Ноябрь 2018 / Кислев 5779

Абсолютно вне подозрений | 01.07.2013

В конце недельной главы Матот Тора рассказывает о том, что два колена — Реувена и Гада — пожелали обосноваться на тучной земле, лежащей перед Иорданом (к востоку от Израиля).

Спокойствие, только спокойствие! | 01.07.2013

Из недельной главы Матот мы узнаем о том, что по велению Б-га народ Израиля отправился на войну с Мидьяном, - отомстить за своих погибших.

О передышках в пути | 01.07.2013

Недельная глава «Масэй», в буквальном переводе означает «поездки». Открывает главу детальное описание всех перемещений евреев в пустыне — от выхода из Египта до границ Эрец Исроэль. Большинство стихов в этом отрывке выглядят так: «И вышли из... и остановились в...»

Ошибка в меню... | 01.07.2013

""И Вс-вышний простит ей." (Бемидбар 30:13) Речь идёт о случае, когда замужняя женщина приняла на себя обет, муж отменил его, а она, не зная об отмене, всё-таки нарушила.

Соблюдая траур | 01.07.2013

В Талмуде, в конце третьей главы Трактата Бава Батра, написано: «Когда Второй Храм оказался разрушенным, многие из евреев запретили себе вино и мясо».

История с географией | 01.07.2013

Перечисление всех стоянок в пустыне со скрупулезным упоминанием давно забытых географических названий - одно из самых непонятных мест Торы. Ведь речь идёт не о летописи.

Недельная глава Торы - раздел Пинхас | 29.06.2013

Всевышний наградил Пинхаса за совершенное им возмездие: Он заверил его, что тот может не бояться мести ...

Семнадцатого тамуза | 25.06.2013

Семнадцатое тамуза – один из четырех постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с Постом Гедальи (3 тишрей), Десятым тевета и Девятым ава. 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар начал осаду Иерусалима, 17 тамуза его солдаты проломили городскую стену, а тремя неделями позлее, 9 ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжен Храм.

По закону или по праву? | 24.06.2013

И все-таки Биламу удалось сократить численность евреев. Как сказано об этом в Трактате Сангедрин (106а): «Б-г евреев не терпит разврата; подсунь им женщин и они пойдут за ними, нарушив закон Вс-сильного».

Аннуляция проклятия | 24.06.2013

В самом начале нашей недельной главы Создатель говорит: «Пинхас, сын Эльазара, сына Аhарона Коhена, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности моей» (Пинхас 25:11).

Недельная глава Торы - раздел Балак | 18.06.2013

Когда вышедшие из пустыни сыны Израиля приблизились к стране Моав, ее царь Балак обратился за помощью к...

О пользе ремесел, или изучая «Пиркей авот» | 18.06.2013

Сказал Шмая: «Люби труд, ненавидь высокие должности, и держись подальше от власть имущих».

На ошибках учатся, но не все... | 18.06.2013

Наша недельная глава начинается с того, что Балак, правитель Моава обращается за помощью к знаменитому колдуну Биламу. На это правителя толкает то обстоятельство, что евреи, идущие в Эрец Исроэль — рядом.

Цель оправдывает средства? | 18.06.2013

В трактате Кидушин (30б) сказано: «йецер hapa (злое желание) человека обновляется каждый день...» Можно сказать, что йецер появляется каждый день в новом облике.

Размышления по поводу одной незадавшейся судьбы | 18.06.2013

В начале нашей недельной главы моавский царь Балак, узнав о приближении евреев, опасается за судьбу своей страны и собирается предпринять необходимые меры.

Недельная глава Торы - раздел Хукат | 15.06.2013

Недельная глава “Хукат” (“Закон”) начинается с одного из законов очищения от ритуальной...

Как мертвому припарки | 12.06.2013

"Сказал рабби Ами: "Почему смерть Мирьям соседствует в Торе с законами красной коровы? Чтобы сообщить нам, что как красная корова искупает, так и смерть праведников искупает” " (Моэд Катан 28а).

Контроль | 11.06.2013

Обычная судебная практика полагает, что к людям, совершившим преступление в состоянии аффекта, то есть в момент неконтролируемой вспышки гнева, надо проявлять снисходительность..

Даже из черствого сердца | 11.06.2013

Сказано в нашей недельной главе: «Приобщился Аhарон к народу своему, ибо не войдет он в страну, которую дал Я сынам Израиля, за то, что вы выступили вопреки слову моему в Мей-Мерива».

«Поцелуй Вс-вышнего» | 10.06.2013

В недельной главе Хукат история евреев в пустыне делает резкий скачок и переносит нас в конец сорокалетнего периода. Середина главы рассказывает о смерти Аhарона.

Спрашивает: Григорий Россия, Moscow   

Уважаемый реб Хаим! У меня два вопроса. Про молитву Шма. В первой части всё говорится в единственном числе, поэтому всё понятно. Но во второй части сказано: вэ лимадтем отам бнейхем ледабер бам, бе шивтеха... увлехтеха... Получается смешение единственного и множественного числа. Как это понять? Научи сыновей своих произносить (эти слова), когда ты сам сидишь, идешь... ? Сыновья должны произносить, когда ты идешь? Или, когда они идут? Или "когда ты сидишь и идешь, то в это время учи сыновей произносить эти слова"? Вряд ли это просто повторение первого стиха, в Торе ведь нет бессмысленных повторов, здесь должен быть иной смысл? Второй вопрос про Книгу Ионы. Ведь Ниневия была языческим городом. И даже когда жители покаялись, они же не стали ни евреями, ни атеистами (а христианства и ислама тогда не существовало), то есть они продолжали быть идолопоклонниками и, следовательно, не выполняли заповеди бней-Ноах. Какое же это покаяние, и за что Б-г их простил? С уважением, Григорий Меламедов

Ответ: 02.11.2018  | Молитва

В принципе, немало комментариев посвящено этому вопросу. Один из них: во множественном числе Творец обращается ко всей Общине Израиля, говоря о принятии заповедей, что дарует Б-жественное благословение всему народу, а в единственном – к каждому еврею, дабы он пришел к счастью. Суть пророчества Йоны, обращенного к жителям Ассирии, сводилась к соблюдению ими 7 заповедей. Именно в этом они и раскаялись.

Спрашивает: Меир Россия: Москва, Москва   

Я соблюдающий еврей. Вопрос, есть ли запрет трубить в шофар вне элула и Рош--а-шана и чуть-чуть Йом-кипура?

Ответ: 01.11.2018  | Толкование писания

Нет запрета трубить в шофар не протяжении всего года, кроме суббот и праздников, в которые мудрецы установили нам запрет играть на музыкальных инструментах из опасения, что они сломаются, и человек станет их чинить. Тора повелевает нам трубить в шофар в Дни Суда – Рош Ашана, ибо это приводит к пробуждению трепета перед Небесами. В другие дни года к богобоязненности следует приходить иным способом – посредством изучения Мусара – мудрости трепета. 

Спрашивает: Сергей Россия: Санкт-Петербург, С-Петербург   

Доброго времени суток. В разговоре один "несоблюдающий" иудей сказал - Проще не соблюдать вообще, чем постоянно нарушать. Как это понять? Ведь "не соблюдать" и "нарушать" имеют одинаковое значение. Спасибо.

Ответ: 25.10.2018  | Мусар

Действительно, высказывание неверное и странное, и в сокровищницу изречений не войдет.

Задать вопрос раввину