквальных смыслов. Например, сказано в Торе: «Йосефу было семнадцать лет, и он пас скот вместе со своими братьями, и он юноша вместе с сыновьями Билги и сыновьями Зилпы, жен его отца, и приносил Йосеф о них худую молву их отцу»[14]. Если глубоко не задумываться над смыслом этого стиха Торы, то можно увидеть в нем только повествование о том, что Йосеф был близок к сыновьям Билги и Зилпы и сообщал отцу об их проступках. Но стоит углубиться в содержание стиха, и мы увидим, что он свидетельствует о величии Йосефа. Природе человека свойственно покрывать недостатки тех, кто ему близок. Йосеф же «юноша вместе с сыновьями Билги и сыновьями Зилпы», и все же он сообщал отцу о замеченных в них недостатках, поскольку беспокоился об исправлении их душ. То же самое относится к любому стиху Торы: его буквальный смысл для каждого человека свой и соответствует его уровню!
Мудрецы прежних поколений «подобны ангелам» и в борьбе сил души
Всему этому необходимо дать более глубокое разъяснение.
Я опасаюсь об этом говорить публично… То, что я скажу, верно, но я сомневаюсь, раскрывает ли это истину во всей ее полноте. Однако суть и основа этого подхода несомненно верны.
Ясно, что злоязычие запрещено – мы не имеем права порочить людей. Однако случается, что у нас возникает желание рассказать нечто, вполне подпадающее под запрет злоязычия; и оно не ослабевает, даже если мы осознаем, что собираемся совершить отвратительный и запрещенный поступок! В нашей душе борются две силы. Нам хочется изыскать разрешение рассказать желаемое и все представить так, чтобы это не подпадало под запрет злоязычия, – и все же мы хорошо понимаем, что говорить этого не следует. Эти два желания борются между собой, и, в конце концов, побеждает одно из них. Удивительно! Конечно, мы не произнесем ничего, что нарушит запрет злоязычия в его строгой форме: это тяжкое преступление, о котором сказано: «Всякого, кто нарушает запрет злоязычия, надлежит бросить собакам»[15]. Наши мудрецы говорят: «За то, что Йосеф порицал своих братьев перед Яаковом, они натравили на него собак»[16]. Однако мы вполне способны позволить себе произнести то, что не столь однозначно подпадает под запрет злоязычия. В Талмуде сказано: «От трех видов скверны человек не может уберечься ни на день: от греховных мыслей, от недостаточной сосредоточенности в молитве и от злоязычия. Неужели речь идет о нарушении запрета на злоязычие? – спрашивает Талмуд – и отвечает: о речах, граничащих со злоязычием»[17]. Мы нередко понимаем, что нечто близко к злоязычию и все же рассказываем об этом, зачастую нарушая запрет Торы. Хотя мы ощущаем, что совершаем грех, одна из действующих в нас душевных сил склоняет чашу весов в свою сторону.
Но что же приводит к совершению этого греха? Одна из душевных сил перевешивает и принуждает поступить против желания души. Похожее произошло и с братьями Йосефа. Будучи святыми для Всевышнего, они оставались людьми и не смогли полностью возвыситься над материей. Все душевные побуждения, свойственные заурядным людям, сохраняются и в самых великих, хотя, безусловно, у них эти качества облечены в иную форму, измеряются совершенно другой мерой и проистекают из возвышенных источников.
Всегда ли велика сила, которая побеждает в душе человека? Сколь значим он сам и вся его жизнь? Находясь в мире, он ничего в нем не прибавляет и не исправляет, и с его смертью мир ничего не теряет[18]. Вся события его жизни, за редким исключением, – цепочка поступков, которые не оказывают существенного влияния на Творение; из своего приземленного мира он не достигает высших миров. Его силы начинаются в нижнем мире и здесь же заканчиваются. Так ли велика борьба сил в его душе, и так ли сильна победившая склонность? Велика ли будет сила, побуждающая его к действиям, и что он может внести в мир своими поступками?
Но корни великих перед Б-гом лежат в высших мирах, от них зависит все мироздание, их поступки связаны с высшими силами, борьба в их душах затрагивает высшие корни Б-жественного управления Творением. В их душах ангелы борются друг с другом! И когда один из них побеждает, это победа ангела, – торжествует его сила. Как велико побуждение к действию, и сколь существенны могут быть его результаты!
