ПИДЬОН ГАБЕН
ПИДЬОН ГАБЕН
Выкуп первенца
Если новорожденный – первенец своей матери, то по истечении 30 дней после рождения следует совершить обряд выкупания его у когена – «Пидьон габен». Заметьте: даже если ребенок не первенец своего отца, но первенец только у матери, он подлежит выкупу. Значит, возможно, что одному и тому же мужчине придется выкупать двух сыновей: если он овдовел или развелся с первой женой, которая родила ему сына, а потом снова женился, и теперь у него снова родился мальчик...
Если хотя бы один из родителей коген или левит, то первенца матери выкупать не нужно. Если первенец родился у матери, которой при родах делали «кесарево сечение», он не подлежит выкупу – потому что выкупать надо лишь первенца, которого Тора называет петер рехем (буквально «открывающий утробу»), а при «кесаревом сечении» ребенок не «открывает утробу».
Если у матери раньше был выкидыш, то возникает нелегкая проблема: можно ли считать первенцем второго ребенка? Ответить на этот вопрос может только авторитетный раввин, и может статься, что этот ребенок не будет считаться первенцем, что первенцем был ребенок, так и не увидевший свет.
Если ребенок не был обрезан вовремя из-за малого веса, желтухи или по какой-либо иной причине, то все равно через 30 дней после рождения отец обязан его выкупить – даже если его к этому времени не обрезали.
«Пидьон габен» – вторая (после обрезания) обязанность отца в отношении новорожденного. Если по какой-либо причине отец так и не выкупил сына, тот сам, когда вырастет, должен выкупить себя (точно так же, как тот, кого отец не обрезал, обязан, когда вырастет, сам организовать себе обрезание).
В чем смысл заповеди Пидьон габен
Эта заповедь несколько раз упоминается в Торе. Так, в 13-й главе книги Шмот мы читаем: «А всех сыновей твоих, первенцев у своей матери, выкупай».
Заповедь эта связана с исходом из Египта. Наши предки достигли свободы только после того, как Вс-вышний обрушил на египтян последнюю, десятую кару – умертвил их первенцев. Все первенцы в Египте – и человека, и скота – умерли одновременно, не осталось в Египте дома, в котором не было бы мертвеца. А жизнь еврейских первенцев была спасена Самим Вс-вышним, Который сказал: «Ибо Моими стали все первенцы сынов Израиля – и людей, и скота – в тот день, когда поразил Я всех первенцев страны Египетской».
Но почему тогда выкупают первенцев именно у когена?
Первенцы скота – при условии, что у них нет ни единого физического недостатка – предназначаются для жертвенника в Храме, а первенцы людей – быть священнослужителями в Мишкане и духовными учителями народа. Яркий пример человека, еще до рождения посвященного всю свою жизнь служить в Храме Вс-вышнего, – пророк Шмуэль. Его мать Хана взяла на себя обет: если у нее родится сын, посвятить его Вс-вышнему.
Вначале эта роль была предназначена первенцам всех евреев, родившимся после исхода из Египта. Однако из-за того, что народ согрешил, создав золотого тельца, Вс-вышний лишил первенцев этой чести, так как именно первенцы принесли жертвы золотому тельцу. А когда Моше спустился с горы Синай и, увидев служение идолу, разбил Скрижали, он бросил клич: «Кто за Г-спода – ко мне!» В ответ на этот призыв «собрались к нему все левиты». Левиты были единственными, кто не участвовал в этом грехе. С тех пор в народе Израиля произошла социальная революция колоссального значения: честь быть священнослужителями перешла от первенцев к сынам колена Леви, оказавшимися, твердыми в вере. А часть колена Леви была избрана Вс-вышним для роли когенов.
Колено Леви не получило земельного удела в Эрец-Исраэль, расселившись по всей стране. Левитам были отведены 48 городов в уделах различных колен. Левиты не могли заниматься земледельческим трудом, их предназначением было служить Вс-вышнему, как говорит Тора (Дварим, 33): «Учить будут Яакова законам Твоим, и Торе Твоей – Израиль, будут воскурять Тебе благовония и возносить на жертвенник Твой всесожжения». То есть левиты и когены обучали народ Торе и наставляли его в служении Вс-вышнему, а также служили в Храме – когены в качестве священнослужителей, а левиты сопровождали жертвоприношения музыкой и пением и охраняли Храм. Источником же их пропитания были дары земледельцев и всех, кто приходил совершать жертвоприношения.
