Декабрь 2024 / Кислев 5785

Введение

Введение

Книга «Практика иудаизма» – это ответ на вопросы, которые задают себе люди, принадлежащие к самым разным кругам израильского общества: «Кто мы такие? В чем выражается наше еврейство? К чему это нас обязывает? Что такое Галаха и что она означает на практике, в нашей повседневной жизни? На каком фундаменте – идейном и мировоззренческом – она основана?»

Подобные вопросы приходится слышать сегодня чаще, чем когда бы то ни было, – буквально со всех сторон. Многие, очень многие, и особенно молодежь, уже не принимают свою принадлежность к еврейству как данность. Они стремятся узнать, каково происхождение их народа, где тот источник, который питает само существование еврейского народа и их самих.

Сотни раз я наталкивался на эти вопросы, порожденные именно жаждой знания, – на лекциях, в радио- и телестудиях и в личных беседах. Похоже на то, что время, когда евреи стеснялись того факта, что они - евреи, безвозвратно ушло в прошлое. Сегодня евреи стыдятся своего невежества, и отсюда масса вопросов, которыми меня осыпают при каждой встрече: «Что такое молитва? Для чего нужны «тфилин»? Почему так важно носить «кипу»? В чем смысл «Кадиша»? Что сказано в «ктубе», которую читают под «хупой»? Почему нельзя зажигать свет в субботу? Почему в субботу нельзя поехать к морю? Почему Рош-Гашана отмечается два дня?»

Именно это страстное желание узнать, что такое иудаизм, сделало необходимым появление книги, которую можно было бы предложить чуткому читателю. Такая книга лежит сейчас перед вами. Она следует дневному расписанию жизни еврея, соблюдающего заповеди Торы (мицвот), – от утреннего пробуждения до того момента, когда он вечером ложится спать; она показывает, как еврей молится, как произносит благословения, как ведет себя в повседневной жизни – одевается, ест, пьет; в ней говорится о том, что такое кашрупг, что такое семейная жизнь согласно Торе, какие мицвот возможно исполнить только в Эрец-Исраэль (Стране Израиля)... Но вместе с тем книга проводит читателя и по всему еврейскому году: она рассказывает о днях, отличающихся особой святостью, – о субботе и еврейских праздниках, о памятных датах еврейского календаря.

Книга знакомит читателя с еврейским образом жизни, раскрывая ее внутренний смысл также и в том, что касается его личной, индивидуальной жизни. Это и радостные события – рождение ребенка, его «бар-мицва», свадьба, – и, не дай Б-г, печальные, – как, например, смерть близкого человека. Как вести себя при этом? Что конкретно следует делать? Каков внутренний смысл этих обычаев, как они возникли? И, наконец, в чем суть нашей веры, порождением – и в то же время зашитой – которой являются все эти традиции?

Эту жизненно важную задачу и призвана решить наша книга. Мы ставили своей целью раскрыть духовно-нравственную ценность нашего наследия именно со стороны практического исполнения заповедей Торы, обращаясь к поколению, в воспитании которого имеются столь досадные пробелы. Но и людям, не страдающим от недостатка знаний о иудаизме, она также будет полезной, так как обнажает корни мицвот и обычаев, которые нередко так и остаются сокрытыми.

Книга эта призвана удовлетворить возродившийся интерес к нашим первоисточникам. Пусть в основе этого интереса не всегда лежит вера, но во всяком случае без него невозможно понять феномен возрождения еврейского народа в наше время и тайну его существования в течение стольких столетий.

Эта книга, разумеется, ни в коей мере не претендует на то, чтобы заменить собой «Шулхан арух» или «сидур». Она – лишь дверь, ведущая к истокам иудаизма. Роль раввина – советчика и законоучителя – сохранится, без сомнения, до конца всех поколений. Эту роль не может взять на себя никакая книга, и уж тем более не может быть и речи о разрешении галахических проблем на основе того, что написано в этой книге. Единственный адрес для разрешения галахических трудностей – раввин, учитель, знающий наши законы.

Мы надеемся, что этой книге удастся «прорубить окно» в мир веры и Галахи – мир, основами которого был, есть и будет «Шулхан арух», труды галахических авторитетов и решения живущих ныне раввинов, указывающие путь еврейскому народу. Конечно, далеко не все богатство еврейской жизни отражено в нашей книге, но мы сознательно пошли на это, предпочитая сосредоточиться на тех вопросах, которые возникают в повседневной жизни. Мы не сомневаемся, что если интерес и желание познакомиться с миром иудаизма достаточно возрастут, найдут свое место и те темы, которые не затронуты в этой книге, и придет час для появления новой, в которой будет восполнено упущенное. Мы будем очень признательны тем читателям, которые пришлют нам свои замечания, исполняя то, что сказал царь Давид: «От всех, кто учил меня, набрался я разума».

И закончим цитатой из книги «Тана двей Элиягу» -словами, которые стояли перед нашими глазами во время написания этой книги:

«Когда приходится каждому человеку предстать перед своим Творцом, он слышит вопрос: Что ты сделал для того, чтобы не забылась Тора в Израиле?»

И мы скромно надеемся, что наша книга поможет найти ответ на этот вопрос, обращенный к каждому, -каждому, кто принадлежит к народу Израиля.

Раввин Исраэль-Меир Лау