История Йеуды и Тамар
Мидраш рассказывает о Йеуде и Тамар: ««И он свернул к ней на дорогу и сказал: позволь войти к тебе...»[19] «Все это произошло против воли Йеуды»[20]. В его душе шла борьба. Одна из сил одержала верх и побудила его действовать против воли. Мидраш рассказывает: «Йеуда хотел пройти мимо, но Всевышний послал ему навстречу ангела, распоряжающегося плотским влечением. Он спросил его: «Йеуда, почему ты проходишь мимо? От кого же произойдут избавители? Кто станет родоначальником великих царей?»[21] Но как ангел плотского влечения связан с подобными вопросами?
В действительности борьба Йеуды началась не в его душе, а в высших корнях мироздания, возвышенных силах. Изначально это было противостоянием ангелов, которое позже проявилась в душе Йеуды столкновением различных сил. Мы не утверждаем, что в его душе боролись исключительно высшие духовные силы. Разумеется, в ней пробудились и приниженные побуждения, однако они были связаны с высшими корнями, и их причиной и источником были высшие силы. И когда одна из них победила, – это была победа высшей силы, и принуждение к действию было осуществлено силой ангела.
Мидраш рассказывает: «Братья были заняты продажей Йосефа; Йосеф был облачен в мешковину и пребывал в посте; Реувен был облачен в мешковину и пребывал в посте; Яаков был облачен в мешковину и пребывал в посте; Йеуда был занят поиском жены; Всевышний был занят сотворением света Царя Машиаха»[22]. Какое волнение охватило высшие миры при сотворении света Царя Машиаха! Какие силы пришли в движение в высшем окружении Б-га, какие высокие властители вступили в борьбу друг с другом, сколько ангелов воевало между собой! И на земле эта высшая борьба отразилась в душе Йеуды в конфликте духовных сил.
От действия Йеуды зависели все основы мироздания и будущее исправление мира. Сколь велика была борьба в его душе, какие силы в ней противостояли друг другу, пока не победила одна из них! И как сильно было вызванное ею побуждение! Хотя здесь, в этом мире, Йеуда был движим только силами своей души, однако причиной, не позволившей ему пройти мимо Тамар, стал воззвавший к нему ангел: «От кого же произойдут избавители? Кто станет родоначальником великих царей?»
И если Йеуда все же руководствовался и собственными душевными побуждениями, то Тамар, по словам наших мудрецов, «совершила свой поступок исключительно во имя Небес»[23]. Ведь для рождения Царя Машиаха необходимо чистое намерение в служении Б-гу.
Можем ли мы сравнить с великими заурядных и слабых людей, от которых не зависят основы мироздания и исправление мира, чьи силы начинаются и заканчиваются здесь, в этом мире, в границах их собственных душ? Весь их «уровень человека» исчерпывается их бренной жизнью. Сможем ли мы борьбу в их душах и мощь победившей силы сравнить с судьбами тех, чьи жизни связаны со всем мирозданием, чей «уровень человека» объемлет все миры? Борьба в душах великих – это сражения ангелов, и когда одна из сил побеждает, – это победа ангела. Он может быть добрым или злым, но, так или иначе, – это ангел!
Теперь мы можем понять, почему даже грех – результат победы силы зла – в нашем поколении не такой, каким был прежде. Это и имели в виду наши мудрецы, сказав: «Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение»[24]. Жизнь заурядного человека, чей уровень приземлен, подчинена случайностям, и его дурное побуждение – результат победы зла над добром в его приниженной душе. Однако и у него есть корень в высших мирах, ибо там основа всего: «Нет ни одной травинки, у которой не было бы своего созвездия в Небесах...»[25] А у великого человека не только духовные корни его дурного побуждения, но и оно само – высшая сила ангела. Поэтому и последствия дурного побуждения великого человека – иные и более значительные, чем грех заурядного.
Это позволит нам понять повествования Талмуда о раве Амраме и раби Акиве:
«Выкупленных из плена женщин разместили в Неардеа в доме рава Амрама, известного своей праведностью. Их поселили на втором этаже, а лестницу отодвинули. Лицо одной из них внезапно озарилось лучом света. Рав Амрам в одиночку поднял лестницу, которую не могли сдвинуть десять человек, и стал взбираться по ней наверх. Когда он добрался до середины, то изо всех сил ухватился за лестницу, чтобы удержаться на месте, и закричал: «Пожар в доме Амрама!» На его крики сбежались мудрецы… Они сказали ему: «Ты опозорил всех нас... » Ответил рав Амрам: «Лучше испытать позор в этом мире, чем в Грядущем». И дурное побуждение оставило его, выйдя из него вспышкой огня.
