Декабрь 2024 / Кислев 5785

По закону или по праву?

И все-таки Биламу удалось сократить численность евреев. Как сказано об этом в Трактате Сангедрин (106а): «Б-г евреев не терпит разврата; подсунь им женщин и они пойдут за ними, нарушив закон Вс-сильного». Именно это и посоветовал Билам царю Моава, - подсунуть женщин. Сработало.

Придется нам с вами сделать небольшое отступление и для полного освещения произошедших событий вернуться немного назад. В конце главы Балак читаем: «25, 1. И жил Исраэль в Шитим, и стал народ блудодействовать с дочерьми Моава 2. И звали они народ на трапезы жертвенные своим божествам, и ел народ, и поклонялись они их божествам...5. И сказал Моше судьям Исраэля: Убейте каждый своих людей, приставших к Баал-Пеору. 6. И вот некто из сынов Исраэля пришел и привел к братьям своим женщину из Мидьяна на глазах у Моше и на глазах у всей общины сынов Исраэля, и они плакали у входа в шатер собрания. 7. И увидел Пинхас, сын Элазара, сына Агарона-священослужителя, и встал он из среды общины, и взял он копье в руку свою, 8. И вошел вслед за мужем-исраэли в шатер, и пронзил обоих, мужа-исраэли и женщину в чрево ее, — и прекратилось поветрие у сынов Исраэля. 9. И было умерших от поветрия двадцать четыре тысячи». В начале главы Пинхас Творец награждает отважного героя за совершенный поступок: «10. И говорил Господь Моше так: 11. Пинхас, сын Элазара, сына Агарона-священослужителя, отвратил ярость Мою от сынов Исраэля тем, что возревновал Моей ревностью среди вас, и не истребил Я сынов Исраэля ревностью Моей. 12. Потому скажи. Вот Я даю ему Мой завет, (завет) мира. 13. И будет ему и потомству его после него заветом священо-служения вечного за то, что возревновал он за Б-га своего и искупил сынов Исраэля».

Как объясняет Мидраш Бемидбар Раба (21): «Сказал Вс-вышний: «По закону (бе-дин) возьмет себе награду!»» Другими словами, эта награда ему полагается! Он ее заработал!

Многих этот Мидраш удивляет! Ведь «по закону» человеку не положена награда за соблюдение заповедей, будь то повелительные, или, тем более, запретительные! Как приводят наши Мудрецы (Ваикра Раба, 27): «Говорит Руах га-Кодеш: кто опередил Меня и Я ему должен отплатить?! Кто прославил Меня до того, как Я дал ему душу?! Кто обрезал своего сына перед тем, как Я дал ему ребенка мужского пола?! Кто сделал ограду на крыше своего дома (заповедь из Торы) до того, как Я дал ему крышу?! Кто повесил мезузу перед тем, как Я дал ему дом? Кто построил сукку до того, как Я дал ему место?! И т.д.» Но если так говорит сам Творец, как можно сказать, что кому-то полагается, награда??!! Да еще «по закону»?! По какому такому закону?!

Гаон Раби Хаим Цви Мангаймер, отвечая на данный вопрос, подвергает анализу тему награды и наказания. Причем делает это искусно и точно. Он начинает свое рассуждение с постановки обобщенного вопроса: является ли награда за заповеди, исполненные человеком, «полагающейся ему по закону», или она дается сверх того, что он должен был бы получить. Ведь если награда полагается по закону, то почему тогда невыполнение заповедей влечет за собой наказание?!

Отвечая на этот вопрос, рабби Мангаймер поясняет, что никогда достоинство и недостаток (так же, как награда и наказание) не сосуществуют в одной и той же вещи. Ну например, если кто-то умеет играть на скрипке, все понимают, что это его преимущество и достоинство, однако тот, кто не владеет этим инструментом, не считается ущербным и недостаточным. Никому и в голову не придет так считать!

Другими словами, если предположить, что соблюденные заповеди - это некое достоинство, то за это полагается и награда, ведь не у каждого это достоинство есть, и человеку понадобилось затратить немало усилий, долго, настойчиво работать, чтобы это достоинство приобрести. А вот отсутствие достоинства вряд ли следует наказывать. (Ну не играет на скрипке, что поделать!..) Так нельзя наказывать и того, кто заповеди не соблюдает. Не работал, не проявил усердия, жаль... но это его проблема. Тот же, кто усердно выполнял заповеди - получил преимущество, то есть сверх того, что положено человеку! Это одна сторона.

Но можно посмотреть и с другой стороны: если принять, что наказание за несоблюдение полагается «по закону», тогда почему за соблюдение следует выдавать награду? Ведь надо понимать, что несоблюдение - это недостаток, это минус, который нельзя допускать! К примеру, за убийство мы наказываем, и наказываем «по закону» - ведь это явно плохо. Но не скажем же мы теперь, что тот, кто не убивает, удостоится великой награды! Он всего лишь выполняет свои обязанности, поступает «по закону»! И за это ему никакой награды не положено!

Если вы вконец не запутались, то прежде, чем продолжить, приведем еще пример: когда велим ребенку не брать конфеты без разрешения, ясно, что за нарушение будет наказание (по закону), однако за соблюдение родительского запрета никакой награды не будет - такое поведение всего лишь норма! Если же малыша спросили: «Можешь помочь?» - и он помог, ему полагается награда. Не помог - никто наказывать не будет, ведь он не обязан был помогать! На этот кажущийся парадоксальным вопрос рав Мангаймер отвечает следующее: именно наказание за несоблюдение полагается «по закону»! А награду за соблюдение Вс-вышний дает не по закону, а по своей личной милости и доброте, несмотря на то, что по закону мы ее не достойны!

Согласно этому объяснению, рав Мангаймер комментирует следующий посук в Тегилим (62,12): «Однажды говорил Б-г -дважды это слышал я, что сила - у Б-га. (13) И у Тебя, Г-споди, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его».

«Однажды говорил Б-г» - Б-г за-поведал нам соблюдать Его заповеди. «Дважды это слышал я» -    (1) за соблюдение награда, (2) за нарушение - наказание. Дальше следует скрытый вопрос, которым задались и мы -как же такое возможно?! Ответ заключен в этом же посуке: на самом деле, «сила у Б-га», то есть соблюдать и исполнять мы обя-заны по умолчанию (by default), а наказание полагается «по за-кону». Однако тем, кто соблюдает заповеди, Вс-вышний воздает благом по доброте Своей - «и у Тебя, Г-споди, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его»!!!

Теперь мы сможем понять и то, почему Пинхасу полагалась награда «по праву». Ведь все сказанное выше относится только к тем заповедям, которые человек обязан выполнять по умолчанию. Однако то, как сформулирован закон о возлежащем с нееврейкой (боэлъ арамит), принципиально отличает его от других законов. В этом законе сказано, что «ревнители расправляются с ним» (т.е. имеют право убить). Даже придя в суд и спросив, что делать в такой ситуации, вы не получите от суда смертного приговора для нарушившего запрет! (Моше не сказал Пинхасу - «Иди и убей их!») Ведь только ревнителям разрешено убивать! Значит, Пинхас «по закону» не был обязан совершать подобные действия! Сделав же это по своей доброй воле, по своему выбору, он, тем самым, заработал награду!

За все, что человек и так обязан делать, он получает либо наказание по праву, либо награду - по милости Творца. Но за то, что не обязан, - получает награду по закону!!!

Поэтому-то и сказано в Мидраше: «По праву возьмет награду свою!»

р. Пинхас Регентов - по материалам вестника "Кol Уaakov"