МЕСЯЦ ИЯР
МЕСЯЦ ИЯР
Йерах зив
Ияр – второй месяц года согласно Торе, которая называет его также йерах зив («месяц сияния»), так как в это время – самый разгар весны в Стране Израиля, когда солнце ярко сияет.
До недавнего времени в этом месяце отмечали лишь две даты: 14 ияра – Песах-Шейни и 18 ияра – Лаг-Баомер. В нашем же поколении, поколении Катастрофы и возрождения, в календаре появились еще три даты, связанные с этим месяцем: 4 ияра – день поминовения солдат Армии обороны Израиля, павших в битвах за государство Израиль, 5 ияра – день провозглашения государства Израиль и 28 ияра – день освобождения Старого города Иерусалима, Храмовой горы и ее Западной стены (Стены плача) во время Шестидневной войны.
Песах-Шейни
Если по каким-либо объективным причинам человек не мог исполнить заповедь пасхальной жертвы в надлежащий срок, то Тора предоставляет ему дополнительную возможность сделать это ровно через месяц после Песаха, 14 ияра. Этот день называется Песах-Шейни, «второй Песах».
14 нисана каждая еврейская семья обязана принести пасхальную жертву во второй половине дня и ночью съесть по крайней мере казаит от мяса этой жертвы. Но что делать человеку, который был в это время ритуально нечист и, следовательно, не имел права войти в Храм и есть мясо жертв? А что делать еврею, которого дела задержали за границей и он не успел вернуться в Страну Израиля к 14 нисана?
Песах-Шейни продолжается один день – в отличие от «первого» Песаха, который занимает целую неделю. Поэтому он называется также Песах-Катан, «малый Песах». Тора разрешает в Песах-Шейни есть «хамец» -так что, когда ели мясо пасхальной жертвы, на столе находились маца и «хамец» одновременно. Теперь, когда нет у нас Храма, мы отмечаем Песах-Шейни тем, что в молитвах дня не читаем «Таханун» и в память об истинном смысле этого дня едим мацу.
4 ияра - День поминовения солдат, погибших в войнах Израиля
На исходе субботы 16 кислева 5708 г. (29 ноября 1947 г.) Организация Объединенных Наций приняла решение, что срок действия британского мандата на управление Страной Израиля закончился. В тот же день ООН приняла еще одно решение – о создании еврейского государства в Стране Израиля. Немедленно после того, как стало известно об этих решениях, арабские банды начали совершать кровавые нападения на еврейские поселения. Началась война малочисленных и плохо вооруженных евреев Эрец-Исраэль против многочисленных, вооруженных до зубов арабов. На следующий день после провозглашения независимости государства Израиль 5 ияра 5708 года (14 мая 1948 г.) на него напали семь арабских государств. Эта кровопролитная война, Война за независимость, продолжалась с короткими перерывами около двух лет. Ценой жизни тысяч еврейских воинов государство встало на ноги.
4 ияра 5708 г., накануне провозглашения государства Израиль, после ожесточенных схваток пал Гуш-Эцион – группа поселений в Иудейских горах между Иерусалимом и Хевроном. Поселения эти, окруженные многочисленными арабскими деревнями, были основаны религиозными поселенцами. Оставшихся в живых защитников Гуш-Эциона арабы взяли в плен, и они не знали, что стали гражданами еврейского государства...
4 ияра объявлено Днем поминовения всех, кто отдал свою жизнь в борьбе за государство Израиль – в подполье, в Войне за независимость, в Синайской кампании 1956 года, в Шестидневной войне и в Войне на истощение, в Войне Судного дня и во всех прочих военных операциях. Для этого дня составлены специальные поминальные молитвы, и тысячи осиротевших семей посещают в этот день могилы своих близких.
Весь народ Израиля воздает честь павшим, зажигая поминальные свечи и собираясь на траурные митинги. Этот день отмечается также минутой молчания, когда по всему Израилю замирает движение и люди отдают дань памяти погибшим воинам.
День поминовения предшествует Дню независимости. Этот резкий контраст сопровождает еврейский народ на протяжении всей его истории, как сказал пророк: «В крови своей живи!» Жизнь наша неотделима от страданий и утрат, но те, кто умирают, дарят возможность жить другим, всему нашему народу.
