Заслуги отцов
Заслуги отцов
Заслуги изменяют реальность
Я услышал ваше обсуждение того, что является определяющим: вся жизнь человека или ее последний миг? Вы привели доказательства в пользу обеих точек зрения, и ваш окончательный вывод оказался таким: Всевышний судит человека согласно его духовному состоянию на момент смерти: насколько он праведен в это решающее мгновенье.
Если это так, то получается, что если все свои дни на земле человек грешил, а в последнюю минуту, понимая, что предстает перед судом Творца, он решает раскаяться, оставить прошлое и отдалиться от своей прежней злодейской жизни, то Всевышний не станет его судить за прошлое, – его как-бы не существует. Все зло, что он содеял сам и чему способствовал всю свою жизнь до ее последней минуты, будет стерто из книги его жизни, и за единый миг он обретет свой удел в Грядущем мире. И наоборот: если все дни жизни человека были чередой добрых дел, и лишь в последнюю минуту он оставил добро и избрал зло, благие деяния всей его жизни теряют ценность. Он не удостаивается награды за исполненные заповеди, и в Вечный мир его будут сопровождать только заслуги, обретенные в последнее мгновенье.
В этом действительно много правды, – ведь суть земного пути человека именно в том, чтобы удостоиться вечной жизни. Сколь значимой становится последняя минута, ведущая в вечность!
И все же будет неверно считать определяющим лишь последнее мгновенье жизни человека и полагать, что в мире оставляют след только поступки, совершенные в конце пути. Ведь ни одно деяние не проходит бесследно. Любой хороший поступок и достойная мысль вечно существуют в реальности. Добро, совершенное человеком, соединяется со своим корнем в высших мирах и освещает его душу. Даже если мы этого не видим и не ощущаем, в подобных вопросах нам не следует полагаться только на то, что открыто нашим глазам.
В Писании сказано, что в конце жизни царя Шломо, мудрейшего из людей, «жены склонили его сердце к другим богам». Разве можно предположить, что мудрость царя Шломо и его великие деяния канули в небытие к старости из-за смятения его сердца?
Наши мудрецы относят этот стих к нескольким женам царя, которые «пытались склонить его сердце к идолопоклонству, но не смогли этого добиться». Однако достаточно и того, что они сумели обнаружить некий изъян в сердце царя Шломо. Раби Шимон бар Йохай сокрушался: ««Жены склонили его сердце…» – Царю Шломо лучше было бы всю жизнь быть золотарем, но не заслужить этих слов Писания». Пав с высот своего величия, он согрешил уже тем, что его неправедные жены сочли возможным разыскивать способы склонить его сердце к идолопоклонству! Но неужели из-за этого великая мудрость и совершенные деяния царя Шломо бесследно исчезли? Разумеется, нет! Все, что человек сделал за свою жизнь, сохраняется и существует вечно, никогда не пропадая с изменением его духовного уровня.
Однако возникает вопрос. Наши мудрецы сказали, что если человек всю свою жизнь был праведен, а в конце стал злодеем, то его прежние добрые дела не учитываются. Получается, что высший суд выносит человеку приговор согласно последней минуте его жизни и именно она является решающей! Это действительно так, но только в случае, если в конце жизни человек станет сожалеть о своих добрых делах. Раскаиваясь в них, он отделяет себя от совершенного им добра. Само же добро никуда не исчезает, оно остается в реальности и существует вечно.
В главе Ваэра сказано: «И послал фараон, и призвал Моше и Аарона, и сказал им: согрешил я в этот раз; Б-г праведен, я же и мой народ – грешники». Наши мудрецы говорят об этом: «За какую заслугу египтяне удостоились захоронения? За то, что сказали: «Б-г праведен!»». Это странно. Действительно, фараон признал свой грех и праведность Б-га. Но сказанное им не проистекало из глубин души, не было результатом осознания истины. Фараон произнес эти слова, столкнувшись с непреодолимыми трудностями во время тяжких и неотвратимых казней. Более того, он сразу же отрекся от своих слов и продолжил грешить. И Моше, услышав изречение фараона, сказал ему: «Ты же и твои рабы – я знаю, что вы еще не трепещете перед Господом». Они вновь вернулись к своему злодейству и продолжили преследовать народ Израиля, который прежде сами же отпустили для служения Б-гу. Как же получилось, что вынужденно сказанное злодеем обернулось заслугой и принесло ему награду? А ведь для того, чтобы удостоиться захоронения, требуются большие заслуги. И наши мудрецы объясняют, что для захоронения утонувших (в море) египтян потребовалось множество чудес! Чем же они это заслужили?
Мы можем прийти к выводу о том, сколь неизгладимый след оставляют хорошая мысль и доброе слово. Они всегда несут награду тому, кто подумал или сказал хорошее. Даже если человек изменил свои взгляды и сожалеет о содеянном добром деле, ему положено воздаяние. В момент получения награды египтяне уже вернулись к греху, не признавая существования Б-га, – и все же сказанное ими, пусть даже в результате тяжких для них обстоятельств, раскрыло в мире величие Б-га. Их слова образовали в мироздании новую реальность и приблизили окончательную цель сотворения мира, за что они и получили свою награду.
