ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Праздники Г-сподни, которые вы должны называть священными собраниями, – это Мои праздники.
(Ваикра, 23) 

Тора называет праздник словами хаг («праздник») и моэд («собрание» – то есть день священного собрания), чтобы воссоздать для нас то событие, которое легло в основу праздника, и дать нам возможность пережить его вновь.

Словом хаг Тора называет только три праздника: Песах, Шавуот и Сукот, которые отличаются тем, что работать в эти дни запрещено. В те времена, когда существовал Храм, в нем в каждый из этих дней приносили определенные жертвоприношения, они были «священными собраниями» в буквальном смысле слова -днями молитв, чтения Торы и общих трапез, на которые приглашали прозелитов, сирот, одиноких людей, вдов и бедняков. Женщинам дарили подарки, детям раздавали сладости – все радовались и веселились. Поскольку все эти праздники имеют также и сельскохозяйственное значение, они выражали единство духовной и материальной жизни еврейского народа.

Другой вид праздников – это определенные даты, связанные с отсчетом времени согласно еврейскому календарю и повторяющиеся регулярно: например, суббота (см. выше), рош-ходеш, Рош-Гашана, Йом-Кипур. Кроме того, есть ряд праздников, возникших в более позднее время в память об определенных событиях: Ханука, Пурим, Лаг-Баомер, Пятнадцатое ава, а также дни всеобщих постов.

«Вот праздники Г-спода...» Предание говорит, что как только были названы пять праздников, перечисленных в Торе, каждый из них стал претендовать на то, что он – более важный.

Песах, отмечаемый в месяце нисан, первом месяце года согласно Торе, утверждал, что поскольку он -праздник свободы, без него все прочие праздники не имеют никакого смысла.

Шавуот возражал, что он – праздник дарования Торы, а без Торы и ее заповедей свобода превращается в анархию, а человеческое общество – в джунгли.

Рош-Гашана подчеркивал, что он – день Суда, в который определяется судьба всех созданий на будущий год, – поэтому кто же может с ним сравниться?

Йом-Кипур тоже не остался в долгу: ведь это он дает возможность каждому человеку открыть новую страницу в жизни, возвратись на путь истины и справедливости!

А Сукот говорил о значении, которое имеют «сука» и «арба миним», о том, что он – праздник, объединяющий весь народ Израиля, что он – выражение мира и человеколюбия...

Кто был прав? Нет сомнения, что аргументы каждого из праздников были верны. Все пять праздников – «звенья единой цепи. Ценности, заключенные в каждом из них, – это неотъемлемые части единой системы 613 заповедей иудаизма.

Но прежде чем мы начнем рассматривать эти ценности, надо ответить на вопрос, который вынесен в название следующей главы.

Освящение месяца

В древности наши предки определяли начало нового месяца, выслушивая показания свидетелей, видевших новорожденную луну. Люди приходили в Сангедрин в Иерусалиме и рассказывали, где и когда они ее видели, и тогда мудрецы Торы устанавливали дату начала нового месяца – иногда через 29 дней после предыдущего новомесячья, иногда через 30. Дело в том, что лунный месяц равен 29 дням, 12 часам и 793/1080 часа, т. е. примерно 29 с половиной дням. Но поскольку невозможно назначить новомесячье в середине суток, еврейский месяц бывает или 29-дневным («неполным») или 30-дневным («полным»), и тем самым один месяц восполняет недостающее в другом.

Если же свидетели не приходили в 29-й день с начала предыдущего месяца, Сангедрин сам назначал новомесячье на 30-й день – потому что еврейский календарь не допускает, чтобы в месяце было больше 30 дней.

Как только Сангедрин «освящал месяц» – то есть назначал день новомесячья, во все места, где жили евреи, рассылались посланцы, сообщавшие о решении мудрецов Торы. От этого дня отсчитывались все даты этого месяца – в том числе и даты праздников.

Почему Рош-Гашана всегда два дня? Почему за пределами Страны Израиля каждый праздник празднуют два дня подряд?

Если посланцы из Иерусалима не успевали вовремя добраться до каких-либо отдаленных мест, там поступали так: те праздники, о которых сказано в Торе, праздновались два дня подряд – поскольку оставалось сомнение, оказался ли предыдущий месяц «полным» или «неполным». Этот обычай сохранился и до настоящего дня – за пределами Страны Израиля каждый из этих праздников отмечают два дня подряд. Только для Йом-Кипура сделано исключение – потому что человеку трудно поститься 50 часов кряду.

Однако Рош-Гашана и в Стране Израиля празднуют два дня – несмотря на то, что Тора упоминает только один «день трубления», 1 тишрей.