День независимости
О создании государства Израиль было объявлено 5 ияра 5708 г. День этот навеки останется датой рождения еврейского государства, однако до сих пор праздник независимости еще не получил своего окончательного облика. В первые годы существования государства в этот день было принято проводить военный парад – чтобы подчеркнуть достижения в области обороны. Однако многие были против проведения парадов – в частности, высказывались опасения, что демонстрация военной мощи может вызвать ощущение вроде того, что так осуждается Торой: «Сила моя, руки моей крепость создали мне все это добро», и изгнать из сердец ясное признание того факта, что без чудес, свершенных для нас Вс-вышним, мы бы не жили сегодня в своем собственном независимом государстве. Демонстрация военной мощи не может отразить духовные достижения еврейского народа, его многовековое стремление к Сиону, его страстную любовь к своей стране – все то, что в конечном итоге привело к созданию государства Израиль. (Предпринимаются, правда, попытки сочетать духовную и материальную суть Дня независимости. Так, в этот день в Иерусалиме проводится конкурс на лучшее знание Священного Писания среди еврейской молодежи из Израиля и стран диаспоры).
Среди прочих предложений о том, какой облик придать Дню независимости, следует отметить идею оформления его как религиозного праздника. Предполагалось отмечать этот день особыми молитвами, праздничными трапезами с зажиганием свечей как в субботу и праздники. Предлагалось даже написать особую «Гагаду Дня независимости» по образцу пасхальной Гагады. Однако эта идея, как и остальные, не укоренилась в народе, и до сих пор не найден ответ на вопрос о том, как достойно отмечать этот день.
Галель
Уже в первый год существования государства Израиль Главный раввинат составил особые молитвы для Дня независимости. Решено было также, что в «Шахарит» будут читать «Галель», но без благословения. В связи с этим решением вспыхнула общественная дискуссия, и в конце концов раввинат изменил свое решение, постановив, что в День независимости «Галель» следует читать с благословением.
Во многих «сидурах» напечатан распорядок молитв Дня независимости, включающий «Изкор», поминовение душ жертв Катастрофы и погибших солдат Армии обороны Израиля, молитвы во здравие руководителей государства и его защитников, а также особую молитву за благополучие государства (в некоторых общинах эти молитвы произносят каждую субботу).
Но дело будущего – определить духовный облик этого дня, который отразит и чудо воссоздания еврейского государства, и осуществление пророчества о возвращении евреев, рассеянных по всему свету, на Родину, и тот факт, что Страна Израиля находится теперь в еврейских руках, и что создание государства Израиль – шаг огромной важности в осуществлении мечты о полном освобождении еврейского народа.
28 ияра - День освобождения Иерусалима
В месяце нашего возрождения, в месяце ияр, есть еще одна памятная дата. В 1967 г. на 19-м году существования государства Израиль возникла чрезвычайно опасная ситуация. Правители арабских государств угрожали развязать жестокую войну на уничтожение и сосредоточили огромные силы на границах нашей страны. У Израиля не оставалось никакого выбора, он обязан был первым нанести удар сразу на трех фронтах, чтобы разорвать кольцо вражеских армий. И с Б-жьей помощью Армия обороны Израиля добилась ошеломляющего успеха, наголову разбив арабские армии на Синайском полуострове, на Голанских высотах, в Иудее и Самарии. Война продолжалась всего шесть дней! Исторической кульминацией этой войны был ее четвертый день, 28 ияра 5727 г., когда еврейские воины освободили Старый город Иерусалима – а вместе с ним Храмовую гору и часть окружавшей ее стены – Западную стену (Стену плача), единственное, что осталось от комплекса строений Иерусалимского Храма.
28 ияра навеки останется «Днем Иерусалима». Главный раввинат Израиля постановил, что в этот день надлежит читать «Галель» с благословением. Принято в этот день совершать паломничество в Иерусалим – подобно паломничеству на праздник, чем мы выражаем нашу любовь к древней столице народа Израиля и нашу надежду на скорое восстановление Храма.