Итак, сыны колена Леви отказались от материальных благ и от свободного времени, посвятив себя общественному благу и служению Вс-вышнему. Они взвалили на свои плечи эту ношу, заменив первенцев, которые первоначально были предназначены для выполнения этой задачи, но провинились. Поэтому отец обязан выкупить первенца у когена, демонстрируя тем самым, что коген берет на себя часть той работы, которую должен бы был выполнять первенец.
Поскольку именно через 30 дней можно быть полностью уверенным, что родившийся сын – не выкидыш, и с этого времени он называется «человеком» в полном смысле этого слова (в частности, он имеет конкретную денежную стоимость), его следует выкупить именно на деньги.
Тора точно указывает (в 27-й главе книги Ваикра), сколько именно нужно заплатить когену: 5 серебряных шекелей, поэтому отец вручает когену именно эту сумму.
Так было в прошлом. А как «Пидьон габен» совершают в наши дни?
Сегодня первенца выкупают на пять серебряных монет, общий вес которых должен быть не менее 117 г чистого серебра. Государственный банк Израиля выпустил специально для этой цели монету. Пять таких монет весят в совокупности 130 г. Понятно, что эту заповедь можно также исполнить при помощи любых серебряных монет. Единственное условие: их вес должен быть не меньше нормы, установленной Торой.
Порядок совершения Пидьон габен
«Пидьон габен» совершают днем. Только в том случае, если мальчик родился в пятницу и 30 дней исполняется ему в субботу, то поскольку в субботу запрещена купля-продажа, «Пидьон габен» следует перенести на ночь после исхода субботы.
Эту церемонию принято проводить во второй половине дня, а праздничную трапезу, которую устраивают по этому поводу, можно продолжить до самой ночи. Сначала омывают руки для трапезы, произносят благословение «...выращивающий хлеб из земли» и едят хлеб. А затем – прежде чем приступают к еде, – выкупают ребенка.
Как выкупают первенца?
Отец подносит младенца к когену и говорит:
– Это мой сын первородный, и он первенец у своей матери-еврейки [исреэлит – то есть не дочери когена или левита], а Вс-вышний приказал выкупить его, сказав: «И подлежащих выкупу выкупай, начиная с месяца, на пять шекелей – священных шекелей, в каждом из которых двадцать монет «гера». И еще сказал Он: «Посвяти Мне каждого первенца у его матери в народе Израиля – и человека, и скота – потому что принадлежат они Мне».
Коген спрашивает:
– Что ты предпочитаешь отдать мне – этого сына-первенца твоего или пять [монет] «села» [т.е. шекелей], которые ты обязан отдать мне в качестве выкупа за этого сына твоего, первенца?
Отец отвечает:
– Я предпочитаю выкупить моего сына, и вот тебе выкуп за него, предписанный мне Торой.
Передавая когену монету, отец произносит два благословения: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам выкупать первенца! Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам жизнь, и поддержавший нас, и давший нам дожить до этого времени!»
Коген принимает деньги, кладет руки на голову младенца и благословляет его: «Да уподобит тебя Б-г Эфраиму и Менаше! Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя! Да будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя! Да будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир! Г-сподь – страж твой, Г-сподь – защита твоя, Он – по правую руку твою! Г-сподь охранит тебя от всякого зла, Он – оберегает душу твою! Ибо долгие дни и годы жизни и мира прибавят тебе!»
Затем коген берет бокал вина и произносит благословение «...творящий плод виноградной лозы», отпивает и дает попробовать этого вина всем присутствующим, после чего приступают к трапезе.
Не обязательно совершать «Пидьон габен» в присутствии ребенка. В этом случае слегка изменяют формулу диалога отца с когеном: вместо слов «это мой сын первородный» говорят «есть у меня сын-первенец, и он первенец у своей матери-еврейки».