Очевидно, что Рош-Гашана – это рош-ходеш (новомесячье) тишрей. В Эрец-Исраэль, и даже в самом Иерусалиме, заранее неизвестно, покажется ли новорожденная луна на 29-й или на 30-й день после начала предыдущего месяца, элула. Поэтому уже к концу 29-го дня народ прекращал работу и соблюдал святость праздника. И вот однажды случилось, что в Сангедрин не пришел ни один свидетель заявить, что уже видел новорожденную луну. Позже выяснилось, что в тот год месяц элул был «полным», и лишь на следующий день должен был быть Рош-Гашана. Однако для того, чтобы в будущем исключить недоразумения, мудрецы Торы постановили, что во всей Стране Израиля (и в том числе в Иерусалиме – месте, где заседал Сангедрин)

Рош-Гашана всегда должен праздноваться два дня, и обычай этот сохранился доныне.

Теперь новомесячье не определяется согласно показаниям свидетелей в Сангедрине, потому что Сангедрина у нас нет. Последний его глава, Гилель-ганаси (десятое поколение после Гилеля-Старшего, стоявшего во главе Сангедрина в 330-365 гг. н. э.), озабоченный тем, что в тяжелейших условиях непрекращающихся римских гонений само существование Сангедрина было поставлено под вопрос, составил календарь, которым мы пользуемся по сей день. Согласно этому календарю, известно заранее, какие месяцы будут «полными» и какие – «неполными». В среднем 6 месяцев – «полные» и 6 – «неполные», но для того, чтобы уравновесить– расчет, месяц хешван иногда бывает «полным», а месяц кислев – «неполным».

Обычай отмечать за пределами Страны Израиля праздник два дня, тем не менее, сохранился – по принципу «обычай наших предков мы сохраняем». Из этого видно, какую силу имеет традиция – та жизненная энергия, которая обеспечивает непрерывность нашей истории и неразрывную связь поколений нашего народа.

Кстати, если житель Эрец-Исраэль уезжает на праздник за пределы страны, или если еврей, живущий за границей, приезжает в Страну Израиля, он сталкивается со сложными проблемами, проистекающими из различия обычаев в Стране Израиля и за границей. В подобных случаях необходимо обратиться к раввину, чтобы выяснить, как следует себя вести.

Високосный год

Поскольку, как было сказано выше, евреи отсчитывают месяцы по луне, в еврейском году 354 дня – т.е. на 11 дней меньше, чем в солнечном году, состоящем из 365 дней. Этот факт таит в себе опасность искажения последовательности еврейских праздников. Образец такой ненормальности годового цикла – исламский календарь. Он основан только на движении луны и полностью игнорирует движение солнца, поэтому его даты перемещаются с лета на зиму и с зимы на лето.

Однако Тора ясно говорит о том, что еврейские праздники прочно связаны с определенными временами года и символизируют собой определенные периоды природного кругооборота: Песах – это весенний праздник, Шавуот – праздник жатвы, Сукот – праздник сбора урожая.

Итак, если основать календарь только на движении луны, то каждый год Песах будет на 11 дней солнечного года раньше, и через 3 года опережение уже будет составлять целый месяц, а еще через несколько лет в Песах уже невозможно будет принести в Храм «первинки жатвы» ячменя, как предписывается Торой.

Так же будет обстоять дело и с другими праздниками: в Шавуот, например, в Храм нельзя будет принести «два хлеба» – первинки жатвы пшеницы, потому что пшеница к этому времени просто не созреет...

Как бы предвидя, к чему может привести слепое следование лунному календарю, Тора повелевает: «Береги месяц весенний – и совершай Песах во имя Г-спода, Б-га твоего» (Дварим, 16). То есть следует принимать меры к тому, чтобы месяц, в котором празднуют Песах, всегда оставался весенним месяцем – месяцем, когда начинается жатва ячменя.

Что это означает на деле?

Это означает, что когда возникает опасность того, что Песах придется праздновать раньше, чем следует, к году прибавляют 13-й месяц – второй адар, и Песах празднуется в положенное ему время.

В течение многих лет решение о прибавлении к году тринадцатого месяца принималось на заседании мудрецов Торы, рассматривавших множество данных о состоянии природы в тот год и обсуждавших вопрос, нет ли необходимости объявить год високосным. Но когда календарь был поставлен Гилелем на основу математических расчетов и определен на много столетий вперед, порядок високосных лет также был определен раз и навсегда.

Годы еврейского календаря образуют 19-летние циклы, и 7 лет из 19-ти – годы, состоящие из 13 месяцев. Это: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы.