Теория и практика
Теория и практика
Не учение – главное, а дело.
(Авот, гл. 1)
Изучение Торы выше деяний – ибо оно-то и приводит к ним человека.
(Бава кама, 17)
«Человек, рожденный женщиной, скуден днями – но скорбью пресыщен», – констатирует Ийов. За свою короткую, но полную переживаний жизнь человек, кажется, ни минуты не живет без того, чтобы его что-то не беспокоило, чтобы перед ним не стояли трудные проблемы, чтобы он не стремился к чему-либо, чтобы он не колебался, чтобы не жаловался на что-то... Если он обращается с молитвой к Вс-вышнему, то больше всего сосредотачивается на том, что сильнее всего задевает его сердце, что больше всего беспокоит его в эту минуту: заработок, положение в обществе, состояние здоровья, дети... И если слова Ийова верны в отношении любого человека, то насколько же больше относятся они к евреям – нет числа терниям, которые отравляют нам жизнь: тут и проблемы безопасности, и состояние экономики, и социальная пропасть... Проще спросить – что евреев не тревожит?
Удивительно, что как раз в той молитве, которую мы произносим каждое утро, есть строчка, которая, на первый взгляд, кажется совершенно выходящей из рамок нашей повседневной жизни с ее сложностями, -строчка, читая которую молящийся не просит у Вс-вышнего ни денег, ни славы, ни успеха, ни материального благополучия, ни удовольствий, ни повышения по службе: «Отец наш, милостивый отец, милостивый! Сжалься над нами и вложи в наше сердце разум – чтобы мы поняли и постигли, услышали, научились и научили других, чтобы мы сохранили, исполнили и осуществили все учение Торы Твоей с любовью». Единственный смысл этой просьбы состоит в том, что мы молим Вс-вышнего: пожалуйста, дай нам сердечное понимание, необходимое для того, чтобы расширить круг наших знаний, чтобы приобрести мудрость, которая даст нам возможность обучать других и соединить все наши знания с практикой – с исполнением заповедей Торы так, как обязались наши предки, стоявшие у горы Синай: «Сначала будем исполнять, а потом -поймем». Но не насильно и не автоматически, как «мицву, заученную людьми», – но с доброй волей, с лю бовью, по свободному выбору!
Тора предназначена Вс-вышним для того, чтобы указать человеку его путь – куда ему следует идти и от чего следует удаляться. А Галаха – в переводе «направление» – указывает, в какую сторону надо идти, как именно следует нам построить свой образ жизни. Этим иудаизм отличается от других религий: иудаизм – религия действия, религия, подчиняющая себе весь образ жизни человека. А основа иудаизма – Танах (Священное Писание или Библия) – включает в себя пять видов литературы:
1. законодательство (Галаха),
2. пророчество,
3. поэзия (книги Тегилим, Шир гаширим, Эйха),
4. этика (книги Мишлей, Когелет),
5. проза (все повествовательные части Танаха).
Итак, в иудаизме теория неотделима от практики, пророчество гармонично переходит в свое осуществление, в претворение в действительность содержания, сущности, идеалов и ценностей, таящихся среди страниц Танаха. Иудаизм, таким образом, стоит на двух основах: идейно-мировоззренческой и действенной. Словно «тфилин» (о которых речь еще впереди), они состоят из двух частей: «тфилин», который возлагают на голову и который символизирует идейную сторону иудаизма, и «тфилин», который накладывают на руку и который символизирует практику иудаизма, выражающуюся в образе жизни еврея. Один никоим образом не отделим от другого, один не может существовать без другого – оба гармонически сливаются в высшее единство.
Практицизм иудаизма, побуждающий человека руководствоваться духовными ценностями буквально на каждом шагу своей жизни, сливая воедино возвышенную идею и прозу повседневной жизни, прекрасно выражается в трех изречениях, которые можно смело назвать краеугольным камнем всего многообразия Галахи:
1. «Представляю я Г-спода перед собою всегда» (Тегилим, 16) – квинтэссенция веры в единого Творца, «слава Которого наполняет всю землю», от взгляда Которого некуда спрятаться в сотворенном Им мире;
2. «Приготовься встретить Б-га твоего, Израиль!» (Амос, 4) – выражение готовности каждого, кто принадлежит к еврейскому народу, исполнять в своей повседневной жизни задачу, возложенную на него Вс-вышним;
3. «На всех путях твоих познавай Его» (Мишлей, 3) – отражение факта, что иудаизм творит жизнь не в пустом пространстве, но предписывает человеку освящать все то, что может представиться тривиальным, серым, рутинным, придавая ему содержание и высший смысл.
Все, что обязан делать еврей, исходя из этих трех принципов, он обязан делать практически уже в самый первый миг, с которого начинается его день, – в первый миг после пробуждения ото сна.