Итак, любое доброе деяние, когда бы оно ни было совершено, сохраняется и продолжает существовать вечно, защищая в час бедствия. Благословение, даруемое Всевышним за каждое доброе дело, проявляется во всех деяниях и событиях на все поколения, вплоть до нашего времени. Даже если мы и не замечаем Б-жественного благословления, все же оно нас хранит и оберегает. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже в наше время мы можем надеяться и ожидать Избавления, хотя предшествующие поколения, которые были лучше и праведнее нас, его не удостоились. Ведь не пропадает никакой, даже самый незаметный добрый поступок, а тем более вера и осознание величия Б-га, проявляющиеся в каждом поколении. Они сохраняются, действуют и вечно влияют на все мироздание. И когда Всевышний пожелает избавить Свой народ, Он вспомнит праведность отцов и «принесет Избавление детям их детей».
Заслуги отцов – сыновьям, а заслуги сыновей – отцам
Добро и милосердие не только навечно вплетаются в ткань мироздания и постоянно воздействуют на весь мир – они сохраняются и ради совершившего их человека. Даже если впоследствии он извратит свои пути и отдалится от прежних добрых дел, все же они навсегда сохраняются в душе.
Это поможет нам разобраться в том, что подразумевается под «заслугами отцов». Смысл этого понятия в том, что заслуга добрых дел, совершенных нашими великими отцами, становится заслугой их потомков, даже если они теряют связь с этими деяниями. Так происходит потому, что праведность и заслуги отцов сохраняются навечно и влияют на их потомков.
В главе Ки Тиса сказано: «И Он сказал: Я проведу все благо Мое перед твоим лицом, и возглашу имя Господа перед тобой, и помилую того, кого помилую, и сжалюсь над тем, кого пожалею». Наши мудрецы говорят об этом:
««И Он сказал: Я проведу…» – Пришло время, чтобы ты узрел Мою славу, насколько Я дозволю, ибо Я желаю и должен научить тебя молитве... Когда потребуется просить о милосердии к Израилю, ты напомнишь Мне про заслуги праотцов. Ты думаешь, что когда исчерпаются заслуги праотцов, исчезнет всякая надежда? Я проведу все Мое милосердие перед тобой возле скалы, когда ты скроешься в ее расселине».
Непонятно, что означают слова «исчерпаются заслуги праотцов»? Как заслуги могут исчерпаться и кануть в небытие? Ведь мир устроен так, что в нем ничто не исчезает бесследно, все сохраняется. Значит, по справедливости, они должны по-прежнему защищать и оберегать нас и не могут иссякнуть!
Наши слова это разъясняют. «Заслуги отцов» – это не нечто отделенное от сыновей и существующее независимо от них. Заслуги передаются от отцов сыновьям и продолжают в них жить. Но если потомки порочны и грешны и тяжесть их грехов настолько превосходит заслуги, что они больше не могут проявляться, – тогда заслуга стирается и перестает существовать. Само слово «заслуга» – «זכות» – на Святом языке означает чистоту и безгрешность. И если в человеке есть нечто, оскверняющее чистоту, у него уже нет заслуг – «иссякли заслуги праотцов».
Передача заслуг от отцов к сыновьям основана на принципе наследования, в нем ее корень. Существует разница между дарением и продажей и передачей потомкам по наследству. В первом случае предмет переходит от одного владельца к другому, а во втором – в передаче по наследству – это не так. «Сын – продолжение отца», и достояние отца по-прежнему остается в его владении: ведь оно сохраняется и продолжает существовать у сына. В святых книгах сказано, что душа отца воплощается в сыне и в нем продолжает свою жизнь. Только корень его души, ее главная часть, попадает в высший мир, низшие же ее части остаются внизу. Отец продолжает чувствовать все происходящее с сыном, хотя сын не ощущает этого и не знает об этом. Так голова человека знает, что происходит со всеми органами тела, а нога или рука – нет. В этом и состоит суть того, что «сын – продолжение отца». Душа отца, находящаяся в высших мирах, благодаря сыну присутствует и здесь, в нижнем мире.
Так же мы должны понимать известное высказывание Талмуда: «Сын наделяет заслугами отца». Как заслуги праведного сына могут помочь душе отца, если тот после своей кончины не может исполнить ни одной заповеди и не способен обрести никакой заслуги?
Сказанное нами позволяет ответить на все эти вопросы. Ведь отец по-прежнему жив и его существование в этом мире проявляется в душе сына. Поскольку душа отца воплощается в сыне, она участвует во всех его поступках и делах. Если сын согрешит, он увлекает за собой отца, а если он праведен, его добрые деяния становятся заслугой и его отца, приводя его к вечной жизни.
Так же объясняется и комментарий наших мудрецов, благословенной памяти, на стих Торы: «И Я дам тебе и твоему потомству после тебя землю проживания твоего…» «Если человек оставил после себя праведного сына, он как бы не умер». Это означает, что если на земле после смерти отца остался праведный сын, в душу которого вселяется душа отца, все заслуги, обретаемые сыном, принадлежат также и отцу. Поэтому Землю Израиля, дарованную потомкам Авраама, получили в наследный удел не только его сыновья, но и сам Авраам, ибо он по-прежнему существует в своих потомках, «и праведность его вечна».
Млахим (I) 11:4.
Шабат 56б.
Шмот Раба 6:1.
Шмот 9:27.
Ялкут Шимони, Шмот 9:186.
Шмот 9:30.
Мехильта, Бешалах 9.
Молитва «Восемнадцать благословений».
Шмот 33:19.
Раши на этот стих.
Сангедрин 104а.
Берешит 17:8.
Псикта Зутарти, Берешит 18:19.
Теилим 111:3.