Раби Акива презирал совершающих грех прелюбодеяния. Однажды Сатан явился к нему в образе женщины на вершине пальмы. Раби Акива бросился к пальме и начал на нее взбираться. Когда он добрался до середины, Сатан оставил его, сказав: «Если бы о тебе не провозгласили на Небесах: будьте почтительны к раби Акиве и его Учению, я бы пролил твою кровь…»»[26]
Нам всегда было трудно это понять. Допустим, у великого человека побуждение к злу сильнее, чем у приниженного – но ведь и его стремление к добру тоже должно быть сильнее! А значит, соотношение доброго и дурного у великого и ничтожного должно быть одинаково! Наши рассуждения позволяют понять эти слова Талмуда. Дурное побуждение великого человека проистекает совсем из другого корня и источника, чем у заурядных людей, поэтому сила зла приводит его совсем к другим результатам.
Все, что происходит в мире до его окончательного исправления – это результат постоянного противостояния различных сил мироздания – борьба добра со злом. Зло стремится пересилить добро, пока не наступит полное исправление мира, когда Творение будет озарено светом добра – чистым и свободным от чуждых примесей.
Эта борьба берет свое начало в мире высших сил, в корнях всего мироздания, откуда нисходит вниз, в наш нижний мир, и достигает души человека. В ней же постоянно борются различные побуждения. В душе заурядного человека, чей уровень невысок, вся борьба происходит в этом мире. Именно в нем противоборствующие побуждения сражаются друг с другом, и только оттуда зло черпает свою силу, стремясь победить добро. Но в душе великого человека, чей уровень достигает корней всего мироздания, борьба противоположных побуждений начинается со столкновения этих корней в высших мирах. В эту борьбу вовлечены основы Б-жественного управления Творением, самые возвышенные сущности; и все они проявляются в душах великих. Ведь такие люди начинаются на высоте, которую достигают своим уровнем, а заканчивается в естестве их душ. В этом и состоит различие между великим и приземленным человеком. Жизнь и деяния великого человека достигают корней Творения, и в его душе, как и в жизни, отражается борьба высших сил. А поступки заурядных людей касаются лишь их частной жизни, и процессы, происходящие в их душах, – это локальная борьба добра и зла, не выходящая за их пределы. Хотя, разумеется, их добро и зло тоже являются воплощением в этом мире добра и зла, заложенных в высшие миры, ибо только благодаря существованию в высших мирах, они могут появиться внизу.
Изучая приведенный в Торе рассказ о продаже Йосефа, мы должны понимать, что поступки братьев соответствовали их величию. Поскольку силы их душ – это высшие силы, нет ничего удивительного в том, что результат победы одной из них был столь ошеломляющим. Общая идея такова: величие людей прежних поколений проявляется во всех их поступках – как праведных, так и грешных!
Содержание
Вступление
(III) Часть: Правление Знания
- Царство
- Ясность Знания
- Сила Знания
- Говори мало, а делай много
- Освятить его, дабы он был Мне священником
- Целен будь с Б-гом, твоим Господом
- Человек и его стремления
- Если прежние поколения подобны ангелам...
- Мощь Знания
- Жертвоприношения
- Не иссякнет ароматное вино
- Часть: Мудрость и Мусар
- Материя и форма
- Проложи путь для твоих ног
- Мудрость, Понимание, Знание
- Качества мудрецов
- Ибо изречено устами учителя
- Начало пути великих
- Жизнь
- Смешение добра со злом и разделение между ними
- Возможность сказать в оправдание
- И со скромными мудрость
- Путь изучения Мусара
- Как виноград в пустыне
- На всех твоих путях знай Его
- Прислуживание мудрецам
- Все евреи ответственны друг за друга
- Заслуги отцов
- Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение
[1] Произнесено накануне шабата гл. Вайешев, 20 Кислева 5677 (1917) года. Записано нашим учителем, великим мудрецом, раби А.И.Блохом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.
[2] Рашбам, Берешит 37:1.
[3] Берешит Раба 85:1.
[4] Берешит 42:21.
[5] Берешит 37:24.
[6] Шабат 22а.
[7] Берешит 37:25.
[8] Брахот 58а.
[9] Берешит 37:25.
[10] Берешит 37:3-11.
[11] Зоар, Берешит 153б.
[12] Берешит 37:4.
[13] Рашбам, Берешит 37:1.
[14]Берешит 37:2.
[15] Псахим 118а.
[16] Кли Якар, Берешит 37:2.
[17] Бава Батра 164б.
[18] По-видимому, наш учитель имеет в виду, что не в силах такого человека повлиять на развитие мироздания. Однако не вызывает сомнений, что каждый человек действует в мироздании как его часть. – Примечание редакции.
[19] Берешит 38:16.
[20] Ялкут Шимони 38:145.
[21] Там же.
[22] Берешит Раба 85:1.
[23] Берешит Раба 85:2.
[24] Сукка 52а.
[25] Берешит Раба 10:6.
[26] Кидушин 81а.